АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049
E-mail суда: murmansk.info@arbitr.ru
http://murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Мурманск Дело № А42-4294/2012
«12» декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2012 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмуриковым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Тилигуль»
к открытому акционерному обществу «Агентство Мурманнедвижимость»
о признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи объекта недвижимости, выраженного в бездействии в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий; об обязании совершить указанные действия;
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – не явился;
открытого акционерного общества «Агентство Мурманнедвижимость» – ФИО1 по доверенности № 02/12 от 03.09.2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Тилигуль» (183038 <...>, ОГРН <***>; далее – ООО «Тилигуль», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Мурманскому муниципальному унитарному предприятию «Агентство Мурманнедвижимость» (183038 <...>, ОГРН <***>; далее – ММУП «Агентство Мурманнедвижимость», Предприятие)
- о признании незаконным отказа Предприятия в заключении договора купли-продажи объекта недвижимости, расположенного по адресу <...>, площадью 1326,9 кв.м в соответствии с нормами Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ), выраженного в бездействии в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- об обязании Предприятия совершить юридически значимые действия, необходимые для реализации преимущественного права заявителя на приобретение в собственность указанного нежилого помещения.
В обоснование требований ООО «Тилигуль» указало, что в 2009 году оно подтвердило свое желание выкупить в соответствии с Законом № 159-ФЗ арендуемые им нежилые помещения площадью 1326,9 кв.м, расположенные в <...>, однако Предприятие в этих целях до настоящего времени не совершило предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона № 159-ФЗ действий, в том числе не направило в его адрес проекты договора купли-продажи.
Заявитель считает, что согласно информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, ММУП «Агентство Мурманнедвижимость» принято решение об отчуждении указанного объекта недвижимого имущества.
В отзыве на заявление Предприятие требования не признало, указав, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 159-ФЗ отчуждение унитарным предприятием имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечающим требованиям, установленным статьей 3 Закона № 159-ФЗ, является правом, а не обязанностью унитарного предприятия. Решение об отчуждении спорного недвижимого имущества Предприятием не принималось, а ведение переписки о порядке его отчуждения и обсуждение в ней предполагаемых условий договора не свидетельствует о принятии решения об отчуждении имущества.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 17.09.2012 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке процессуального правопреемства произведена замена Мурманского муниципального унитарного предприятия «Агентство Мурманнедвижимость» на открытое акционерное общество «Агентство Мурманнедвижимость» (183038 <...>, ОГРН <***>; далее – ОАО «Агентство Мурманнедвижимость», заинтересованное лицо).
В этой связи ООО «Тилигуль» в порядке статьи 49 АПК РФ представило уточненное заявление, в котором просит суд
- признать незаконным отказ ОАО «Агентство Мурманнедвижимость» в заключении договора купли-продажи объекта недвижимости, расположенного по адресу <...>, площадью 1326,9 кв.м, в соответствии с нормами Закона № 159-ФЗ, выраженного в бездействии в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права заявителя на приобретение арендуемого имущества;
- обязать ОАО «Агентство Мурманнедвижимость» совершить юридически значимые действия, необходимые для реализации преимущественного права ООО «Тилигуль» на приобретение в собственность указанного нежилого помещения.
Уточненные требования заявителя приняты судом к рассмотрению.
Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку в судебное заседание своего представителя не обеспечил.
Представитель ОАО «Агентство Мурманнедвижимость» в судебном заседании с указанными требованиями не согласился, поддержав возражения, изложенные в отзыве.
С учетом обстоятельств дела, мнения представителя заинтересованного лица, и в соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Комитета имущественных отношений города Мурманска от 25.07.2008 № 1021, дополнительного соглашения от 04.08.2008 № 2003/1 к договору № 986/01 от 07.092005 за Предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество – нежилые помещения общей площадью 1326,9 кв.м, расположенные в жилом доме по адресу <...>.
Право хозяйственного ведения Предприятия на указанное недвижимое имущество в установленном порядке зарегистрировано, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 11.09.2008 серии 51 АВ № 078276.
