ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5247/18 от 10.12.2018 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                           Дело № А42-5247/2018

17.12.2018

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 10.12.2018

Решение в полном объеме изготовлено 17.12.2018

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (ул. Флотская, д. 9, г. Снежногорск, Мурманской области; ОГРН 1105105000010,                               ИНН 5112032360) к Контрольно-счетной палате муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области (ул. Советская, д. 8, г. Полярный, Мурманской области; ОГРН 1125110000322, ИНН 5116001193) об оспаривании представления,

при участии:

от заявителя: представителей по доверенностям Лагутиной Д.А., Андреевой Е.А.,

от ответчика: не участвовал,

установил:

Администрация муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области (далее – ответчик, КСП) от 16.03.2018 № 1/1 об устранении нарушений, установленных проверкой по теме законности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, в том числе имуществом казны ЗАТО Александровск.

В обоснование заявленного требования заявитель в заявлении и в судебном заседании указал на то, что создание уполномоченного органа по управлению и распоряжению муниципальным имуществом является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления; Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424, не предусматривает ведение сводного реестра муниципального имущества и специализированных реестров по отдельным видам имущества и соответственно принятие Администрацией постановлений, регулирующих вопросы ведения сводного и специализированных реестров муниципального имущества, не требуется; ведение реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск осуществляется МКУ «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» в полном соответствии с действующим законодательством. Отметил, что при принятии решения о проведении инвентаризации объектов муниципальной казны ЗАТО Александровск будет утверждено положение, регулирующее вопросы сроков и порядка проведения инвентаризации объектов муниципальной казны ЗАТО Александровск. Кроме того, полагает, что оспариваемое представление вынесено в нарушение Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ) и Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденного Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07.02.2014 № 8.

Ответчик в отзыве на заявление с заявленными требованиями не согласился, указав на законность и обоснованность оспариваемого представления, вынесенного в строгом соответствии с темой проводимого контрольного мероприятия.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, представил ходатайство о запросе у КСП Мурманской области документов, представленных заявителем по исполнению представления КСП Мурманской области от 30.10.2017 № 05-02/603.

В судебном заседании представители заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивали, представили дополнительные доказательства, приобщенные судом к материалам дела, против удовлетворения ходатайства ответчика возражали.

Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителя КСП.

В соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ, лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

При исследовании обстоятельств дела, судом установлено, что в нарушение статьи 66 АПК РФ ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие самостоятельной возможности получить необходимые сведения и документы. В свою очередь имеющихся в материалах дела доказательств достаточно для вынесения законного и обоснованного судебного акта, в связи с чем правовые основания для удовлетворения ходатайства отсутствуют. Протокольным определением ходатайство ответчика об истребовании у КСП Мурманской области документов, представленных заявителем по исполнению представления КСП Мурманской области от 30.10.2017 № 05-02/603, судом отклонено.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1 раздела II Плана работы контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск на 2018 год, утвержденного распоряжением председателя КСП от 27.12.2017 № 27-р, на основании распоряжения от 28.12.2017 № 28-р, с учетом изменений, внесенных распоряжением от 22.01.2018 № 5-р, аудиторами контрольного органа муниципального образования ЗАТО Александровск проведена плановая проверка по теме законности и соблюдения установленного порядка управления муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, в том числе имуществом казны ЗАТО Александровск. Проверка проводилась в Совете депутатов ЗАТО Александровск, администрации ЗАТО Александровск, муниципальном казенном учреждении «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск», Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, в период с 09.01.2018 по 19.02.2018.

Результаты проверки оформлены актом от 19.02.2018 № 1/2.

01.03.2018 заявитель представил ответчику письменные возражения (разногласия) на акт от 19.02.2018 № 1/2.

05.03.2018 ответчиком составлен и утвержден Отчет № 1 о результатах контрольного мероприятия.

На основании указанных акта и отчета 16.03.2018 ответчиком вынесено представление № 1/1 об устранении нарушений, установленных проверкой законности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, в том числе имуществом казны ЗАТО Александровск. 

