ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-4910/07 от 03.10.2007 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42 –4910/2007

15 октября 2007 года

резолютивная часть решения вынесена и объявлена 03.10.2007, решение в полном объеме изготовлено 15.10.2007

Судья Арбитражного суда Мурманской области  Беляева Лариса Евгеньевна

при ведении протокола судебного заседания   судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Общества с ограниченной ответственностью «Кольские путешествия»

к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области

о   признании незаконным постановления от 15.08.2007 № 2348 по делу об административном правонарушении

при участии судебном в заседании представителей  :

заявителя –   ФИО1,  доверенность от 01.09.2007; ФИО2, директор

административного органа   – ФИО3, доверенность от 07.09.2007 № 03-87; ФИО4, доверенность от 07.09.2007 № 03/89

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Кольские путешествия» (далее –Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Мурманской области (далее –Управление Роспотребнадзора по Мурманской области, административный орган) № 2348 от 15.08.2007, которым Обществу назначено наказание, предусмотренное статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В обоснование требований заявитель указал на отсутствие события вменяемого административного правонарушения. В оспариваемом постановлении не указано, каким стандартам, техническим условиям, установленным правилам или какому конкретно условию договора не соответствует оказываемая Обществом услуга по реализации туристского продукта. Специальные требования и условия, регулирующие предоставление услуг по организации спортивного и любительского рыболовства, которые могло бы нарушить Общество, не установлены. В тексте оспариваемого постановления отсутствует указание на то, какие именно потребительские свойства оказанной Обществом услуги по организации спортивного и любительского рыболовства не соответствуют конкретным обязательствам Общества по заключенным договорам, а также какую именно искаженную информацию о потребительских свойствах услуги Общество предоставило, либо утаило, заказчикам.

Управление Роспотребнадзора по Мурманской области с требованием не согласилось; в отзыве указав, что в нарушение требований статьи 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ) Общество заключало с потребителями договор предоставления туристских услуг, не содержащий размер финансового обеспечения туроператорской деятельности, реквизиты договора страхования ответственности туроператора, его реестровый номер. Также в договоре отсутствует информация об оказываемых услугах и потребительских свойствах продукта.

Общество 27.06.2007 внесено в федеральный реестр туроператоров и до указанной даты туристскую деятельность осуществляло с нарушением установленного порядка.

По мнению административного органа,обман потребителей заключается, в том, что, осуществляя продажу рыболовных туров, каких-либо действий по организации любительского и спортивного рыболовства не производит, предлагает продукт — рыболовный тур, который не предусматривает оказание каких-либо услуг и не отвечает требованиям законодательства о туризме.

В судебном заседании представитель Общества на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного органа поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.

В судебном заседании 28.09.2007, на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объявлялся перерыв до 03.10.2007.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Мурманской области от 07.05.2007 № 121-РП ООО «Кольские путешествия» выделена квота на вылов атлантического лосося для организации любительского и спортивного рыболовства.

В связи с обращением Губернатора Мурманской области и депутата Мурманской областной Думы Прокуратурой Мурманской области была проведена проверка материалов о нарушении Обществом прав граждан при оказании туристических услуг.

В ходе проверки установлено, что заключаемые Обществом с гражданами договоры на оказание туристских услуг по организации рыболовного тура на реке Кола, Ура, Западная Лица, не отвечают предъявляемым требованиям закона и в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными. В нарушение статьи 10 Закона № 132-ФЗ , договор предоставления туристских услуг не содержит размер финансового обеспечения туроператорской деятельности, реквизиты договора страхования ответственности туроператора, его реестровый номер, также отсутствует в нем информация об оказываемых услугах и потребительских свойствах продукта.

ООО «Кольские путешествия» внесено в федеральный реестр туроператоров 27.06.2007, и в силу Закона № 132-ФЗ до указанной даты туристскую деятельность осуществляло с нарушением установленного порядка.

ООО «Кольские путешествия», осуществляя продажу рыболовных туров, каких-либо действий по организации любительского и спортивного рыболовства не производит, предлагает продукт — рыболовный тур, который не предусматривает оказание каких-либо услуг и не отвечает требованиям законодательства о туризме.

