Арбитражный суд Мурманской области
улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183049
http://www.murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Мурманск Дело № А42-5251/2017
11 октября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2017, в полном объеме решение изготовлено 11.10.2017.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Беляевой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жирновой А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственности "Ловозеро-Жилсервис" (ИНН <***>, ОГРН <***>; <...>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; <...>), о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании: от заявителя – представителя по доверенности ФИО1; от ответчика – ФИО2, и.о. руководителя, представителей по доверенности ФИО3, ФИО4
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ловозеро-Жилсервис" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (уточненным) о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление), выразившихся в оформлении лицензии № 51-0040 от 30.12.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности, не соответствующей заявлению Общества.
В ходе рассмотрения дела Общество, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представило заявление (от 02.10.2017) об уточнении требований, согласно которому просило суд признать незаконными действия Управления в отказе ООО «Ловозеро-Жилсервис» в корректировке и устранении ошибок при подготовке приложения к лицензии № 51-0040 от 30.12.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности.
В порядке устранения допущенных нарушений, просило суд обязать Управление произвести корректировку содержания приложения к указанной лицензии; выдать новое приложение к указанной лицензии, включив соответствующие виды работ (услуг) в составе лицензируемого вида деятельности; обязать Управление включить в приложение перечень работ и места осуществления видов деятельности перечень работ, составляющих лицензируемую деятельность Общества, согласно представленной таблице.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что обжалуется отказ Управления в удовлетворении заявления Общества о корректировке содержания приложения к лицензии письмом от 02.05.2017 (в ответ на заявление Общества от 04.04.2017 № 1).
Уточнение заявленных требований принято судом.
В обоснование требований заявитель указал, что по вине лицензирующего органа (Управления) Обществу была оформлена и выдана «ущербная лицензия» от 30.12.2016 № 51-0040, с ошибками в содержании приложения (исключение сбора и транспортирования отходов от жилищ), что не соответствуем условиям деятельности Общества. Заявление о переоформлении лицензии и приложение с видами деятельности к нему, на основании которых была изготовлена данная лицензия, от имени Общества изготовлены самим Управлением. Требование Управления о переоформлении Обществом лицензии, изложенное в ответе от 02.05.2017 (на заявление Общества от 04.04.2017 № 1), незаконно, что является отказом от рассмотрения заявления об устранении ошибок.
Общество полагает, что оспариваемый отказ от исправления ошибок в содержании приложения к лицензии, выданной 30.12.2016, не соответствует закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иным правовым нормативным актам, регламентирующим порядок рассмотрения заявления о переоформлении лицензий, в результате чего создаются препятствия для Общества в осуществлении предпринимательской деятельности.
Считает, что Общество имеет право требовать лицензию в том виде, который обеспечивает осуществление предпринимательской деятельности. При этом, учитывая, что деятельность Общества на может осуществляться без лицензии, в том виде, которую оно получило 30.12.2016, допущенные Управлением ошибки в содержании приложения должны быть устранены, для чего не требуется переоформления лицензии, необходимо всего лишь провести корректировку приложения.
Управление представило отзыв на заявление, в котором с требованием не согласилось, указав на оформление лицензии от 30.12.2016 в соответствии с заявлением Общества, отсутствие каких-либо ошибок и нарушений со стороны Управления при оформлении спорной лицензии, отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения требований заявителя.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в заявлении (уточненном) и отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества, 01.12.2011 Управлением ООО «Ловозеро-Жилсервис» выдана лицензия № 51-0040 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
С учетом изменений законодательства, регулирующего деятельность по обращению с отходами, Общество направило в адрес Управления заявление (вх. № 7174 от 17.10.2016) о переоформлении лицензии от 01.12.2011 № 51-0040. 19.10.2016 (исх. № 04/4503) в адрес Общества направлено Уведомление № 46 о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставлении документов. В связи с неустранением в полном объеме выявленных недостатков, 27.10.2016 (исх. № 04/4655) заявление и прилагаемые к нему документы возвращены лицензиату ООО «Ловозеро-Жилсервис» без переоформления лицензии.
07.11.2016 Общество направило в адрес Управления заявление (вх. № 7572 от 07.11.2016) о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. 09.11.2016 (исх. № 04/4841) в адрес Общества направлено Уведомление № 47 о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) предоставлении документов. В связи с неустранением выявленных недостатков, 13.12.2016 (исх. № 04/5457) заявление и прилагаемые к нему документы возвращены лицензиату ООО «Ловозеро-Жилсервис» без переоформления лицензии.
