Арбитражный суд Мурманской области
ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Мурманск Дело № А42-4512/2012
24 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 17 апреля 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2013 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмуриковым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «АМК»
к Правительству Мурманской области
о признании незаконным решения, оформленного протоколом от 14.06.2012 Земельной комиссии, о непредоставлении земельного участка ООО "АМК" для строительства автостоянки для постоянного и временного хранения легковых автомобилей открытого типа наземной охраняемой, расположенного по адресу: <...> (1-я проходная);
об обязании Правительства Мурманской области, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АМК", путем предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, для строительства автостоянки для постоянного и временного хранения легковых автомобилей открытого типа наземной охраняемой, расположенного по адресу: <...> (1-я проходная),
заинтересованные лица:
- ФГУ «Администрация морского порта Мурманск»;
- Администрация города Мурманска;
- Министерство имущественных отношений Мурманской области;
- открытое акционерное общество «Мурманский морской рыбный порт»
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.01.2013,
Правительства Мурманской области - ФИО2 по доверенности № 01/65-МК от 15.01.2013,
ФГУ «Администрация морского порта Мурманск» - ФИО3 по доверенности от 31.05.2012, ФИО4 по доверенности от 16.04.2013,
Министерства имущественных отношений Мурманской области – ФИО2 по доверенности от 27.12.2012 № 1,
Администрации города Мурманска - не явился,
открытого акционерного общества «Мурманский морской рыбный порт» - не явился;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АМК» (183001 <...>, ОГРН <***>; далее – заявитель, ООО «АМК», общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом его уточнения) к Правительству Мурманской области (183038 <...>, ОГРН <***>; далее – Правительство)
- о признании незаконным решения, оформленного протоколом от 14.06.2012 Земельной комиссии, о непредоставлении земельного участка ООО «АМК» для строительства автостоянки для постоянного и временного хранения легковых автомобилей открытого типа наземной охраняемой, расположенного по адресу: <...> (1-я проходная),
- обязать Правительство Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, для строительства автостоянки для постоянного и временного хранения легковых автомобилей открытого типа наземной охраняемой, расположенного по адресу: <...> (1-я проходная).
Определениями суда от 13.12.2012 и от 24.01.2013 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, были привлечены: ФГУ «Администрация морского порта Мурманск»; Администрация города Мурманска; Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее – Министерство); открытое акционерное общество «Мурманский морской рыбный порт».
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации, Закон Мурманской области от 10.07.2007 № 864-01-ЗМО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске – административном центре Мурманской области», постановление Правительства Мурманской области от 15.07.2011 № 353-ПП.
По мнению заявителя, ответ Министерства имущественных отношений Мурманской области, равно как и оспариваемое решение Земельной комиссии, о том, что истребуемый участок является перспективным для расширения границ морского порта с целью строительства складов, складских и контейнерных площадок или иных объектов для оказания услуг морскому порту в связи с нахождением на незначительном расстоянии от причальной линии, необоснован и нарушает права и законные интересы.
По мнению ООО «АМК», ФГУ «Морской порт Мурманск» не выражало самостоятельного желания о расширении границ порта и с соответствующим заявлением в уполномоченный орган не обращалось. Целью обращения ООО «АМК» с заявлением в Министерство имущественных отношений являлось рассмотрение заявления по существу и принятие по нему соответствующего решения о предоставлении земельного участка, а не получение информации в отношении этого участка.
Правительство Мурманской области представило отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признало, указав, что решение Земельной комиссии, оформленное протоколом от 14.06.2012 не противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства, утвержденному постановлением Правительства Мурманской области от 15.07.2011 № 353-ПП, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме того, Правительство Мурманской области сообщило, что предоставление испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах охраняемого периметра портовой инфраструктуры возможно после выполнения работ, обусловленных требованиями по обеспечению транспортной безопасности. Устранение данного обстоятельства не относится к компетенции Правительства Мурманской области, что является законным основанием для отказа в предоставлении ООО «АМК» земельного участка. Однако данное обстоятельство не препятствует повторному обращению ООО «АМК» в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка после выполнения работ по обеспечению требований транспортной безопасности.