Установив, что Общество совершило обман потребителей, предоставляя туристские услуги ненадлежащего качества, в нарушение статей 4, 7, 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Первым заместителем прокурора области 23.07.2007 вынесено постановление о возбуждении в отношении ООО «Кольские путешествия» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и прилагаемые к нему материалы направлены для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по Мурманской области.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 15.08.2007 заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области вынесено постановление № 2348, согласно которому Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, материалы производства по делу об административном правонарушении, заслушав пояснения представителей сторон, проверив оспариваемое постановление в полном объеме, суд приходит к следующему.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).

Как усматривается из материалов дела Комитетом по рыбохозяйственному комплексу Мурманской области Обществу выдана лицензия В 561927 регистрационный номер 2 от 20.08.2003 на осуществление деятельности, в том числе по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений по разовым разрешениям Мурманрыбвода на реках Тулома, Большая Западная Лица, Ура, Кола; проведение рыболовных туров и рыболовного туризма.

Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области ООО «Кольские путешествия» выдано разрешение № ЛС-07-026 Серия 51 № 004663 на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства на 2007 год на реке Кола в целях личного потребления и в рекреационных целях.

Из ответа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области, направленному начальнику отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Мурманской области от 27.06.2007 № 51/01-13/2175 следует, что порядок пользования юридическими лицами квотой на атлантического лосося (семги) в целях организации любительского и спортивного рыболовства регулируется «Временным режимом рыболовства атлантического лосося (семги) по принципу «поймал – изъял» в целях организации любительского и спортивного рыболовства на водных объектах Мурманской области на 2007 год» и «Временным режимом рыболовства атлантического лосося (семги) по принципу «поймал-отпустил» в целях организации по принципу «поймал–отпустил» в целях организации любительского и спортивного рыболовства на водных объектах Мурманской области на 2007 год» (далее – Временные режимы), утвержденными 07.05.2007 Департаментом рыбной промышленности Мурманской области и согласованных 07.05.2007 Баренцево-Беломорским Территориальным управлением Росрыболовства.

Согласно указанным Временным режимам, Пользователь (юридическое лицо или гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, наделенный квотой добычи (вылова) семги по принципу «поймал-отпустил», «поймал-изъял») обязан осуществить выдачу бланков учета (путевок) на право добычи (вылова) семги по принципу «поймал–отпустил», «поймал-изъял» физическим лицам в пределах выделенной пользователю квоты добычи (вылова) семги, регистрацию выдачи бланков учета (путевок) и регистрацию результатов добычи (вылова) семги в Журнале учета добычи (вылова) водных биоресурсов (пункты 6.3 Временных режимов). Данными режимами форма бланков учета (путевки) не утверждена, указаны лишь обязательные реквизиты бланков учета (путевки).

В бланке учета (путевке) на лицевой стороне указываются номер, фамилию, имя, отчество физического лица, наименование водного объекта, отведенного Пользователю в соответствие с Распоряжением Правительства, установленный период (срок) добычи (вылова), количество экз. семги к добыче (вылову), дата выдачи бланков учета (путевки), печать Пользователя (пункты 6.6 Временных режимов).

Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам, письмом № 16-00-30-19 от 10.04.1996 утверждена форма ТУР-1 «Туристская путевка», используемая при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно - кассовых машин, как бланк строгой отчетности. Данный бланк строгой отчетности мог использоваться на основании постановления Правительства РФ от 31.03.2005 № 171 до 01.09.2007.

Согласно статье 1 Закона № 132-ФЗ туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

В силу статьи 10 данного Закона условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком.

Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Из материалов дела следует, что ООО «Кольские путешествия» (Исполнитель) заключало с физическими лицами (Покупателями) договор предоставления туристских услуг с выдачей туристской путевки.

Действия ООО «Кольские путешествия», направленные на заключение договоров представления туристских услуг с выдачей туристкой путевки, являющейся бланком строгой отчетности, при наличии соответствующей лицензии В 561927 регистрационный номер 2 от 20.08.2003 не противоречат законодательству, а также Уставу Общества.

Статья 14.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за обман потребителей. Объективная сторона правонарушения включает в себя обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению.

Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товаров – продажа товара (оказание услуг, передача результатов работы), не соответствующего требованиям стандарта, технических условий, условиям договора. Введение в заблуждение может выражаться в заведомо искаженной информации о потребительских свойствах, качестве товара (услуги), в утаивании от потребителя необходимой информации о товаре (услуге).

Таким образом, обман потребителей выражается в предоставлении ложной информации – умышленного предоставления гражданам искаженных сведений относительно оказываемой услуги.

