Арбитражный суд Мурманской области
Ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183038
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-4544/2019
«04» октября 2019 года
Резолютивная часть решения вынесена 2 октября 2019 года. Полный текст решения изготовлен 4 октября 2019 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Варфоломеева С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бедаш Н.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» (место нахождения: 183031, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (место жительства: 184421, Мурманская обл., Печенгский р-н, пос.Никель; ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
третье лицо – Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (место нахождения: 183038, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 300000 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – не явился, извещён
от ответчика – не явился, извещён
от третьего лица – не явился, извещено
от иных участников процесса – нет
установил:
государственное областное бюджетное учреждение «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» (далее – Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ФИО1, ответчик) о взыскании 300.000 руб. субсидии из федерального бюджета.
В обоснование заявленного требования истец указал, что указанная субсидия предоставлена ответчику как начинающему предпринимателю в качестве финансовой помощи на создание собственного бизнеса. Однако ответчик не достиг ни одного из заявленных в бизнес-плане показателей, в том числе среднесписочной численности и среднемесячной заработной платы работающих, объёма выручки и соответствующих от этой выручки и выплаченного дохода обязательных отчислений, в связи с чем такие денежные средства (субсидия) признаются израсходованными не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет Российской Федерации и взысканию в судебном порядке.
Истец и ответчик, извещённые надлежащим образом, в судебное заседание не явились; Учреждение по тексту искового заявления просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя; ответчик письменного отзыва на исковое заявление не представил.
Определением суда от 03.06.2019 (л.д.1, 2) к участию в деле на стороне истца в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (далее – Министерство, третье лицо), являющееся главным распорядителем рассматриваемой субсидии.
Третье лицо, извещённое надлежащим образом, в судебное заседание также не явилось, письменный отзыв на исковое заявление также не представило.
С учётом вышеизложенного, обстоятельств дела и в соответствии с частью 6 статьи 121, частью 1 статьи 123, частями 1, 2, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика и третьего лица.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 15.09.2014 между Учреждением и ФИО1 заключён договор № С-607/09-14, в соответствии с которым последнему на создание собственного бизнеса для реализации бизнес-плана по созданию предприятия по засолке и консервированию плодоовощной продукции «Заквасочка» (л.д.13-28) на безвозмездной основе из регионального бюджета предоставлена субсидия в размере 300.000 руб. за счёт средств, поступивших в бюджет Мурманской области из федерального бюджета (далее – Договор; л.д.33-35).
Факт перечисления названных денежных средств ФИО1 подтверждается платёжным поручением от 01.12.2014 № 777197 (л.д.36).
Поскольку ответчик не выполнил положения пунктов 9.3, 10.1 Порядка предоставления грантов начинающим предпринимателям и малым инновационным компаниям на создание собственного бизнеса, утверждённого Постановлением Правительства Мурманской области от 31.07.2012 № 392-ПП «О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний» (в редакции, действовавшей в спорный период, – Постановления Правительства Мурманской области от 09.01.2014 № 12-ПП) (далее – Порядок № 392-ПП), не достигнув планируемых целевых показателей проекта, комиссия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства Мурманской области (далее – Комиссия) приняла решение о возврате ответчиком бюджетных средств (приказ от 20.10.2016 № 164-ОД; л.д.66, 67).
В добровольном порядке субсидия возвращена не была (л.д.68-71), что и послужило основанием для обращения Учреждения в суд с настоящим исковым заявлением.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 названной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом в подпунктах 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Кроме того, применительно к настоящему делу пункт 7 статьи 78 БК РФ закрепляет, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определён решениями, предусмотренными абзацем первым указанного пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В данном случае, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, регламентирующим предоставление индивидуальным предпринимателям грантов начинающим предпринимателям, а равно порядок их возврата в случае нарушения условий субсидирования, на момент заключения договора и перечисления рассматриваемой субсидии определялся Постановлением Правительства Мурманской области от 31.07.2012 № 392-ПП «О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний», которым утверждён Порядок № 392-ПП в редакции Постановления Правительства Мурманской области от 09.01.2014 № 12-ПП.
Согласно пункту 7.1 Порядка № 392-ПП (здесь и далее в редакции Постановления Правительства Мурманской области от 09.01.2014 № 12-ПП, действовавшей в спорный период) получатель субсидии имеет право использовать бюджетные средства только на расходы, указанные в бизнес-плане. Использовать средства предоставленной субсидии получатель субсидии должен в течение 1 (одного) года со дня фактического перечисления средств на расчётный счёт получателя субсидии. В случае неполного использования выделенных средств получатель субсидии ежеквартально (вместе с отчётом) предоставляет банковскую выписку о состоянии расчётного счёта на отчётную дату.
В соответствии с пунктом 7.6 Порядка № 392-ПП получатель субсидии обязан производить все расчёты с контрагентами за счёт средств субсидии безналичным путём. Иные способы расчётов с контрагентами и расчёты с физическими лицами к зачёту не принимаются. Все документы, подтверждающие целевое расходование субсидии, хранятся получателем субсидии в течение 3 (трёх) лет.
В силу пункта 7.7 Порядка № 392-ПП получатель субсидии ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, предоставляет в Учреждение следующие документы (до использования средств субсидии в полном объёме):
– отчёт получателя субсидии об использовании средств субсидии на реализацию бизнес-плана (приложение № 7) с приложением собственноручно заверенных копий документов, актов переработки материальных ценностей, подтверждающих целевое расходование средств;
– отчёт получателя субсидии о достижении целевых показателей проекта (приложение № 7) с представлением пояснений в случае недостижения целевых показателей.