Заинтересованные лица в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также представили отзывы на заявление, в которых соглашаются с правовой позицией Правительства Мурманской области, указывая на законность и обоснованность оспариваемого отказа, и полагают, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, поскольку спорный земельный участок является перспективным для расширения границ морского порта, и влечет увеличение занимаемых им земельных участков и объектов инфраструктуры.
До начала судебного заседания от Администрации города Мурманска поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо – ОАО «Мурманский морской рыбный порт» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представило отзыв на заявление и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным провести судебное заседание в отсутствие указанных лиц.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «АМК» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Мурманску 10.03.2011, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.
20.03.2012 Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Мурманской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с назначением: «для организации парковки автомобилей», место размещения объекта: <...> (1-ая проходная), примерный размер земельного участка 6 700 кв.м.
Письмом от 27.04.2012 № 19-10/28/8-СБ Министерство имущественных отношений Мурманской области сообщило, что заявление ООО «АМК» о выборе требуемого земельного участка направлено в Администрацию г. Мурманска с целью получения заключения о возможности предоставления земельного участка для строительства.
Администрация г. Мурманска письмом от 12.04.2012 № 14-04-04/1280 информировала Министерство о том, что испрашиваемая территория находится в зоне размещения транспортной инфраструктуры, формирование земельного участка полагает возможным при условии приведения наименования объекта в соответствие с классификатором по видам использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Письмами от 27.04.2012 № 19-10/28/8-СБ и 11.05.2012 № 19-10/3089-СБ Министерство уведомило заявителя о том, что согласно письму Администрации г. Мурманска от 12.04.2012 № 14-04-04/1280 необходимо уточнить наименование объекта, заявление общества рассмотрено на Земельной комиссии 03.05.2012, которая приняла решение: отложить рассмотрение заявления общества, направить в адрес общества информацию, представленную администрацией г.Мурманска, направить запрос в Министерство транспорта и связи Мурманской области о возможности предоставления земельного участка для строительства.
Министерство письмом от 10.05.2012 № 19-10/3024-СБ запросило у Министерства транспорта и связи Мурманской области заключение о возможности предоставления земельного участка для строительства.
В ответ на указанный запрос в адрес Министерства поступила копия ответа ФГУ «АМП Мурманск» от 07.06.2012 № 01/05-1351, в котором оно сообщило, что в целях выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности вопрос о предоставлении земельных участков, расположенных в пределах периметра ограждения морского порта (исторически сложившейся охраняемой территорий порта), следует рассматривать только после создания нового ограждения порта по границам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 1535-р.
Письмом от 29.05.2012 № 09 общество уточнило наименование объекта строительства: автостоянка для постоянного и временного хранения легковых автомобилей открытого типа наземная охраняемая.
Министерство письмом от 21.06.2012 № 19-10/4178-ВС сообщило обществу, что его заявления были повторно рассмотрены на заседании Земельной комиссии, состоявшемся 14.06.2012, а также проинформировало о результатах рассмотрения, в соответствии с которыми Земельной комиссией принято решение: «Отказать ООО «АМК» в предоставлении земельного участка площадью ориентировочно 6700кв.м. в Ленинском административном округе в районе здания № 38 по ул. Траловой для строительства автостоянки для постоянного и временного хранения легковых автомобилей открытого типа наземной охраняемой».
ООО «АМК», считая, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка не имелось, обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований (с учетом их уточнения).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение и действий права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к рассматриваемому случаю это означает, что если законность и обоснованность принятия оспариваемого акта (совершения действия, бездействия) должен доказывать орган, осуществляющий публичные полномочия, то обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа Обществу в предоставлении спорного земельного участка, расположенного в границах охраняемого периметра портовой инфраструктуры, явилось наличие сведений о том, что спорный участок является перспективным для расширения границ порта с целью строительства складов, соответственно, разрешение вопроса о предоставлении участка в аренду ООО «АМК» возможно лишь после выполнения работ, обусловленных требованиями по обеспечению транспортной безопасности.
