ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4601/16 от 26.12.2016 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049,

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42-4601/2016

09 января 2017 г.

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 26.12.2016.

Решение в полном объеме изготовлено 09.01.2017.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Воронцова Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство» (ОГРН <***>, ИНН <***>) <...>

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) <...>

о признании недействительным решения от 29.03.2016 № 2,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность № юр-718 от 01.01.2016;

ответчика – ФИО2, доверенность № 02-04/02649 от 26.05.2016; ФИО3, доверенность № 02-04/05736 от 29.11.2016; ФИО4, доверенность № 02-04/05077 от 17.10.2016; ФИО5, доверенность № 02-04/06128 от 29.12.2015,

установил:

открытое акционерное общество «Мурманское морское пароходство» (далее – заявитель, налогоплательщик, Общество, ОАО «ММП») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее – ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 29.03.2016 № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование заявленных требований заявитель, ссылаясь на пункт 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в редакции, действовавшей до 01.01.2006), указал, что на момент приобретения объектов незавершенного строительства в 2002 году ОАО «ММП» не вправе было принять к вычету НДС с сумм затрат, затраченных на приобретение объектов незавершенного капитального строительства, до момента ввода в эксплуатацию указанных объектов или их реализации. Предъявленная сумма НДС в размере 1 508 400 руб. правомерно принята Обществом к вычету в 3 квартале 2015 года в момент реализации объекта незавершенного капитального строительства. Выводы налогового органа, изложенные в оспариваемом решении, правомерны и обоснованы в отношении объектов, принимаемых к учету и приобретаемых после 01.01.2006. Выводы налогового органа о том, что налогоплательщик вправе реализовать свое право на вычет в течение трех лет, начиная с момента действия изменений, внесенных в пункт 5 статьи 172 НК РФ, то есть с 01.01.2006, противоречит пункту 4 статьи 5 НК РФ. Изложенная позиция налогоплательщика согласуется с мнением Министерства финансов РФ, изложенным в письме от 31.01.2007 № 03-07-10/04.

Суммы НДС в размере 130 837 руб. 17 коп., предъявленные подрядчиками ОАО «ММП» в 2002 году при приобретении работ, необходимых для строительства объекта незавершенного капитального строительства – судоразделочного завода, согласно пункту 5 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006), правомерно приняты к вычету в момент реализации объекта незавершенного капитального строительства в 3 квартале 2015 года. Указанные расходы связаны с приобретением объекта незавершенного капитального строительства. По своей сути они являются затратами в незавершенное строительство и должны учитываться и рассматриваться аналогично расходам по оплате работ подрядных организаций, осуществляющих строительство. Заявитель сослался на статью 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ, которой предусмотрены переходные положения в отношении сумм НДС, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

Ответчик представил отзыв на заявление Общества и дополнения к нему, в которых возражал против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на материалы налоговой проверки.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.

Материалами дела установлено.

Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области в период с 26.10.2015 по 26.01.2016 проведена камеральная проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2015 года, представленной открытым акционерным обществом «Мурманское морское пароходство» 26.10.2015 (л.д. 22-30, том 1).

По результатам камеральной проверки Инспекцией составлен Акт № 1 от 09.02.2016 и вынесено решение от 29.03.2016 № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 32-53, 58-84, том 1)

Указанным решением Общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 327 847 руб. 40 коп.

Также решением от 29.03.2016 № 2 Обществу доначислен налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате за 3 квартал 2015 года в сумме 1 639 237 руб., начислены пени за неперечисление в бюджет налога на добавленную стоимость в сумме 69 081 руб. 60 коп.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 14.06.2016 № 193 апелляционная жалоба ОАО «Мурманское морское пароходство» на решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области от 29.03.2016 № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлена без удовлетворения (л.д. 97-102).

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 14.02.2002 между ОАО «Мурманское морское пароходство» (Покупатель) и ОАО «Северные ресурсы» (Продавец) заключен договор купли-продажи № 99, согласно которому Продавец обязуется передать в собственность Покупателя принадлежащее Продавцу на праве собственности недвижимое имущество – объекты незавершенного строительства (имущество), а Покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него установленную договором стоимость (л.д. 93-97, том 2).

ОАО «Северные ресурсы» выставило в адрес ОАО «ММП» счет-фактуру от 29.04.2002 № 12 на сумму 9 050 400 руб. (в т.ч. НДС 1 508 400 руб.) (л.д. 98, том 2).

Данные объекты незавершенного строительства реализованы Обществом 24.07.2015.

Согласно пункту 5 статьи 172 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2016) вычеты сумм налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 НК РФ, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством, действовавшим в 2002 году, то есть на момент приобретения (оприходования) и оплаты налогоплательщиком недвижимого имущества – объектов незавершенного строительства, у ОАО «ММП» отсутствовали основания для заявления налоговых вычетов по указанным объектам.

