ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-3922/08 от 29.12.2008 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Мурманск, 183049, ул. Книповича, 20

E-mailсуда:arbsud.murmansk@polarnet.ru

  http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-3922/2008

«29» декабря 2008 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области: Евтушенко О.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) Мончегорское отделение № 4926

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области

о признании недействительным решения № 140 от 19.06.2008г.

при участии в заседании представителей:

заявителя-   Павловой Е.Ю., дов. № 01-2/24-240 от 28.11.2007г., реестр № КС-12032

ответчика -  Казанцевой Н.В., дов. № 14/267 от 11.01.2008г., Шагалина Ф.А., дов. № 14/240 от 11.01.2008г.

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 23.12.2008г.

Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 29.12.2008г.

установил:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) Мончегорское отделение № 4926 (далее - Банк, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС № 5 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения налогового органа от 19.06.2008г. № 140 о привлечении к налоговой ответственности по статье 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В обоснование заявленных требований Банк указал, что запрос налогового органа о представлении выписки по операциям на счете муниципального учреждения «Служба единого заказчика Ловозерского района» (далее - выписка по операциям) за период с 01.01.2007г. по 31.03.2008г. поступил 07.04.2008г., и в этот же день справка об остатках денежных средств на счете организации с приложением выписки по счету были направлены в Инспекцию. Заявитель не согласен с позицией Инспекции о том, что представление выписки по операциям по форме, отличной от формы, утвержденной Приказом ФНС от 30.03.2007г. № ММ-3-06/178@, является непредставлением запрашиваемой выписки, и, соответственно, налоговым правонарушением, предусмотренным статьей 135.1 НК РФ.

Данная позиция налогового органа основана не на нормах закона, а на Письмах ФНС от 11.12.2007г. № 06-1-04\797@ «По вопросу соблюдения налоговыми органами утвержденных форм документов», от 11.10.2007г. № ШТ-6-06\774@ «Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля», от 25.07.2007г. № 06-1-04\495@ «О порядке исполнения запросов налоговых органов», которые являются разъяснениями по конкретной ситуации, и не носят нормативного характера.

Кроме того, Банк привлечен к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 86 НК РФ, в то время как форма и порядок представления банками информации по запросам налогового органа содержатся в пункте 3 статьи 86 НК РФ, ответственность за нарушение которого статьей 135.1 НК РФ не предусмотрена.

В письменных пояснениях к заявлению Банк указал, что выписка по операциям была представлена Дополнительным офисом № 4926/01374 в той форме, по которой на момент предоставления данная выписка распечатывалась из программного обеспечения АС БИК IBSO(л.д. 136-137).

Инспекция представила письменный отзыв на заявление (л.д. 41-42), в котором просила суд отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований, приводя доводы, изложенные в заявлении, и пояснении к нему.

Представители Инспекции против удовлетворения требований заявителя возражали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) 20.06.1991г. зарегистрирован Центральным банком Российской Федерации; внесен в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027700132195 (л.д. 25).

Как следует из материалов дела, налоговый орган письмом от 11.03.2008г. № 231 обратился в Банк с запросом о представлении выписки по операциям за период с 01.01.2007г. по 01.03.2008г.

С сопроводительным письмом от 02.04.2008г. № 04-24/7214 Инспекция направила в адрес Банка запрос от 24.03.2008г. № 248 о представлении выписки по операциям за период с 01.01.2007г. по 31.03.2008г. (л.д. 9, 35).

Указанный запрос был получен Дополнительным офисом № 4926/01374 Мончегорского отделения Банка (с. Ловозеро) 07.04.2008г. и, согласно отметке сотрудника Банка, исполнен в этот же день (л.д. 9).

Налоговый орган, получив ответ на запрос от 24.03.2008г., установил, что выписка по операциям по форме, утвержденной Приложением № 4 к Приказу ФНС РФ от 30.03.2007г. № ММ-3-06/178@, в установленный законодательством срок Банком не представлена.

Указанное нарушение налогового законодательства Инспекция отразила в акте от 22.05.2008г. № 124, на который Банк представил письменные возражения (л.д. 17-19, 36).

19.06.2008г. заместителем начальника Инспекции было вынесено решение № 140 о привлечении Банка к налоговой ответственности по статье 135.1 НК РФ за непредставление справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 10 000 руб. (л.д. 13-16).

Не согласившись с указанным решением, Банк обратился с заявлением в суд.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Пунктом 3 статьи 86 НК РФ определено, что форма и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Ответственность за неисполнение в срок таких запросов предусмотрена статьей 135.1 НК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.

Статьи 86 и 135.1 НК РФ не содержат четко фиксированный объем сведений, формирующих содержание выписки по операциям.

