Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-4991/2021
«29» сентября 2022 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области: Евтушенко О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якимишиной А.Е., помощником судьи Лунёвой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Звенигородская, дом 5, <...>
к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: ул. Заводская, д. 7, <...>
о признании недействительным решения от 16.11.2020 №1415
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - не явился, извещен, ходатайство
ответчика - ФИО1, дов. № 39 от 29.08.2022
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 22.09.2022.
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 29.09.2022.
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны (далее – заявитель, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Мурманской области о признании недействительным решения от 16.11.2020 №1415 о доначислении земельного налога с пенями и налоговой санкцией по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, вынесенного по результатам камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год.
В обоснование заявленных требований ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» указало, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления земельного налога с соответствующими пенями и налоговыми санкциями в отношении спорных земельных участков, расположенных на территории ЗАТО г. Североморск, ЗАТО г. Заозерск, ЗАТО Александровск, н.п. Оленья Губа, пос. Видяево, пос. Ура-Губа, а также в иных населенных пунктах и территориальных образованиях, поскольку земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании подведомственных Минобороны России учреждений, являются, в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) изъятыми из оборота, и не могут быть объектом налогообложения земельным налогом.
В письменном отзыве и дополнениях к нему ответчик, возражая против требований заявителя, просил производство по делу прекратить в части отмены вышестоящим налоговым органом оспариваемого решения о доначислении земельного налога на сумму 25 790 руб. с соответствующими пенями и санкциями, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с отсутствием у заявителя доказательств использования спорных земельных участков, а также расположенных на них зданий и сооружений в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Определением суда от 10.08.2021 производство по делу №А42-4991/2021 было приостановлено по ходатайству заявителя в соответствии со статьей 143 АПК РФ до рассмотрения по существу и вступления в законную силу судебных актов по делам № А42-3136/2020 и № А42-3137/2020.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 07.06.2021 по делу №А42-3136/2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021, производство по делу о признании решения Инспекции от 07.11.2019 № 1283 недействительным в части доначисления земельного налога в размере 191 074 руб. и соответствующих пеней, штрафов прекращено, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:27:0030404:16, 51:27:0020201:1 признано недействительным в полном объеме, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0030403:1 в части, превышающей налоговую ставку 0,3%; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.01.2022 состоявшиеся судебные акты по делу № А42-3136/2020 оставлены без изменения.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 30.09.2021 по делу № А42-3137/2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022, производство по делу о признании решения Инспекции от 05.11.2019 № 471/1 недействительным прекращено в части доначисления земельного налога за 2018 год в сумме 404 863 руб., соответствующих сумм пеней и штрафа; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2022 состоявшиеся судебные акты по делу № А42-3137/2020 оставлены без изменения.
21.07.2022 от Межрайонной ИФНС России № 2 по Мурманской области поступило заявление о возобновлении производства по делу № А42-4991/2021.
Определением суда от 15.08.2022 производство по настоящему делу возобновлено.
Заявитель в судебное заседание не явился, направил дополнения к исковому заявлению, в которых просил признать оспариваемое решение Инспекции недействительным в полном объеме, и указал, что в отношении 21 спорного участка суды в делах №А42-3136/2020 и №А42-3137/2020 подтвердили обоснованность доначисления Учреждению земельного налога по ставке 0,3%; в отношении 3 спорных участков вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС по Мурманской области изменил решение Инспекции, применив ставку 0,3% вместо ставки 1,5%; еще по 3 спорным участкам Управление ФНС по Мурманской области отменило оспариваемое решение в связи с признанием земельных участков изъятыми из оборота; и по 3 земельным участкам, которые не являлись предметом рассмотрения в делах №А42-3136/2020 и №А42-3137/2020, в суд и ответчику был представлен акт приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка в/ч 77360-Б, при этом данные земельные участки отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, то есть, не являются объектом налогообложения, поскольку изъяты из оборота.
Заявитель также указал в дополнении, что вина Учреждения в совершении налогового правонарушения отсутствует, поскольку Учреждение, находясь в непосредственном подчинении Департамента, представляло налоговые декларации по земельном налогу во исполнение поручений Департамента и в полном соответствии со Сводным реестром, сформированным Департаментом, осуществляющим полномочия Минобороны России по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, а также в соответствии с письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 23.07.2018 № Д23и-3996 «Об ограничении оборотоспособности земельных участков».
Поскольку учредителем ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» является Минобороны Российской Федерации, а состоящие на балансе Учреждения земельные участки являются федеральной собственностью и закреплены за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, и на спорных участках расположены объекты недвижимого имущества Минобороны России, используемые Учреждением в целях осуществления деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, пени за несвоевременную уплату налога, по мнению заявителя, также не могут быть начислены Учреждению.
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству ответчика произведена замена стороны правопреемником - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области на Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области в связи с реорганизацией Инспекции в форме присоединения к Управлению. Также по ходатайству ответчика Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области было исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве и письменных пояснениях к нему. ходатайствовал о прекращении производства по делу о признании недействительным решения Инспекции в отмененной Управлением части.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Как следует из материалов дела, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, согласно Уставу, является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством РФ (пункт 6 Устава Учреждения).
В соответствии с пунктом 19 Устава Учреждение осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил. Основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а так же управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.
Межрайонной Инспекцией ФНС России № 2 по Мурманской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год, представленной ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» в налоговый орган 17.01.2020.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 06.05.2020 № 487 и, с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля и рассмотренных возражений налогоплательщика, вынесено решение от 16.11.2020 № 1415 о привлечении ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 13 302 руб. 75 коп. (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность).
