ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4267/14 от 01.04.2015 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

Ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                           Дело № А42-4267/2014

«08» апреля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 1 апреля 2015 года. Полный текст решения изготовлен 8 апреля 2015 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Варфоломеева С.Б.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Проничевой С.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Славянка» в лице филиала «Североморский»

к Администрации сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области

Совету депутатов сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области

третье лицо – Министерство обороны Российской Федерации

о признании незаконным бездействия

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Быкова А.А. – дов.№ Д-115 от 15.12.2014

от ответчиков – Юшиной Л.А. – дов.б/н от 31.03.2015

от третьего лица – Демидовой Е.Г. – дов.№ 212/2/125 от 21.01.2015

от иных участников процесса – нет

установил:

открытое акционерное общество «Славянка» (место нахождения: 129110, г.Москва, пл.Суворовская, д.2, стр.3; ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219) в лице филиала «Североморский» (место нахождения: 183034, г.Мурманск, пр-д Михаила Ивченко, д.8; далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Администрации сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области (место нахождения: 184343, Мурманская обл., Кольский р-н, н.п.Междуречье, д.3а; ИНН 5105031943, ОГРН 1065105014919; далее – Администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда.

В обоснование заявленных требований заявитель считает, что Администрация бездействует, тогда как должна установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов государственного жилищного фонда.

Кроме того, в качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просит обязать ответчика принять меры по установлению такой платы.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования Общества по основаниям, изложенным в заявлении.

Определением суда от 25.07.2014 (л.д.56-59 т.1) к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Совет депутатов сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области (место нахождения: 184343, Мурманская обл., Кольский р-н, н.п.Междуречье, д.3а), в последующем переведённый определением суда от 25.08.2014 (л.д.70-73 т.1) в соответчика (далее – Совет депутатов, ответчик).

Депутатом Совета депутатов Чорным И.Н. заявлены ходатайства об отложении судебного разбирательства, истребовании доказательств по делу и о приобщении документов.

Согласно частям 1, 2, 4 статьи 63 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей. Арбитражный суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, предъявленных указанными лицами суду. В случае непредставления лицом, участвующим в деле, его представителем необходимых документов в подтверждение полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным названным Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных статьями 50 и 60 указанного Кодекса, арбитражный суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.

В силу части 4 статьи 61 АПК РФ полномочия других представителей на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, в ином документе.

Согласно пункту 3 статьи 20 Устава сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области, принятого Решением Совета депутатов от 22.12.2010 № 11/3 (далее – Устав) (л.д.4-18 т.2), Совет депутатов обладает правами юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 21 Устава организацию деятельности Совета депутатов осуществляет Глава поселения, избираемый депутатами из своего состава.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Устава Глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется названным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселения избирается на первом заседании Совета депутатов из числа депутатов на срок полномочий данного состава Совета депутатов, исполняет полномочия председателя Совета депутатов и возглавляет администрацию.

В силу подпункта 34 пункта 1 статьи 29 Устава Глава поселения принимает меры по обеспечению и защите интересов поселения в судах общей юрисдикции, арбитражном суде, а также соответствующих органах государственной власти и управления.

Согласно части 5 статьи 61 АПК РФ доверенность от имени организации должна быть подписана её руководителем или иным уполномоченным на это её учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при наличии печати).

Тем самым, полномочия по представлению интересов Совета депутатов в арбитражном суде должны быть оформлены доверенностью, выданной Главой сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области.

Однако какие-либо документы, что депутат Чорный И.Н. уполномочен представлять интересы Совета депутатов как по настоящему делу, так и в целом в арбитражном суде, отсутствуют. При этом присутствующая в настоящем судебном заседании Юшина Л.А., уполномоченная представлять интересы Совета депутатов доверенностью б/н от 31.03.2015, ходатайство депутата Чорного И.Н. не поддержала.

При таких обстоятельствах ходатайство депутата Чорного И.Н. об отложении судебного разбирательства, истребовании доказательств по делу и о приобщении документов оставлено судом без рассмотрения применительно к пункту 7 части 1 статьи 148 АПК РФ, о чём вынесено соответствующее протокольное определение.

Надлежащий представитель ответчиков в судебном заседании и письменных отзывах на заявление обязанность по установлению спорной платы признал, однако полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи с экономической необоснованностью расчётов Общества.

Кроме того, вышеупомянутым определением суда от 25.08.2015 к участию в деле на стороне заявителя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён собственник спорного государственного жилищного фонда – Министерство обороны Российской Федерации (место нахождения: 119160, г.Москва, ул.Знаменка, д.19; ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284; далее – третье лицо).

