АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Книповича, д. 20 город Мурманск, 183950
Мурманск, 183049, ул. Книповича, 20
E-mail суда: arbsud.murmansk@polarnet.ru
http://murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-4085/2008
«07» ноября 2008 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области: Евтушенко О.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Ловозерский ГОК»
к Межрайонной Инспекции ФНС № 5 по Мурманской области
о признании частично недействительным решения № 297 от 13.05.2008г.
при участии в заседании представителей:
от заявителя - ФИО1, дов. № 14-122 от 18.01.2007г.
от ответчика - ФИО2, дов. № 14/264 от 11.01.2008г., ФИО3, дов. № 14/252 от 11.01.2008г.
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 30.10.2008г.
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 07.11.2008г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ловозерский ГОК» (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения налогового органа от 13.05.2008г. № 297 о доначислении налога, пеней и санкции по результатам выездной налоговой проверки.
В дополнениях к заявлению Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило заявленные требования, и просило признать недействительным решение Инспекции в части доначисления единого социального налога в сумме 126 811,01 руб. и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 147 946,19 руб., с соответствующими пенями и санкциями.
В обоснование своих требований в заявлении и дополнениях к нему, Общество, со ссылкой на «Положение о военизированных горноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.01.1995г. № 47 (далее - Постановление Правительства РФ от 16.01.1995г. № 47), «Положение о денежном довольствии личного состава военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности», утвержденное Комитетом Российской Федерации по металлургии 17.05.1996г. (далее - Положение о денежном довольствии), указало, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) компенсации коммунальных услуг за жилье работникам военизированного горноспасательного отряда не подлежат налогообложению при исчислении ЕСН. Кроме того, право на компенсационные выплаты работникам военизированных горноспасательных частей при оплате ими стоимости жилищно-коммунальных услуг подтверждено вышестоящим налоговым органом в решении от 26.06.2008г. № 293, куда заявитель обращался с жалобой на решение Инспекции. Вместе с тем, вышестоящий налоговый орган необоснованно указал, что ввиду отсутствия установленных в муниципальном образовании Ловозерский район норм потребления жилищно-коммунальных услуг, подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не может быть применен.
В письменном отзыве на заявление ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что пунктом 30 Постановлением Правительства РФ от 16.01.1995г. № 47 предусмотрено предоставление работникам ВГСЧ и их семьям служебных жилых помещений за счет военизированных горноспасательных частей, следовательно, не предусмотрены компенсационные выплаты за пользование жильем, принадлежащим на праве собственности, либо находящимся в аренде, а также возможность замены предоставления служебного жилья указанными выплатами. Другими актами законодательства Российской Федерации, законодательными актами Мурманской области и решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты за пользование жильем работникам военизированных горноспасательных частей также не предусмотрены, а потому данные выплаты не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 стать 238 НК РФ, и подлежат обложению единым социальным налогом.
В дополнении к отзыву Инспекция указывает, что Управление ФНС по Мурманской области в своем решении подтвердило, что компенсационные выплаты работникам военизированных горноспасательных частей не должны облагаться единым социальным налогом в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, однако при этом должно быть соблюдено условие, что органами местного самоуправления разработаны нормы указанных выплат.
В то же время, ссылки Общества на постановление Администрации Ловозерского района от 10.02.2005г. № 41, которым установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг в муниципальном образовании Ловозерский район, не обоснованны, поскольку указанные нормативы разработаны во исполнение раздела VII Жилищного кодекса РФ, Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» № 4218-1 от 24.12.1992г., и в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.07.2004г. № 392 и от 23.12.2004г. № 377-ПП/12. По мнению налогового органа, такие нормативы должны быть разработаны во исполнение Положения о денежном довольствии личного состава военизированных горноспасательных частей металлургической промышленности, отдельно для указанной категории лиц, в связи с чем ссылка заявителя на постановление Администрации от 10.02.2005г. № 41 является необоснованной.
В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении, и дополнениях к нему.
Представители ответчика против удовлетворения требований заявителя возражали, мотивируя доводами, изложенными в отзыве на заявление, и дополнении к нему.
По делу установлено, что в период с 14.01.2008г. по 15.02.2008г. Межрайонной Инспекцией ФНС № 5 по Мурманской области на основании решения и.о. руководителя Инспекции от 14.01.2008г. № 1 была проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью «Ловозерский ГОК» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 08.02.2005г. по 31.12.2006г. по налогу на прибыль, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
По результатам проверки составлен акт от 04.04.2008г. № 18, на основании которого 13.05.2008г. заместителем руководителя Инспекции, с учетом представленных Обществом возражений, вынесено решение № 297 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и пункту 2 статьи 120 НК РФ в виде штрафов на общую сумму 50 216,49 руб. Также Обществу были доначислены и предложены к уплате единый налог на вмененный доход в сумме 266 руб., единый социальный налог в сумме 371 261,2 руб., и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 200 283,75 руб. с соответствующими пенями.