Кроме того, указанным решением Учреждению был доначислен земельный налог за 2019 года в сумме 266 055 руб. и пени за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 39 845 руб. 25 коп.
В обоснование доначисления земельного налога Инспекция указала в решении, что принадлежащие Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования спорные земельные участки не могут быть отнесены к участкам, изъятым из оборота, которые, в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 389 ПК РФ, не признаются объектом налогообложения.
Налоговым органом был сделан вывод о том, что ФГ'КУ «Северо-Западное ТУИО» неправомерно не исчислило земельный налог в отношении указанных в решении земельных участков по ставкам, предусмотренным пунктом 1 статьи 394 НК РФ.
На решение Инспекции от 16.11.2020 № 1415 Учреждением в Управление ФНС по Мурманской области была подана апелляционная жалоба.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 12.03.2021 № 63 решение Инспекции от 16.11.2020 № 1415 в части доначисления земельного налога с соответствующими пенями и штрафом в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:27:0030404:16 было отменено. Инспекции поручено произвести перерасчет земельного налога с пениями и санкциями за проверяемый период с учетом удовлетворенных требований налогоплательщика.
30.04.2021 решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области № 162 отменено решение Инспекции от 16.11.2020 № 1415 в части доначисления земельного налога в сумме 18 872 руб. с соответствующими пенями и штрафом.
Не согласившись с решением Инспекции от 16.11.2020 № 1415, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Мурманской области.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения, возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного Российской Федерации (далее – ЗК РФ) определено, что изъятыми из оборота являются земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ (земельные участки, изъятые из оборота) признаются ограниченными в обороте (подпункт 5 пункта 5 статьи 27 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: 1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); 2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); 3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
В отношении земельных участков ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлена пониженная ставка земельного налога.
Таким образом, не все земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, исключены из объекта обложения земельным налогом.
Не подлежат учету при исчислении земельного налога только земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и занятые объектами недвижимости, на которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Земельные участки, отнесенные к землям обороны, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, являются ограниченными в обороте, и подлежат обложению земельным налогом с применением ставки 0,3%.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления Инспекцией земельного налога в сумме 266 055 руб. послужил факт не исчисления Учреждением земельного налога за 2019 год по 27 земельным участкам, в том числе, по 14 земельным участкам, расположенным на территории ЗАТО Александровск с кадастровыми номерами 51:23:0010302:548 (г. Гаджиево), 51:23:0040002:9, 51:23:0040001:7, 51:23:0040001:37, 51:23:0040002:1, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:13, 51:23:0040002:10, 51:23:0040002:12, 51:23:0040002:11 (г. Снежногорск), 51:08:0020102:8, 51:08:0050103:16, 51:08:0030105:46, 51:08:0020102:159 (г. Полярный); по 6 земельным участкам, расположенным на территории ЗАТО Заозерск с кадастровыми номерами 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0000000:10, 51:27:0030403:1, 51:27:0030404:16, 51:27:0030401:17; по 2 земельным участкам, расположенным на территории ЗАТО г. Североморск с кадастровыми номерами 51:06:0030106:38, 51:06:0030106:84; по 5 земельным участкам, расположенным на территории ЗАТО Видяево с кадастровыми номерами 51:30:0010102:14, 51:30:0010102:3, 51:30:0010102:131, 51:30:0020101:44, 51:30:0010102:12.
Налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки на основании представленных Учреждением документов пришел к выводу о том, что указанные земельные участки в проверяемый период не были изъяты из оборота.
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее – ЕГРН) каких-либо ограничений в отношении спорных участков не установлено; на земельных участках отсутствуют объекты, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
По результатам проверки Инспекцией был сделан вывод об отсутствии у Учреждения оснований для применения положений подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ и освобождения от уплаты земельного налога со стоимости спорных земельных участков.
Спорные земельные участки Инспекция отнесла к участкам, ограничено изъятым в обороте, поскольку на них расположены объекты недвижимости, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, в связи с чем, к 24 спорным земельным участкам с кадастровыми номерами 51:23:0010302:548, 51:23:0040002:9, 51:23:0040001:7, 51:23:0040001:37, 51:23:0040002:1, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:13, 51:23:0040002:10, 51:23:0040002:12, 51:08:0020102:8, 51:08:0050103:16, 51:08:0030105:46, 51:08:0020102:159, 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0000000:10, 51:27:0030403:1, 51:27:0030404:16, 51:27:0030401:17; 51:06:0030106:38, 51:06:0030106:84; 51:30:0010102:14, 51:30:0010102:3, 51:30:0010102:131 для исчисления земельного налога была применена налоговая ставка в размере 0,3%.
В отношении 3 земельных участков с кадастровыми номерами 51:23:0040002:11, 51:30:0020101:44, 51:30:0010102:12 применена налоговая ставка 1,5%.
Проверив правомерность доначисления земельного налога по спорным земельным участкам, суд приходит к следующему.
В заявлении в суд Учреждение просило признать решение Инспекции недействительным в полном объеме, при этом описало только 10 земельных участков, указав, что все документы по земельным участкам, указанным в оспариваемом решении представлялись налоговому органу в ходе камеральной проверки налоговой декларации, апелляционного обжалования в вышестоящий налоговый орган, и в ходе судебного разбирательства при рассмотрении арбитражных дел № А42-3136/2020 и № А42-3137/2020.
Заявитель оспаривает доначисление земельного налога по ставке 0,3% по 24 земельным участкам.
