ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4528/2022 от 30.09.2022 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Академика Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                           Дело № А42-4528/2022

07 октября 2022 года

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 30.09.2022.

Решение в полном объёме изготовлено 07.10.2022.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туровой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Норд Терра», ул. Позднякова, д. 6, кв. 34, пгт Мурмаши, Кольский район, Мурманская область, 184355 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству имущественных отношений Мурманской области, ул. Карла Маркса, д. 18, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица:

акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», наб. Пресненская, д. 12, эт. 15, ком. А3, вн.тер.г. муниципальный округ Пресненский, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)

общество с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-Мурманск», ул. Сполохи, д. 4А, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным отказа, изложенного в письме № 19-06/4609-00 от 14.04.2022, и обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя –  директора ФИО1, приказ № 1 от 15.10.2021,

ответчика – ФИО2, доверенность № 3 от 10.01.2022,

АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» - не участвовал,

ООО «НОВАТЭК-Мурманск» – ФИО3, доверенность № 025-2022 от 10.01.2022,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Норд Терра» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Мурманской области (далее – ответчик, Министерство) в предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский муниципальный район, сельское поселение Междуречье, село Белокаменка, без проведения торгов на основании подпункта 39 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), выраженного в письме от 14.04.2022 №19-06/4609-00.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Министерство направить в его адрес три подписанных проекта договора аренды спорного земельного участка в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В обоснование заявленных требований Общество указало на отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2021 № 91 «Об утверждении Правил предоставления управляющей компанией Арктической зоны Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации», частью 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон № 473-ФЗ).

Ответчик с заявленными требованиями не согласился. В возражениях на заявление указал на законность и обоснованность оспариваемого отказа.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (далее – АО «КРДВ») и общество с ограниченной ответственностью «НОВАТЭК-Мурманск» (далее – ООО «НОВАТЭК-Мурманск»).

АО «КРДВ» представило отзыв на заявление, в котором указало, что решение Министерства, изложенное в письме от 14.04.2022 № 19-06/4609-00, не содержит предусмотренных ЗК РФ и иными нормативными актами Российской Федерации законные основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка Обществу в аренду без проведения торгов. Довод о том, что испрашиваемый земельный участок будет включен в территорию опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики» несостоятелен.

ООО «НОВАТЭК-Мурманск» представило отзыв на заявление, в котором указало, что рассматривает возможность получения, в том числе земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631 без торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта.

В судебном заседании представитель Общества на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнительных пояснениях.

Представители Министерства и ООО «НОВАТЭК-Мурманск» поддержали позиции, изложенные в возражениях и в отзыве на заявление.

АО «КРДВ», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило; представило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, обстоятельств дела, в соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие представителя АО «КРДВ».

Материалами дела установлено, что Общество является резидентом Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) на основании заключенного 15.03.2022 с АО «КРДВ» – управляющей компанией, осуществляющей функции по управлению АЗРФ и территориями опережающего развития (ТОР) – соглашения №АЗРФ-356/22 об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ (далее - Соглашение).

Согласно пункту 1 Соглашения его предметом является осуществление резидентом в соответствии с представленными им заявкой от 11.02.2022 №АЗРФ/48 и прилагаемыми к ней документами, планом-графиком реализации  инвестиционного проекта на условиях, предусмотренных Соглашением, и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» следующего вида деятельности: 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Срок действия Соглашения по 31 декабря 2037 года включительно.

Заявкой от 11.02.2022 №АЗРФ/48 на заключение соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ, планом-графиком реализации инвестиционного проекта в качестве первого мероприятия предусмотрено оформление прав на земельный участок с кадастровым номером 51:09:0020102:631, адрес: Мурманская область, Кольский муниципальный район, сельское поселение Междуречье, село Белокаменка, в следующие сроки: начало - 15.03.2022, окончание – 30.04.2022; заключение договора аренды земельного участка в следующие сроки: начало – 15.03.2022, окончание – 14.04.2022; государственная регистрация договора аренды земельного участка в следующие сроки: начало – 15.04.2022, окончание – 30.04.2022.

Вторым мероприятием является строительство магазина-кафе площадью 160кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 51:09:0020102:631, адрес: Мурманская область, Кольский муниципальный район, сельское поселение Междуречье, село Белокаменка, в следующие сроки: начало - 01.05.2022, окончание – 31.12.2024.

Третьим мероприятием является начало осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.2025.

В целях реализации Соглашения Обществом 16.03.2022 в Министерство направлено заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631, адрес: Мурманская область, Кольский муниципальный район, сельское поселение Междуречье, село Белокаменка, без проведения торгов на основании подпункта 39 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Письмом от 14.04.2022 № 19-06/4609-00 Министерство отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав следующее.

Земельный участок с кадастровым номером 51:09:0020102:631 находится вблизи границ территории «Территория опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» (ТОР «Столица Арктики») с реестровым номером 51:00-12.1. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 № 656 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» граница ТОР «Столица Арктики» определяет в ее пределах, в частности, реализацию инвестиционного проекта «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в с.Белокаменка Мурманской области». Учитывая расположение испрашиваемого земельного участка вблизи ТОР «Столица Арктики», использование земельного участка рассматривается в целях реализации инвестиционного проекта ЦСКМС в с.Белокаменка Мурманской области.

Посчитав, что решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка на праве аренды нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Законом Мурманской области № 2459-01-ЗМО от 27.12.2019 «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и органами государственной власти Мурманской области», на основании Положения о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области № 21-ПП от 31.01.2020, Министерство является государственным органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. 

