АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183038 г. Мурманск, ул. Академика Книповича, дом 20 http://murmansk.arbitr.ru/
г. Мурманск Дело № А42-458/2019
11 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Зыкиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ким И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного областного унитарного предприятия «Мурманскводоканал» (<...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области (г.Мурманск, пр-т. Кольский, д.1; ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Двинско-Печорскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (<...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице Отдела водных ресурсов по Мурманской области, (<...>)
о признании незаконными отказов от 27.11.2018 3 30-09/11246-ДР и от 23.11.2018 № 3167
при участии представителей:
от заявителя - ФИО1 – по доверенности от 16.10.2018; ФИО2 – по доверенности от 26.07.2018 (до перерыва);
от ответчиков - ФИО3 - по доверенности от 11.03.2019; ФИО4 - по доверенности от 18.03.2019; ФИО5 - по доверенности от 01.03.2019;
установил:
государственное областное унитарное предприятие «Мурманскводоканал» (далее - заявитель, ГОУП «Мурманскводоканал», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными отказа Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Мурманской области (далее - ДПБВУ) от 23.11.2018 № 3167 в государственной регистрации в государственном водном реестре решения о предоставлении водного объекта и отказа Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - Министерство) в выдаче зарегистрированного в государственном водном реестре решения о представлении водного объекта река Кола в пользование и обязании Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Мурманской области зарегистрировать вынесенное решение, а Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области выдать ГОУП «Мурманскводоканал зарегистрированное в водном реестре решение о предоставлении водного объекта река Кола в пользование с целью сброса сточных вод по выпуску №12.
В обоснование заявленных требований с учетом дополнений Предприятие указало, что считает оспариваемые решения незаконными и необоснованными, нарушающими его права и законные интересы. По мнению Предприятия, им были выполнены все требования нормативных правовых актов, представлен полный пакет документов, указаны исчерпывающие данные для принятия решения о предоставлении водного объекта, в связи с чем соответствующее решение было принято. Вместе с тем, в регистрации принятого решения было необоснованно отказано со ссылкой на пункт 5 и пункт 9 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.07.2007 №216. Предприятие считает, что в силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 №253, пункта 1 Правил, последние устанавливают правила оформления регистрации и не устанавливают требования к юридическим и физическим лицам, претендующим на пользование водным объектом и не должны противоречить Водному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении дополнении к нему.
Представители ответчиков требования не признали, в судебном заседании, а также в отзывах на заявлении Министерство указало, что оснований в непринятии решения о предоставлении водного объекта у него отсутствовали, однако наличие мотивированного отказа, препятствовало в выдаче Предприятию зарегистрированного решения, в связи с чем наплавлено соответствующее письмо. Представитель ДПБВУ пояснил, что действовал в рамках Правил и зарегистрировать решение в настоящее время не представляется возможным ввиду особенностей электронного реестра.
Как следует из материалов дела, 11.10.2018 Предприятие направило в Министерство заявление о предоставлении водного объекта в пользование и с приложением документов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №844 для рассмотрения и принятия решения о предоставлении водного объекта река Кола в пользование для сброса сточных вод, прошедших очистку на ПТК «ОСК пгт. Кильдинстрой».
09.11.2018 Министерством принято решение о предоставлении водного объекта река Кола в пользование ГОУП «Мурманскводоканал» и письмом от 13.11.2018 №30-09/10780-ДР оно было направлено на государственную регистрацию в ДПБВУ.
Письмом от 23.11.2018 №3167 ДПБВУ направило в адрес Министерства мотивированный отказ в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта река Кола в связи с несоответствием требованиям водного законодательства, а именно пункту 5 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.07.2007 №216,в связи с чем, что в предоставленном решении о предоставлении водного объекта заявляемые координаты места водопользования (отсутствует информация о системе координат) не соответствуют единым государственным системам координат в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 28.07.2000 №568 «Об установлении единых государственных координат».
Письмом от 27.11.2018 №30-09/11246-ДР Министерство сообщило, что на основании мотивированного отказа ДПБВУ решение о предоставлении водного объекта не прошло государственную регистрацию в водном реестре по причине несоответствия водному законодательству, в связи с чем заявителю предложено забрать комплект прилагаемых к заявлению документов (л.д.14).