При этом правомерность доначисления налога с применением указанной ставки по 19 спорным земельным участкам с кадастровыми номерами 51:23:0010302:548, 51:23:0040002:9, 51:23:0040001:7, 51:23:0040001:37, 51:23:0040002:1, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:13, 51:23:0040002:10, 51:23:0040002:12, 51:08:0020102:8, 51:08:0050103:16, 51:08:0030105:46, 51:08:0020102:159, 51:27:0030301:3, 51:27:0030403:2, 51:27:0000000:10, 51:27:0030403:1, 51:27:0030401:17; 51:06:0030106:38 подтверждена судебными актами по делу № А42-3137/2020 в том числе, доначисление налога по 4 из указанных земельных участков - также подтверждена судебными актами по делу №А42-3136/2020.
Так, согласно представленным заявителем в материалы дела документам и состоявшимся судебным актам по делам № А42-3137/2020, № А42-3136/2020, земельный налог по ставке 0,3% доначислен по следующим земельным участкам.
1. Земельный участок с кадастровым номером 51:23:0010302:548, дата регистрации владения 17.09.2015, вид разрешенного использования - для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса, адрес: <...>.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год, заявитель указывает, что на данном земельном участке находится здание УСТК «Старт», закреплено за войсковой частью 77360-В на основании приказа начальника Гаджиевского местного гарнизона от 09.12.2019 № 106. Кроме того, на земельном участке расположена теплотрасса, которая на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18.01.2017 № 171 передана в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, целью деятельности которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
2.Земельный участок с кадастровым номером 51:23:0040002:9, дата регистрации владения 08.09.2015, вид разрешенного использования - для объектов общественно-делового назначения (гараж с площадкой), адрес: Мурманская область, г. Снежногорск, <...>).
По данному земельному участку заявитель указывает, что земельный участок на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 2 передан в пользование войсковой части 10544.
3.Земельный участок с кадастровым номером 51:23:0040003:6, дата регистрации владения 08.09.2015, вид разрешенного использования – земли под пожарной частью, адрес: Мурманская область, г. Снежногорск, <...>.
По данному земельному участку заявитель указывает, что земельный участок в составе военного городка № 2 был передан на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка №2 в пользование войсковой части 10544.
4. Земельный участок с кадастровым номером 51:23:0040002:12, дата регистрации владения 09.09.2015, вид разрешенного использования - шкиперский склад, адрес: Мурманская область, г. Снежногорск, <...>.
Указанный участок предоставлен Учреждению на основании Приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ №632 от 31.03.2015.
По данному земельному участку заявитель указывает, что земельный участок в составе военного городка № 2 был передан на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка №2 в пользование войсковой части 10544.
5.Земельный участок с кадастровым номером 51:23:0040001:7, дата регистрации владения 08.09.2015, вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов (20-ПНиС), адрес: Мурманская область, г. Снежногорск, <...>).
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В ходе проверки Учреждение указывало, что данный земельный участок передан в пользование и под охрану в/ч 10544, в/ч 13090, в/ч 90829 и по акту не передавался.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год, было установлено, что данный участок был предоставлен Учреждению на основании Приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ № 632 от 31.03.2015.
6. Земельный участок с кадастровым номером 51:23:0040001:37, дата регистрации владения 08.09.2015, вид разрешенного использования – административное здание, адрес: Мурманская область, г. Снежногорск, <...>.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год, Учреждение указало, что на данном земельном участке расположено общежитие, которое на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 2 передано в пользование в/ч 13090.
7.Земельный участок с кадастровым номером 51:08:0020102:8, дата регистрации владения 09.09.2015, вид разрешенного использования - для размещения производственной базы, адрес: <...>.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год, Учреждение указало, что на данном земельном участке расположены станция технического обслуживания и сантехническая мастерская, которые закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.
8.Земельный участок с кадастровым номером 51:23:0040002:1, дата регистрации владения 09.09.2015, вид разрешенного использования - цистерны, адрес: Мурманская область, г. Снежногорск, <...>.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год, было установлено, что данный участок предоставлен Учреждению на основании Приказа директора департамента имущественных отношений МО РФ №632 от 31.03.2015.
9. Земельный участок с кадастровым номером 51:08:0050103:16, дата регистрации владения 09.09.2015г, вид разрешенного использования - под производственной базой, адрес: <...>.
По данному земельному участку заявитель указывает, что земельный участок в соответствии с актом приема-передачи зданий, сооружений и территории в/г №№1, 15, 16, 17, 21, 56 от 02.10.2019 был передан в пользование войсковой части 77360-д.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год, было установлено, что данный участок предоставлен Учреждению на основании Приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ № 632 от 31.03.2015. Согласно представленным заявителем документам, в пределах указанного земельного участка расположены следующие объекты недвижимого имущества:
- здание промышленного склада, кадастровый номер кадастровый номер 51:08:0050103:51, общая площадь 1 172 кв.м., расположенный по адресу: Мурманская область, МО ЗАТО Александровск, г. Полярный, в/г 56. Право оперативного управления, согласно выписке ЕГРН от 08.09.2020, зарегистрировано за ФГКУ «Северо-Западное ТУПО» МО РФ;
- гараж для большегрузных автомобилей, кадастровый номер 51:08:0050103:52, общая площадь 812 кв.м., расположенный по адресу: Мурманская область, МО ЗАТО Александровск, г. Полярный, в/г 56. Право оперативного управления, согласно выписке ЕГРН от 08.09.2020, зарегистрировано за ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» МО РФ;
- тепловая сеть от котельной, кадастровый номер 51:08:0050103:168, право оперативного управления, согласно выписке ЕГРН от 08.09.2020, зарегистрировано за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ;
- наружная канализация, кадастровый номер 51:08:0000000:516, право оперативного управления, согласно выписке ЕГРН от 08.09.2020, зарегистрировано за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ;
- наружный водопровод, кадастровый номер 51:08:0000000:515, право оперативного управления, согласно выписке ЕГРН от 08.09.2020, зарегистрировано за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.