В представлении № 1/1 от 16.03.2018 в описательной части КСП отразила, что проверкой, проведенной в Администрации, установлено:

1. В нарушение пункта 4 статьи 7 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92 (далее – Положение № 92), Администрацией не установлен уполномоченный орган администрации по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в нарушение пункта 6 части 1 статьи 41 Устава ЗАТО Александровск, части 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), статьи 9 Положения № 92 отраслевое подразделение Администрации (уполномоченный орган администрации) не конкретизировано, но согласно структуре Администрации (УМС ЗАТО Александровск) не выполняет свои полномочия по управлению и распоряжению имуществом муниципальной казны. Таким образом, статья 9 Положения № 92 не исполняется;

2. В нарушение части 6 пункта 1 статьи 41, пункта 1 статьи 67 Администрация не исполняет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью;

3. В нарушение пункта 2 статьи 215, пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 41, пункта 1 статьи 67 Устава ЗАТО Александровск, Положения № 92, Положения о муниципальной казне ЗАТО Александровск на МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» Постановлением администрации от 10.08.2015 № 1803 «О внесении изменений в постановление администрации ЗАТО Александровск» от 19.04.2011 № 801 «О создании муниципального казенного учреждения «Служба муниципального имущества» и принятым в соответствии с указанным постановлением изменением в Устав МКУ «СМИ ЗАТО Александровск», утвержденным Управлением муниципальной собственностью администрации от 02.02.2016 №8-р, возложено осуществление полномочий муниципального образования ЗАТО Александровск по управлению муниципальным имуществом …, решение вопросов местного значения в соответствии с разграничением полномочий и пр., целями создания данного учреждения является организация эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности ЗАТО Александровск, в том числе осуществление от имени муниципального образования ЗАТО Александровск правомочий собственника в отношении объектов муниципальной казны ЗАТО Александровск; ведение реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск;

4. В нарушение пункта 4 статьи 4 Положения № 92 до настоящего времени постановлением главы администрации ЗАТО Александровск не установлен Порядок ведения сводного реестра имущества ЗАТО Александровск и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск и взаимодействие органов администрации ЗАТО Александровск при составлении сводного реестра имущества ЗАТО Александровск;

5. В нарушение части 3 Приказа № 424 ведение реестра муниципального имущества осуществляется в соответствии с пунктом 1.1 Постановления администрации от 10.08.2015 № 1803 казенным учреждением, а не уполномоченными органами местного самоуправления;

5. Не утвержден Порядок осуществления контроля Управлением муниципальной собственностью администрации, обязанность проведения которого установлена пунктом 2.1 Положения об УМС администрации, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 21.04.2016 № 26 (периодичность, методы проверок, цель проверки – сохранность имущества, соблюдение условий договоров, контроль за собираемостью платежей от использования муниципального имущества, контроль за учетом имущества казны, выбытием имущества и пр.).

Руководствуясь пунктом 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ, КСП предлагает в течение одного месяца со дня получения:

1. В целях исполнения требований пункта 6 статьи 39, в соответствии с пунктом 1 статьи 67 Устава, пункта 1.4 статьи 7 Положения № 92 разработать и представить в Совет депутатов проект решения об утверждении положения об уполномоченном органе администрации по управлению и распоряжению муниципальным имуществом;

2. В целях исполнения требований части 3 Приказа № 424 возложить обязанности по ведению реестра муниципального имущества на уполномоченный орган (отдел) администрации;

3. Обеспечить контроль за формированием реестра муниципального имущества на его соответствие порядку, установленному приказом Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества»;

4. В целях исполнения пункта 4 статьи 4 Положения № 92 утвердить постановлениями главы администрации ЗАТО Александровск порядок ведения сводного реестра муниципального имущества и взаимодействия органов администрации при составлении сводного реестра муниципального имущества;

