ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5143/12 от 22.11.2012 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

  ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск Дело № А42-5143/2012

«28» ноября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2012 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Алексина Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Холодковой Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления № 08-009/2012 от 30.07.2012,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя - представителей по доверенностям ФИО1, ФИО2,

административного органа – представителя по доверенности ФИО3,

установил:

федеральное государственное бюджетное учреждение «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (место нахождения: 183038, <...>; далее – ФГБУ «Мурманрыбвод», Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (место нахождения: 183032, Мурманск, проспект Кольский, дом 24а; далее – Управление, административный орган) от 30.07.2012 № 08-009/2012 о назначении административного наказания за совершение заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований Учреждение указало следующее:

-объектом деятельности Учреждения по организации любительского рыболовства в р. Улита являются водные биоресурсы (рыба), следовательно, не может наноситься вред животным, а установленные органами власти ограничения деятельности не противоречат задачам создания заказника «Туломский» и соответствуют требованиям Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ об ограничении деятельности на территориях государственных природных заказников;

-аншлаги, указывающие о начале, конце рыбопромыслового участка (РПУ) установлены на левом берегу, который не является территорией заказника;

-на территории заказника допускается рыболовство видов рыб, отнесенных к объектам рыболовства.

Управление в отзыве на заявление против удовлетворения требований возражало, указав следующее:

-Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, как и другие законодательные акты, устанавливает запрет на право пользования береговой полосой реки, отнесенной к особо охраняемой природной территории. Весь левый берег реки Улита, является территорией государственного заказника «Туломский», нахождение кого-либо на этой территории запрещено законом.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали приведенные выше позиции.

Как следует из материалов дела, Управлением на основании приказов от 21.06.2012 № 208 и № 09.07.2012 № 258 была проведена плановая проверка Учреждения, в ходе которой установлено, что на основании решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб Мурманской области (протокол от № 01 от 23.03.2012), договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства от 02.06.2009 Учреждению для осуществления уставной деятельности по организации спортивного и любительского рыболовства был выделен рыбопромысловый участок № 315 и выдано разрешение № 12-ЛС-059 от 12.05.2012.

Также в ходе проверки Управление установило, что территория рыбопромыслового участка № 315 обозначена двумя информационными аншлагами:

-первый информационный аншлаг с обозначением начала границы рыбопромыслового участка установлен вверх по водотоку на 4,5 км от устья реки Улита в точке географических координат N68°39?335?? Е 032°06?047??, аншлаг установлен на левом берегу на расстоянии 2-х метров от водотока;

-второй информационный аншлаг, обозначающий конец рыбопромыслового участка, установлен вверх по водотоку р. Улита по левому берегу на 3,5 км от начала рыбопромыслового участка в точке географических координат N68°37?896?? E 032° 05? 514??. Оба аншлага установлены на левом берегу р. Улита на расстоянии 2 м от уреза воды реки Улита.

По результатам проверки административный орган установил, что весь участок левого берега реки Улита, который включен в границы рыбопромыслового участка № 315, является территорией государственного природного заказника федерального значения «Туломский». Согласно отчету о посещаемости рыболовами РПУ № 315 и промысловому журналу с начала 2011 года Учреждением продано 264 разрешения на вылов семги (было выловлено десять экземпляров семги); в 2012 году продано 78 путевок.

Поскольку в 2012 году на спорной территории рыбопромыслового участка Учреждением осуществлялось любительское и спортивное рыболовства, Управление пришло к выводу, что заявителем допущено нарушение пунктов 2.2, 2.4 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Туломский», утвержденного Приказом Минсельхоза России № 662 от 21.04.2003, пунктов 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пунктов 9, 10, 11 «Общего Положения о Государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации, утвержденного приказом от 25.01.1993 № 14 Министерства охраны окружающей среды Российской Федерации.

По факту нарушений государственным инспектором по охране природы Российской Федерации по Мурманской области в отношении Учреждения 25.07.2012 составлен протокол № 08-009/2012 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ.

Постановлением № 08-009/2012 от 30.07.2012 Учреждение признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Считая данное постановление незаконным ФГБУ «Мурманрыбвод» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В рассматриваемом деле заявитель, по сути, не оспаривает тот факт, что рыболовство им осуществляется на территории, относящейся к территории заказника «Туломский».

В статье 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) определено, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В силу пункта 2 названной статьи задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Туломский» утверждено приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.04.2003 № 662 (далее – Положение о заказнике).

В соответствии с пунктом 1.3 названного Положения заказник имеет биологический профиль и в силу подпункта «б» пункта 4 статьи 22 Закона № 33-ФЗ предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.

Пунктом 2.2 Положения о заказнике на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты, рыболовства, другие виды пользования животным миром.

Таким образом, суд считает несостоятельным довод заявителя о том, что на территории заказника допускается рыболовство видов рыб, отнесенных к объектам рыболовства.

Вместе с тем, заявление Учреждения подлежит удовлетворению в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Административным органом не оспаривается, что право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на рыбопромысловом участке № 315 предоставлено заявителю разрешением на добычу (вылов) водных биологических ресурсов от 12.05.2012 № 12-ЛС-059, выданным Баренцево-Беломорским территориальным управлением.

Перечень рыбопромысловых участков Мурманской области с указанием их границ, в том числе рыбопромыслового участка № 315, утвержден постановлением Правительства Мурманской области 28.12.2007 № 652-ПП/26, принятым в соответствии с полномочиями, предоставленными ему частью 4 статьи 18 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Необходимость заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, а также содержание данного договора, предусмотрены статьей 33.3 названного Федерального закона.

В договоре № 01-02/2009 от 02.06.2009 определены полномочия его сторон, в том числе обязанности Учреждения по использованию предоставляемого РПУ в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и водным законодательством, обязанности Учреждения по осуществлению обозначения границ РПУ специальными знаками (пункт 3, подпункт «е» пункта 8 договора).

Осуществление рыболовства на территории заказника «Туломский» и вне территории РПУ № 315 заявителю Управлением не вменялось, доказательств, подтверждающих, что при наличии у заявителя выданного ему государственным органом разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов и официально установленных границ рыбопромыслового участка, Учреждение обязано осуществлять проверку на предмет наличия у соответствующих государственных органов полномочий по выдаче разрешений, изданию нормативных актов, суду не представлено.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что вышеназванные постановление Правительства Мурманской области и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов отменены либо признаны недействительными. Отсутствует такая информация и в отношении договора № 01-02/2009 от 02.06.2009.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения административным органом не доказана.

Также суд учитывает вступившее в законную силу решение суда по делу № А42-8643/2011, в котором было установлено отсутствие вины заявителя в совершении административного нарушения по статье 8.39 КоАП РФ в виде осуществления рыболовства на территории РПУ № 315 при наличии договора от 02.06.2009 № 01-022/2009 и разрешения от 13.05.2011 № 11-ЛС-067.

Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе и события административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению, постановление Управления от 30.07.2012 № 08-009/2012 - признанию незаконным и отмене.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вследствие чего уплаченная Учреждением по платежному поручению от 09.08.2012 № 2291059 государственная пошлина в сумме 2 000 рублей подлежит возврату из средств федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление № 08-009/2012 от 30.07.2012, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ОГРН <***>, 183038, г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 7).

Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению «Мурманское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок со дня вынесения.

Судья Н.Ю. Алексина