10.Земельный участок с кадастровым номером 51:23:0040002:13, дата регистрации владения 08.09.2015, вид разрешенного использования – автозаправочная станция, адрес: Мурманская область, г. Снежногорск, <...>.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год, было установлено, что данный участок предоставлен Учреждению на основании Приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ № 632 от 31.03.2015.
11.Земельный участок с кадастровым номером 51:23:0040002:10, дата регистрации владения 09.09.2015, вид разрешенного использования - памятник, адрес: Мурманская область, г. Снежногорск, <...>.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год, Учреждение указало, что на данном земельном участке расположен памятник, находящийся в муниципальной собственности.
Судебными актами по делу № А42-3137/2020 установлено, что данный участок предоставлен Учреждению на основании Приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ № 632 от 31.03.2015.
12.Земельный участок с кадастровым номером 51:08:0030105:46, дата регистрации владения 09.09.2015, вид разрешенного использования – для строительства дизельной генераторной установки, адрес: <...>.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год, было установлено, что указанный участок предоставлен Учреждению на основании Приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ № 632 от 31.03.2015. Согласно выписке ЕГРН от 30.06.2020 в пределах земельного участка отсутствуют объекты недвижимого имущества.
13. Земельный участок с кадастровым номером 51:08:0020102:159, дата регистрации владения 09.11.2016, вид разрешенного использования – объекты придорожного сервиса, адрес: <...>.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год, было установлено, что указанный участок предоставлен Учреждению на основании Приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ № 632 от 31.03.2015.
Согласно представленным заявителем документам, на основании приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ №885 от 21.05.2020 право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельный участок прекращено, участок высвобожден в казну Российской Федерации.
14.Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0030301:3, дата регистрации владения 14.05.2014, вид разрешенного использования - под общественную застройку, адрес: <...>.
По данному земельному участку заявитель указывает, что на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка №1 от 11.12.2014 указанный земельный участок передан под охрану войсковой части 77360-Г вместе с расположенными на нем зданиями, сооружениями военного городка № 1.
В рамках рассмотрения дела № А42-3137/2020 Учреждением был проведен внеплановый осмотр земельных участков, составлен Акт внепланового осмотра земельных участков, расположенных по адресу: Мурманская область, г. Заозерск, г. Североморск от 10.09.2020.
Согласно указанному Акту на земельном участке с кадастровым номером 51:27:0030301:3 расположено здание склада, инв. № 86, кадастровый № Ф/2872 А, лит. А. Здание находится под охраной войсковой части 77360-Г, в том числе, на основании приказа начальника Заозерского местного гарнизона № 101 от 01.07.2016.
В подтверждение нахождения указанного объекта недвижимого имущества в пределах земельного участка с кадастровым номером 51:27:0030301:3 Учреждение представило в дело № А42-3137/2020 письмо командира войсковой части 77360-Г от 04.08.2020 № 2069.
15. Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0030403:2, дата регистрации владения 20.05.2014 , вид разрешенного использования - сервис (156 СТО), адрес: <...>.
По данному земельному участку заявитель указывает, что на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка №1 от 11.12.2014 указанный земельный участок передан под охрану войсковой части 77360-Г вместе с расположенными на нем зданиями, сооружениями военного городка № 1.
В рамках рассмотрения дела № А42-3137/2020 Учреждением были представлены акт приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1, согласно которому земельный участок вместе с расположенными на нем зданиями и сооружениями передан под охрану войсковой части 77360-Г, а также письмо командира войсковой части 77360-Г от 21.01.2021 № 90, в котором указано, что в 2018 году данный земельный участок, а также расположенные на нем здание бывшей котельной под склад, гаражи использовались в интересах отделения автомобильной техники войсковой части 77360-Г для проведения ремонтов автомобильной техники, хранения военно-технического имущества.
16.Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0030401:17, дата регистрации владения 13.05.2018, вид разрешенного использования - общественная застройка (прачечная), расположение: <...>.
По данному земельному участку заявитель указывает, что на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка №1 от 11.12.2014 указанный земельный участок передан под охрану войсковой части 77360-Г вместе с расположенными на нем зданиями, сооружениями военного городка № 1.
В рамках рассмотрения дела № А42-3137/2020 Учреждением были представлены акт приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1 согласно которому земельный участок вместе с расположенными на нем зданиями и сооружениями передан под охрану войсковой части 77360-Г, Акт внепланового осмотра от 10.09.2020, а также письмо командира войсковой части 77630-Г от 04.08.2020 № 2069.
17.Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0030403:1, дата регистрации владения 14.05.2014, вид разрешенного использования - общественное питание (хлебопекарня), адрес: Мурманская область, г. Заозерск.
По данному земельному участку заявитель указывает, что на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка №1 указанный земельный участок передан под охрану войсковой части 77360-Г.
На указанном земельном участке расположено комплексное здание хлебопекарни, инв. № 284. Здание пекарни находится в пользовании войсковой части 90430 на основании приказа начальника Заозерского местного гарнизона от 23.06.2016 № 94 «О закреплении объектов недвижимого имущества за воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации».
Также Учреждение ссылается на ответ Врио командира войсковой части 90430 в письме от 07.11.2020 №2563, где указано, что комплексное здание хлебопекарни (инв. № 284) закреплялось за войсковой частью 90430 на основании приказов начальника Заозерского местного гарнизона от 23.06.2016 № 94 и от 03.10.2018 № 165. При этом заявитель данными документами на момент проведения камеральной налоговой проверки не располагал.