5. В целях исполнения требований пункта 2.1 Положения об УМС администрации, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 21.04.2016 № 26, утвердить порядок осуществления контроля Управлением муниципальной собственностью администрации (периодичность контроля, методы проверок, соблюдение условий договоров, контроль за повышением доходов от реализации муниципального имущества, контроль за собираемостью платежей от использования муниципального имущества, контроль за учетом имущества казны, выбытием имущества и пр.);

6. В целях исполнения требований подпункта 2 пункта 2 статьи 18 Положения о муниципальной казне рассмотреть вопрос об утверждении органами местного самоуправления ЗАТО Александровск случаев, сроков и порядка проведения инвентаризации объектов муниципальной казны ЗАТО Александровск;

7. Предоставить в КСП информацию о принятых решениях и мерах по устранению выявленных нарушений.

Считая вынесенное 16.03.2018 ответчиком представление № 1/1 недействительным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей заявителя, оценив доводы ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Законом № 6-ФЗ, Законом № 131-ФЗ, БК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Закона № 131-ФЗ).

Частью 2 статьи 2 Закона № 6-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Законом № 131-ФЗ, БК РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно положениям частей 2, 4 статьи 3 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

В силу части 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе: контроль за исполнением местного бюджета; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовку предложений, направленных на его совершенствование; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. При этом при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (пункт 2 статьи 268.1 БК РФ).

Объектом контроля являются также органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия соответствующего муниципального образования, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования (часть 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ).

Согласно статье 44 Устава муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области», принятого решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 26.05.2009 № 31 (далее – Устав), КСП является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Советом депутатов. КСП подотчетна Совету депутатов. КСП обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 07.02.2014 № 8, при проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.

КСП по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления и предписания для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию ЗАТО Александровск или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Представление, предписание КСП подписывается председателем КСП. Органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме КСП о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (статья 20 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск).

Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

В соответствии с пунктом 3.1 указанной статьи БК РФ представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Законом № 6-ФЗ.

КСП, являясь уполномоченным органом на осуществление внешнего муниципального финансового контроля, в рамках реализации полномочий, установленных статьей 9 Закона № 6-ФЗ и в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск на 2018 год, утвержденного распоряжением председателя КСП в редакции от 27.12.2017 № 27-р, на основании распоряжения председателя КСП от 28.12.2017 № 28-р «О проведении проверки» (в редакции распоряжения от 22.01.2018 № 5-р), провела контрольное мероприятие по проверке законности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом ЗАТО Александровск, в том числе имущества казны ЗАТО Александровск.

Ответчик уведомил Администрацию о проведении спорной проверки, направив 28.12.2017 распоряжение о проведении проверки от 28.12.2017 № 28-р.

В данном случае, исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что КСП, вынося представление, действовала в рамках своих полномочий; представление содержит выводы о нарушении законодательства, предложения об устранении в установленный срок выявленных нарушений, в связи с чем обладает признаками ненормативного правового акта и может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном главой 24 АПК РФ.

Согласно статье 66 Устава имущество, находящееся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, средства местного бюджета, а также имущественные права, составляют экономическую основу местного самоуправления ЗАТО Александровск.

В собственности ЗАТО Александровск может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Александровск федеральными законами и законами Мурманской области; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с решениями Совета депутатов; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Устава.

Органы местного самоуправления от имени ЗАТО Александровск в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом, самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом ЗАТО Александровск устанавливается решением Совета депутатов (пункты 1, 8 статьи 67 Устава).

В представлении № 1/1 от 16.03.2018 КСП делает вывод, что в нарушение пункта 4 статьи 7, статьи 9 Положения № 92, пункта 6 части 1 статьи 41, пункта 1 статьи 67 Устава, части 2 статьи 41 Закона № 131-ФЗ Администрацией не установлен уполномоченный орган по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, отраслевое подразделение Администрации (уполномоченный орган администрации) не конкретизировано, УМС ЗАТО Александровск не выполняет свои полномочия по управлению и распоряжению имуществом муниципальной казны, Администрация не исполняет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.

