ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4481/16 от 18.08.2016 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск                                                                                 Дело  №А42-4481/2016

25 августа 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25 августа 2016 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания                      Куксиной В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального казённого учреждения «Военный комиссариат Мурманской области», ул. Капитана Буркова, д. 4, г.Мурманск, 183025 (ОГРН 1025100853161, ИНН 5191501533)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, ул.Академика Книповича, д. 9А, г. Мурманск, 183039 (ОГРН 1025100848630, ИНН 5191501854)

о признании недействительным акта № 06-02/16-09 от 31.03.2016

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Коматовского А.Е, доверенность № Ю/15/02/16 от 01.02.2016,

от ответчика – Ворониной К.Ф., доверенность № 01-17/04 от 13.01.2016,

установил:

Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Мурманской области» (далее – Учреждение, ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган), отражённого в резолютивной части акта № 06-02/16-09 от 31.03.2016, а сам акт – недействительным.

В обоснование заявленных требований Учреждение указало, что выводы УФАС о нарушении ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), выразившееся в отсутствии в извещениях о проведении электронных аукционов и документации об аукционах:

- указаний на то, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией (пункт 4 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ),

- запрета на выполнение работ на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, установленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 (пункт 4 статьи 42, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ);

- конкретной даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений аукционной документации (пункт 11 части 1 статьи 64 Закона               № 44-ФЗ);

- размеров штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, установленных в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063(далее – Правила) (части 5, 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ);

- требований к содержанию банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (часть 2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ) являются необоснованными, поскольку во всех перечисленных случаях в документации об аукционе имеется указание на конкретную норму Закона № 44-ФЗ, содержащую обязательные требования к участникам аукциона и являющуюся императивной, либо на Правила, определяющие порядок расчёта штрафа (пени).     

УФАС представило отзыв, в котором с требованиями заявителя не согласилось, указав на законность и обоснованность вынесенного акта.

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в заявлении (с учётом дополнения) и в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, 29.02.2016 на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет были размещены извещения о проведении электронных аукционов «Фрахтование автотранспортных средств по Заказу для нужд Военного комиссариата Мурманской области» (реестровые номера закупок: 0349100003116000030, 0349100003116000031; далее – электронные аукционы) и аукционная документация.

Дата и время начала подачи заявок на участие в аукционе: «29» февраля 2016 года «11» часов «20» минут (время московское).

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: «09» марта 2016 года «17» часов «00» минут (время московское).

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе:«11» марта 2016 года.

Дата проведения электронного аукциона: «14» марта 2016 года.

Дата окончания срока рассмотрения вторых частей заявок на участие в
электронном аукционе:
«15» марта 2016 года.

16.03.2016 и 17.03.2016 в адрес антимонопольного органа поступили жалобы индивидуального предпринимателя Стасевич Татьяны Вячеславовны (далее – предприниматель, ИП Стасевич Т.В.) на действия заказчика в рамках проводимых торгов с номерами извещений 0349100003116000030, 0349100003116000031.

В поступивших жалобах предприниматель указывала на нарушения ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» Закона № 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок, что явилось причиной незаконного признания заявки ИП Стасевич Т.В. несоответствующей требованиям документации, также предприниматель обжаловала положения документации.

В силу части 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ жалоба на положения документации может быть подана участником закупки до окончания срока участие в таком аукционе.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 15 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:

1)получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;

2)поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Соответственно, антимонопольный органпроводит внеплановую проверку в рамках поступившей жалобы, объединяя её с рассмотрением жалобы, либо принимает жалобу как информацию о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и проводит внеплановую проверку.

Рассмотрев поступившие от ИП Стасевич Т.В. жалобы, антимонопольный орган принял решение от 22.03.2016 по делам № 06-10/16-49, № 06-10/16-55, которым признал жалобы предпринимателя необоснованными, установил в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и выдал предписания об устранении нарушений. Доводы жалобы на положения документации об электронном аукционе переданы должностному лицу Управления для проведения внеплановой проверки.