04.07.2002 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Мурманска (арендодатель), Управлением жилищно-коммунального хозяйства и ООО «Тилигуль» (арендатор) заключен договор № 12059, в соответствии с которым заявителю на срок с 25.07.2002 по 25.07.2017 для использования под магазин переданы в аренду помещения муниципального нежилого фонда I/1-34, 1а/1-20, 17а общей площадью 1326,9 кв.м по адресу <...>. О передаче указанных нежилых помещений арендатору составлен акт от 25.07.2002.
31.10.2008 Комитет имущественных отношений города Мурманска, Предприятие и ООО «Тилигуль» заключили дополнительное соглашение № 1 к договору аренды № 12059 от 04.07.2002, согласно которому арендодателем по договору стало Предприятие. Государственная регистрация названного дополнительного соглашения произведена в январе 2009 года.
В связи с проведенной технической инвентаризацией площадь арендуемых заявителем помещений сторонами договора в соответствии с дополнительным соглашением № 2 от 19.10.2011 установлена в размере 1313,4 кв.м.
Заявитель обратился к Предприятию с письмом от 08.07.2010, в котором подтвердил свое желание выкупить арендуемые им нежилые помещения и подписать договор купли-продажи в установленные законодательством сроки, однако просил Предприятие перенести сроки начала платежей по договору на январь 2011 года.
В заявлениях от 11.10.2010, 14.03.2012 Общество просило ММУП «Агентство Мурманнедвижимость рассмотреть вопрос и принять решение о продаже арендуемого им недвижимого имущества, выразив готовность приобрести указанное имущество и приложив к заявлению от 11.10.2010 заявление о соответствии ООО «Тилигуль» условиям, установленным Законом № 159-ФЗ.
ММУП «Агентство Мурманнедвижимость» письмами от 21.10.2010 № 2117, от 20.03.2012 № 501 сообщило, что просьба о возможности использования преимущественного права на приобретение недвижимого имущества принята к сведению; решение об отчуждении арендуемых заявителем помещений Предприятием не принято и в случае его принятия заявитель будет дополнительно извещен.
В письме от 23.05.2012 ООО «Тилигуль» вновь выразило готовность заключить договор на выкуп арендуемого объекта недвижимости и просило Предприятие пригласить Общество для подписания указанного договора.
Не получив ответа на данное обращение и проект договора, и полагая, что Предприятием нарушается его преимущественное право на выкуп арендуемого недвижимого муниципального имущества, ООО «Тилигуль» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителя ОАО «Агентство Мурманнедвижимость», исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Согласно пункту 5 статьи 3 названного Закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Законом № 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008.
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 названного Закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
В силу части 3 статьи 4 Закона № 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 названного Закона требованиям, а также получило согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», проект договора купли-продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
При этом решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение арендуемого недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, принимается этим предприятием самостоятельно.
В пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Информационное письмо № 134) разъяснено, что по смыслу Закона № 159-ФЗ право на приобретение не может быть реализовано в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона № 159-ФЗ, если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Как видно из материалов дела, арендуемые заявителем нежилые помещения, этаж: подвал, 1, общей площадью 1326,9 кв.м по адресу <...> (а в связи с проведенной технической инвентаризацией названные нежилые помещения общей площадью 1313,4 кв.м, этаж: подвал, 1, номера на поэтажном плане V, VI) находились в хозяйственном ведении Предприятия, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 11.09.2008 серии 51 АВ № 078276, от 21.06.2011 серии 51-АВ 253577.
Из имеющейся в материалах дела переписки между ММУП «Агентство недвижимость» и ООО «Тилигуль» следует, что Предприятие не принимало решения о совершении сделки в порядке Закона № 159-ФЗ. Доказательств в подтверждение обратного не представлено. Наличие информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, на что ссылается заявитель, таким доказательством не является.
Приватизация недвижимого имущества, принадлежащего унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения и арендуемого субъектом малого или среднего предпринимательства, возможна только в случае принятия Предприятием решения о возмездном отчуждении имущества в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона № 159-ФЗ, причем принятие такого решения является правом, а не обязанностью Предприятия.