В силу положений статьи 8 Устава структуру органов местного самоуправления ЗАТО Александровск составляют:

1) представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области, сокращенное наименование - Совет депутатов ЗАТО Александровск;

2) высшее должностное лицо местного самоуправления - Глава муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области, сокращенное наименование - Глава ЗАТО Александровск;

3) исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация муниципального образования закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области, сокращенное наименование - администрация ЗАТО Александровск, в состав которого входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации;

4) контрольно-счетный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, сокращенное наименование - контрольно-счетная палата ЗАТО Александровск.

Администрация ЗАТО Александровск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО Александровск федеральными законами и законами Мурманской области.

Структура администрации утверждается Советом депутатов по представлению главы администрации. В структуру администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации. Наличие в структуре администрации финансового органа является обязательным.

Органы администрации учреждаются в качестве юридических лиц решением Совета депутатов по представлению главы администрации. Одновременно Советом депутатов утверждаются положения об этих органах. Руководители органов администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой администрации.

Структура, полномочия и порядок деятельности органов администрации (не являющихся юридическими лицами) определяются положениями об этих органах, утверждаемыми в соответствии с настоящим Уставом (статья 39 Устава).

Решением Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 31.01.2012 № 5 утверждена Структура администрации ЗАТО Александровск, согласно которой структурными подразделениями администрации ЗАТО Александровск с правами юридического лица являются: Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск; Управление финансов администрации ЗАТО Александровск; Управление образования администрации ЗАТО Александровск; Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации ЗАТО Александровск.

Решением Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 24.12.2009 № 92 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности ЗАТО Александровск, устанавливающее общий порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, а также определяющее компетенцию органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом ЗАТО Александровск.

Статьей 2 Положения № 92 определено, что муниципальным имуществом ЗАТО Александровск является имущество, принадлежащее на праве собственности ЗАТО Александровск как муниципальному образованию ЗАТО Александровск (далее - муниципальное имущество).

ЗАТО Александровск самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом.

От имени ЗАТО Александровск права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления ЗАТО Александровск в соответствии с полномочиями, установленными Уставом ЗАТО Александровск и настоящим Положением.

В соответствии с настоящим Положением субъектами управления и распоряжения имуществом ЗАТО Александровск являются Совет депутатов ЗАТО Александровск, Глава администрации ЗАТО Александровск, администрация ЗАТО Александровск, уполномоченный администрацией ЗАТО Александровск орган по управлению имуществом, иные органы администрации ЗАТО Александровск, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) ЗАТО Александровск, а также казенные учреждения, наделенные функциями по управлению и распоряжению имуществом (статья 5).

Статьей 7 Положения № 92 определены полномочия администрации ЗАТО Александровск в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом. Так, Администрация ЗАТО Александровск, в том числе: управляет и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с нормативными правовыми актами Совета депутатов ЗАТО Александровск; утверждает порядок принятия решений об отчуждении движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности; принимает в установленном порядке решения о передаче объектов движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в федеральную и областную собственность; принимает решения о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации муниципальных учреждений; утверждает порядок принятия решений о списании имущества, находящегося в муниципальной собственности; утверждает порядок принятия решений о передаче объектов муниципального имущества муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям и закреплении этих объектов соответственно на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления; определяет порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества ЗАТО Александровск; в соответствии с утвержденным планом (программой) приватизации принимает решение об условиях приватизации объектов муниципальной собственности; принимает решения о проведении торгов по продаже объектов недвижимого имущества и (или) права на заключение договоров аренды недвижимого имущества, в том числе земельных участков; утверждает условия конкурса при продаже муниципального имущества по конкурсу, принимает иные решения, связанные с продажей муниципального имущества по конкурсу; определяет органы администрации ЗАТО Александровск, ответственные за учет различных видов имущества, и порядок их взаимодействия при составлении сводного реестра имущества ЗАТО Александровск; утверждает порядок передачи имущества в безвозмездное временное пользование; дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями, внесение его в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ; осуществляет контроль за использованием объектов муниципальной собственности и поступлением средств в местный бюджет ЗАТО Александровск от распоряжения и пользования муниципальным имуществом; принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Администрация ЗАТО Александровск в соответствии с утвержденной структурой администрации ЗАТО Александровск определяет органы администрации ЗАТО Александровск, наделяемые отдельными полномочиями по управлению и распоряжению некоторыми видами имущества ЗАТО Александровск, в частности: земельными участками; природными ресурсами и природными объектами; муниципальными автомобильными дорогами; библиотечными, архивными и музейными фондами; памятниками культуры или искусства; объектами социально-культурной сферы; объектами интеллектуальной собственности; информационными ресурсами; объектами жилищно-коммунальной сферы; иными видами имущества ЗАТО Александровск.