Не согласившись с указанными отказами, Предприятие обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании их незаконными.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) в иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования.
К решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод (статья 22 ВК РФ).
В соответствии со статьей 23 ВК РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование, если иной срок не предусмотрен федеральным законом.
В случае отказа в предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявителю мотивированный отказ. В случае подачи соответствующего заявления через многофункциональный центр указанный отказ направляется через многофункциональный центр.
Решение о предоставлении водного объекта или его части в соответствии с частью 1 настоящей статьи в пользование вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.
Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.
На основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта (пункт 8 Правил).
В заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются: сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя; наименование и место расположения водного объекта; обоснование вида, цели и срока водопользования.
К заявлению прилагаются: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости; информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации; копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае использования водного объекта для строительства причалов); сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте; материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним.
К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод кроме документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, прилагаются: расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных вод и показателей их качества; поквартальный график сброса сточных вод; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных вод.
Место предполагаемого сброса сточных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению (пункты 9-11 Правил).
Пунктом 17 Правил установлено, что представление не в полном объеме, в нечитаемом виде или с недостоверными сведениями документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование.
Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, не допускается (пункт 18 Правил).
В соответствии с пунктом 22 Правил исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов.
Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:
документы, указанные в пунктах 10, 11 - 14 настоящих Правил, представлены с нарушением требований, установленных настоящими Правилами;
получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте "г" пункта 20 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования;
право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Правил после принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование оно подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в государственном водном реестре.
Согласно пункту 16 Порядка ведения государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в случае предоставления соответствующим органом водного объекта в пользование направляет в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов по месту водопользования для регистрации в реестре оформленные в установленном порядке следующие документы с сопроводительным письмом оригинал решения о предоставлении в пользование водного объекта в 1 экземпляре - в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения. К сопроводительному письму прилагается также копия представленного на регистрацию оригинала указанных договора или решения, которая заверяется органом, осуществляющим регистрацию.
Представление не в полных объеме и комплектности документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о регистрации (пункт 17 Порядка).
В соответствии с пунктом 18 Порядка Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальный орган на основании оформленных в установленном порядке документов осуществляет регистрацию: в случае предоставления водного объекта в пользование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в течение 10 рабочих дней с даты поступления от этих органов в территориальный орган Агентства документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения.
Регистрация осуществляется путем внесения записей в соответствующие формы реестра, для подтверждения которой на оригиналах документов, представленных на регистрацию, проставляется штамп установленного образца (отметка о регистрации) согласно правилам оформления регистрации, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 19 Порядка).
Пунктом 23 Порядка установлено, что документы с отметкой о регистрации направляются водопользователю в течение 2 рабочих дней органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - с даты поступления документов из территориального органа Федерального агентства водных ресурсов.
Совокупность вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что нормативными правовыми актами установлены исчерпывающие основания для отказа в предоставлении водного объекта в пользование перечень документов и отсутствие оснований для отказа в регистрации уже принятого решения о предоставлении водного объекта в пользование. Нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации установлен только отказ в рассмотрении вопроса о регистрации в связи с представлением документов не в полном объеме.
Доводов о том, что заявителем представлены документы не в полном объеме, в ходе судебного разбирательства заявлено не было, в оспариваемых отказах таких оснований не приведено.
Вместе с тем, ДПБВУ отказало в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование ГОУП «Мурманскводоканал» сославшись на пункт 5 Правил оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.08.2007 № 216 (Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2007 N 10116) (далее - Правила №216).
Согласно указанному пункту при государственной регистрации орган регистрации осуществляет прием документов, представляемых на государственную регистрацию; выдачу расписки в получении документов (в случае получения по почте (высылку расписки с уведомлением о вручении); проверку комплектности представленных на государственную регистрацию документов, указанных в пункте 2 настоящих Правил; проверку на предмет соответствия их требованиям законодательства Российской Федерации, включая проверку на соответствие заявляемых координат места водопользования единым государственным системам координат в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 568 «Об установлении единых государственных систем координат» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3389; 2013, N 1, ст. 58).