Однако Приказом Федеральной налоговой службы от 30.03.2007г. № ММ-3-06/178@ утвержден «Порядок предоставления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов» (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 5 которого в выписке по операциям, представляемой в соответствии с запросом налогового органа, указывается, в том числе, следующая информация: полное наименование организации, в отношении которой представляется выписка; ее ИНН/КИО, КПП/фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), в отношении которого представляется выписка, его ИНН; номер счета организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) по операциям, на котором представляется выписка; цифровой код вида валюты счета (в соответствии с Общероссийским классификатором валют); период времени, за который представляется выписка (далее - период); номер (номера) операции по порядку (указывается в порядке осуществления операций по счету); дата совершения операции; вид (шифр), номер и дата (указывается при наличии) документа, на основании которого банком была совершена операция по счету; номер корреспондентского счета банка плательщика/получателя денежных средств; наименование, БИК банка (наименование, реквизиты иностранного банка) плательщика/получателя денежных средств; наименование, ИНН/КИО, КПП плательщика/получателя денежных средств; номер счета плательщика/получателя денежных средств; сумма операции по счету (по дебету/кредиту счета); назначение платежа по каждой операции; остаток по счету на начало периода; сумма по дебету счета за период; сумма по кредиту счета за период; остаток по счету на конец периода.

Также, в приложении № 4 к Приказу Федеральной налоговой службы от 30.03.2007г. № ММ-3-06/178@ утверждена форма выписки по операциям.

В ходе судебного рассмотрения спора судом было установлено, что представленная Банком 07.04.2008г. выписка по операциям не соответствовала форме, установленной приложением № 4 к Приказу Федеральной налоговой службы от 30.03.2007г. № ММ-3-06/178@, поскольку она не содержала реквизиты документов (номера), а так же наименования получателей и плательщиков денежных средств. В выписке по операциям были отражены лишь номера корреспондирующих счетов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Инспекция на запрос от 24.03.2008г. № 248 получила от Банка недостаточные сведения для проведения анализа и осуществления налогового контроля.

Довод заявителя о том, что в апреле 2008 года Дополнительный офис № 4926/01374 Банка не имел возможности представить запрошенные налоговым органом сведения в полном объеме по причине программной ошибки, а также в связи с обновлением программного обеспечения лишь в мае 2008 года, судом отклоняется по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в мае 2008 года в отделения сберегательных банков поступили обновления программного обеспечения, позволяющие получать специализированные формы отчета на 2008 год, однако сведения за 2007 год заявитель имел возможность представить до поступления указанных обновлений.

До получения в мае 2008 года обновлений, необходимые Инспекции сведения за 2008 год, также могли быть представлены Дополнительным офисом № 4926/01374 Мончегорского отделения Банка, поскольку аналогичные сведения за 2008 год по установленной форме были представлены в налоговый орган Апатитским ОСБ № 8017, сотрудники которого подтвердили возможность получения отчета по новой форме до даты поступления обновлений, что подтверждается протоколами допросов свидетелей от 11.12.2008г. (л.д. 128-135).

В ходе судебного рассмотрения спора ответчиком был сделан запрос в Апатитское отделение ОСБ № 8017 по вопросу предоставления данных, подтверждающих дату направления Банком в Дополнительный офис № 4926/01675 и Дополнительный офис № 01675 Апатитского отделения Банка № 8017 обновления программного обеспечения, позволяющего представлять в налоговые органы выписки по операциям по установленной форме (л.д. 97).

Согласно ответу, полученному от Апатитского отделения ОСБ № 8017, программное обеспечение во все дополнительные офисы и структурные подразделения Мурманской области устанавливается централизованно. Операция «Спб. Выписка (Администратор)», которую использовал в работе Дополнительный офис № 01675 Апатитского отделения ОСБ № 8017 для формирования универсальных выписок по операциям по запросам налоговых органов, была установлена в АС БИК IBSO 22.02.2006г. Дополнительная функция, позволяющая получить специализированные формы отчета по операциям на счетах организации по запросам налоговых органов, была установлена 25.05.2008г. (л.д. 96).

Согласно показаниям свидетеля Лоскутовой Ю.А., ведущего инженера отдела информатизации и автоматизации банковских работ Мончегорского ОСБ 4926 (л.д. 113, 128 - 129), допрошенной в судебном заседании, и в порядке статьи 90 НК РФ, исполнить запрос налогового органа не представилось возможным, при распечатке происходила ошибка, в связи с чем Банком направлялся запрос в вышестоящую организацию в город Санкт-Петербург, где посоветовали использовать другую операцию, без префикса «СПб.», однако при распечатке отчета происходила ошибка, в отчет попадали не все сведения, в связи с чем в дальнейшем они уточнили программу и прислали обновление в мае 2008 года. Также Лоскутова Ю.А. пояснила, что для получения выписок по операциям на счете по запросам налогового органа используется централизованное программное средство АС БИК IBSO; формированием выписок по операциям на счете занимаются сотрудники сектора обслуживания юридических лиц как в Мончегорском отделении № 4926 Сбербанка России, так и в Дополнительном офисе № 4926/01374 Мончегорского отделения № 4926 (с. Ловозеро). К ней за помощью обращаются лишь в ходе выявлении ошибок в программе, в том числе при формировании данных выписок по операциям на счете. При формировании выписки по операциям на счете МУ «Служба Единого Заказчика» Ловозерского района по запросу Инспекции от 24.03.2008г. № 248, она участия не принимала, заведующая Дополнительным офисом № 4926/01374 Мончегорского отделения № 4926 (с. Ловозеро) за помощью в формировании выписки к ней не обращалась. Однако по запросу от 06.05.2008г. она обращалась в диспетчерскую службу в г. Санкт-Петербург в связи с ошибкой при формировании выписки по операциям на счете в Дополнительном офисе № 01369 Мончегорского отделения № 4926 (г. Оленегорск). Информация, полученная 07.05.2008г. от диспетчерской службы, была передана сотрудникам сектора обслуживания юридических лиц Дополнительного офиса № 01369 Мончегорского отделения № 4926 (г. Оленегорск).