В рамках внеплановой проверки были рассмотрены следующие доводы жалоб ИП Стасевич Т.В. на положения документации:

-  в соответствии со статьёй 31 Закона № 44-ФЗ не указаны единые требования к участникам;

-    не установлены преимущества социально ориентированным некоммерческим организациям;

-    отсутствует информация о банковском сопровождении;

-    не установлен запрет в соответствии с ПостановлениемПравительства Российской Федерации № 1457 от 29.12.2015;

-    не указаны даты начала и окончания срока предоставления участникам электронных аукционов разъяснений положений документации об аукционах;

-в проекте контрактов не указаны размеры штрафов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063;

-   в проекте контрактов не указан пункт: «В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающеюся частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта».

По результатам проведения внеплановой проверки антимонопольный орган установил и признал в действиях Учреждения при проведении электронных аукционов нарушения пункта 1части 1 статьи 31, частей 5 и 8 статьи 34, пункта 4 статьи 42, части 2 статьи 45, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 11 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Результаты проверки оформлены Актом № 06-02/16-09 от 31.03.2016.

Считая выводы, изложенные в акте внеплановой проверки антимонопольного органа незаконными, а сам акт недействительным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Заслушав позиции представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд вцелях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статье 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)                (часть 1).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений               (часть 2).

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы (часть 5).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нём, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке её оператором.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии счастями 3 - 6 статьи 66настоящего Федерального законаи инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Требования к участникам закупки регламентированы статьёй 31 Закона № 44-ФЗ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законода­тельством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение ра­боты, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является оффшорной компанией.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, установлены заказчиком в пункте 15 документации: соответствие единым требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона    № 44-ФЗ (подпункт 1).

Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронных аукционах определены заказчиком в пункте 16 документации.

В частности, в подпункте 2 пункта 16 документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ.

Таким образом, из совокупного содержания всей документации не следует, что заказчиком установлено требование соответствия участника закупки именно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

В документациях и извещениях о проведении электронных аукционов, размещённых на официальном сайте ЕИС, не указано, что участники закупок не должны являться оффшорной компанией, что является нарушением пункта 4 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такоготребования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 583 от 28.11.2015 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» (далее - Указ № 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» Правительство Российской Федерации должно определить перечни отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).

Данный перечень утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее   Постановление № 1457).

В указанный Перечень включены, в том числе, работы и услуги, выполняемые для обес­печения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).

Поскольку Постановлением № 1457 установлены обязательные тре­бования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госу­дарственных и муниципальных нужд, заказчик обязан установить такие требования к участни­кам закупки.

В извещениях о проведении торгов, размещённых на официальном сайте ЕИС, отсутствует запрет на выполнение работ на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, что является нарушением пункта 4 статьи 42, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона № 44-ФЗ.

Довод заявителя о том, что данный запрет должен был быть установлен в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ, суд считает необоснованным.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются, в том числе, условия, запреты и ограничениядопуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Вместе с тем, Постановлением № 1457, принятым во исполнение Указа № 583, установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации не только иностранными лицами, но также организациями Российской Федерации, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа пояснила, что при наличии различного подхода к пониманию данного вопроса УФАС со­глашается с тем, что применение заказчиком любых указанных положений Закона № 44-ФЗ при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Поста­новлением № 1457, является надлежащим исполнением указанного Постановления.

При этом запрет на выполнение работ на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, вообще не указан в документации об аукционе.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Статьёй 65 Закона № 44-ФЗ определён порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений её положений и внесение в неё изменений.

Согласно части 2 статьи 65 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3 статьи 65 Закона № 44-ФЗ).

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона № 44-ФЗ).

Пункт 22 аукционной документации дублирует части 3 и 4 статьи 65 Закона                       № 44-ФЗ.

Часть 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Определение срока закреплено статьёй 190 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Таким образом, учитывая положения пункта 11 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ, в целях реализации права участника на обращение с запросом для дачи разъяснения, заказчик обязан в документации указать календарное время (число, месяц, год) события, в период которого участник вправе обратиться с запросом.

