ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4286/16 от 01.11.2016 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049,

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42-4286/2016

08 ноября 2016 г.

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 01 ноября 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 08 ноября 2016 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Воронцова Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению закрытого акционерного общества «Агросфера» Нижне – Ростинское шоссе, д. 1, г. Мурманск (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, г. Мурманск (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.01.2016 № 26.3-04-34535,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность б/н от 01.08.2016, ФИО2, доверенность б/н от 01.08.2016, ФИО3, доверенность № 274 от 10.08.2016;

ответчика – ФИО4, доверенность № 010641 от 29.03.2016; ФИО5, доверенность № 14-27/000413 от 13.01.2016,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Агросфера» (далее – заявитель, Общество) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция, ответчик) о признании недействительным решения № 26.3-04-34535 от 25.01.2016 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что в оспариваемом решении выводы налогового органа ошибочны и основаны на неверном толковании характера правоотношений и функций сторон по договору № 063-0643111 от 25.12.2014, не соответствуют действительности и нормам Налогового кодекса РФ и, следовательно, ООО «МБТ» обоснованно выставило в адрес Общества счета-фактуры со ставкой налога 18%, а следовательно оснований для отказа в применении налоговых вычетов по НДС в размере 13 123 181 рубля не имелось (л.д. 4-8, том 1).

Инспекция представила отзыв на заявление Общества, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в результате камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено, что Общество в нарушение статей 164, 169, 171, 172 НК РФ необоснованно приняло к вычету сумму налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года в размере 13 123 181 ввиду того, что ООО «МБТ» необоснованно выставило в адрес Общества счета– фактуры со ставкой налога 18% по транспортно-экспедиторским услугам в рамках международной перевозки вместо ставки 0% (т. 1 л.д. 111-117).

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.

Материалами дела установлено.

Инспекцией ФНС России по г. Мурманску по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации № 1 по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года ЗАО «Агросфера» составлен акт 26.11.2015 № 36932/26.3 и 25.01.2016 вынесено решение № 26.3-04-34-535 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 55-74, том 1).

Согласно данному решению Инспекция уменьшила Обществу заявленный к возмещению налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года на сумму 13 123 181 рубль (л.д. 63-74, том 1).

Решение Инспекции обжаловано Обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (л.д. 75-80, том 1).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 23.03.2016 № 93 апелляционная жалоба ЗАО «Агросфера» на решение ИФНС России по г. Мурманску от 25.01.2016 № 26.3-04-34535 оставлена без удовлетворения (л.д. 81-90, том 1).

Не согласившись с принятым решением Инспекции, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации Общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В силу пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

На основании статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.

Статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на сумму налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе в отношении товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Согласно статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость установлен статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Как следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию 12.08.2015 уточненную налоговую декларацию № 1 по НДС за 2 квартал 2015 года, в которой заявило налог к возмещению из бюджета в сумме 15 100 508 рублей.

В ходе камеральной проверки указанной декларации налоговым органом установлено, что Обществом заключен с ООО «ФосАгро-Транс» договор от 01.02.2015 № ФАТ/А-09/15, в соответствии с которым Заказчик (ООО «ФосАгро-Транс») поручает, а Исполнитель (Общество) принимает на себя обязательства осуществить транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки и перевалку минеральных удобрений навалом, перемещаемых через границу Российской Федерации (экспорт) через специализированный комплекс по перевалке минеральных удобрений, расположенный на причале № 19 Мурманского морского торгового порта, а также выполнить другие определенные данным договором услуги и работы.

При реализации предусмотренных названным договором работ и услуг Общество применяло налоговую ставку по НДС в размере ноль процентов.

В целях исполнения договора от 01.02.2015 № ФАТ/А-09/15 ЗАО «Агросфера» заключен договор от 25.12.2014 № 063-0643111 с ООО «Мурманский балкерный терминал» (далее - ООО «МБТ»), предметом которого является осуществление ООО «МБТ» по поручению Общества транспортно - экспедиционных услуг при организации международной перевозки минеральных удобрений, перемещаемых через границу РФ (экспорт) в Мурманском морском торговом порту, и выполнение предусмотренных данным договором работ и услуг (л.д. 91-95, том 1).

В соответствии с пунктом 2.1 договора от 25.12.2014 № 063-0643111 ООО «МБТ» обязано: осуществлять прием с железнодорожного транспорта прибывшего груза минеральных удобрений; производить учет принятых и обработанных минеральных удобрений с оформлением соответствующей документации и проводить сверку учетных данных с Обществом; оформлять приемные акты; производить раскредитование железнодорожных накладных и валовый учет движения грузов; на основании инструкций Общества производить оформление погрузочного поручения на конкретное судно и получать разрешение Мурманской таможни на его погрузку; оформлять комплект обязательных транспортных документов (коносаментов, судовых, тюковых, штурманских расписок), накладных, манифестов и других товаросопроводительных (перевозочных) документов; организовывать и обеспечивать процедуру освидетельствования судовых (коносаментных) партий минеральных удобрений перед началом погрузки морских судов и другие.