Указанные документы, по мнению заявителя, подтверждают использование земельного участка в интересах Вооруженных Сил РФ, и являются основанием для признания участка изъятым из оборота по пункту 2 статьи 389 НК РФ.
18.Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0000000:10, дата регистрации владения 12.05.2014, вид разрешенного использования - автодорога, расположение: <...>.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В деле № А42-3137/2020 об оспаривании решения о доначислении налога за 2018 год сведения о расположенных объектах недвижимого имущества на указанном земельном участке отсутствуют, какие-либо доказательства заявителем не представлены.
19. Земельный участок с кадастровым номером 51:27:0030404:16, дата регистрации владения 20.05.2014, вид разрешенного использования - жилая застройка (общежитие); адрес: <...>.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В рамках рассмотрения дела № А42-3137/2020 Учреждением были представлены приказ начальника Заозерского местного гарнизона от 23.06.2016 № 94, из которого следует, что помещения в находящемся на земельном участке здании жилого дома гостиничного типа под военное общежитие закреплены за Военной комендатурой гарнизона 3 разряда; акт приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1, согласно которому ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России передало, а Военный комендант Военной комендатуры (гарнизона 3 разряда) принял указанный земельный участок, а также нежилые помещения в цокольном этаже, на 1 и 2 этажах находящегося на таком участке здания жилого дома гостиничного типа под военное общежитие; письмо Врио командира войсковой части 90430 от 07.11.2020 № 2563, в котором указано, что помещения в здании жилого дома гостиничного типа под военное общежитие, находящегося на данном земельном участке, использовались Военной комендатурой (гарнизона 3 разряда); письма Военной комендатуры гарнизона Заозерск от 13.11.2020 № 34СФ/10/1071, от 29.03.2021 № 34СФ/10/353, в которых Военный комендант Военной комендатуры (гарнизона, 3 разряда) подтвердил фактическое использование указанного земельного участка в 2018 году.
20. Земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030106:38, дата регистрации владения 15.11.2017; адрес: <...>.
По данному земельному участку заявитель указывает, что на участке расположено нежилое здание «Гараж Кольского учебно-технического центра», которое на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1 передано в пользование войсковой части 14258-2.
Также заявитель сослался на ответ командира войсковой части 14258-2 от 12.11.2020 № 316 на запрос Учреждения, в котором командир части сообщил, что указанное здание до настоящего времени является объектом войсковой части 14258-2 и используется в соответствии с предназначением. В ходе проведения камеральной налоговой проверки Учреждение указанным документом не располагало.
В рамках рассмотрения дела № А42-3137/2020 заявитель также указал, что на спорном участке расположено здание «Гараж Кольского учебно-технического центра», которое на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1 передано в пользование войсковой части 14258-2; сослался на ответ командира войсковой части в письме от 14.01.2021 № 13 на запрос Учреждения от 29.12.2020 № 141/2-15249, в котором командир части сообщил, что указанный объект недвижимого имущества на постоянной основе используется войсковой частью 14252-2 по прямому назначению (стоянка и хранение автомобильной техники).
21.Земельный участок с кадастровым номером 51:06:0030106:84, дата регистрации владения 10.01.2018, вид разрешенного использования - для проведения проектно-изыскательских работ и строительства здания Кольского учебно-технического центра, адрес: <...> на земельном участке расположено здание № 16.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
В рамках рассмотрения дела № А42-3137/2020 заявитель по данному земельному участку заявитель указал, что: в его пределах расположены следующие объекты недвижимого имущества: корпус учебный (инв. 675), КПП учебный (инв. № 674), навес досмотра техники учебный (инв. № 678), мастерские ремонтные (инв. № 677), наблюдательная вышка (инв. № 676). Указанные объекты на основании акта приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1 от 22.06.2015 переданы в пользование войсковой части 14258-2.
В подтверждение заявителем было представлено письмо командира войсковой части 14258-2 от 10.03.2021 № 106 о том, что перечисленные объекты, расположенные на спорном земельном участке, с момента постройки в 2005-2006 годах по настоящее время на постоянной основе используются войсковой частью 14258-2 по прямому предназначению (для обеспечения процесса обучения).
22.Земельный участок с кадастровым номером 51:30:0010102:14, дата регистрации владения 12.02.2019, вид разрешенного использования - под иными объектами специального назначения, адрес: Мурманская область, п. Видяево.
Данный участок передан Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании Свидетельства о госрегистрации права от 12.02.2019.
По данному земельному участку заявитель указывает, что в соответствии с актом приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1 п. Ура-Губа, № 1 п. Видяево, № 3 п. Ара-Губа данный земельный участок был передан в пользование войсковой части 77360-Б.
В рамках ранее рассмотренных дел № А42-3136/2020 и № А42-3137/2020 Учреждение не оспаривало доначисление по данному участку, поскольку регистрация владения была произведена в 2019 году.
23. Земельный участок с кадастровым номером 51:30:0010102:3, дата регистрации владения 12.02.2019, вид разрешенного использования - под иными объектами специального назначения, адрес: Мурманская область, п. Видяево.
Данный участок передан Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании Свидетельства о госрегистрации права от 12.02.2019.
По данному земельному участку заявитель в дополнениях к заявлению указывает, что в соответствии с актом приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1 п. Ура-Губа, № 1 п. Видяево, № 3 п. Ара-Губа данный земельный участок был передан в пользование войсковой части 77360-Б.
В рамках ранее рассмотренных дел № А42-3136/2020 и № А42-3137/2020 Учреждение не оспаривало доначисление по данному участку, поскольку регистрация владения была произведена в 2019 году.
24. Земельный участок с кадастровым номером 51:30:0010102:131, дата регистрации владения 23.08.2019, вид разрешенного использования - под иными объектами специального назначения, адрес: Мурманская область, п. Видяево.
