ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4660/07 от 07.03.2008 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

г.Мурманск ул.Книповича, 20

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-4660/2007

«25» апреля 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 марта 2008 года

Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2008 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Дмитриевская Лариса Ефимовна,

при ведении протокола судебного заседания судьёй,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Местной администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Скалистый»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области

о признании недействительным пункта 7 представления № 100 от 13 июля 2007 года

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя  - ФИО1 по доверенности № 4 от 09.01.2008, ФИО2 по доверенности № 114 от 24.01.2008, ФИО3 по доверенности № 113 от 24.01.2008,

от ответчика   - ФИО4 по доверенности № 49-03-06/154 от 24.01.2008, ФИО5 по доверенности № 49-01-10/456 от 28.02.2008,

установил:

Местная администрация муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Скалистый» (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее – Управление) о признании недействительным пункта 7 представления № 100 от 13 июля 2007 года, которым заявителю предложено возместить и восстановить согласно действующему законодательству неправомерно использованные бюджетные средства в сумме 2 609 229 руб. 68 коп.

В ходе рассмотрения дела в суде заявителем уточнены основания заявленных требований.

В соответствии с уточненными основаниями заявленных требований Администрация указала, что

- оспариваемый пункт предписания противоречит статье 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), так как применение к нарушителям бюджетного законодательства меры в виде возмещения и восстановления ими неправомерно использованных бюджетных средств не предусмотрено данной нормой;

- неправомерное использование бюджетных средств в соответствии со статьей 283 БК РФ не может служить основанием для применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства;

- выплаты районного коэффициента в размере 1,5 работникам военно-учетного стола и ЗАГСа произведены в соответствии с действующим законодательством с учетом того, что субвенции из регионального фонда компенсаций предоставляются местным бюджетам для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного управления отдельными полномочиями; при этом в состав расходных обязательств входит и заработная плата работников, осуществляющих выполнение указанных полномочий;

- поступления от населения в возмещение ранее произведенных расходов средств федерального бюджета не являются доходами местного бюджета, а, следовательно, не подлежат отражению в доходной части бюджета; данные суммы учитываются на лицевом счете получателя средств как восстановление кассового расхода с отражением по тем показателям бюджетной классификации, по которым был произведен кассовый расход;

- расходы в связи с предоставлением отдельным категориям граждан дополнительной жилой площади произведены в рамках осуществления мероприятий по отселению граждан из ЗАТО, в связи с чем такие расходы средств федерального бюджета не могут быть признаны неправомерными.

Управление с доводами заявителя не согласно и в отзыве указало, что

- оспариваемым пунктом представления № 100 от 13.07.2007 заявителю предложено возместить и восстановить денежные средства, которые использованы неправомерно; нецелевое их использование не установлено, в связи с чем меры, предусмотренные статьей 282 БК РФ к Администрации не могут быть применены;

- представление не нарушает прав заявителя, поскольку оно является обязательным не для исполнения, а для рассмотрения;

- выплата районного коэффициента в размере 1,5 в составе заработной платы работникам первичного воинского учета и ЗАГСа произведена за счет субвенций неправомерно, так как расчет субвенций необходимо осуществлять по нормативам, установленным федеральными законами и нормативными актами, предусматривающими выплату районного коэффициента за счет средств федерального бюджета в размере 1,4; выплата районного коэффициента в повышенном размере в данном случае возможна только за счет средств местного бюджета;

- поступившие от населения денежные средства за полученное жилье сверх установленной социальной нормы в качестве компенсации произведенных расходов прошлых лет в нарушение статьи 232 БК РФ не отражены в доходной и расходной частях местного бюджета за 2006 год; в нарушение БК РФ и пункта 48 приказа Минфина РФ от 31.12.2002 № 142н расходование восстановленных средств в 2006 году произведено сверх лимита бюджетных обязательств и объема финансирования, учтенных на лицевом счете получателя;

- предоставление отдельным категориям граждан дополнительной площади жилья сверх нормы привело к необоснованному увеличению расходов федерального бюджета, что противоречит статье 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 № 23.

На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело, возбужденное судьей Каширской С.Г., в связи с ее уходом в отставку, передано для рассмотрения судье Дмитриевской Л.Е.

В судебном заседании представители Администрации на уточненных требованиях настаивали по основаниям, изложенным выше, представители Управления против их удовлетворения возражали по основаниям, приведенным в отзыве.

В судебном заседании объявлялись перерывы с 29 февраля 2008 года до 05 марта 2008 года и с 05 марта 2008 года до 07 марта 2008 года.