Общество, оспаривая решение Земельной комиссии об отказе в предоставлении земельного участка, просит устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем обязания Правительства Мурманской области предоставить испрашиваемый земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Вместе с тем, признание незаконным указанного решения Земельной комиссии, на чем настаивает заявитель, не приведет к восстановлению его прав и возникновению у Правительства Мурманской области обязанности предоставить земельный участок в силу следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, который включает в том числе выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 того же Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, предусмотрено обращение заинтересованного лица в соответствующий исполнительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления, наделенный правом распоряжения земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Указанный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
После проведения необходимых процедур соответствующий исполнительный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статьей 2 Закона Мурманской области от 10.07.2007 № 864-01-ЗМО, действовавшего в спорный период, Правительство Мурманской области наделено полномочиями определять исполнительный (исполнительные) орган (органы) государственной власти, уполномоченный (уполномоченные) на организацию и проведение мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в случае предоставления земельных участков для строительства.
В рамках предоставленных полномочий правительство Мурманской области постановлением от 15.07.2011 № 353-ПП утвердило Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Мурманске для строительства (далее - Порядок).
В силу пункта 1.9 Порядка (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) Министерство имущественных отношений Мурманской области в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка направляет в администрацию муниципального образования город Мурманск (далее - администрация г. Мурманска) запрос о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке с приложением копии заявления.
Администрация г. Мурманска в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса направляет в Министерство имущественных отношений Мурманской области информацию о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке либо мотивированное заключение о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка (пункт 1.10 Порядка).
Согласно пункту 1.11 Порядка в течение месяца со дня поступления заключения из администрации г. Мурманска Министерство имущественных отношений Мурманской области обеспечивает рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, на заседании Земельной комиссии.
Пунктом 1.12 Порядка предусмотрено, что результаты рассмотрения вопросов и принятые по ним решения оформляются протоколом заседания Земельной комиссии в пятидневный срок со дня вынесения решения.
О принятых Земельной комиссией решениях Министерство имущественных отношений Мурманской области в 3-дневный срок со дня подписания протокола письменно уведомляет заявителей (пункт 1.13 Порядка).
В силу пунктов 2.5, 2.6 Порядка решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимает Правительство Мурманской области, а Министерство имущественных отношений Мурманской области готовит его проект.
Земельная комиссия образована постановлением Правительства Мурманской области от 15.10.2007 № 483-ПП в целях рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, в случае предоставления земельных участков для строительства.
Положением о Земельной комиссии, утвержденным указанным постановлением Правительства Мурманской области, деятельность Земельной комиссии осуществляется на принципах коллегиального рассмотрения вопросов и принятия в пределах своих полномочий согласованных решений. В ее состав входят представители органов местного самоуправления и государственных органов Мурманской области.
Полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании места размещения объекта, являющихся в силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, Земельная комиссия не наделена. Такими полномочиями обладает Правительство Мурманской области.
Таким образом, оспаривание решения Земельной комиссии, оформленное протоколом от 14.06.2012, не направлено на восстановление прав Общества, которое просит обязать Правительство Мурманской области предоставить земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно статье 32 названного Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, признание незаконным оспариваемого решения Земельной комиссии само по себе не может служить основанием для возникновения у Правительства Мурманской области обязанности принять решение о предварительном согласовании места размещения, являющегося основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах следует признать ненадлежащим избранный заявителем способ защиты прав.
Кроме того, доказательств того, что исполнительным органом в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации было принято решение об отказе ООО «АМК» в предоставлении земельного участка под строительство автостоянки суду не представлено, в материалах дела не имеется.
Бездействие Правительства Мурманской области по вынесению решения по заявлению Общества заявителем в настоящем деле не оспаривается.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «АМК» к Правительству Мурманской области
- о признании незаконным решения, оформленного протоколом от 14.06.2012 Земельной комиссии, в не предоставлении земельного участка заявителю для строительства автостоянки для постоянного и временного хранения легковых автомобилей открытого типа наземной охраняемой, расположенного по адресу: <...> (1-я проходная) примерной площадью 6 700 кв.м;
- об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления ему земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, для строительства автостоянки для постоянного и временного хранения легковых автомобилей открытого типа наземной охраняемой, расположенного по адресу: <...> (1-я проходная), примерной площадью 6 700 кв.м.,
отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия.
Судья Дмитриевская Л.Е.