Получатель субсидии ежегодно до года окупаемости проекта включительно, но не менее 3 лет после года получения средств субсидии, в срок до 20 января года, следующего за отчётным, предоставляет в Учреждение годовой отчёт (приложение № 8).
Пунктом 7.8 Порядка № 392-ПП предусмотрено, что после использования средств субсидии в полном объёме и предоставления отчёта получателя субсидии об использовании средств субсидии на реализацию бизнес-плана (приложение № 7) получатель субсидии ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, предоставляет в Учреждение только отчёт получателя субсидии о достижении целевых показателей проекта (приложение № 8). Данный отчёт предоставляется в течение 2 (двух) лет со дня фактического перечисления средств на расчётный счёт получателя субсидии.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 4.7, 4.8 и 4.9 вышеупомянутого договора от 15.09.2014 № С-607/09-14, заключённого между Учреждением и ФИО1
Далее, согласно пункту 7.2 Порядка № 392-ПП, пункту 5.3 Договора, в случае неполного использования средств по истечении 1 (одного) года со дня фактического перечисления средств на расчётный счёт получателя субсидии остатки возвращаются на лицевой счёт Учреждения в течение 10 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 9.1 Порядка № 392-ПП контроль за целевым использованием средств осуществляют Учреждение и Комитет (ныне – Министерство). В случае возникновения сомнений при оценке целевого использования средств, в том числе и в ходе реализации проекта, Учреждение обязано обратиться в Комитет (ныне – Министерство) для рассмотрения сложившейся ситуации на заседании Комиссии.
При этом в пункте 9.2 Порядка № 392-ПП и пункте 5.5 Договора, помимо прочего, закреплено, что Учреждение, как куратор проекта, в случае обнаружения фактов отклонения двух и более целевых показателей от планируемых более чем на 25 % к концу реализации проекта, направляет соответствующее уведомление в Комитет (ныне – Министерство) для рассмотрения на заседании Комиссии и решения вопроса о целевом или нецелевом использовании средств и копию получателю субсидии.
В силу пункта 10.1 Порядка № 392-ПП в случае нецелевого использования бюджетных средств или непредставления отчётных документов Учреждение на основании решения Комиссии Комитета (ныне – Министерства) письменно уведомляет получателя субсидии о необходимости возврата бюджетных средств на лицевой счёт Учреждения.
В данном случае в проекте ФИО1 заявлено два рабочих места (работники) с ежемесячной заработной платой на общую сумму 22.400 руб. (из расчёта 11.200 руб. на каждого), а ожидаемая выручка от деятельности по проекту предполагалась в размере 1.295.700 руб. с обязательными отчислениями во внебюджетные фонды в сумме 112.253 руб., уплатой единого налога на вменённый доход в сумме 26.400 руб. и налога на доходы физических лиц в сумме 34.944 руб. (л.д.22, 26).
Однако из представленных ФИО1 отчётов о достижении целевых показателей следует, что такие показатели не достигнуты, поскольку какие-либо работники в течение всего периода пользования субсидией отсутствовали, заработная плата никому не выплачивалась, никакая выручка получена не была, никаких обязательных платежей (отчислений) не производилось, задуманное предприятие так и не было открыто. Иными словами, представленные отчёты являются «нулевыми» (л.д.41-48, 49).
Тем самым, вывод Учреждения об отсутствии результатов субсидирования и, как следствие, нецелевом использовании бюджетных средств соответствует фактическим обстоятельствам, так как ни одного из заявленных показателей не достигнуто, поскольку такие показатели являются «нулевыми».
Таким образом, суд считает, что ФИО1 обязательства по Договору на предоставление спорной субсидии не исполнены.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Кроме того, в соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Каких-либо доказательств, опровергающих позицию истца по настоящему делу в рассмотренной части, ФИО1 не представлено; какие-либо документы не представлены ФИО1 и при рассмотрении настоящего дела.
Тем самым, суд считает, что ФИО1 по существу признаны заявленные Учреждением обстоятельства отсутствия целевого использования полученных бюджетных средств в сумме 300.000 руб.
Согласно пунктам 10.1 и 10.2 Порядка № 392-ПП, пункту 5.7 Договора в случае нецелевого использования бюджетных средств или непредставления отчётных документов Учреждение на основании решения Комиссии Министерства письменно уведомляет получателя субсидии о необходимости возврата бюджетных средств на лицевой счёт Учреждения. Получатель субсидии в течение 30 рабочих дней от даты отправки Учреждением уведомления о возврате бюджетных средств обязан вернуть бюджетные средства на лицевой счёт Учреждения.
Поскольку ФИО1 допущены нарушения условий предоставления спорной субсидии, то исковые требования Учреждения следует удовлетворить, взыскав с ФИО1 израсходованную с такими нарушениями субсидию (федеральный грант) в сумме 300.000 руб.
Кроме того, в порядке статьи 110 АПК РФ и на основании пункта 6 статьи 52, подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и с учётом официальных разъяснений пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 9.000 руб. за рассмотрение настоящего дела в суде.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 176, 180, 181, 102, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
иск удовлетворить.
Взыскать с Демидова Артёма Викторовича (ИНН 519050268987), зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 12.12.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области за основным государственным регистрационным номером индивидуального предпринимателя 313510534600012, в пользу государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» финансовую поддержку, предоставленную на создание собственного бизнеса, в сумме 300000 руб. (триста тысяч рублей).
Взыскать с ФИО1 (ИНН <***>), зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 12.12.2013 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Мурманской области за основным государственным регистрационным номером индивидуального предпринимателя <***>, государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 9000 руб. (девять тысяч рублей).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.Б.Варфоломеев