26.12.2016 Общество направило в адрес Управления заявление (вх. 8709 от 26.12.2016) о переоформлении лицензии № 51-0040 от 01.12.2011, приложив необходимые документы, в том числе Перечень конкретных видов отходов I-IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I-IV классов опасности.
На основании указанного заявления Общества от 26.12.2016, в соответствии с приказом и.о. руководителя Управления от 30.12.2016 № 625, Управлением 30.12.2016 ООО «Ловозеро-Жилсервис» выдана бессрочная лицензия № 51-0040 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: сбор отходов I - IV классов опасности, транспортирование отходов I - IV классов опасности, размещение отходов III - IV классов опасности. Место осуществления лицензируемой деятельности: Мурманская область, Ловозерский район, с. Ловозеро, кадастровый номер 51:02:060101:0055; Мурманская область, Ловозерский район, п. Ревда, кадастровый номер 51:02:0060101:70; <...>.
В ходе осуществления предпринимательской деятельности (на основании указанной лицензии) заявитель выявил, что в приказе Управления № 625 от 30.12.2016 и приложении к лицензии № 51-0040 от 30.12.2016 отсутствует разрешение на лицензируемый вид деятельности – сбор и транспортирование отходов от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код по ФККО 73111001724, а указано только – размещение, что не соответствует заявлению Общества.
В целях получения официальных разъяснений и разрешения проблемы Общество направило в адрес Управления письмо от 04.04.2017 № 1 (вход. Управления № 2662 от 05.04.2017). На указанное обращение письмом от 02.05.2017 № 04/1541 Управлением в адрес Общества направлен соответствующий ответ.
Кроме этого письмом аналогичного содержания, от той же даты и с тем же исходящим номером (от 04.04.2017 № 1) (вход. Управления № 3389 от 10.05.2017), Общество обратилось в Управление с просьбой откорректировать в рабочем порядке лист приложения к лицензии от 30.12.2016 № 51-0040, в котором имеется информация о вышеуказанном виде отхода с добавлением вида деятельности: сбор, транспортирование.
На указанное обращение письмом от 17.05.2017 № 04/1750 Управлением в адрес Общества направлен соответствующий ответ.
Полагая незаконным отказ Управления в корректировке и устранении ошибок при подготовке приложения к вышеуказанной лицензии, изложенный в письме Управления от 02.05.2017 № 04/1451, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 458-ФЗ) с 01.01.2015 лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
При этом частью 3.1 статьи 23 Закона № 458-ФЗ закреплено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» статья 23 Закона № 458-ФЗ изложена в следующей редакции:
«3. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 01 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
3.1 Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортирование, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 год осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов I-V классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, вступило в силу 15.10.2015 (далее – Положение о лицензировании).
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, установлен Приложением к Положению о лицензировании.
В соответствии с пунктом 7 Положения о лицензировании, в качестве приложения к заявлению о переоформлении лицензии от 26.12.2016 (вход. № 8709) Обществом (соискатель лицензии/лицензиат) самостоятельно подготовлен перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I-IV классов опасности (Перечень)
Перечень отходов I-IV классов опасности и виды работ, составляющих лицензируемую деятельность, соискатель лицензии/лицензиат составляет самостоятельно.
В приложении к заявлению о переоформлении лицензии от 26.12.2016 (вх. № 8709) (т.1, л.д. 145-154) ООО «Ловозеро-Жилсервис» не заявлены работы по сбору и транспортированию «Отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные)» код ФККО 73111001724; заявленный вид работ по данному коду – только размещение отходов.
Перечни конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащие их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечни работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности, представленные в Приложении к приказу Управления № 625 от 30.12.2016 и в приложении к лицензии № 51-0040 от 30.12.2016, полностью идентичны перечню, приложенному к заявлению ООО "Ловозеро-Жилсервис" от 26.12.2016.
Таким образом, 30.12.2016 лицензия № 51-0040 переоформлена в соответствии с требованиями законодательства и заявлением ООО "Ловозеро-Жилсервис". Каких-либо ошибок, опечаток, описок не установлено.
Ссылка заявителя на то, что заявление от 26.12.2016 о переоформлении лицензии (на основании которого была выдана лицензия от 30.12.2016) Обществом в адрес Управления не направлялось, опровергается материалами дела.
В судебном заседании 13.09.2017, проведенном с участием генерального директора Общества ФИО5, исследовались оригиналы материалов Управления, в том числе заявление Общества о переоформлении лицензии (вх. 8709 от 26.12.2016), подписанное руководителем Общества ФИО5, с проставлением печати Общества, с приложением соответствующего Перечня, также подписанного руководителем Общества.