Пунктом 5 статьи 172 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2006, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ) вычеты сумм налога, указанных в абзацах первом и втором пункта 6 статьи 171 НК РФ, производятся в порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172 НК РФ.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг),  имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, условиями для применения налоговых вычетов, в том числе и по объектам незавершенного капитального строительства, с 01.01.2006 являются:

- приобретение товаров (работ, услуг), а также имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС;

- наличие счета-фактуры, соответствующего требованиям статьи 169 НК РФ;

- наличие соответствующих первичных документов;

- принятие на учет товаров (работ, услуг).

Таким образом, в соответствии с изменениями, внесенными в порядок применения итоговых вычетов (пункт 5 статьи 172 НК РФ) Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ, Обществом, начиная с 01.01.2006, были выполнены все условия для применения налоговых вычетов по счетам-фактурам, датированным 2002 годом. То есть, положения главы 21 НК РФ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12.07.2005 № 119-ФЗ, позволяли налогоплательщику надлежащим образом определить период, в котором у него возникло право на налоговый вычет по приобретенному недвижимому имуществу.

Кроме того, статьей 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ предусмотрены особенности переходного периода, в которой излагаются последовательность действий налогоплательщиков по отношению к дебиторской и кредиторской задолженностям, числящимся по состоянию на 31.12.2005 включительно, а также порядок вычетов налога по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым к учету до 01.01.2006.

В ходе камеральной проверки Инспекцией установлено, что у ОАО «ММП» отсутствует кредиторская задолженность на 31.12.2005 по счетам-фактурам, датированным 2002 годом и принятым к вычету в 3 квартале 2015 года.

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ плательщики НДС, считавшие до 01.01.2006 момент определения налоговой базы как день оплаты по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, имущественным правам, принятым на учет до 01.01.2006, производят налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в порядке, установленном статьей 172 НК РФ, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость.

Следовательно, право на применение налоговых вычетов по счетам-фактурам, датированным 2002 годом, возникло у ОАО «ММП» с 01.01.2006.

Поскольку Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ не содержит каких-либо переходных положений в случае, когда налогоплательщик приобретает объекты основных средств, не завершенные капстроительством, и не завершает это строительство до 01.01.2006, следовательно, налогоплательщик вправе реализовать свое право на этот вычет в установленный пунктом 2 статьи 173 НК РФ срок, начиная с момента действия изменений, внесенных в пункт 5 статьи 172 НК РФ, то есть с 01.01.2006.

В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ срок, в течение которого налогоплательщик вправе заявить к вычету предъявленные ему суммы налога составляет три года после окончания соответствующего налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога.

С учетом изложенного, у ОАО «ММП» в 3 квартале 2015 года отсутствовало право на применение налоговых вычетов по счету-фактуре от 29.04.2002 № 12.

Суд считает несостоятельной ссылку Общества на письмо Минфина РФ от 31.01.2007 № 03-07-10/04, поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области законодательства о налогах и сборах.

Также несостоятелен довод заявителя о применении к спорной ситуации положений пункта 4 статьи 5 НК РФ.

Пунктом 5 статьи 172 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2006, налогоплательщику предоставлено право на вычет сумм налога, указанных в абзаце 1 пункта 6 статьи 171 НК РФ, в общем порядке, установленном абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 172 НК РФ, то есть после принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов и счетов-фактур, что само по себе улучшает положение налогоплательщика, позволяя не дожидаться момента реализации имущества, избежать финансовые потери,  вызванные инфляцией.

ОАО «ММП» в 3 квартале 2015 года приняло к вычету НДС в размере 130 837 руб. 17 коп. по счетам-фактурам, датированным 2002 годом, по приобретенным, оприходованным и принятым на учет в 2002 году:

- у ОАО «Северные ресурсы» материалам тахеометрической съемки территории, находящейся под объектами незавершенного строительства (счет-фактура №14 от 21.08.2002 на сумму 216 000 руб., в том числе НДС 36 000 руб.);

- у ЗАО «Рыбная гавань» услугам по водолазному обследованию с применением видеосъемки трех корпусов судов, затопленных у причальной стенки северной стороны п. Белокаменка на предмет оценки возможности подъема и сбора информации для проведения инженерных расчетов при составлении судоподъемного проекта (счет-фактура № 54 от 15.10.2002 на сумму 98 893 руб., в том числе НДС 16 482 руб. 17 коп.). По результатам работы заказчику переданы видеоматериалы подводной съемки затопленных судов, акт водолазного осмотра и проведены предварительные расчеты подъемного веса затопленных судов для разработки судоподъемного проекта и выбора способа судоподъема;

- у ФГУП МБАСУ услугам по обеспечению акватории в районе п. Белокаменка с целью определения возможности использования для перевалки нефти и нефтепродуктов (счет-фактура № 86 от 06.05.2002) (л.д. 104-110, том 2).

Исходя из существа выполненных работ, Инспекцией сделан вывод, что подрядными организациями Общества не осуществлялось капитального строительства (ликвидации основных средств), а также не выполнялись работы по сборке (разборке), монтажу (демонтажу) основных средств. Выполненные работы не подпадают под перечень работ, указанных в пункте 6 статьи 171 НК РФ, которые дают Обществу право на применение налогового вычета.

Согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 171 НК РФ в редакции, действовавшей на момент приобретения (оприходования) и оплаты налогоплательщиком недвижимого имущества - объектов незавершенного строительств (работ, услуг) вычетам подлежали: суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно - монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления.

Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 НК РФ. Вычеты сумм налога, указанных в пункте 6 статьи 171 НК РФ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Таким образом, в соответствии с действовавшим на момент приобретения (оприходования) и оплаты налогоплательщиком недвижимого имущества - объектов незавершенного строительства, а также работ, услуг налоговым законодательством у ОАО «ММП» отсутствовали основания для заявления налоговых вычетов либо до момента постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств), либо при реализации объекта незавершенного капитального строительства.

В редакции Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ пункт 5 статьи 172 НК РФ определяет, что условием для применения налоговых вычетов, с 01.01.2006 является наличие первичных документов, счетов-фактур и принятие на учет товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 2 статьи 173 НК РФ срок, в течение которого налогоплательщик вправе заявить к вычету предъявленные ему суммы налога составляет три года после окончания соответствующего налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога.

В своем заявлении Общество ссылается на пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ, согласно которому суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 01.01.2005, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 НК РФ.

Вместе с тем, ссылка ОАО «ММП» на пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ не состоятельна, так как в данной норме предусмотрены переходные положения в отношении сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства.

Заявителем не представлено документов, подтверждающих, что организации ОАО «Северные ресурсы», ЗАО «Рыбная гавань», ФГУП МБАСУ являются подрядными организациями (заказчиками-застройщиками), выполняющими работы (оказывающими услуги) при проведении капитального строительства недвижимого имущества – объекта незавершенного капитального строительства.

В судебном заседании 26.12.2016 представитель заявителя указал, что на применении к спорным правоотношениям переходных положений, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 22.07.2005 № 119-ФЗ, не настаивает.

В ходе рассмотрения дела в подтверждение намерения Общества на осуществление капитального строительства приобретенных в 2002 году объектов незавершенного строительства нефтеперерабатывающего завода в п. Белокаменка заявителем в материалы дела представлены следующие документы: декларация о намерениях на локальные очистные сооружения в п. Белокаменка Полярнинского района Мурманской области; декларация о намерениях создания нефтеперевалочного комплекса в районе п. Белокаменка на берегу Кольского залива; декларация о намерениях создания нефтяного комплекса в районе п. Белокаменка Полярнинского района Мурманской области; пояснительная записка на разработку предпроектной документации по объекту строительства «База хранения трубной продукции»; техническое заключение на обследование объекта незавершенного строительства «Очистные сооружения природно-дождевых сточных вод»; техническое заключение по обследованию объекта незавершенного строительства «Энергоблок» (л.д. 6-150, том 3; л.д. 1-32, том 4).

Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что работы и услуги по договорам на приобретение тахеометрической съемки, по обследованию акватории в районе п. Белокаменки и водолазному обследованию были приобретены Обществом вне рамок договора на капитальное строительство или строительно-монтажных работ объекта незавершенного строительства.

Налоговый орган в своих возражениях верно указал, что представленные документы не являются проектной документацией, подготовленной для фактического строительства, а являются документами обследования состояния готовности объектов к капитальному строительству. Из их содержания следует, что конкретные решения по капитальному строительству должны будут разрабатываться отдельной проектной документацией. Отсутствие как проектной, так и рабочей документации на строительство свидетельствует об отсутствии осуществления как строительно-монтажных работ, так и капитального строительства приобретенных объектов незавершенного капитального строительства.

Соответствующих разрешений на строительство заявителем в материалы дела не представлено.

Суд также считает ошибочным мнение заявителя, что на странице 13 оспариваемого решения налоговый орган приходит к выводу об относимости приобретенных работ (услуг) по обеспечению акватории в районе Белокаменки, по водолазному обследованию, а также материалов тахеометрической съемки к приобретенным объектам незавершенного строительства, поскольку на указанной странице решения Инспекцией приведены возражения самого налогоплательщика на акт налоговой проверки.

Таким образом, налоговым органом правомерно не приняты вычеты по НДС в сумме 1 639 237 руб., заявленные ОАО «ММП» в налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 года по счетам-фактурам, датированным 2002 годом.

На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.

При обращении в суд с заявлением об оспаривании решения налогового органа ОАО «ММП» платежным поручением № 5993 от 20.06.2016 перечислило в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 3 000 рублей (л.д. 12, том 1).

Также платежным поручением № 6132 от 23.06.2016 Общество перечислило в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 3 000 рублей в связи с подачей в суд заявления о принятии обеспечительных мер (л.д. 113, том 1).

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в сумме 3 000 рублей подлежит возврату заявителю из средств федерального бюджета, как излишне уплаченная.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство» отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу «Мурманское морское пароходство» из средств федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 6132 от 23.06.2016, выдав справку на возврат.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Н.В. Воронцова