Органы администрации ЗАТО Александровск, наделенные отдельными полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, ежегодно представляет Главе администрации ЗАТО Александровск отчет об осуществлении своих полномочий в сфере управления муниципальным имуществом и уполномоченному органу администрации ЗАТО Александровск по управлению и распоряжению имуществом.

Администрация ЗАТО Александровск вправе делегировать отдельные полномочия по управлению и распоряжению имуществом ЗАТО Александровск органам администрации ЗАТО Александровск, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) (далее - уполномоченные органы администрации ЗАТО Александровск) (часть 4 статьи 7).

Статья 9 Положения № 92 содержит перечень функций, выполняемых уполномоченным органом администрации ЗАТО Александровск по управлению и распоряжению муниципальным имуществом ЗАТО Александровск.

Решением Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 21.04.2016 № 26 утверждено Положение об Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, пунктом 1.1 которого определено, что Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск (далее - УМС администрации) является отраслевым органом администрации муниципального образования ЗАТО Александровск.

УМС действует на основании Устава муниципального образования ЗАТО Александровск и настоящего Положения.

Основными задачами УМС администрации являются: контроль в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск; осуществление муниципального земельного контроля в границах ЗАТО Александровск; организация работы по созданию, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений в порядке, определенном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Александровск; осуществление деятельности, направленной на обеспечение надлежащего качества архитектурных и градостроительных решений на территории ЗАТО Александровск в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Мурманской области, муниципальными правовыми актами ЗАТО Александровск, и обеспечение на этой основе прав граждан на благополучную среду жизнедеятельности; создание условий для привлечения инвестиций в архитектурную и градостроительную деятельность, строительство на территории ЗАТО Александровск; выполнение программ социально-экономического развития; формирование и реализация муниципальной политики в области градостроительной деятельности, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства; координация деятельности организаций жилищно-коммунального и энергетического хозяйства независимо от форм собственности; обеспечение прав и законных интересов граждан и муниципального образования ЗАТО Александровск при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных, региональных, муниципальных стандартов качества, использовании жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности; участие в разработке и реализации стратегий, концепций, прогнозов, целевых муниципальных, региональных и федеральных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства; разработка нормативных документов, регулирующих вопросы строительства, реконструкции, капитального ремонта, благоустройства, озеленения территорий ЗАТО Александровск, организации дорожной деятельности; осуществление в пределах своей компетенции прав собственника в отношении муниципальных предприятий и учреждений.

Разделом 3 указанного Положения определены основные функции УМС.

С учетом вышеприведенных норм, проанализировав Положение об УМС, утвержденноерешением Совета депутатов МО ЗАТО Александровск от 21.04.2016 № 26, суд приходит к выводу о том, что УМС является структурным подразделением Администрации, осуществляющим функции, установленные разделом 3 Положения, и не является уполномоченным органом, полномочия которого установлены статьей 9 Положения № 92.