По материалам дела установлено, что в соответствии с централизованным заданием на основании распоряжения № 124 от 02.05.2007 Управлением в период с 07.05.2007 по 15.06.2007 проведена проверка по вопросам соблюдения Муниципальным образованием «Закрытое административно-территориальное образование Скалистый» бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса, а также исполнения местного бюджета (бюджета ЗАТО) в части межбюджетных трансфертов из федерального бюджета за 2006 год.

Результаты проверки отражены в акте от 15.06.2007. В целях принятия мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных проверкой, Управлением в адрес Администрации 13.07.2007 вынесено представление № 100.

В ходе проверки, в частности, установлено, что структурным подразделением Администрации является отдел записи актов гражданского состояния (далее – отдел ЗАГС), который образован для осуществления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния и действовал в 2006 году на основании Положения об отделе ЗАГС, утвержденного Главой закрытого административно-территориального образования (далее – ЗАТО) Скалистый от 14.01.2004 № 6.

Согласно упомянутому Положению об отделе ЗАГС на работников данного отдела распространялось законодательство Российской Федерации и Мурманской области о муниципальной службе.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» источниками финансирования расходов на содержание отдела ЗАГС в 2006 году являлись средства субвенции, предоставленной из регионального фонда компенсаций, образованного в составе областного бюджета, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет субвенции из Федерального фонда компенсаций на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.

В проверяемом периоде работникам отдела ЗАГС, содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, начисление и выплата районного коэффициента производились из расчета 1,5 в соответствии с постановлением Администрации Мурманской области от 27.01.1992 № 64 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих Мурманской области».

В связи с отсутствием на территории муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Скалистый» военного комиссариата Администрацией в проверяемом периоде осуществлялись переданные ей полномочия Российской Федерации по ведению воинского учета.

Финансирование расходов по осуществлению первичного воинского учета в 2006 году производилось за счет субвенции Федерального фонда компенсаций, предоставляемой местным бюджетам через образуемые в составе бюджетов субъектов Российской федерации региональных фондов компенсаций.

В проверяемом периоде работнику первичного воинского учета, содержание которого производится за счет средств федерального бюджета, начисление и выплата районного коэффициента производились из расчета 1,5 в соответствии с постановлением Администрации Мурманской области от 27.01.1992 № 64 «О районном коэффициенте к заработной плате рабочих и служащих Мурманской области».

Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях», предусмотрено, что размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть.

Для Мурманской области районный коэффициент к заработной плате установлен постановлением Государственного комитета СССР по вопросам труда и заработной платы и президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 и его размер составляет 1,4.

В связи с изложенным Управление пришло к выводу о том, что в 2006 году Администрацией неправомерно начислено и выплачено районного коэффициента в сумме

- 22 532,91 руб. работникам отдела ЗАГС; одновременно излишне начислено и перечислено единого социального налога и взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 5 903,62 руб.;

- 5 524,73 руб. работнику первичного воинского учета; одновременно излишне начислено и перечислено единого социального налога и взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 1 447,48 руб.

Бюджетом ЗАТО Скалистый на 2006 год предусмотрены расходы на переселение граждан из ЗАТО в сумме 30 580 000,73 руб. за счет средств субвенции, установленной Федеральным законом от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год».

Лимиты бюджетных обязательств на указанные расходы доведены распорядителем до Администрации в пределах утвержденной сметы в сумме 30 580 000,73 руб.

Кассовые расходы Администрации на названные цели в 2006 году составили 30 560 073,95 руб.

Кроме того, в кассу Администрации в проверяемом периоде поступили денежные средства от граждан за полученное ранее жилье сверх установленной социальной нормы в сумме 2 412 410,44 руб.

На лицевой счет казначейства в 2006 году поступили средства в сумме 51 941,73 руб., взысканные с гражданина ФИО6 в возмещение стоимости жилья по исполнительному листу № 2-168/02 от 11.03.2002.

Указанные денежные средства в общей сумме 2 464 352,17 руб. поступили в восстановление ранее произведенных расходов средств федерального бюджета и в нарушение статьи 32 БК РФ не отражены в доходной и расходной частях бюджета ЗАТО; изменения и дополнения в закон о бюджете ЗАТО Скалистый на 2006 год в части использования указанных средств в нарушение статьи 232 БК РФ в закон о бюджете ЗАТО Скалистый не вносились и представительным органом местного самоуправления не рассматривались.

