ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4702/08 от 26.09.2008 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049 г. Мурманск, ул. Книповича, 20

Е-mailсуда: arbsud.murmansk@polarnet.ru

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  город Мурманск Дело № А 42-4702/2008

26 сентября 2008 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области  Беляева Лариса Евгеньевна

при ведении протокола судебного заседания   судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   ООО «Инколаб Сервисез Раша»

к    Мурманской таможне

о   признании незаконным и отмене постановления от 14.07.2008 по делу об административном правонарушении № 10207000-346/2008

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя    - не участвовал

административного органа   – ФИО1, доверенность от 15.04.2008 № 25-19/6847; ФИО2, доверенность от 17.09.2007 № 25-15/15054

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Инколаб Сервисез Раша» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни (далее – таможенный орган, административный орган) от 14.07.2008 по делу об административном правонарушении № 1020700-346/2008, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований заявитель указал, что у него отсутствовала объективная возможность получить сведения о том, что товар (уголь каменный) находится под таможенным контролем. Считает, что действия заявителя по отбору проб угольной продукции были направлены на усиление охраны человеческой жизни на море, то есть, в соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ соответствовали задачам законодательства об административных правонарушениях, а именно: защите личности и охране здоровья граждан; в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ, в частности, отсутствует объект правонарушения.

Мурманская таможня представила отзыв, в котором с заявленным требованием не согласилась. Считает, что Общество совершило нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований таможенного законодательства произвело отбор проб (образцов) принадлежащей иностранным лицам угольной продукции в процессе ее погрузки на иностранное транспортное средство, убывающее с территории Российской Федерации, без письменного разрешения таможенного органа, обязательного ввиду нахождения товара под таможенным контролем в пределах постоянной зоны таможенного контроля. Отбор проб работниками Общества без разрешения таможенного органа является противоправным, несмотря на то, что Общество не является ни декларантом, ни брокером, ни перевозчиком, не заключало какой-либо внешнеторговой сделки и не перемещало товары через таможенную границу Российской Федерации.

Международные договоры и нормативные правовые акты, на основании которых действовало Общество при отборе проб (образцов), регулируют правоотношения между отправителем товаров, перевозчиком товаров, получателем товаров и экспертом, но не исключают государственного контроля таможенных органов Российской Федерации за товарами, находящимися под таможенным контролем.

При проведении работ по отбору проб Общество имело возможность надлежащим образом организовать взаимодействие с грузополучателями и с лицом, осуществляющим грузовые операции в порту – ОАО «Мурманский морской торговый порт» (далее – ОАО «ММТП»).

У Общества имелась реальная возможность обеспечить соблюдение таможенного законодательства, так как Общество могло своевременно обратиться в таможенный орган за получением письменного разрешения на отбор проб указанного товара. При этом в настоящее время Обществом получаются разрешения таможенного поста на отбор проб угольной продукции.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, и не зависит от количества фактически отобранных проб и образцов.

В судебном заседании 24.09.2008, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объявлялся перерыв до 26.09.2008.

В судебном заседании представители Мурманской таможни против удовлетворения заявления возражали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Настаивали на законности и обоснованности вынесенного постановления.

Из материалов дела установлено.

ОАО «Южный Кузбасс» Кемеровской таможне были представлены временные периодические декларации (далее – ВПД) № 10608040/311007/0002610 и № 10608040/021107/0002624, оформленные в таможенном режиме «Экспорт» для вывоза с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом 25 560 000кг угля каменного – антрацита марки ТПКО;

- ВПД № 10608040/211107/0002766, оформленная в таможенном режиме «Экспорт» для вывоза с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом 15 975 000кг угля каменного – антрацита марки ТМСШ;

- ВПД № 10608040/071107/0002644, оформленная в таможенном режиме «Экспорт» для вывоза с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом 15 975 000кг угля каменного – антрацита марки АСШ.

ЗАО «Сибирский антрацит» Новосибирской таможне была представлена ВПД № 10609010/301007/0203503, оформленная в таможенном режиме «Экспорт» для вывоза с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом 27 050 000кг угля каменного – антрацита марки АСШ.

Указанные товары были доставлены железнодорожным транспортом на территорию ОАО «ММТП» для последующего вывоза морским транспортом в адрес иностранного лица «Мечел ФИО3» (Бельгия).

После доставки угольной продукции в Мурманский морской торговый порт хранение товаров осуществлялось в постоянной зоне таможенного контроля (далее – ПЗТК), находящейся по адресу: <...>. Мурманский морской торговый порт, и созданной согласно приказу Мурманской таможни от 27.01.2006 № 63.