Представитель третьего лица в судебном заседании и письменных объяснениях (л.д.22, 23 т.2) поддержал позицию заявителя по настоящему делу.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 02.08.2010 между Обществом (управляющей компанией) и Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации (заказчиком) по результатам закрытого конкурса заключён договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России № 1-УЖФ (далее – Договор) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков (л.д.22-34 т.1).

В перечень объектов специализированного жилищного фонда военных городков, переданных в управление Общества, включены также многоквартирные дома №№ 6, 8, 13, 15 по улице Небольсина и № 16 по улице Сафонова населённого пункта Килпъявр (л.д.39-41 т.1), входящего в состав территории сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области (пункт 2 статьи 2 Устава).

Согласно пункту 4.1 Договора Общество обязуется осуществлять расчёты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.

Общество дважды 09.12.2013 и 13.01.2014 обращалось к Администрации с письмами №№ 7453 и 75 об утверждении обоснованных тарифов, рассчитанных в соответствии с региональными стандартами, на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда (жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации), находящегося на территории муниципального образования, с приложением необходимых материалов по расчёту в отношении спорных многоквартирных жилых домов (л.д.44-46 т.1).

Письмом от 07.03.2014 № 173 Администрация сообщила, что 06.02.2014 на 47-м заседании Совет депутатов не принял какого-либо решения по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах жилищного фонда, закреплённого за Министерством обороны Российской Федерации (л.д.47 т.1).

Полагая, что Администрация и Совет депутатов бездействуют, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон  № 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения.

В соответствии со статьёй 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения, в числе других, отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1).

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наём); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Как следует из части 3 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Выше судом установлено, что Общество неоднократно обращалось к органам местного самоуправления с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования сельское поселение Междуречье.

При этом необходимо отметить, что принадлежность упомянутого жилого фонда Министерству обороны Российской Федерации не исключает его статус как государственного жилого фонда и обязанность органов местного самоуправления, в данном случае Администрации и Совета депутатов, совершить требуемые управляющей компанией (Обществом) действия.

С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.

В данном случае спорные объекты государственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации расположены на территории, которая входит в состав муниципального образования сельское поселение Междуречье, в связи с чем обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений в этом государственном жилищном фонде возложена на Администрацию и Совет депутатов.

Кроме того, согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В Договоре указан такой порядок, а именно: плата за пользование жилым помещением (платы за наём), плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда рассчитывается на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.

Таким образом, рассматриваемая обязанность органов местного самоуправления существуют и в силу Договора.

Ссылки ответчиков на экономическую необоснованность расчётов Общества нельзя признать состоятельными, поскольку по настоящему делу оспаривается именно бездействие органов местного самоуправления, то есть вовсе непринятие каких-либо мер и полное уклонение от исполнения своей обязанности, а какой-либо отказ, в том числе по причине экономической необоснованности, органами местного самоуправления не принимался.

Напротив, органам местного самоуправления при разрешении вопроса об установлении размера спорной платы следует проверить представленные Обществом расчёты и принять соответствующее решение.

При таких обстоятельствах требования Общества подлежат удовлетворению.

Заявитель, обратившись в суд с заявлением об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, уплатил государственную пошлину в сумме 2.000 руб., относящаяся к составу судебных расходов в соответствии со статьёй 101 АПК РФ (л.д.21 т.1).

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Как разъяснено, в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Как приведено судом выше, Совет депутатов обладает правами юридического лица (пункт 3 статьи 20 Устава), а Администрация является юридическим лицом.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что требования Общества по настоящему делу удовлетворены, то с Администрации и Совета депутатов в пользу заявителя подлежит взысканию уплаченная им государственная пошлина в сумме 2.000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд                                Р Е Ш И Л :

заявление удовлетворить.

Признать незаконным как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие Администрации сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области и Совета депутатов сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области, выразившееся в неустановлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда.

Обязать Администрацию сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области и Совет депутатов сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Славянка» в лице филиала «Североморский» путём установления размера платы граждан за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, находящегося в управлении открытого акционерного общества «Славянка» по договору управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации от 02.08.2010 № 1-УЖФ, а именно, в многоквартирных домах №№ 6, 8, 13, 15 по улице Небольсина и № 16 по улице Сафонова населённого пункта Килпъявр Кольского района Мурманской области.

Взыскать с Администрации сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области(ИНН 5105031943, ОГРН 1065105014919), расположенной по адресу: Мурманская обл., Кольский р-н, н.п.Междуречье, д.3а, и Совета депутатов сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области с правами юридического лица, расположенного по адресу: Мурманская обл., Кольский р-н, н.п.Междуречье, д.3а, в пользу открытого акционерного общества «Славянка» в лице филиала «Североморский» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение в части признания бездействия органов местного самоуправления незаконным подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                              С.Б.Варфоломеев