Поскольку Администрацией в 2006 году израсходовано средств федерального бюджета на 2 454 897,52 руб. больше по сравнению с установленными лимитами бюджетных обязательств и утвержденной сметой доходов и расходов, Управление усмотрело в действиях заявителя нарушение статьи 225 БК РФ, пункта 48 приказа Минфина РФ от 31.12.2002 № 142н.

Как установлено проверкой, переселение граждан из ЗАТО Скалистый на новое место жительства и обеспечение их жильем в 2006 году осуществлялось в соответствии с Положением «О порядке обеспечения жильем граждан, переезжающих из закрытого административно-территориального образования Скалистый на новое место жительства», утвержденным постановлением Главы Муниципального образования ЗАТО Скалистый от 06.05.2005 № 206 (далее – Положение «О порядке обеспечения жильем»).

Пунктом 4.1 названного Положения определена социальная норма площади жилья для одного человека и семей разной численности.

Пунктом 3.3 Положения «О порядке обеспечения жильем» отдельным категориям граждан предусмотрено предоставление дополнительной площади жилья сверх установленной социальной нормы. Порядок и условия предоставления дополнительной жилой (общей) площади и перечень категорий граждан имеющих право на ее получение, как указано в пункте 3.3 Положения, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Сверх социальной нормы площади жилья гражданам, переезжающим за пределы ЗАТО предоставлено 9 кв.м, в связи с чем израсходовано из средств федерального бюджета 118 923,42 руб.

В данных действиях Администрации Управление усмотрело нарушение пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а денежные средства в сумме 118 923,42 руб. квалифицировало как неправомерно израсходованные.

В связи с допущенными Администрацией фактами нарушений, перечисленными выше, Управление в пункте 7 представления № 100 от 13.07.2007 предложило Администрации возместить и восстановить бюджетные средства, использованные неправомерно в сумме 2 609 229 рублей 68 копеек согласно действующему законодательству, в том числе:

- 22 532 рублей 91 копейка - переплата заработной платы работникам отдела ЗАГС вследствие применения районного коэффициента в размере 1,5;

- 5 903 рубля 62 копейки – переплата заработной платы работнику, осуществляющему воинский учет, вследствие применения районного коэффициента в размере 1, 5;

- 6 972 рубля 21 копейка - излишне начислен и перечислен единый социальный налог и отчисления в Фонд социального страхования с неправомерно использованных средств на оплату труда;

- 2 454 897 рублей 52 копейки - неправомерное расходование субвенции, сверх доведенных в бюджетных обязательств, направленных на переселение граждан из ЗАТО Скалистый;

- 118 923 рубля 42 копейки - неправомерное расходование субвенции в части представления дополнительной меры социальной поддержки гражданам, не предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Не согласившись с пунктом 7 представления, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Закон «Об актах гражданского состояния») полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Частью 2 статьи 4 Закона «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Законом Мурманской области от 20.11.2003 № 441-01-ЗМО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» (далее – Закон Мурманской области № 441-01-ЗМО) органы местного самоуправления муниципального образования ЗАТО Скалистый наделены полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Мурманской области № 441-01-ЗМО финансирование полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, предусмотренных для Мурманской области в составе Федерального фонда компенсаций на соответствующий год.

Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета местных бюджетов согласно распределению, утверждаемому законом Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (пункт 3 статьи 4 Закона Мурманской области № 441-01-ЗМО).

Статьей 86 БК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 году) предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении указанными органами отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК РФ.

В силу части 1 статьи 140 БК РФ региональный фонд компенсаций образуется в составе бюджета субъекта Российской Федерации в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий за счет, в том числе субвенций из Федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти.

Субвенции из Федерального фонда компенсаций, как определено частью 1 статьи 133 БК РФ, распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Методики распределения в 2006 году субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами Российской Федерации на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2005 № 632, размер субвенции, выделяемой субъекту Российской Федерации, определялся исходя из следующих показателей:

- численности населения, постоянно проживающего в субъекте Российской Федерации, по состоянию на 01.01.2005;

- индекса бюджетных расходов субъекта Российской Федерации, определяемого в соответствии с методикой распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

- среднего по Российской Федерации норматива финансовых затрат (в расчете на 1 гражданина) на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, определенного исходя из численности населения и размера средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2006 год.

Таким образом, размер субвенции, выделяемой субъекту Российской Федерации, напрямую не отражает расходы на оплату труда работников отделов ЗАГС.