Согласно показаниям свидетеля Ермиловой О.Е., начальника сектора обслуживания юридических лиц Дополнительного офиса № 8017/01675 Апатитского отделения № 8017 Сбербанка (г. Ковдор), допрошенной в порядке статьи 90 НК РФ (л.д. 132 - 133), на нее возложена обязанность по формированию выписок по операциям на счете и представлению их по запросам налогового органа. Для получения выписок по операциям на счете по запросам налогового органа используется централизованное программное средство АС БИК IBSO. Выписки по операциям на счетах за 2007 и 2008 г.г. по запросам налогового органа № 92 от 25.12.2007г. формировались из архивной базы с выполнением пунктов Меню: Финансовые счета - СПб. Открытые счета - печать - СПб. Выписка (Администратор) - Лазерный. Рублевая выписка за период. До печати в Параметрах выбирается Режим - графический.

Аналогичные пояснения о формировании выписок по операциям по запросам налогового органа дала допрошенная в качестве свидетеля в порядке статьи 90 НК РФ ведущий инженер отдела информатизации и автоматизации банковских работ Дополнительного офиса № 8017/01675 Апатитского отделения № 8017 Сбербанка (г. Ковдор) Арчикова Т.З. (л.д. 134 - 135).

Представители ответчика подтвердили, что в течение 2007 - 2008г.г. по запросам налогового органа отделения Сбербанка России представляли в Инспекцию выписки по установленной форме.

Довод Банка о том, что операция «СПб «Выписка (Администратор)», которой пользовалось Апатитское ОСБ № 8017 для распечатки выписки по операциям, не предназначена для использования в текущей работе пользователями, и используется только для настройки шаблонов, судом не принимается, поскольку Банк, по мнению суда, не проявил надлежащей степени заботливости при решении вопроса о представлении выписки по запросу налогового органа, и не исполнил требование налогового органа в установленный срок.

Доказательств тому, что на дату получения от ответчика запроса Банк не имел возможности представить выписку по установленной форме, в том числе и за 2007 год, заявителем суду не представлено.

Как следует из материалов дела, Мончегорское ОСБ 4926 обратилось в диспетчерскую службу в г. Санкт-Петербург только 06.05.2008г. в связи с ошибкой при формировании выписки по операциям на счете в Дополнительном офисе № 01369 Мончегорского отделения № 4926 (г. Оленегорск), а в отношении выписки по счету, находящемуся в Дополнительном офисе 4926/01374 Мончегорского отделения № 4926 (с. Ловозеро) такой запрос не направлялся (л.д. 104 - 107).

Кроме того, как следует из материалов дела, Банком 19.06.2008г. была представлена в налоговый орган выписка по операциям, оформленная по установленной форме (л.д. 37-40).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Дополнительным офисом № 4926/01374 Мончегорского отделения Банка по запросу налогового органа от 24.03.2008г. № 248 могла быть представлена выписка по операциям по форме, утвержденной в приложении № 4 к Приказу Федеральной налоговой службы от 30.03.2007г. № ММ-3-06/178@.

По мнению Банка, статьей 135.1 НК РФ установлена правовая ответственность за непредставление банком справок (выписок) по операциям, в то время как выписка по операциям была им представлена по форме отличной от формы, установленной указанным Приказом.

Данный довод заявителя судом не принимается, поскольку представленная Банком 07.04.2008г. информация являлась неполной, и не могла быть использована налоговым органом с той целью, с которой она запрашивалась, следовательно, запрос Инспекции фактически исполнен не был.

Довод заявителя о том, что позиция Инспекции основана не на нормах закона, а на письмах Федеральной налоговой службы, которые являются разъяснениями и не носят нормативный характер, судом отклоняется, поскольку требования налогового органа основаны на нормах статьи 86 НК РФ и положениях «Порядка предоставления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов», утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 30.03.2007г. № ММ-3-06/178@.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что привлечение заявителя решением Инспекции от 19.06.2008г. № 140 к ответственности по статье 135.1 НК РФ является обоснованным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

р е ш и л:

В удовлетворении требований акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) Мончегорское отделение № 4926 о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС № 5 по Мурманской области от 19.06.2008г. № 140 отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья О.А. Евтушенко