При этом пункт 4 статьи 7 Положения № 92 устанавливает право, а не обязанность Администрации делегировать отдельные полномочия по управлению и распоряжению имуществом ЗАТО Александровск уполномоченным органам администрации ЗАТО Александровск. Более того, исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, само по себе отсутствие (не конкретизация) уполномоченного органа, при фактическом выполнении иными уполномоченными Администрацией органами (учреждениями), а также самим заявителем функций, определенных статьей 9 Положения № 92, не свидетельствует о ее неисполнении.

Вывод ответчика, изложенный в пункте 2 оспариваемого представления, о не исполнении Администрацией полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью в нарушение части 6 пункта 1 статьи 41, пункта 1 статьи 67 Устава, бездоказателен и не может быть признан законным.

Как установлено пунктом 5 статьи 51 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» (далее - Порядок ведения реестра муниципального имущества), пунктом 2 которого установлено, что объектами учета в реестре является, в том числе, находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.

В силу пункта 3 названного Порядка, ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защите государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

Согласно положениям части 1 статьи 34 Закона № 131-ФЗ местная администрация, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, входит в структуру органов местного самоуправления и уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

При этом в соответствии с положениями статей 37, 41 указанного Федерального закона в структуру местной администрации, утверждаемую представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации, могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, не являющиеся органами местного самоуправления и образовываемые в качестве юридических лиц в форме муниципальных казенных учреждений.

Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

В силу абзаца 39 статьи 6 БК РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Постановлением Администрации от 19.04.2011 № 801 «О создании муниципального казенного учреждения «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» в целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» принято решение о создании муниципального казенного учреждения «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» (далее – СМИ ЗАТО Александровск).

Постановлением администрации ЗАТО Александровск от 10.08.2015 № 1803 «О внесении изменений в постановление администрации ЗАТО Александровск от 19.04.2011 № 801 «О создании муниципального казенного учреждения «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» внесены изменения в части определения целей деятельности СМИ ЗАТО Александровск.

Распоряжением УМС от 02.02.2016 № 8-р утвержден Устав СМИ ЗАТО Александровск, пунктом 2.1 которого определено, что предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий муниципального образования ЗАТО Александровск по управлению муниципальным имуществом в соответствии с его функциональным назначением, решение вопросов местного значения в соответствии с разграничением полномочий, функций и оказание муниципальных услуг по решению вопросов местного значения в сфере жилищных, имущественных и земельных отношений. Целями создания Учреждения является организация эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности ЗАТО Александровск, в том числе ведение реестра муниципального имущества.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель Администрации ведение реестра муниципального имущества ЗАТО Александровск осуществляется СМИ ЗАТО Александровск на основании Порядка ведения реестра муниципального имущества и в полном соответствии с ним, что ответчиком не оспорено.

С учетом вышеприведенных законодательных норм, суд приходит к выводу о том, что ведение реестра СМИ ЗАТО Александровск, являющегося в силу Положения № 92 одним из субъектов управления и распоряжения имуществом ЗАТО Александровск, и входящего в структуру Администрации, а равно как и возложение на него полномочий по управлению муниципальным имуществом, не противоречит действующему законодательству, не свидетельствует о невозможности осуществления контроля использования имущества ЗАТО Александровск, в том числе и со стороны Совета депутатов ЗАТО Александровск (статья 27 Положения № 92).

Как указывалось выше Положение № 92 устанавливает общий порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, а также определяет компетенцию органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом ЗАТО Александровск.

При этом, пункты 1, 2, 3, 6 статьи 4, абзац 17 пункта 2 статьи 7, абзац 9 пункта 1 статьи 9, абзац 2 пункта 2 статьи 10, абзац 2 пункта 1 статьи 24 Положения № 92 в целях обеспечения единого учета и своевременного оперативного отражения движения всех видов объектов муниципального имущества предусматривают ведение сводного реестра имущества и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск.