Как следует из письма Департамента финансов Мурманской области от 06.03.2008 № 08-16/404, при распределении между муниципальными образованиями Мурманской области субвенции, выделенной на 2006 год на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, учтен районный коэффициент к заработной плате работников отделов ЗАГС в размере 1,5.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон «О воинской обязанности и военной службе») полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом.

Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете.

Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 БК РФ.

Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации методики расчета норматива затрат.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и через образуемые в составе бюджетов субъектов Российской Федерации региональные фонды компенсаций передаются бюджетам поселений и городских округов.

Аналогичные положения содержатся и в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты».

Как следует из письма Департамента финансов Мурманской области от 06.03.2008 № 08-16/404, в связи с поступающими от органов местного самоуправления запросами о правильности расходования субвенций из федерального бюджета на осуществление ими полномочий по первичному воинскому учету Департаментом финансов Мурманской области направлен запрос в Министерство финансов Российской Федерации о правомерности выплаты районного коэффициента за работу в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере, установленном для работников учреждений, финансируемых из местных бюджетов.

На данный запрос получен ответ из Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 20.09.2007 № 315/4/4200, из которого следует, что порядок и условия оплаты труда военно-учетных работников устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в пределах выделенных из федерального бюджета средств на эти цели.

Как установлено в ходе проверки и не оспаривается представителями Управления, работники отдела ЗАГС и воинского учета Администрации являются муниципальными служащими; районный коэффициент к заработной плате муниципальных служащих Администрации установлен в размере 1,5; заработная плата названных муниципальных служащих входит в состав расходов средств, передаваемых для осуществления органами местного самоуправления полномочий Российской Федерации; расходование средств на обеспечение выполнения полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния и первичному воинскому учету произведено Администрацией в 2006 году в пределах выделенных на эти цели средств.

С учетом указанных обстоятельств и приведенных выше положений законодательства начисление и выплата работникам отдела ЗАГС, первичного воинского учета районного коэффициента в размере 1,5 не может рассматриваться как нарушение законодательства, в том числе бюджетного, а выплаченные данным работникам денежные средства, а также средства, перечисленные в виде единого социального налога и взносов в государственные внебюджетные фонды, в общей сумме 35 408, 74 руб. не могут рассматриваться как неправомерно израсходованные.

В судебном заседании факт правомерного расходования указанных средств признан представителем Управления.

Пунктом 7 представления № 100 от 13.07.2007 Администрации вменяется неправомерное расходование субвенции, сверх доведенных в бюджетных обязательств, направленных на переселение граждан из ЗАТО Скалистый, в общей сумме 2 454 897,52 руб.

Управление считает, что при этом Администрацией нарушены статьи 32, 225, 232 БК РФ и пункта 48 приказа Минфина РФ от 31.12.2002 № 142н.

В соответствии со статьей 32 БК РФ принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Виды доходов бюджетов, налоговые доходы бюджетов городских округов, неналоговые доходы местных бюджетов предусмотрены в статьях 32, 61.2, 62 БК РФ. В данных перечнях доходов не содержится такой вид доходов как доходы в виде средств, поступивших от населения в возмещение ранее произведенных расходов местного бюджета на строительство жилья, что представителями Управления не оспаривается.

В соответствии со статьей 225 БК РФ получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета (статья 250 БК РФ).

Как установлено проверкой, кассовые расходы Администрации в 2006 году на переселение граждан из ЗАТО Скалистый составили 30 560 073,95 руб., что не превышает лимита бюджетных обязательств, доведенных на этот год на указанные цели, и произведены в пределах сметы, утвержденной вышестоящим распорядителем бюджетных средств. Нецелевого расходования бюджетных средств не установлено.

Понятие субвенции дано в статье 6 БК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 году), согласно которому субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Денежные средства, поступившие от граждан в кассу и на лицевой счет в казначействе в возмещение расходов прошлых лет, произведенных за счет средств федерального бюджета, не могут рассматриваться как бюджетные средства, предоставленные местному бюджету из федерального бюджета на переселение граждан из ЗАТО, и в соответствии со статьей 6 БК РФ не являются субвенциями.

При таких обстоятельствах денежные средства в сумме 2 454 897,52 руб. не могут рассматриваться как неправомерно израсходованные.

В соответствии с пунктом 48 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2002 № 142н (далее - Инструкция), кассовые расходы осуществляются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и не могут превышать доведенных с начала финансового года объемов финансирования с учетом ранее осуществленных платежей и восстановленных кассовых расходов в текущем финансовом году по соответствующим показателям бюджетной классификации Российской Федерации.