Представленное заявителем в материалы дела решение Совета депутатов города Мурманска от 05.12.2011 № 42-568 «О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества города Мурманска на 2012-2012 годы» не является основанием для принятия Предприятием решения о возмездном отчуждении недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, и не подменяет указанное решение.
Кроме того, в данном решении Совета депутатов города Мурманска в составе имущества, подлежащего приватизации в 2012-2014 годах указаны нежилые помещения в подвале, жилом доме по адресу <...>, площадь которых составляет 144,7 кв.м, что не подтверждает включение в план приватизации нежилых помещений площадью 1326,9 кв.м, арендуемых заявителем.
Поскольку решений о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение нежилого помещения, арендуемого ООО «Тилигуль», ни Предприятие, ни его правопреемник - ОАО «Агентство Мурманнедвижимость» не принимали (доказательств иного в нарушение положений статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено), правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Ссылка заявителя на нарушение Предприятием части 3 статьи 9 Закона № 159-ФЗ судом также отклоняется, поскольку указанная норма регламентирует действия уполномоченного органа при получении им заявления субъекта малого или среднего предпринимательства о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом в силу части 1 статьи 4 Закона № 159-ФЗ к уполномоченным органам отнесены орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
ММУП «Агентство Мурманнедвижимость» являлось коммерческой организаций, созданной в целях получения прибыли для осуществления деятельности, связанной с организацией работы по сдаче внаем и аренду собственного жилого и нежилого недвижимого имущества, управлением эксплуатацией жилого и нежилого фонда, строительством зданий и сооружений. Статусом уполномоченного органа в смысле, придаваемом частью 1 статьи 4 Закона № 159-ФЗ, Предприятие не обладало.
ММУП «Агентство Мурманнедвижимость» с 30.08.2012 прекратило деятельность в связи с его реорганизацией в форме преобразования в коммерческую организацию - ОАО «Агентство Мурманнедвижимость», которое также не является уполномоченным органом.
Согласно передаточному акту от 20.08.2012 арендуемые заявителем нежилые помещения общей площадью 1312,4 кв.м в составе другого недвижимого имущества переданы Предприятием его правопреемнику – ОАО «Агентство Мурманнедвижимость».
Оспаривая отказ ОАО «Мурманнедвижимость», заявитель не представил доказательств его обращения к указанному лицу, а также наличие какого-либо отказа по такому обращению.
При этом заявитель указал, что с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела, он обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно пункту 10 Информационного письма № 134 судам следует иметь в виду, что, исходя из части 8 статьи 4 Закона № 159-ФЗ, субъект малого или среднего предпринимательства, чье право на приобретение было нарушено, может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение, в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку ни Предприятие, ни ОАО «Агентство Мурманнедвижимость» не обладают статусом ни уполномоченного органа, ни органа, осуществляющего публичные полномочия, его решения, действия (бездействие) не могут быть оспорены в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
При подаче заявления ООО «Тилигуль» уплатило 4 000 руб. государственной пошлины по платежному поручению от 03.07.2012 № 30. Однако согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче в арбитражный суд заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, организации уплачивают государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
В информационном письме от 11.05.2010 № 139 «О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также разъяснено, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2 000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, заявителю следует возвратить 2 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
решил:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Тилигуль»
- о признании незаконным отказа открытого акционерного общества «Агентство Мурманнедвижимость» в заключении договора купли-продажи объекта недвижимости, расположенного по адресу <...>, общей площадью 1326,9 кв.м в соответствии с нормами Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выраженного в бездействии в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- об обязании открытого акционерного общества «Агентство Мурманнедвижимость» совершить юридически значимые действия, необходимые для реализации преимущественного права общества с ограниченной ответственностью «Тилигуль» на приобретение в собственность указанного нежилого помещения,
отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Тилигуль» государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 30 от 03.07.2012.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.
Судья Дмитриевская Л.Е.