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов установлены статьей 39.6 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Подпунктом 39 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления лицом, получившим статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", деятельности, предусмотренной соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1)  осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора
аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным
участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование
испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2)принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3)принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в представлении земельного участка в аренду без проведения торгов и не включает основания, приведенного Министерством в решении об отказе в предоставлении спорного земельного участка.

Относительно позиции Министерства о том, что испрашиваемый земельный участок находится вблизи границ ТОР «Столица Арктики» и зарезервирован для инвестиционного проекта «Центр строительства крупнотоннажных  морских сооружений (ЦСКМС) в с.Белокаменка Мурманской области», осуществляемого ООО «НОВАТЭК-Мурманск», АО «КРДВ» в отзыве от 05.07.2022 пояснило, что при рассмотрении заявки Общества от 11.02.2022 №АЗРФ/48 она была согласована всеми структурными подразделениями АО «КРДВ» без замечаний в соответствии с установленным регламентом рассмотрения заявок на получение статуса резидента АЗРФ. На заочном заседании Комиссии по рассмотрению заявки и прилагаемых к ней документов, а также рассмотрению и оценке бизнес-плана для заключения соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности исследовались позиции Министерства градостроительства и благоустройства Мурманской области (от 17.02.2022 исх. № 33-02/349-МГ) и Министерства имущественных отношений Мурманской области (от 18.02.2022 исх. №19-0/2033-ВМ). В частности, Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области пояснило, что использование земельного участка под магазин-кафе допустимо. Министерство имущественных отношений Мурманской области указало, что спорный земельный участок с видом разрешенного использования «Общественное питание» отнесен к категории земель «Земли населенных пунктов»; собственность на земельный участок не разграничена; участок свободен от прав третьих лиц. По итогам голосования большинством голосов членов Комиссии принято положительное решение о заключении соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в АЗРФ с ООО «Норд-Терра». В голосовании принимали участие семь членов Комиссии: директор Департамента развития инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, заместитель директора Департамента развития инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, генеральный директор АО «КРДВ», управляющий директор АО «КРДВ», заместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия по вопросам экономики, заместитель Губернатора Мурманской области, первый заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.

Территория опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» образована на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 № 656. На основании данного Постановления определены кадастровые номера земельных участков, по границам которых установлено местоположение границ ТОР «Столица Арктики».

В соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО4 от 10.06.2022 земельный участок с кадастровым номером 51:09:0020102:631, расположенный по адресу: Мурманская область, Кольский муниципальный район, сельское поселение Междуречье, село Белокаменка, не входит в границы территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики», определенной по координатам, представленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 № 656, и не граничит с указанными землями.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, подтвердили указанную информацию.

В обоснование своей позиции Министерство также ссылается на письма ООО «НОВАТЭК-Мурманск», в которых последнее выражает намерение по расширению границ ТОР «Столица Арктики» с просьбой учесть его планы при рассмотрении заявок на присвоение индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам статуса резидента АЗРФ. В частности, ООО «НОВАТЭК-Мурманск» указывает, что им прорабатывается  вопрос о создании  дополнительной  инфраструктуры  и  строительства дополнительных объектов в рамках реализации ЦСКМС, а также ведутся работы по подготовке документов для подачи заявления на расширение границ ТОР «Столица Арктики».

Вместе с тем, до настоящего момента заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631 по форме, предусмотренной действующим законодательством, ООО «НОВАТЭК-Мурманск» не подано.

Кроме того, согласно части 7 статьи 3 Закона № 473-ФЗ решение об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития принимается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления.

Таким образом, планируемое ООО «НОВАТЭК-Мурманск» расширение границ ТОР «Столица Арктики», а также направление им писем о рассмотрении возможности предоставления земельных участков, расположенных рядом с земельным участком, выделенным под реализацию инвестиционного проекта «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в с.Белокаменка Мурманской области», не могут являться законными основаниями отказа заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631.

Представленные Министерством документы и доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, подтверждают отсутствие законных оснований отказа в предоставлении Обществу земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что отказ Министерства от 14.04.2022 № 19-06/4609-00 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский муниципальный район, сельское поселение Междуречье, село Белокаменка, не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества.

В связи с чем заявленное требование подлежит удовлетворению.

Частью 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В судебном заседании представитель Министерства пояснил, что заявление Общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631 без проведения торгов на основании подпункта 39 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ рассмотрено уполномоченным органом по существу.

Учитывая изложенное, а также положения пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», суд считает возможным в качестве способа восстановления нарушенного права обязать Министерство в срок не более 14 календарных дней со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить Обществу в трех экземплярах проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский муниципальный район, сельское поселение Междуречье, село Белокаменка.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными подлежит уплате государственная пошлина в размере 3000 рублей.

При обращении в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением Общество платежным поручением от 23.05.2022 № 4 уплатило государственную пошлину в сумме 9000 руб.

 Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

На основании изложенного государственная пошлина в сумме 6000 руб., излишне уплаченная Обществом платежным поручением № 4 от 23.05.2022, подлежит возврату из федерального бюджета.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным проверенный на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации отказ Министерства имущественных отношений Мурманской области от 14.04.2022 № 19-06/4609-00 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский муниципальный район, сельское поселение Междуречье, село Белокаменка.

Обязать Министерство имущественных отношений Мурманской области в срок не более 14 календарных дней со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью «Норд Терра» в трех экземплярах проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 51:09:0020102:631, расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский муниципальный район, сельское поселение Междуречье, село Белокаменка.

Взыскать с Министерства имущественных отношений Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Норд Терра» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Норд Терра» из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей, уплаченную платежным поручением № 4 от 23.05.2022. 

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                    Кушниренко  В. Н.