Накопление, хранение, транспортно-экспедиторское обслуживания и перевалка указанной угольной продукции осуществлялись ОАО «ММТП» в соответствии с Договором № 4-ЭКС/2006 от 20.12.2005, заключенным между ОАО «ММТП» и грузополучателем «Мечел ФИО3».

22.12.2007 товарные партии угольной продукции марок ТПКО, ТМСШ, АСШ, оформленные по вышеуказанным таможенным декларациям, были вывезены с таможенной территории Российской Федерации на судне «Зареченск» (флаг Мальты).

После выпуска товаров, в порядке, предусмотренном главой 35 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), таможенным органом проведена проверка достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, заявленных в вышеуказанных ГТД.

В ходе проверки должностными лицами Отдела таможенной инспекции (ОТИ) Мурманской таможни было установлено, что во время нахождения вышеуказанной угольной продукции в ПЗТК на территории ОАО «ММТП» работниками Общества (представительство в г. Мурманске), в соответствии с заявкой грузополучателя «Мечел ФИО3» от 19.12.2007 были осуществлены отборы проб и образцов товара, предназначенного для погрузки на судно «Зареченск», а именно:

- отбор 220 проб и образцов угольной продукции марки ТПКО (по 9,0кг на одну отобранную пробу), всего – 1980кг отобранных проб и образцов;

- отбор 120 проб и образцов угольной продукции марки ТМСШ (по 2,5кг на одну отобранную пробу), всего – 300кг отобранных проб и образцов;

- отбор 120 проб и образцов угольной продукции марки АСШ (по 2,0кг на одну отобранную пробу), всего – 240кг отобранных проб и образцов.

По данному факту Обществом составлен Акт отбора образцов (проб) от 22.12.2007 № 0712355 RMu.

Как следует из служебной записки от 29.05.2008 № 05-28/913 таможенного поста Морской порт Мурманск, осуществляющего таможенный контроль за товарами, находящимися в ПЗТК, созданной по адресу: <...>, на таможенном посту не зарегистрировано обращений ООО «Инколаб Сервисез Раша» для получения разрешений на отбор проб и образцов угольной продукции Письменные разрешения на проведение данных отборов проб таможенным постом не выдавались.

29.05.2008 по данному факту должностным лицом ОТИ Мурманской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10207000-346/2008 по части 1 статьи 16.13 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

По результатам административного расследования должностным лицом Мурманской таможни 27.06.2008 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ.

14.07.2008 таможенным органом вынесено постановление, в соответствии с которым ООО «Инколаб Сервисез Раша» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ, выразившегося в производстве отбора проб товара (угольной продукции), находящегося под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением Мурманской таможни, Общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.

Исследовав материалы дела, материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного органа, суд приходит к следующему.

Взятие проб и образцов, находящихся под таможенным контролем товаров без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с порядком проведения таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

К товарам, находящимся под таможенным контролем, относятся, в том числе российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы (пункт 4 части 1 статьи 11 ТК РФ).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 11 ТК РФ вывоз товаров – подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего пункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами до фактического пересечения ими таможенной границы.

Факт нахождения спорных товаров (партий угольной продукции) под таможенным контролем подтверждается материалами дела.

Согласно пункту 2 статьи 383 ТК РФ пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с письменного разрешения таможенного органа могут брать декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, лица, указанные в пункте 1 статьи 398 ТК РФ, и сотрудники других государственных органов.

В целях реализации положений статей 378 – 383 ТК РФ приказом ГТК России от 23.12.2003 № 1519 утвержден Порядок взятия проб и образцов товаров, а также порядок их исследования при проведении таможенного контроля (далее – Порядок).

Методы отбора проб и образцов определяются международными и национальными стандартами, иными нормативными документами, а также методическими рекомендациями, разработанными на их основе (пункт 2 Порядка).

Согласно пункту 3 Порядка взятие проб или образцов товаров в процессе таможенного контроля может производиться, в том числе лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями (пункт 2 статьи 383 ТК РФ).

Как установлено в пункте 7 Порядка письменное разрешение на взятие проб или образцов товаров таможенным органом выдается соответствующим лицам, если такое взятие:

- не затрудняет проведение таможенного контроля;

- не изменяет характеристик товаров;

- не влечет за собой уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Письменное разрешение на взятие проб или образцов представляет собой резолюцию начальника таможенного органа, осуществляющего таможенный контроль, либо лица, его замещающего, на заявлении, оформленном в произвольной форме, которое должно содержать сведения о месте и времени взятия проб или образцов товаров. После взятия проб или образцов письменное разрешение хранится в таможенном органе вместе с первым экземпляром акта взятия проб или образцов.