Согласно пункту 2.1.15 договора от 25.12.2014 № 063-0643111 ООО «МБТ» обязано предоставлять Обществу документы для подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов, а именно, копию железнодорожной накладной с отметками порта о принятии товара для его дальнейшего вывоза морским транспортом за пределы территории РФ; копию поручения на отгрузку перемещаемого через границу РФ товара с указанием порта разгрузки и отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа места убытия; копии коносамента, морской накладной, штурманской расписки.

Приложением № 1 к договору от 25.12.2014 № 063-0643111 установлено, что расчеты за оказанные ООО «МБТ» услуги (выполненные работы) производятся Обществом путем оплаты счетов-фактур, исходя из стоимости услуг за каждую погруженную на судно (по коносаменту) тонну груза, при этом стоимость услуг определена с учетом налоговой ставки НДС в размере 18 процентов.

Как следует из представленных документов, в соответствии с договором от № 063-0643111 во 2 квартале 2015 года ООО «МБТ» оформило акты об оказании транспортно-экспедиционного обслуживания: от 01.04.2015 № 120, от № 126, от 17.04.2015 № 140, от 21.04.2015 № 141, от 30.04.2015 № 157, от 08.05.2015 № 168, от 19.05.2015 № 182, от 27.05.2015 № 193, от 01.06.2015 № 213, от 20.06.2015 № 240, от 30.06.2015 № 257, и выставило в адрес Общества счета-фактуры за транспортно-экспедиционное обслуживание: от 01.04.2015 № 125, от 11.04.2015 № 135, от 17.04.2015 № 149, от 21.04.2015 № 151, от 30.04.2015 № 169, от 08.05.2015 № 184, от 19.05.2015 № 199, от 27.05.2015 № 218, от 01.06.2015 № 239, от 22.06.2015 № 271, от 30.06.2015 № 297 на общую сумму 86 029 742 рубля, в том числе, НДС (18 %) - 13 123 181 рубль (л.д. 40-50, том 2).

Налог в сумме 13 123 181 руб. по указанным счетам-фактурам Общество включило в состав налоговых вычетов в уточненной налоговой декларации № 1 по НДС за 2 квартал 2015 года.

В ходе камеральной налоговой проверки Инспекция установила, что согласно транспортным железнодорожным накладным, груз (минеральные удобрения), в отношении которого ООО «МБТ» оказаны услуги в рамках договора от 25.12.2014 № 063-0643111, является экспортным, о чем свидетельствуют отметки «выпуск разрешен», проставленные таможенными органами, осуществившими выпуск товаров Саратовской таможней (железнодорожная станция отправления Юльевка) и Санкт-Петербургской таможней (железнодорожная станция отправления Кошта). Кроме того, в названных накладных указано, что груз принят для дальнейшей отправки на экспорт водным транспортом.

Проанализировав представленные налогоплательщиком документы, Инспекция сделала вывод о том, что услуги, оказанные ООО «МБТ» для Общества в рамках договора от 25.12.2014 № 063-0643111, являются транспортно-экспедиционными услугами при организации международной перевозки минеральных удобрений. Следовательно, в отношении данных услуг должна применяться налоговая ставка по НДС не 18 процентов, а в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ - в размере 0 процентов. В связи с чем, налог в сумме 13 123 181 рубля по счетам-фактурам, выставленным ООО «МБТ» за транспортно-экспедиционное обслуживание грузов, заявлен Обществом в составе налоговых вычетов за 2 квартал 2015 года необоснованно.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение

НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

- услуг по международной перевозке товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации;

- транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров.

В целях статьи 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

В ходе налоговой проверки Инспекция проанализировала договор, заключенный между  ЗАО «Агросфера» и ООО «МБТ» и пришла к выводу, что поскольку предметом договора являются транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки минеральных удобрений, то вознаграждение Исполнителя по договору должно облагаться по ставке 0%.

Транспортно-экспедиторская деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 87-ФЗ от 30.06.2003.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Договор транспортной экспедиции заключается с учетом норм и положений главы 41 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

По договору транспортной экспедиции, в силу положений пункта 1 статьи 801 ГК РФ, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В пункте 7 Постановления Правительства РФ № 554 от 08.09.2006 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» определено, что экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и в пункте 5 установлен следующий перечень экспедиторских документов:

- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза  на складское хранение).

Такие документы во взаимоотношениях между ООО «МБТ» и ЗАО «Агросфера» не составлялись и не применялись.

