ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4329/15 от 11.11.2015 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

ул. Книповича, д.20, г. Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                              Дело № А42-4329/2015

«16» ноября 2015 года

Резолютивная часть решения вынесена: 11.11.2015.

Полный текст решения изготовлен: 16.11.2015.

Судья Арбитражного суда Мурманской области  Камалова Е.С.,

при ведении протокола помощником судьи Богоявленской О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

открытого акционерного общества «Автоколонна 1118» (ОГРН 1025100834989, г.Мурманск, пр.Кольский, д.55)

к Администрации города Мурманска (ОГРН 1025100849366, г.Мурманск, пр.Ленина, д.75) в лице Министерства финансов Мурманской области (ОГРН 1025100863160, г.Мурманск, пр.Ленина, д.89)

о взыскании 9 652 408,5 руб.

Третьи лица:

- Мурманская область в лице Министерства финансов Мурманской области (ОГРН 1025100863160, г.Мурманск, пр.Ленина, д.89);

- Министерство транспорта и дорожного хозяйства мурманской области (ОГРН 1065190060650, г.Мурманск, ул.Гвардейская, д.21);

- открытое акционерное общество «Электротранспорт города Мурманска» (ОГРН 1085190015514, г.Мурманск, ул.Свердлова, д.49)

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – не явился, извещен

от Администрации – Корнейчук Е.Б., доверенность

от Минфина МО – Дивинская О.Н., доверенность

от Минтранс – Барсукова Д.Г., доверенность

установил:

открытое акционерное общества «Автоколонна 1118»  (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Администрации города Мурманска в лице Министерства финансов Мурманской области о взыскании убытков в размере 9 652 408,5 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц: Мурманскую область в лице Министерства финансов Мурманской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (далее по тексту – Минтранс Мурманской области), открытое акционерное общество «Электротранспорт города Мурманска».

В обоснование требований истец сослался на положения пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав на недостаточность средств, заложенных в бюджеты на компенсацию убытков истца, понесенных в связи с перевозками льготных категорий граждан.

Министерство финансов Мурманской области представило отзыв на иск, в котором требования не признало, указав, что истцом неверно определен ответчик по заявленным требованиям; полагает недоказанной совокупность условий для возмещения вреда; ссылается на пропуск срока исковой давности за период январь-май 2012 года.

Администрация г. Мурманска представила отзыв на иск, в котором требования не признала, указав, что истцом неверно определен ответчик по заявленным требованиям.

Минтранс Мурманской области представил отзыв на иск, в котором требования не признал, указав, что во исполнение условий договоров, заключенных с истцом, Минтрансом Мурманской области в 2012 году на основании выставленных счетов произведена выплата субсидии истцу на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда в полном объеме. Полагает, что истец не представил доказательств причинения убытков, факта и размера убытков, наличия незаконных действий со стороны ответчика, наличия причинно-следственной связи между незаконными действиями и наступившими последствиями в виде убытков.

Истец, ОАО «Электротранспорт» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения спора, своих представителей в судебное заседание не направили.

С учетом обстоятельств дела, мнения представителей лиц, участвующих в деле, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица.

Ходатайство истца о приостановлении производства по делу до получения истцом документов у замначальника отдела СЧ СУ УМВД России по Мурманской области отклонено судом как необоснованное, о чем 21.10.2015 вынесено протокольное определение. Доказательств, что у истца произошла выемка документов, в связи с расследованием уголовного дела не представлено. Истец не обращался к суду за содействием в получение доказательств. В АПК РФ не имеется такого основания для приставления производства по делу. Необоснованное приостановление производства по делу нарушит права остальных участвующих в деле лиц на разумный срок судебного разбирательства.

По материалам дела установлено следующее.

10.01.2012 между истцом и Администрацией города Мурманска заключен договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением льготного проезда на автомобильном транспорте общего пользования обучающихся и студентов очной формы обучения образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

По условиям договора ОАО «Автоколонна 1118» (Исполнитель) обеспечивает перевозки по льготным проездным билетам обучающихся и студентов очной формы обучения образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования на автомобильном транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения в границах муниципального образования город Мурманск по тарифам, регулируемым Правительством Мурманской области (пункт 1.1 договора). Администрация г. Мурманска возмещает разницу в стоимости полного месячного проездного билета для пассажиров и льготного проездного билета для граждан, за счет средств, поступающих из областного бюджета в виде субвенций в соответствии с Законом Мурманской области от 26.10.2007 №901-01-ЗМО, постановлением администрации г. Мурманск от 08.02.2011 №170, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году (п.1.2 договора).

Согласно пункту 3.1 договора исполнитель ежемесячно в срок до 10 числа текущего месяца, после реализации льготных проездных билетов направляет в Администрацию справку-расчет на возмещение разницы в стоимости льготных проездных билетов и их полной стоимости, акт выполненных работ. Администрация на основании представленной справки-расчета определяет сумму, подлежащую возмещению Исполнителю (п. 3.2 договора).