Данный участок передан Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании Свидетельства о госрегистрации права от 23.08.2019.
По данному земельному участку заявитель в дополнениях к заявлению указывает, что в соответствии с актом приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № 1 п. Ура-Губа, № 1 п. Видяево, № 3 п. Ара-Губа данный земельный участок был передан в пользование войсковой части 77360-Б.
В рамках ранее рассмотренных дел № А42-3136/2020 и № А42-3137/2020 Учреждение не оспаривало доначисление по данному участку, поскольку регистрация владения была произведена в 2019 году.
Согласно представленным заявителем в материалы дела документам и состоявшимся судебным актам по делам № А42-3137/2020, № А42-3136/2020, земельный налог по ставке 1,5% доначислен по следующим земельным участкам.
1. Земельный участок с кадастровым номером 51:30:0020101:44, дата регистрации владения 10.09.2015, вид разрешенного использования - под опоры ЛЭП, адрес: Мурманская область, п. Видяево.
Согласно данным регистрирующих органов на земельном участке расположены линии электропередач.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
2. Земельный участок с кадастровым номером 51:23:0040002:11, дата регистрации владения 09.09.2015, вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов, адрес: Мурманская область, г. Снежногорск, <...>.
Согласно данным регистрирующих органов на земельном участке расположен капустный склад.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
3. Земельный участок с кадастровым номером 51:30:0010102:12, дата регистрации владения 28.06.2019, вид разрешенного использования - под опоры ЛЭП, адрес: Мурманская область, п. Видяево.
Согласно данным регистрирующих органов на земельном участке расположены линии электропередач.
В настоящем деле по данному земельному участку Учреждение не привело доводов, подтверждающих изъятие указанного участка из оборота для целей налогообложения.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по делам № А42-3136/2020 и № А42-3137/2020, суд, в силу части 2 и 3 статьи 69 АПК РФ, приходит к следующему.
Заявителем документально подтверждено размещение в 2019 году в находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 51:27:0030404:16 и 51:06:0030106:84 зданиях военного общежития, закрепленного за Военной комендатурой гарнизона и объектов учебно-технического центра, что свидетельствует об использовании данных земельных участков для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Таким образом, земельные участки с кадастровым номером 51:27:0030404:16, на котором расположено здание, занятое Военной комендатурой гарнизона, и с кадастровым номером 51:06:0030106:84, на котором расположены объекты учебно-технического центра, в силу пункта 4 статьи 27 ЗК РФ относятся к изъятым из оборота.
Следовательно, решение Инспекции в части доначисления земельного налога с соответствующими пенями и штрафными санкциями в отношении указанных земельных участков является незаконным.
Между тем, доначисления земельного налога с пенями и санкциями по указанным земельным участкам были отменены решениями Управления ФНС по Мурманской области от 12.03.2021 № 63 (по апелляционной жалобе Учреждения), и от 30.04.2021 № 162 (в порядке статьи 31 НК РФ) в связи с признанием данных участков землями, изъятыми из оборота.
В отношении других спорных земельных участков, заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих на спорных участках объектов, с которыми пункт 4 статьи 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота.
Из содержания пункта 5 статьи 27 ЗК РФ следует, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи (изъятые из оборота).
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 названой статьи определено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий;
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного
материального резерва.
Заявителем не представлено доказательств изъятия спорных земельных участков из оборота и, как следствие, наличия правовых оснований для освобождения от уплаты земельного налога по ним.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в силу подпункта 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
По своей правовой природе возможность отдельной категории налогоплательщиков (обладающих земельными участками, не признаваемыми объектом налогообложения) в регламентированных законом случаях не уплачивать земельный налог является налоговой льготой (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Следовательно, обязанность по доказыванию правомерности использования налоговой льготы возложена на налогоплательщика.
Таким образом, Учреждение, заявляя об отсутствии у него обязанности по исчислению земельного налога с принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков по тому основанию, что такие участки являются изъятыми из оборота, должно доказать указанные обстоятельства и подтвердить обоснованность применения рассматриваемой налоговой преференции.
Доказательств размещения в 2019 году в пределах спорных земельных участков объектов, с которыми пункт 4 статьи 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота, заявителем суду не представлено.
Учитывая статус и специфику деятельности Учреждения, а также представленные им в материалы настоящего дела документы и, принимая во внимание установленные судом в ходе рассмотрения арбитражных дел № А42-3136/2020 и № А42-3137/2020 обстоятельства, суд считает, что земельные участки с кадастровыми номерами 51:23:0010302:548, 51:23:0040002:9, 51:23:0040001:7, 51:23:0040001:37, 51:23:0040002:1, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:13, 51:23:0040002:10, 51:23:0040002:12, 51:08:0020102:8, 51:08:0050103:16, 51:08:0030105:46, 51:08:0020102:159, 51:27:0000000:10, 51:27:0030401:17; 51:30:0010102:14, 51:30:0010102:3, 51:30:0010102:131, 51:27:0030403:1, 51:27:0030403:2, 51:27:0030301:3, 51:06:0030106:38 являются землями, предоставленными для целей, связанных с обеспечением обороны и безопасности, что свидетельствует об отнесении таких участков к землям, ограниченным в обороте, в отношении которых при расчете земельною налога должна применяться налоговая ставка 0,3 процента, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.
Аналогичные выводы о правомерности доначисления Инспекцией земельного налога по ставке 0,3% за 2017 и 2018 г.г. в отношении 4 земельных участков с кадастровыми номерами 51:27:0030403:1, 51:27:0030403:2, 51:27:0030301:3, 51:06:0030106:38 содержатся в судебных актах по делам № А42-3136/2020 и № А42-3137/2020.