Налогоплательщик обжаловал решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган, и 26.06.2008г. Управлением ФНС по Мурманской области решение было оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения. 26.06.2008г. указанное решение было направлено Обществу с сопроводительным письмом, и получено им 30.06.2008г.
Посчитав, что Инспекция необоснованно включила в налогооблагаемую базу по ЕСН компенсационные выплаты работникам военизированных горноспасательных частей, доначислив Обществу налог, пени и санкции, заявитель обратился в суд.
Выслушав пояснения представителя заявителя, возражения представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Общество, в силу пункта 1 статьи 235 НК РФ, является плательщиком единого социального налога как организация, производящая выплаты физическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей.
Профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования в федеральных органах исполнительной власти на постоянной штатной основе создаются решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Конкретные источники финансирования аварийно-спасательных служб и порядок использования ими финансовых средств определяют органы исполнительной власти, создающие эти службы и формирования.
Постановлением Правительства Мурманской области от 17.11.2005г. № 426-ПП военизированный горноспасательных взвод ООО «Ловозерский ГОК» включен в перечень сил и средств постоянной готовности Мурманской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, на военизированный горноспасательный взвод ООО «Ловозерский ГОК» распространяется действие Положения о военизированных горноспасательных частях по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.01.1995г. № 47.
Пунктом 26 названого Положения определено, что оплата туда работников рядового и командного состава ВГСЧ, премирование и стимулирование их высокой готовности и эффективности их действий при спасении людей, а также выплата вознаграждений, льгот и компенсаций осуществляется в размерах, установленных для соответствующих категорий рабочих, специалистов и руководителей обслуживаемых предприятий (объектов).
Положение о денежном довольствии военизированного состава ВГСЧ утверждается Комитетом Российской Федерации по металлургии.
Во исполнение данного постановления, а также Закона от 22.08.1995г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» разработано Положение о денежном довольствии личного состава военизированных горноспасательных частей металлургической промышленности, утвержденное Заместителем Председателя Комитета Российской Федерации по металлургии 17.05.1996г. (далее - Положение о денежном довольствии).
В соответствии с пунктом 48 Положения о денежном довольствии стоимость жилья и коммунальных услуг возмещается лицам военизированного состава ВГСЧ и членам их семей, находящихся на их иждивении, по нормам, установленным местными органами власти.
Постановлением Администрации муниципального образования Ловозерский район Мурманской области от 10.02.2005г. № 41, действовавшего по 31.12.2006г., утверждены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг для населения Ловозерского района согласно приложению № 1.
При этом тарифы для расчета компенсаций за техническое обслуживание и коммунальные услуги работникам ВГСЧ ООО «Ловозерский ГОК», утвержденные в 2005 году заместителем руководителя предприятия, не превышают нормативы, уставленные местным органом власти, что не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании.
Кроме того, в развитие Постановления Правительства РФ от 16.01.1995г. № 47, было также разработано Положение о прохождении службы в военизированных горноспасательных частях СПО «Металлургбезопасность», утвержденное Заместителем Председателя Комитета Российской Федерации по металлургии 24.12.1995г., где в разделе IX Социальная защита работников ВГСЧ, в пункте 117 указано, что особенности режима труда и отдыха в военизированных горноспасательных частях компенсируются рядом льгот и преимуществ, установленных в горнодобывающей промышленности для подземных рабочих, в том числе, установлена компенсация коммунальных услуг, оплата путевок в дома отдыха, проезда в отпуск и тому подобное.
Таким образом, анализ перечисленных выше нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что компенсационные выплаты работникам ВГСЧ ООО «Ловозерский ГОК» не подлежат налогообложению при исчислении единого социального налога.
Поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для исчисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ, указанные компенсационные выплаты также не подлежат налогообложению при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решение Инспекции в части доначисления по данному эпизоду ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с соответствующими пенями и санкцией следует признать недействительным, как не соответствующим требованиям налогового законодательства.
В силу статьи 104 АПК РФ, а также учитывая разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 2 Информационного письма от 13.03.2007г. № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 200, 201, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
р е ш и л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» удовлетворить.
Признать недействительным, как не соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации, решение Межрайонной Инспекции ФНС № 5 по Мурманской области от 13.05.2008г. № 297 в части доначисления единого социального налога в сумме 126 811,01 руб. и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 147 946,19 руб., с соответствующими пенями и санкциями, обязав налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 5 по Мурманской области, юридический адрес: город Оленегорск, Мурманской области, ул. Строительная, д. 55, ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/510801001 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ловозерский горно-обогатительный комбинат» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья О.А. Евтушенко