Как следует из положений договора № 063-0643111 от 25.12.2014, предметом данного договора являются транспортно-экспедиционные услуги, а также работы и услуги, предусмотренные договором (пункт 1.1 договора).

Дополнительным соглашением № 1 от 30.03.2015 к договору № 063-0643111 от 25.12.2004 указанный договор дополнен пунктом 2.1.17, согласно которому ООО «МБТ» обязано производить оформление необходимой документации на порожние вагоны после выгрузки для их последующей отправки со станции Мурманск по инструкциям Общества.

Согласно приложениям к актам выполненных работ (услуг), ООО «МБТ» в рамках договора № 063-0643111 от 24.12.2014 оказало ЗАО «Агросфера» следующие услуги: оформление «заготовок» на ж/д вагоны, подлежащие отправке в порожнем состоянии после выгрузки в соответствии с инструкциями ООО «ФосАгро-Транс»; заполнение в системе ЭТРАН квитанции о приемке груза; контроль в системе ЭТРАН за прохождением и принятием вагонов к дальнейшей отправке со станции Мурманск (л.д. 100, 102, 104, том 1).

Таким образом, перечень услуг, изложенных в договоре № 063-0643111 от 24.12.2014, фактически ограничен возвратом порожнего состава.

Заявителем в материалы дела представлены квитанции о приеме груза (порожних вагонов) на перевозку, станция отправления – Мурманск, станция назначения - Апатиты, Титан.

За перевозку порожних вагонов ОАО «РЖД» установлена провозная плата по налоговой ставке 18%, что подтверждается сведениями о накладных из системы ЭТРАН (Автоматизированной Системы «Электронная ТРАнспортная Накладная») (л.д. 169-192, том 2).

Услуги возврата транспортного средства, на котором осуществлена транспортная перевозка, в силу статьи 164 НК РФ не относится к услугам по международной перевозке, которые определяются исключительно движением товара, а не транспортных средств. Порожние вагоны не являются товаром, и их возврат не признается реализацией в соответствии со статьей 38 НК РФ. Кроме того, такая услуга не поименована в перечне транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренном подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта.

Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил документы, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 процентов.

Указанная позиция подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 17977/09, согласно которому Налоговый кодекс Российской Федерации обуславливает применение налоговых ставок 0 процентов или 18 процентов не только с наличием экспортированных товаров, а также работ и услуг, непосредственно связанными с экспортированными товарами, но и с формальным подтверждением права на ставку 0 процентов надлежаще оформленными документами.

Таким образом, в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов необходимо представить документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории, оформляемые с учетом указанных особенностей.

ООО «МБТ», оказав заявителю услуги по договору 063-0643111 от 24.12.2014, не располагало и не могли располагать указанными в подпункте 4 пункта 1 и подпункте 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ документами и поэтому не вправе претендовать на применение ставки 0%, обоснованно указав в счетах-фактурах налоговую ставку 18%.

Кроме того, заявителем в материалы дела представлены копия налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года ООО «МБТ», выписки из книги продаж ООО «МБТ» за 2 квартал 2015 года по счетам-фактурам, выставленным за услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию для ЗАО «Агросфера» в рамках договора № 063-0643111 от 24.12.2014.

Из представленных документов, а именно, выписки из книги продаж ООО «МБТ» и счетов-фактур следует, что ООО «МБТ» выставляло услуги по указанному договору, НДС по ставке 18%. Сумма НДС, отраженная в строке 040 декларации «сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ» отражена с учетом НДС по ставке 18%, начисленного по услугам за транспортно-экспедиционное обслуживание для ЗАО «Агросфера» в рамках договора № 063-0643111 от 24.12.2014.

Суд считает обоснованными замечания заявителя, что налоговый орган не принимает у ЗАО «Агросфера» ставку НДС 18%, и утверждает, что должна быть применена ставка НДС 0%, а для ООО «МБТ» эти же документы являются подтверждением ставки НДС 18%.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При обращении в суд ЗАО «Агросфера» платежным поручением № 566 от 16.06.2016 перечислена в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 9 000 рублей (л.д. 9, том 1).

В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате пошлины в сумме 3 000 рублей подлежат отнесению на ответчика.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в сумме 6 000 рублей подлежит возврату заявителю из средств федерального бюджета, как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200 – 201, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

р е ш и л:

требования закрытого акционерного общества «Агросфера» удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску от 25.01.2016 № 26.3-04-34535 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части уменьшения суммы налога на добавленную стоимость, излишне заявленного к возмещению, на 13 123 181 рубль (пункт 3.2. решения), обязав Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Мурманску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску в пользу закрытого акционерного общества «Агросфера» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.

Возвратить закрытому акционерному обществу «Агросфера» из федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 566 от 16.06.2016, выдав справку на возврат.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.

Судья Н.В. Воронцова