ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4172/16 от 09.08.2016 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20,

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-4172/2016

«16» августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 16 августа 2016 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Кушниренко В.Н., при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Проничевой С.С., после перерыва секретарем судебного заседания Куксиной В.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания", юридический адрес: линия 17-я В.О., д. 66, <...>; почтовый адрес: ул. Героев Рыбачьего, д. 11, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственной жилищной инспекции Мурманской области, ул. Карала Маркса, д. 18, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании недействительным предписания № 432/15 от 26.04.2016

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя –  ФИО1, по доверенности от 11.01.2016;

ответчика – ФИО2, по доверенности от 11.01.2016

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания" (далее – заявитель, Общество, ООО "МУ ЖСК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее – ответчик, Инспекция, ГЖИ МО) № 432/15 от 26.04.2016.

В обоснование требований Общество указало, что повышение тарифа за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД) № 101 по пр. Кольский в г. Мурманске с 01.01.2015 было произведено в соответствии с волеизъявлением собственников помещений в данном доме (кворум 51,09%), доведённым до сведения ООО "МУ ЖСК" заявлением от 08.12.2014. Кроме того, пунктом 5.4 договора управления многоквартирным домом предусмотрено право управляющей организации изменять тариф за оказание услуг данного вида в случае, если общее собрание собственников помещений в МКД в установленный срок не проводилось, или не приняло решение об утверждении нового размера платы за управление, содержание и ремонт общего имущества, в связи с чем оснований для вынесения оспариваемого предписания не имелось.

Инспекция представила отзыв, в котором указала на законность и обоснованность оспариваемого предписания. Полагает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть оформлено только протоколом в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Заявление не является официальным документом, влекущим для сторон правовые последствия.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 02.08.2016 объявлялся перерыв до 09.08.2016.

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в заявлении и в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением начальника ГЖИ МО № 841 от 11.04.2016 в отношении ООО "МУ ЖСК" 25.08.2015 проведена проверка по факту обращения собственника жилого помещения, проживающего по адресу: <...>, по вопросу исполнения условий договора управления МКД в части увеличения размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД.

В ходе проведения внеплановой документарной проверки выявлено, что решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с января 2015 года в размере 28 руб. собственниками помещений в МКД № 101 по пр. Кольский в г.Мурманске на общем собрании не принималось. Однако, в нарушение части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) ООО "МУ ЖСК", осуществляющее управление МКД по вышеуказанному адресу, при начислении платы с 01.01.2015 применяет тариф, не утвержденный на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, о чем составлен акт № 885 от 26.04.2016.

По результатам проверки Обществу выдано предписание № 432/15 от 26.04.2016, которым ООО "МУ ЖСК" предписано привести начисление платы за содержание и ремонт общего имущества собственникам и пользователям жилых помещений в МКД №101 по пр. Кольский в соответствие с решением общего собрания собственников помещений в МКД и частью 7 статьи 156 ЖК РФ; устранить выявленные нарушения части 7 статьи 156 ЖК РФ путем произведения перерасчета с 01.01.2015 размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме № 101 по пр. Кольский; о выполнении предписания сообщить в Инспекцию в срок до 21.06.2016.

Не согласившись с предписанием Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Частью 1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, который проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Из материалов дела следует, что собственниками помещений в доме № 101 по пр.Кольский г.Мурманска выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей компанией. 06.10.2008 общим собранием собственников помещений указанного МКД выбрана управляющая компания - ООО "МУ ЖСК", определена плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере 22 руб. 43 коп.

Из пункта 5.2 договора № 769-101-051/01 управления многоквартирным домом от 06.10.2008 также следует, что размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме на момент заключения договора составил 22 руб. 43 коп.

В квитанциях за декабрь 2014 года Общество начисляло собственникам и пользователям жилых помещений в указанном доме плату за содержание и ремонт общего имущества по тарифу 22 руб. 43 коп. за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц. С января 2015 года Общество начисляло собственникам и пользователям жилых помещений в указанном доме плату за содержание и ремонт общего имущества по тарифу 28 руб. за 1 кв.м общей площади жилого помещения в месяц. Решение об установлении платы за содержание и ремонт общего имущества в размере 28 руб. общим собранием собственников не принималось, что установлено актом проверки от 26.04.2016 № 885.

Обосновывая правомерность действий управляющей компании, заявитель ссылается на то, что в ноябре 2014 года в установленном законом и договором порядке до перехода на расчет по условиям повышенной стоимости, Общество известило собственников помещений о необходимости пересмотра цены на данный вид услуг, разместив информацию в платежных документах, а также вывесив в общедоступном месте сообщение с предложением о внесении изменений в приложения № 2 и № 3 договора управления многоквартирным домом и смету расходов в новой редакции. 16.12.2014 в адрес ООО "МУ ЖСК" поступило заявление (от 08.12.2016) собственников помещений указанного МКД об установлении с 2015 года тарифа в размере не выше 28 руб. за кв.м. ООО "МУ ЖСК" расценило данное заявление, как решение собственников об установлении тарифа за содержание и ремонт общего имущества МКД на 2015 год, принятое в установленном порядке.

Судом отклоняются доводы заявителя по следующим основаниям.

Разделом VII ЖК РФ установлен императивный порядок установление платы за жилое помещение, а также круг лиц, обладающих такими полномочиями. Управляющая компания в силу указанных норм таким правом не наделена.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Приказом Минстроя России от 31.07.2014 № 411/пр "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах" утверждена примерная форма протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" утверждены требования к оформлению протоколов.

Таким образом, оформление в виде заявления решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома действующим законодательством не предусмотрено.

Поскольку общее собрание собственников помещений данного многоквартирного дома в установленном порядке не проводилось, решений по вопросу повышения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома общим собранием собственников не принималось, у управляющей организации отсутствовали правовые основания для повышения платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома с 01.01.2015 до 28 руб. за 1 кв.м.

При таких обстоятельствах Инспекция обоснованно указала на несоблюдение требований части 7 статьи 156 ЖК РФ и выдала Обществу предписание № 432/15 от 26.04.2016.

Существенных нарушений порядка проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания судом не установлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что предписание Инспекции является законным и обоснованным, а требования ООО "МУ ЖСК" не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания" отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья В.Н. Кушниренко