Согласно пункту 50 Инструкции суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета текущего финансового года, учитываются на лицевом счете получателя средств как восстановление кассового расхода с отражением по тем показателям бюджетной классификации Российской Федерации, по которым был произведен кассовый расход.

Выпиской из лицевого счета подтверждается и Управлением не оспаривается факт того, что суммы возвращенной гражданами в 2006 году дебиторской задолженности прошлых лет, в установленном порядке отражен Администрацией на ее лицевом счете получателя средств.

С учетом изложенного оснований для вывода о нарушении заявителем положений Инструкции не имеется.

Кроме того, вменяемое Администрации нарушение пункта 48 Инструкции не свидетельствует о неправомерном расходовании ею денежных средств в сумме 2 454 897,52 руб.

Порядок отселения граждан, утративших служебную связь с организациями ЗАТО и не имеющих за его пределами жилья, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" (далее - Постановление N 23).

Согласно пункту 3 Постановления № 23 (в редакции от 11.01.2001) предложения с обоснованием необходимости выделения средств из федерального бюджета на проведение мероприятий, связанных с переселением граждан из ЗАТО на новое место жительства, представляются в Министерство финансов РФ органом местного самоуправления этого ЗАТО.

Размер средств на обеспечение жильем граждан рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья в соответствующем регионе, определяемой Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 № 294-р, с учетом социальных норм площади жилья, установленных в местах планируемого расселения.

Впоследствии распоряжением Правительства РФ от 07.10.2004 № 1290-р определение средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья в соответствующем регионе возлагалось на Минпромэнерго России, а распоряжением Правительства РФ от28.09.2005 № 1532-р – на Минрегион России.

Как следует из содержания пункта 3 Постановления № 23, он регламентирует вопросы, касающиеся выделения средств из федерального бюджета, в том числе порядок расчета размера необходимых средств на обеспечение жильем граждан, а не порядок их расходования.

Предоставление 9 кв.м жилья сверх установленной социальной норме произведено в соответствии с Положением «О порядке обеспечения жильем» и соответствует Постановлению № 23.

Основанием для принятия указанного Положения «О порядке обеспечения жильем» явилось, в том числе Постановление № 23. Положение «О порядке обеспечения жильем» определяет порядок и условия обеспечения жильем на территории Российской Федерации за пределами ЗАТО Скалистый граждан, утративших производственную служебную связь с предприятиями и объектами ЗАТО Скалистый, изъявивших желание переселиться к новому месту жительства.

Управлением не установлено, что предоставление сверхнормативной площади жилья отдельным категориям граждан при отселении их из ЗАТО произведено с нарушением действующего законодательства. Расходования средств федерального бюджета на отселение граждан из ЗАТО Скалистый сверх полученных либо на иные цели, не связанные с отселением, проверкой не выявлено.

Изложенное свидетельствует о том, что денежные средства в сумме 118 923,42 руб., израсходованные в связи с предоставлением сверхнормативной площади жилья не могут рассматриваться как израсходованные неправомерно.

Статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт может быть признан судом недействительным.

Направленное в адрес Администрации представление № 100 от 13.07.2007 содержит обязательные для заявителя предписания, неисполнение которых может повлечь неблагоприятные для него последствия.

На основании данного представления в соответствии пунктом 3 Порядка подготовки сводного уведомления о сокращении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, утвержденного приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 29.03.2005 № 16, орган федерального казначейства может уменьшить текущее финансирование Администрации.

В связи с этим суд находит не состоятельным возражение Управления о том, что представление № 100 от 13.07.2007 обязательно только для рассмотрения, а не для исполнения, а, следователь не может повлечь нарушения прав Администрации.

В силу изложенного оспаривание представления № 100 от 13.07.2007 в судебном порядке возможно.

На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным, не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 28.03.1997 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральному закону от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», постановлению Правительства Российской Федерации от 21.10.2005 № 632 «Об утверждении Методики распределения в 2006 году субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаками "Почетный донор СССР" и "Почетный донор России", и обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния», постановлению Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», постановлению Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты», пункт 7 представления № 100 от 13 июля 2007 года, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области, о предложении Местной администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Скалистый» Мурманской области возместить и восстановить неправомерно использованные бюджетные средства в сумме 2 609 229,68 рублей.

Обязать Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области в пользу Местной администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Скалистый» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия.

Судья Л.Е.Дмитриевская.