13.01.2012 истец и Минтранс Мурманской области заключили договор предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с реализацией льготного проезда обучающихся и студентов очной формы обучения образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

По условиям указанного договора Минтранс Мурманской области возмещает ОАО «Автоколонна 1118» (Исполнитель) разницу в стоимости полного месячного проездного билета для пассажиров и льготного проездного билета для обучающихся и студентам образовательных учреждений на проезд автомобильным транспортом общего пользования пригородного межмуниципального сообщения в соответствии с Порядком предоставления автотранспортными организациями субсидий из областного бюджета на возмещение недополученных доходов, в связи с организацией льготного проезда обучающихся и студентов очной формы обучения образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 27.06.2008 №300-ПП (п.1.2 договора).

В соответствии с пунктом 2.1 договора Исполнитель представляет Минтрансу Мурманской области плановые объемы реализации льготных проездных билетов для обучающихся и студентов образовательных учреждений на 2012 год в стоимостном выражении, с разбивкой по кварталам, являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора. Исполнитель для получения субсидии ежемесячно, не позднее 10 числа текущего месяца предоставляет в Минтранс Мурманской области отчет о фактически проведанных билетах и расходах на реализацию Закона Мурманской области от 26.10.2007 №901-01-ЗМО и счет-фактуру.

Пунктом 3.1 договора установлено, что Минтранс Мурманской области возмещает Исполнителю разницу в стоимости полного месячного проездного билета для пассажиров и льготного проездного билета для обучающихся и студентов образовательных учреждений, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в Приложении №2 к настоящему договору.

В приложении №2 к договору определены плановые объемы реализации льготных проездных билетов в стоимостном выражении на 1 и 2 кварталы 2012 года.

27.06.2012 между истцом и Минтранс Мурманской области заключен аналогичный договор предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с реализацией льготного проезда обучающихся и студентов очной формы обучения образовательных учреждений общего, начального, среднего и высшего профессионального образования на 3 и 4 кварталы 2012 года.

В приложении №2 к договору определены плановые объемы реализации льготных проездных билетов в стоимостном выражении на 3 и 4 кварталы 2012 года.

Минтрансом Мурманской области в материалы дела представлены ведомости учета фактической реализации льготных проездных билетов за 2012 год, подписанные руководителем и главным бухгалтером истца.

Общая сумма расходов, предъявленных к возмещению, составила 10 601 564 руб.

На указанную сумму истец выставил счета на оплату, которые Минтранс Мурманской области оплатил в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.

Вместе с тем, истец полагает, что ему причинены убытки в размере 9 652 408,5 руб.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 12 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска от 10.03.2006 №20-235 администрация муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления города Мурманска, и является исполнительно-распорядительным органом г. Мурманска.

Положениями статьи 12 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Министерство финансов Мурманской области согласно Положению о Министерстве финансов Мурманской области, утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 14.10.2008 №487-ПП, является исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики Мурманской области, а также нормативно-правовому регулированию в бюджетно-финансовой сфере, функции внутреннего государственного финансового контроля, а также функции финансового органа Мурманской области в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 Положения).

Министерство финансов Мурманской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Мурманской области в соответствии с постановлением Губернатора Мурманской области от 28.12.2012 №210-ПГ.

Согласно Положению о Министерстве финансов Мурманской области, утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 14.10.2008 №487-ПП Министерство финансов Мурманской области представляет в судебных органах права и законные интересы Мурманской области по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства.

Таким образом, исковые требования к Администрации города Мурманска в лице Министерства финансов Мурманской области противоречат вышеуказанным нормам права.

Определениями от 22.07.2015, от 26.08.2015, от 30.09.2015 суд указывал истцу на необходимость уточнения субъектного состава спора, однако, истец не уточнил ответчика исходя из предмета заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Предъявление иска к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем, по существу заявленных требований, суд также не усматривает основания для их удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда указывает на возмещение причиненных убытков.

Как предусмотрено статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для взыскания убытков необходимо доказать: наличие и размер убытков, противоправное поведение лица, причинившего убытки, вину и наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и наступившими отрицательными последствиями в виде убытков у истца.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска. При этом обязанность по доказыванию совокупности этих обстоятельств возлагается на лицо, требующее взыскания убытков.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 указанной статьи субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Мурманской области от 26.10.2007 N 901-01-ЗМО "О предоставлении льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования обучающимся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области" закреплено право обучающихся государственных областных и муниципальных образовательных организаций Мурманской области на предоставление льготного проезда на городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования.

Постановлением Правительства Мурманской области от 27.06.2008 № 300-ПП (в редакции постановления от 18 июля 2011 № 354-ПП) утвержден Порядок предоставления автотранспортным организациям субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с организацией пассажирских перевозок на социально значимых межмуниципальных маршрутах (далее - Порядок), в том числе в части субсидий из областного бюджета на возмещение недополученных доходов, в связи с предоставлением права льготного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) пригородного межмуниципального сообщения обучающихся очной формы обучения общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.