Правомерность доначисления земельного налога за 2018 год в отношении 15 земельных участков с кадастровыми номерами 51:23:0010302:548, 51:23:0040002:9, 51:23:0040001:7, 51:23:0040001:37, 51:23:0040002:1, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:13, 51:23:0040002:10, 51:23:0040002:12, 51:08:0020102:8, 51:08:0050103:16, 51:08:0030105:46, 51:08:0020102:159, 51:27:0000000:10, 51:27:0030401:17 подтверждена судебными актами по делу № А42-3137/2020.
Суд также находит правомерным решение Инспекции в части доначисления земельного налога по ставке 0,3 % в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:30:0010102:14, 51:30:0010102:3, 51:30:0010102:131.
В дополнении к заявлению Учреждение указало, что земельный участок с кадастровым номером 51:30:0010102:14 выделен из земельного участка с кадастровым номером 51:30:0010102:0001, который был снят с регистрационного учета 05.08.2021; при этом до снятия с учета последний участок был передан войсковой части 77360-Б на основании соответствующего акт приема-передачи от 30.10.2018.
По мнению заявителя, данное обстоятельство подтверждает факт использования войсковой частью 77360-Б спорного земельного участка для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и, как следствие, изъятие его из оборота.
Суд не соглашается с данной позицией налогоплательщика.
Передача земельного участка войсковой части не может служить самостоятельным основанием для отнесения такого участка к землям, изъятым из оборота, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.08.2019 № 306-ЭС19-12663 по делу № А57-575/2018.
Сам по себе факт закрепления земельного участка за войсковой частью не подтверждает наличие на нем зданий, сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Определения земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, содержатся в пунктах 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ, из которых следует, что не все земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности (в том числе, переданные войсковым частям), исключены из объекта обложения земельным налогом.
Из указанной категории земельных участков не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Заявитель, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, обязан представить доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.
Инспекцией в оспариваемом решении в отношении рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером 51:30:0010102:14 применена ставка 0,3%, предусмотренная для земель, ограниченных в обороте (предоставленных для целей, связанных с обеспечением обороны и безопасности).
Таким образом, при отсутствии доказательств размещения в 2019 году в пределах спорного участка объектов, с которыми пункт 4 статьи 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота, решение Инспекции в части доначисления земельного налога по данному участку по ставке 0,3% является обоснованным.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 51:30:001102:131 заявитель в дополнении указал, что данный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 51:30:0010102:0001, который был передан войсковой части 77360-Б на основании соответствующего акт приема-передачи от 30.10.2018; при этом на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 26.12.2019 № 1222 спорный участок передан из федеральной собственности в собственность муниципального образования ЗАТО поселок Видяево Мурманской области; между ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России и указанным муниципальным образованием 26.03.2020 был подписан акт приема-передачи рассматриваемого участка.
Поскольку факт закрепления земельного участка за войсковой частью сам по себе не подтверждает наличие на нем объектов, с которыми пункт 4 статьи 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота, в отсутствие доказательств размещения на участке объектов, свидетельствующих об изъятии его из оборота, решение Инспекции в части доначисления земельного налога по ставке 0,3% является обоснованным.
При этом передача в 2020 году спорного земельного участка муниципальному образованию ЗАТО поселок Видяево Мурманской области не имеют правового значения, поскольку Учреждением не оспаривается, что в проверяемом периоде (в 2019 году) право постоянного (бессрочного) пользования данным участком принадлежало ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, соответственно, Учреждение в 2019 году выступало налогоплательщиком земельного налога по рассматриваемому земельному участку.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 51:30:001102:3 заявитель в дополнении указал, что данный участок закреплен за Учреждением на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 22.01.2019 № 41.
Каких-либо иных доказательств, которые свидетельствовали бы об изъятии данного земельного участка из оборота, налогоплательщиком не представлено.
При этом, факт передачи Учреждению земельного участка не свидетельствует о его изъятии из оборота.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности решения налогового органа о доначислении земельного налога по указанным земельным участкам.
По делу установлено, что на основании полученных от заявителя в ходе рассмотрения арбитражных дел дополнительных документов, Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области решением от 30.04.2021 № 162 отменило решение Инспекции от 16.11.2020 № 1415 в части доначисления земельного налога, с соответствующими суммами пеней и штрафа в отношении земельного участка с кадастровым номером, признав данный земельный участок изъятым из оборота, а также в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:30:0020101:44, 51:23:0040002:11, 51:30:0010102:12 в части, превышающей налоговую ставку 0,3%, признав данные земельные участки ограниченными в обороте.
Следовательно, Инспекцией в отношении земельных участков с кадастровыми номерами51:30:0020101:44, 51:23:0040002:11, 51:30:0010102:12 было неправомерно произведено доначисление земельного налога по ставке 1,5%.
Таким образом, решение Инспекции по данным участкам является незаконным в части, превышающей налоговую ставку 0,3%.
В связи с отменой Управлением ФНС по Мурманской области оспариваемого решения Инспекции в части доначисления земельного налога с соответствующими пенями и штрафными санкциями по земельным участкам с кадастровыми номерами 51:27:0030404:16 и 51:06:0030106:84 в связи с признанием данных участков землями, изъятыми из оборота, а также в части доначисления налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 51:30:0020101:44, 51:23:0040002:11, 51:30:0010102:12 в части, превышающей налоговую ставку 0,3%, ответчик обратился в суд с ходатайством о прекращении производство по делу в части доначисления земельного налога в сумме 25 790 руб. с соответствующими пенями и санкциями.