Вместе с тем, в документации об электронных аукционах заказчиком указана не конкретная дата начала и окончания срока (календарное время события) предоставления участникам аукционов разъяснений положений документации, а ссылка на то, что соответствующие разъяснения размещаются в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, что является нарушением пункт 11 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

В силу части 5 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее - Правила).

Ответственность сторон предусмотрена пунктом 6 проекта государственных контрактов.

Так, согласно абзацу 3 подпункта 6.1. проекта государственных контрактов штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Фрахтователем обязательств, предусмотренных государственными контрактами, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактами. Размер штрафа устанавливается контрактами в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063.

Согласно абзацу 3 подпункта 6.2 проекта государственных контрактов штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Фрахтовщиком обязательств, предусмотренных контрактами, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в томчисле гарантийного обязательства), предусмотренных контрактами. Размер штрафа устанавливается государственными контрактами в виде фиксированной суммы, определённой в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063.

Вместе с тем, учитывая императивное правило об обя­зательном включении в контракт условия об ответственности, установленный Правилами порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, необходимость установления размера неустойки  в виде фиксированной суммы, включение в проект контракта только лишь ссылки на Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года №1063 не является надлежащим исполнением обязанности за­казчика по установлению размеров неустойки.

Более того, Законом № 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок; размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непо­средственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.

Заявитель обращает внимание на то, что на момент размещения в ЕИС документации об электронном аукционе окончательная цена контракта неизвестна.

Однако здесь необходимо учитывать следующее.

Контракт заключается по цене, предлагае­мой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта. При этом подпункты «а» - «г» пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штра­фа - в зависимости от цены контракта. Таким образом, в проекте контракта под отлагательным условием возможно указать различные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого пороговогозначения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 96 Закона № 44-ФЗ).

Условия банковской гарантии определены в статье 45 Закона № 44-ФЗ.

Так частью 2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ установлено, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1)сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьёй 96 настоящего Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4)условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5)срок действия банковской гарантии с учётом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

6)отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов,предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона № 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей
статьёй реестрах
банковских гарантий;

2)  несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об
о
существлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика
(подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Совокупность перечисленных законоположений даёт основания полагать, что в документации о закупке заказчиком должны быть установлены чётко определённые требования к содержанию банковской гарантии.

Суд считает ошибочным подход Учреждения, допускающий возможность указания в документации об электронном аукционе ссылки на статью Закона №44-ФЗ, устанавливающую определённые требования, Правила либо иной нормативно-правовой акт Российской Федерации.

Участник закупки, принимая участие в электронном аукционе, в первую очередь, руководствуется непосредственно документацией о закупке, которая должна быть доступна и понятна участнику.

Статья 7Закона № 44-ФЗ закрепляет принципы открытости и прозрачности закупки.

Частью 3 статьи 7 Закона № 44-ФЗ установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Из смысла формулировок, содержащихся в Законе № 44-ФЗ, усматривается, что документация по закупке должна разрабатываться индивидуально и соотноситься с объектом закупки, быть полной и понятной любому лицу, заинтересованному в закупке.

Отсутствие в документации об аукционе указания на конкретные требования к участникам закупок вводит участников аукциона в заблуждение и не позволяет определить соответствие или несоответствие установленным требованиям.

Участник закупки не обязан знать нормы Закона № 44-ФЗ. Учитывая, что участник закупки подаёт заявку, следуя требованиям документации об электронным аукционе, то отсылочный характер положений документации искажает четкость понимания участником аукциона того, каким требованиям и чему должна соответствовать его заявка и что должно содержаться в тех документах, которые оформляет участник для участия в аукционе.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение комиссии  УФАС, отражённое в резолютивной части акта № 06-02/16-19 от 31.03.2016, а также сам акт соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя; оснований для удовлетворения требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

в удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Мурманской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья                                                                                                  В.Н. Кушниренко