В соответствии Порядком право на получение субсидий имеют транспортные организации, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) на основании договоров о транспортном обслуживании населения на социально значимых межмуниципальных пригородных маршрутах на территории Мурманской области, заключенных с исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения, при условии обеспечения перевозок обучающихся, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, по тарифам, установленным Правительством Мурманской области для данной категории льготников.

Главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидий, является исполнительный орган государственной власти Мурманской области, уполномоченный в сфере организации транспортного обслуживания населения (далее - Распорядитель).  Субсидии транспортным организациям предоставляются за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели Распорядителю на соответствующий финансовый год.

Возмещение разницы в стоимости полного и льготного проездного билета в связи с предоставлением права льготного проезда обучающимся, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется на основании и в соответствии с условиями договоров предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, связанных с обеспечением льготного проезда обучающихся очной формы обучения образовательных организаций, заключенных между Распорядителем и транспортными организациями, предоставляющими данную льготу.

Объем субсидий транспортным организациям на возмещение недополученных доходов определяется как разница в стоимости полного месячного проездного билета для пассажиров и стоимости льготного проездного билета для обучающихся, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, за фактическое количество реализованных льготных проездных билетов.

Из пунктов 9,10 Порядка следует, что Распорядитель на основании документов, представленных транспортными организациями, определяет сумму, которую необходимо возместить, и представляет в Министерство финансов Мурманской области соответствующую заявку, Министерство финансов Мурманской области предоставляет субсидии через Распорядителя.

Размер убытков истцом определен следующим образом: рассчитав среднюю стоимость одной поездки (15,5 руб.) и среднюю стоимость одного проездного (800 руб.), истец вычислил количество поездок по одному проездному за месяц (51,6), полученную величину истец умножил на цену поездку с учетом экономически обоснованного расчета (в расчете истца отражено – 22,77 руб. за одну поездку, вместо 15,5 руб.), в итоге определил цену проездного билета с учетом экономически обоснованного расчета (1174,932 руб., вместо 800 руб.), далее полученный результат умножил на количество проданных проездных билетов (25 243 руб.), в итоге получил сумму убытков (9 652 408,5 руб.)

В обоснование размера убытков истцом представлены справки-расчеты за 2012 год, в которых отражено количество проданных проездных билетов, полная стоимость проездного билета, выручка о реализации льготных проездных билетов по полной стоимости, льготная стоимость проездного билета, фактическая выручка от реализации проездных билетов по льготной стоимости, сумма расходов, предъявленных к возмещению (подлежащих возмещению).

Согласно справкам количество проданных проездных билетов составило 25 243 шт., сумма расходов, подлежащих возмещению 11 590 985 руб.

Расчет тарифа на разовую поездку (22,77 руб.) произведен истцом с учетом расходов, учтенных по Дт бухгалтерского счета 90 (оплата труда, страховые взносы, расходы на покупку топлива, техническое обслуживание автомобилей и ремонт, восстановление износа и ремонт автомобильных шин, амортизация, косвенных расходов, общехозяйственных расходов), расходов, учтенных по Дт бухгалтерского счета 91 и объема перевозок пассажиров.            

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд полагает неподтвержденным ни сам факт убытков, ни их размер, а также наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и ущербом истца.

Указанная в представленных справках сумма расходов, подлежащих возмещению (11 590 985 руб.) превышает сумму расходов, фактически возмещенных истцу (10 601 564 руб.) на 989 421 руб., в то время как истцом заявлено ко взысканию 9 652 408,5 руб. убытков. Количество проданных проездных билетов, указанное в ведомостях учета фактической реализации льготных проездных билетов за 2012 год, поданных истцом в Минстранс Мурманской области, в целях получения субсидии, не совпадает с количеством, указанным истцом в приложенных к иску справках-расчетах.

Первичных документов, подтверждающих размер расходов, понесенных в каждом месяце, истцом не представлено, в связи с чем размер тарифа на разовую поездку, количество проданных проездных билетов истцом не обоснованы.

Статьями 28, 34, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены принципы адресности и целевого характера, результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В пункте 23 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указано, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа, предусмотренного статьей Бюджетного кодекса, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

Поскольку истец документально не обосновал фактически понесенные расходы от эксплуатационной деятельности в связи с организацией пассажирских перевозок, что в данном случае является необходимым, размер эффективных и экономически целесообразных расходов не доказан, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования не обоснованы.

Отнесение заявленных расходов (убытков) на Мурманскую область в лице Минфина либо Администрацию г. Мурманска не отвечает принципам разумности и добросовестности и потому не может считаться обоснованным.

Таким образом, в действиях ответчика отсутствует противоправность, а истцом не доказано наличие вреда и его размер.

На дату обращения в суд (02.06.2015) срок исковой давности по требованиям о взыскании убытков за период с января по май 2012 истек, что в соответствии со статьей 199 ГК РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске в этой части.

При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:           

в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Кассационная жалоба может быть подана в течение двух месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Судья                                                                                             Е.С. Камалова