Как следует из заявления, Общество, в соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона «О техническом регулировании» является аккредитованной испытательной лабораторией (центром), осуществляющим удостоверение соответствия продукции техническим регламентам, стандартам и условиям договоров (аттестат аккредитации испытательной лаборатории Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № РОСС RU.0001.21.ТУ28 от 18.01.2008, а также сюрвейерской (экспертной) организацией по обслуживанию морских судов в морских портах (лицензия Министерства транспорта Российской Федерации серия МТ-1006 № 018724).

Правилами VI-А/2.1, VI-А/2.2, VI-В/6.2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74) и правилами 4.1.1 – 4.2.2 Кодекса безопасной практики для твердых навалочных грузов, принятым резолюцией А.434 (XI) ИМО (международной морской организации при Организации Объединенных Наций), предписано, что перед погрузкой грузоотправитель или назначенный им агент должны представить капитану подробные сведения о характеристиках и свойствах груза, для чего грузоотправитель обязан надлежащим образом провести отбор проб и исследование груза.

Правила безопасности морской перевозки незерновых навалочных грузов (РД 31.11.01-92), утвержденные Приказом Департамента морского транспорта Минтранса России от 19.07.1993 № 33, также устанавливают требования, выполнение которых обеспечивает безопасность людей, сохранность судов и перевозимых грузов. Правила обязательны для всех участников морского транспортного процесса, а также смешанных перевозок река – море, в процессе которых суда с навалочными грузами выходят в море. Правила вводятся в действие от имени Правительства Российской Федерации как участника Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974г. (МК СОЛАС).

Пунктами 1.9.2 и 4.3.1 – 4.3.5 указанных Правил предписано, что основные физические и химические свойства груза должны быть проверены на момент погрузки на судно, и результаты проверки документально оформлены в виде сертификата. Сертификат является документом одноразового действия и должен быть представлен капитану судна до начала погрузки грузоотправителем или назначенным им агентом. Сертификат выдается по результатам испытаний, выполненных на основе проб, отобранных из штабеля (из вагонов), находящихся в порту. Отбор проб должен производиться в соответствии с пунктами 4.3.4, 4.3.5 Кодекса ИМО по международным или национальным методикам.

Как следует из материалов дела, Общество было уполномочено грузополучателем «Мечел ФИО3» на отбор проб (образцов) для проведения анализа в соответствии с международными стандартами (заявка 19.12.2007).

Между тем, основания проведения Обществом отбора указанных проб (образцов) угольной продукции, закрепленные в международных договорах и нормативных правовых актах, не исключают возможность осуществления таможенными органами государственного контроля за товарами, находящимися под таможенным контролем, и не освобождают лицо, производящее такой отбор проб (образцов), от соблюдения установленных ТК РФ правил.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Общество являлось лицом, обладающим полномочиями в отношении вышеуказанных товаров, а следовательно, в целях соблюдения установленного ТК РФ разрешительного порядка, должно было получить письменное разрешение таможенного органа на совершение действий по отбору указанных проб (образцов) товаров, находящихся под таможенным контролем.

Факт отбора сотрудниками Общества 22.12.2008 проб и образцов вышеуказанной угольной продукции в отсутствие разрешения таможенного органа подтверждается материалами дела и заявителем не отрицается, что образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Ссылка заявителя на то, что у Общества отсутствовала возможность получить сведения о том, что товар (уголь каменный) находится под таможенным контролем, судом не принимается.

Отбор проб (образцов) производился Обществом в процессе погрузки угольной продукции на иностранное судно. В этой связи следует признать, что Обществу было известно, что данная угольная продукция подлежит вывозу с таможенной территории Российской Федерации в адрес иностранных лиц – «Мечел ФИО3» и «Игл ФИО3» на иностранных транспортных средствах, а вывозимый товар подлежит таможенному оформлению и таможенному контролю.

По мнению суда, Общество имело возможность соблюсти таможенное законодательство, организовав мероприятия по получению соответствующего разрешения. Объективной невозможности соблюдения Обществом указанных правил, а равно принятие каких-либо мер, направленных на их соблюдение, судом не установлено.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд находит правомерным вывод Мурманской таможни о совершении ООО «Инколаб Сервисез Раша» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении (возможном наступлении) каких-либо материальных последствий правонарушения (причинении ущерба), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено. Постановление от 14.07.2008 по делу об административном правонарушении № 10207000-346/2008 вынесено лицом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ; в пределах сроков, предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ.

Таможенным органом при назначении ООО «Инколаб Сервисез Раша» административного наказания учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, и применен низший предел установленной частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ административной ответственности.

Суд находит правомерным привлечение ООО «Инколаб Сервисез Раша» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.13 КоАП РФ и обоснованным назначение наказания, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П; оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Инколаб Сервисез Раша» о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни от 14.07.2008 по делу об административном правонарушении № 10207000-346/2008 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

  Судья Беляева Л.Е.