Пунктом 4 статьи 4 этого же Положения, установлено, что порядок ведения сводного реестра имущества ЗАТО Александровск и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск и взаимодействия органов администрации ЗАТО Александровск при составлении сводного реестра имущества ЗАТО Александровск устанавливается постановлениями Главы администрации ЗАТО Александровск, принимаемыми в соответствии с настоящим Положением.

Кроме того, абзацем 16 пункта 2 статьи 7 Положения № 92 на администрацию ЗАТО Александровск возложена обязанность по утверждению порядка ведения сводного реестра имущества ЗАТО Александровск и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск.

Вместе с тем, Порядок ведения реестра муниципального имущества, устанавливающий единые правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах, не предусматривает ни ведение сводного реестра муниципального имущества, ни ведение специализированных реестров по отдельным видам имущества.

Кроме того, на момент принятия настоящего решения судом установлено, что решением Мурманского областного суда от 15.08.2018 по делу № 3а-76/2018, вступившим в законную силу, признаны недействующими пункт 4 статьи 4, абзац 16 пункта 2 статьи 7 Положения № 92, с 25.06.2012 года, а также недействующими пункты 1, 2, 3, 6 статьи 4, абзац 17 пункта 2 статьи 7, абзац 9 пункта 1 статьи 9, абзац 2 пункта 2 статьи 10, абзац 2 пункта 1 статьи 24 Положения № 92, в той мере, в какой они предусматривают ведение сводного реестра имущества и специализированных реестров по отдельным видам имущества ЗАТО Александровск, с 25.06.2012 года, как противоречащие нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.

В пунктах 5 оспариваемого представления КСП указывает на не утверждение Администрацией Порядка осуществления контроля Управлением муниципальной собственностью администрации (периодичность, методы проверок, цель             проверки – сохранность имущества, соблюдение условий договоров, контроль за собираемостью платежей от использования муниципального имущества, контроль за учетом имущества казны, выбытием имущества и пр.) и предлагает в целях исполнения требований пункта 2.1 Положения об УМС администрации, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 21.04.2016                № 26, утвердить такой порядок осуществления контроля Управлением муниципальной собственностью администрации.

Пунктом 2.1 Положения об УМС администрации, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 21.04.2016 № 26, в качестве одной из основных задач предусмотрен контроль в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования ЗАТО Александровск.

В силу части 3 статьи 27 Положения № 92 Администрация ЗАТО Александровск в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ЗАТО Александровск и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Александровск контролирует работу уполномоченных органов администрации ЗАТО Александровск по управлению имуществом ЗАТО Александровск и ведение учета имущества, утверждает отчеты органа администрации ЗАТО Александровск по управлению имуществом и иных органов администрации ЗАТО Александровск, принимает меры по устранению нарушений законодательства в сфере управления муниципальной собственностью.

При этом законодатель не устанавливает обязанность Администрации по разработке и утверждению порядка осуществления контроля, в том числе Управлением муниципальной собственностью администрации, содержащего в том числе, положения о периодичности такого контроля, методах проверок, целях и т.п. в виде локального документа, а равно не исключает возможность осуществления контроля иным способом.

Вышеизложенные обстоятельства в своей совокупности и взаимной связи позволяют суду сделать вывод о том, что представление № 1/1 от 16.03.2018 об устранении нарушений, установленных проверкой по теме законности и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, в том числе имуществом казны ЗАТО Александровск, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 АПК РФ является основанием для признания его недействительным.

Ссылка ответчика на принятие заявителем мер по устранению нарушений по представлению Контрольно-счетной палаты Мурманской области от 30.10.2017              № 05-02/603 судом не принимается, так как не свидетельствует о законности и правомерности рассматриваемого в рамках настоящего дела представления.

С учетом вышеизложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействительным представление Контрольно-счетной палаты муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 16.03.2018 № 1/1.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                                   Фокина О. С.