В обоснование заявленного ходатайства налоговый орган, со ссылкой на часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ, указал, что отмена вышестоящим налоговым органом оспариваемого решения в указанной части свидетельствует о наличии оснований для прекращения производства по делу, поскольку принятием Инспекцией решения о доначислении земельного налога в сумме 25 790 руб. с соответствующими пенями и санкциями не повлекло и в будущем не повлечет для налогоплательщика каких бы то ни было негативных последствий.
Суд соглашается с позицией ответчика.
В соответствии с действующими нормами АПК РФ при оспаривании решений и действий государственных органов соответствие оспариваемых действий закону проверяется на момент совершения таких действий, однако нарушение прав заявителя должно иметь место не только на момент совершения действий, а также и на момент разрешения спора, поскольку иное свидетельствовало бы о констатации факта незаконности действий на момент их совершения при устранении налоговым органом допущенного им нарушения, что не может быть признано правомерным.
Согласно абзацу второму пункта 62 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в случае, если будет установлено, что решение налогового органа было отменено вышестоящим налоговым органом полностью или в части, и обстоятельства, послужившие основанием подачи налогоплательщиком жалобы, устранены, суд, применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу полностью или в части.
В силу пункта 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушает законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Как установлено по делу, и не оспаривается заявителем, на текущую дату спорный земельный налог (с соответствующими пенями и штрафами) Учреждением не оплачивался, в бесспорном порядке Инспекцией не взыскан, Инспекция операции по счетам Учреждения на основании статьи 76 НК РФ не приостанавливала; обращение взыскания на имущество налогоплательщика в порядке, установленном статьей 47 НК РФ не производила. Доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае права и законные интересы Учреждения оспариваемым решением Инспекции в отмененной части в период его действия не были нарушены; данный ненормативный правовой акт в отмененной части не повлек наступления для налогоплательщика негативных последствий.
Учреждением не приведены доводы о том, что нарушенные, по мнению заявителя, оспариваемым решением права и законные интересы в части, отмененной вышестоящим налоговым органом, могут быть восстановлены не иначе, как рассмотрением заявленного требования в указанной части по существу.
С учетом изложенного, в силу пункта 1 статьи 150 АПК РФ,подлежит прекращению производство по делу о признании недействительным решения Инспекции от 16.11.2020 № 1415 в части доначисления земельного налога в части доначисления земельного налога за 2019 год в сумме 25 790 руб. с соответствующими пенями и налоговыми санкциями по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Требование заявителя о признании недействительным решения Инспекции от 16.11.2020 №1415 в части доначисления земельного налога с соответствующими пенями и санкциями в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 51:23:0010302:548, 51:23:0040002:9, 51:23:0040001:7, 51:23:0040001:37, 51:23:0040002:1, 51:23:0040003:6, 51:23:0040002:13, 51:23:0040002:10, 51:23:0040002:12, 51:08:0020102:8, 51:08:0050103:16, 51:08:0030105:46, 51:08:0020102:159, 51:27:0000000:10, 51:27:0030401:17; 51:27:0030403:1, 51:27:0030403:2, 51:27:0030301:3, 51:06:0030106:38,51:30:0010102:14, 51:30:0010102:3, 51:30:0010102:131, 51:30:0020101:44, 51:23:0040002:11, 51:30:0010102:12 по налоговой ставке 0,3% удовлетворению не подлежит с учетом изложенных выше обстоятельств.
Доводы заявителя об отсутствии вины в совершении налогового правонарушения судом не принимаются.
Заявитель указал, что в действиях Учреждения имеются обстоятельства, исключающие его вину в совершении налогового правонарушения, поскольку исчисление налогоплательщиком земельного налога в налоговой декларации за 2019 год в отношении только одного земельного участка было обусловлено тем, что из всех принадлежащих Учреждению участков лишь данный участок был включен в утвержденный Департаментом имущественных отношений Минобороны России Сводный реестр для расчета земельного налога федеральных государственных учреждений на 2019 год.
Между тем, не включение Минобороны России в Сводный реестр земельных участков, фактически признающихся объектами налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не может служить основанием для не исчисления земельного налога.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить и уплатить соответствующие налоги. Минобороны России, как и Департамент имущественных отношений Минобороны России не является органом государственной власти, уполномоченным давать официальные разъяснения о порядке исчисления, уплаты налогов (сборов, страховых взносов) и применении налогового законодательства.
Соответственно, отнесение Минобороны России земельных участков к ограниченным в обороте в рамках бюджетных правоотношений с Минфином России не может влиять на исполнение налогоплательщиком в лице Учреждения возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей.
Определением суда от 08.06.2021 по настоящему делу приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области от 16.11.2020 № 1415 до рассмотрения спора по существу и вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», исходя из части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах после их вступления в силу по ходатайству лица, участвующего в деле, вынести определение об отмене обеспечительных мер.
В силу пункта 76 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в случае отказа в удовлетворении заявления налогоплательщика, оставления такого заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу резолютивная часть соответствующего решения должна содержать указание на отмену принятых обеспечительных мер с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, суд отменяет обеспечительные меры, принятые по настоящему делу определением суда от 08.06.2021, с момента вступления в силу данного судебного акта.
Руководствуясь статьями 150, 167 - 170, 176, 180, 181, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
решил:
Производство по делу № А42-4991/2021 по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области от 16.11.2020 № 1415 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2019 год в сумме 25 790 руб. с соответствующими пенями и налоговыми санкциями по пункту 1 статьи 122 НК РФ, прекратить.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Обеспечительную меру, принятую определением суда от 08.06.2021, отменить по вступлении судебного акта в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.
Судья О.А. Евтушенко