Из материалов дела следует, что Обществу вменяется в вину продажа рыболовного тура, не предусматривающего оказание каких-либо туристских услуг, заключение договоров на оказание туристских услуг, не отвечающих требованиям законодательства о туризме. Доказательств умышленного искажения Обществом сведений (информации) об оказываемой (оказываемых) Обществом услуге (услугах), административным органом не представлено.

Согласно статье 1 Закона о защите прав потребителей, потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статья 10 Закона № 132-ФЗ к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относит в том числе: размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения.

Из имеющихся в материалах дела договоров представления туристских услуг следует, что Исполнитель оказывал Покупателям туристские услуги (организация рекреационного рыболовства) по предоставлению рыболовного тура по определенным маршруту и сроку; дополнительные услуги, входящие в стоимость тура, Покупателю не предоставлялись. Условия тура определялись туристской путевкой, из которой, также следует, что дополнительные в виде гостиницы, питания, визы, страховки, трансфера, экскурсионной программы Покупателю не предоставляются.

В этой связи довод административного органа, что в нарушение указанной нормы договоры представления туристских услуг не содержат информацию об оказываемых услугах и потребительских свойствах продукта, судом не принимается.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом не организовано предоставление гражданам информации об оказываемых услугах в области организации спортивного и любительского рыболовства, в материалах административного дела не имеется и суду не представлено.

Кроме того, нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге образует иной состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 14.8 КоАП РФ. Корреспондирующая названной норме права обязанность по представлению соответствующей информации закреплена в положениях Закона о защите прав потребителей.

Договоры о предоставлении туристских услуг, действительно, в нарушение статьи 10 Закона № 132-ФЗ, не содержат существенные условия о размере финансового обеспечения, номер, дату и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение.

Однако указание Управления Роспотребнадзора по Мурманской области на то, что заключаемые Обществом договоры предоставления туристских услуг не отвечают предъявляемым требованиям закона, связано с действительностью конкретных сделок, само по себе не образует и не влечет обман потребителя относительно потребительских свойствах туристского продукта (информации об оказываемых услугах) - о программе, маршруте и об условиях тура, а следовательно, не образует состав вменяемого ООО «Кольские путешествия» административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, при проверке было установлено нарушение Обществом статей 4, 7, 16 Закона о защите прав потребителей (в оспариваемом постановлении указание на данные нарушения отсутствуют).

Статья 16 Закона о защите прав потребителей устанавливает недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. При этом включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».

Доказательств, подтверждающих нарушение Обществом статьи 7 Закона о защите прав потребителей «Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги», в материалах дела не имеется.

Часть 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Между тем, оказание услуг, не соответствующих установленным правовыми актами требованиям, при предоставлении потребителю информации об оказываемых услугах (потребительских свойствах продукта), в отсутствие предоставления ложной информации (умышленного предоставления гражданам искаженных сведений), не образует обман потребителей, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства по делу об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что факт обмана Обществом потребителей при осуществлении деятельности по организации любительского и спортивного рыболовства, нельзя признать установленным.

Кроме этого, из оспариваемого постановления не представляется возможным установить круг лиц, чьи права нарушены ввиду введения в заблуждение и обмана. Ссылка в постановлении на показания членов нахлыстового клуба г.Мурманска ФИО5, ФИО6, ФИО7 не свидетельствуют о том, что указанные лица были введены в заблуждение (обмануты как потребители). Заявления других лиц прямо указывающих на введение их со стороны Общества в заблуждение относительно оказываемых услугах (потребительских свойств продукта) в материалах дела отсутствуют.

Также из оспариваемого постановления суду не представляется возможным установить момент совершения вменяемого правонарушения, а следовательно, проверить соблюдение административным органом срока привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (пункт 1 статьи 1.5 КоАП РФ).

Виновность Общества в совершении вменяемого ему правонарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении не была выяснена; указанное обстоятельство также невозможно устранить в ходе судебной проверки.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статья 24.5 КоАП РФ устанавливает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при отсутствии события административного правонарушения.

Таким образом, материалами дела не подтверждается и судом не установлено наличие в действиях ООО «Кольские путешествия» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, что является основанием для признания оспариваемого постановления Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 15.08.2007 № 2348 по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащем отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

р е ш и л  :

Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области от 15.08.2007 № 2348 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Кольские путешествия» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000руб.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Л.Е. Беляева