Приказом Минприроды России от 01.07.2016 № 379 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (далее – Административный регламент), пунктом 77 которого определены административные действия, совершаемые территориальным органом Росприроднадзора в рамках процедуры по переоформлению лицензии.
В силу пункта 78 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры является поступление в территориальный орган Росприроднадзора заявительных документов, необходимых для переоформления лицензии.
Довод Общества о том, что спорное заявление от 26.12.2016 с Перечнем готовилось и подписывалось не руководителем Общества, а иными лицами (сотрудниками Управления), заявителем не доказан. С заявлением о фальсификации указанного доказательства в установленном арбитражным процессуальным законодательством порядке Общество не обращалось.
Более того, суд учитывает, что Обществом не оспаривается правомерность выдачи лицензии от 30.12.2016; конкретные нормы законодательства, нарушенные Управлением при оказании государственной услуги лицензирования деятельности по обращению с отходами при выдаче Обществу лицензии 30.12.2016, заявитель также не указывает. Оснований полагать, что лицензия от 30.12.2016 (выданная в порядке переоформления лицензии № 51-0040 от 01.12.2011) была оформлена Управлением по собственной инициативе, в отсутствие заявительных документов Общества, у суда не имеется. Иных заявлений о переоформлении лицензии, направленных в декабре 2016 года в адрес Управления, в материалах дела не имеется и заявителем суду не представлено.
Письмо Общества от 04.04.2017 № 1 (т. 2, л.д. 63), направленное в адрес Управления (вх. № 2662 от 05.04.2017), ответ на которое (от 02.05.2017 № 04/1541) оспаривается заявителем в данном деле, не содержит указания на допущенные опечатки и ошибки в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, требующие исправлений.
Аналогичное письмо Общества от 04.04.2017 № 1 (т. 2, л.д. 66), направленное в адрес Управления (вх. № 3389 от 10.05.2017), ответ на которое (от 17.05.2017 № 04/1750) заявителем в деле не оспаривается, также не констатирует допущенные, по мнению заявителя, территориальным органом опечатки и ошибки в выданной 30.12.2016 лицензии; содержит лишь просьбу откорректировать в рабочем порядке лист приложения к лицензии, в котором имеется информация о вышеуказанном виде отхода с добавлением вида деятельности: сбор, транспортирование.
Между тем, иной «рабочий порядок» осуществления территориальным органом Росприроднадзора действий в регулируемой сфере деятельности, отличный от установленного Административным регламентом, законодательством не предусмотрен. На несоблюдение Управлением конкретных положений такого порядка (предусматривающих корректировку лицензии (приложения к лицензии)), а равно Административного регламента заявитель не ссылается.
Пунктом 152 Административного регламента определены случаи, при которых заявитель вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) территориального органа Росприроднадзора и (или) его специалистов при предоставлении государственной услуги, принятое и осуществляемое в ходе предоставления государственной услуги, в том числе, отказ территориального органа Росприроднадзора и (или) его специалистов в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений (подпункт «ж»).
Требования к содержанию такой жалобы определены в пункте 155 Административного регламента.
Содержание писем Общества от 04.04.2017 № 1 также не позволяет квалифицировать их, как направление соответствующей жалобы в порядке положений Административного регламента.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для совершения юридически значимых действий, связанных с внесением в приложение к лицензии испрашиваемых изменений (дополнений), у Управления в любом случае не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
В рассматриваемом случае заявленный способ восстановления права (обязать Управление произвести корректировку содержания приложения к лицензии, выдать новое приложение к лицензии и включить в приложение перечень работ и места осуществления видов деятельности согласно представленной таблице) не соответствует нарушенному праву, в связи с чем, не может быть применен.
Кроме того, у Общества имеется возможность обратиться в уполномоченный орган с заявлением о переоформлении лицензии в установленном порядке, а арбитражный суд при действующем заявительном порядке выдачи, переоформления лицензий не может обязать государственный орган, без проверки последним соответствующего заявления соискателя (лицензиата), пакета документов и оснований требований соискателя, выдать новую лицензию.
Оспариваемые действия Управления соответствуют требованиям лицензионного законодательства; предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Ловозеро-Жилсервис» о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области по отказу ООО «Ловозеро-Эилсервис» 02.05.2017 исх. № 04/1541 в корректировке и устранении ошибок при подготовке приложения к лицензии № 51-0040 от 30.12.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Беляева Л.Е.