При этом пунктом 9 данных Правил №216 определено, что случае установления несоответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 5 настоящих Правил, органом регистрации направляется мотивированный отказ в государственной регистрации представленных на государственную регистрацию документов по указанному отправителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Между тем, ссылка на то, что в предоставленном решении о предоставлении водного объекта заявляемые координаты места водопользования (отсутствует информация о системе координат) не соответствуют единым государственным системам координат в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 28.07.2000 №568 «Об установлении единых государственных координат», судом не принимается.
Данный пункт в новой редакции приказа Минприроды России от 13.06.2018 N 258 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства природных ресурсов Российской Федерации по вопросу ведения государственного водного реестра» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2018 N 51948) вступил в законную силу с 01.09.2018.
Однако ни статьей 21 ВК РФ, ни в пунктах 8-11 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 не содержится таких требований и обязанность заявлять геодезические координаты места водопользования в системах, установленных Правительством Российской Федерации от 28.07.2000 №568 «Об установлении единых государственных координат» и соответственно прикладывать графические материалы, оформленные с использованием данных определенных систем, а равно указывать информацию об использованной системе координат.
В данном случае в представленном Предприятием по установленной форме заявлении указано на необходимость указания именно географических координат. В образце установленной формы заявления приложения №2 к Административному регламенту по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование», утвержденному приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763 (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2011 № 22281) также отмечено на необходимость указания географических координат.
При этом географические координаты не тождественны понятию геодезические координаты. В первом случае единицами измерениями является широта и долгота, во втором случае широта, долгота и высота, при этом в зависимости от используемой системы, единицы измерения могут быть разными.
Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.03.2007 N 56 (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2007 N 9317) также не содержит сведений об указании каких-то конкретных систем координат, упоминая только обязанность указать координаты выпуска (приложение №1).
С использованием государственных систем (в частности координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости) в Единый государственный реестр водных объектов вносятся только сведения о местоположении береговой линии (форма 1.8.1-гвр, при этом прямо указано на необходимость внесения координат характерных точек. В остальных случаях указываются географические координаты, координаты (приказ МПР России от 29.05.2007 № 138 «Об утверждении формы государственного водного реестра» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.07.2007 № 9740. Так некоторые формы реестра прямо содержат ячейки, в которые вносятся только широта и долгота, то есть географические координаты.
В вышеуказанные нормативные правовые акты какие-либо изменения не вносились, соответственно заявитель обоснованно полагаясь на акты Правительства Российской Федерации и указанный в них перечень представляемых документов и сведений, не может нести риск неполучения в пользование водного объекта из-за несогласованности нормативных актов, несвоевременного внесения в них соответствующих изменений, в результате которых норма подлежит однозначному толкованию.
Кроме того, суд принимает довод заявителя о том, что системы координат СК-95 и СК-42, определенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.07.2000 №568 «Об установлении единых государственных координат» применяются только при выполнении геодезических и картографических работ и только в отношении материалов (документов), созданных с их использованием.
При этом данные системы применяются только до 01.01.2021 и в отношении материалов и документов, созданных с их использованием, а с 01.01.2017 года применяется новая система координат ГСК-2011, на что прямо указано в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 №1240 «Об установлении государственных систем координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы».
Доказательств того, что представленные заявителем графические материалы созданы с помощью вышеуказанных систем, в суд не представлено. Приказ МПР России от 29.05.2007 № 138 «Об утверждении формы государственного водного реестра» также не содержит сведений о том, какая именно система использовалась при его создании. Доводы представителя ДПБВУ о том, что новая форма реестра в электронном виде не позволяет внести сведения, указанные заявителем, судом не принимается, поскольку в данных обстоятельствах заявитель не может нести риск неблагоприятных для него последствий в случае совершения им правомерных действий из-за нормативной несогласованности.
Согласно вышеуказанным нормативным актам, государственный водный реестр ведется в электронной и бумажной форме, при этом приоритет отдается форме на бумажном носителе.
Соответственно, заявленные Предприятием данные в случае затруднительности внесения их в электронном виде могут быть внесены в бумажном виде. При этом формы реестра позволяют внести в него все необходимые данные.
В ходе предоставления водного объекта в пользование у Министерства не возникло затруднений при определении места водопользования с координатами, указанными в заявлении. Данные координаты выпуска №12 также указаны в самом решении о представлении водного объекта.
Доказательств того, что в указанных Предприятием координатах, которые являются частью международной системы WGS-84, находятся какие-либо иные объекты, зоны с особым использованием, то есть водопользование невозможно по основаниям, указанным в ВК РФ, в суд не представлено.
Таким образом, оспариваемый отказ ДПБВУ не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем является незаконным.
Кроме того, суд считает, что разработанные во исполнение пункта 19 Порядка ведения государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253 Правила оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования могут определять только правила оформления регистрации, то есть некую последовательность действий уполномоченного органа в придании законной силы в данном случае решения о предоставлении объекта в пользование, в том числе путем внесения соответствующих данных в соответствующие формы государственного водного реестра, присвоения номера государственной регистрации (пункт 12 Правил № 216), но не могут устанавливать какие-либо основания для отказа в регистрации, если такое право соответствующему органу в данном случае Министерству природных ресурсов Российской Федерации не предоставлено соответствующими законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Данный вывод суда согласуется с тем, что конечным результатом рассмотрения заявления о предоставлении водного объекта в пользование является решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта о предоставлении водного объекта в пользование либо об отказе в таком предоставлении, при этом основания отказа в предоставлении объекта строго перечислены.
Фактически Правила оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.08.2007 № 216 (Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2007 N 10116) в указанной части противоречат как ВК РФ, так и Правилам подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844, а также Порядку ведения государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253.
Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
При рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (абзац 4 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Учитывая вышеизложенное, суд не принимает ссылки на пункты 5 и 9 Правил № 216, а руководствуется требованиями ВК РФ и вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, в связи с чем отказ ДПБВУ в регистрации принятого решения о предоставлении водного объекта в пользование, основанный на данных положениях, является незаконным и препятствующим заявителю осуществлять предпринимательскую деятельность.
Согласно требованиям ВК РФ и Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844, орган исполнительной власти субъекта должен по истечении установленного срока либо направить заявителю соответствующий отказ со ссылкой на пункт 22 данных Правил либо направить уже зарегистрированное решение о предоставлении водного объекта в пользование. Иной вариант законодательством не предусмотрен.
В данном случае Министерство оснований для отказа в представлении решения не усмотрело и приняло соответствующее решение, однако в нарушение действующего законодательства зарегистрированное решение в адрес Предприятия не направило, равно как и не направило в адрес заявителя отказа в предоставлении водного объекта, не отменив при этом самого решения о предоставлении водного объекта, а обосновав мотивированным отказом в государственной регистрации ДПБВУ, фактически предложило забрать представленные документы, что прямо противоречит вышеуказанным нормам и собственным действиям органа.
Такой по сути отказ Министерства нарушает вышеуказанные требования действующего водного законодательства и является в силу части 2 статьи 201 АПК РФ незаконным, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ ответчики должны устранить допущенные им нарушения прав и законных интересов заявителя. Суд считает избранный Предприятием способ устранения обоснованным и законным, направленным на непосредственное восстановление его нарушенных прав.
Заявитель, обратившись в суд с заявлением признании незаконными двух отказов, уплатил государственную пошлину в сумме 6 000 руб., относящуюся к судебным расходам в соответствии со статьёй 101 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Как разъяснено, в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Учитывая изложенное, то с Министерства и ДПБВУ в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлине в сумме 6 000 руб. (по 3 000 руб. с каждого).
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными мотивированный отказ Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Мурманской области от 23.11.2018 № 3167 в государственной регистрации решения о предоставлении государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал»водного объекта и отказ Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 27.11.2018 № 30-09/11246-ДР в выдаче зарегистрированного в водном реестре решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Обязать Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Мурманской области в течении десяти дней с момента вступления в законную силу решения суда зарегистрировать вынесенное Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области решение о предоставлении водного объекта.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области выдать государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал» зарегистрированное в государственном водном реестре решение о предоставлении водного объекта река Кола в пользование с целью сброса сточных вод по выписку №12.
Взыскать с Двинско-Печорского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в пользу государственного областного унитарного предприятия «Мурманскводоканал» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области в пользу государственного областного унитарного предприятия «Мурманскводоканал» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.
Судья Е.А. Зыкина