ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5296/2021 от 27.08.2021 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

улица Академика Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                                   Дело № А42-5296/2021

«03» сентября 2021 года

Резолютивная часть решения принята 27.08.2021.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению акционерного общества «Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий», ул.Заводская, д. 10, г.Каменск-Уральский, Свердловская область, 623400 (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала «РУСАЛ Кандалакша», ул. Кандалакшское шоссе, д. 1, г.Кандалакша, Мурманская область, 184046

к Мурманской таможне, ул.Горького, д.15, <...> (ОГРН <***>,  ИНН  <***>)

об оспаривании постановления № 10207000-440/2021 от 01.06.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по делу об административном правонарушении,

без вызова сторон,

установил:

акционерное общество «Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий» в лице филиала «РУСАЛ Кандалакша» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене  постановления Мурманской таможни (далее – Таможня, административный орган) № 10207000-440/2021 от 01.06.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В обоснование заявленных требований Общество, не оспаривая факта совершения административного правонарушения, просило применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.     

Определением суда от 29.06.2021 заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощённого производства.

Определение суда от 29.06.2021 о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства 30.06.2021 опубликовано на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.murmansk.arbitr.ru, а также направлено сторонам по почте.

В установленный судом срок административный орган представил отзыв на заявление, в котором указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Общество направило ходатайство о рассмотрении заявления по общим правилам административного судопроизводства, указав, что рассмотрение настоящего дела в порядке упрощенного производства не позволит установить все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи.

Частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлен перечень обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

В силу пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» (далее – Постановление №10) переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется судом по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, частью 5 статьи 227 АПК РФ.

В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, должно содержаться обоснование вывода суда о невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

В соответствии с пунктом 33 Постановления № 10 указанное определение может быть вынесено в том числе по результатам рассмотрения судом ходатайства участвующего в деле лица, указавшего на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 2 части четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, пунктами 1 - 3 части 5 статьи 227 АПК РФ. Данное ходатайство может быть подано до окончания рассмотрения дела по существу.

Вместе с тем, Обществом не указаны обстоятельства, препятствующие в силу пунктов 1-3 части 5 статьи 227 АПК РФ рассмотрению настоящего дела в порядке упрощенного производства. В связи с чем, у суда отсутствуют основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по общим правилам административного судопроизводства. Дело рассмотрено по правилам главы 29 АПК РФ в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.

27.08.2021 принята резолютивная часть решения.

30.08.2021 от Таможни поступило заявление о составлении мотивированного решения.

Как следует из материалов дела, 07.01.2021 в адрес филиала «РУСАЛ Кандалакша» в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации (далее - ТД) № 10101030/281220/1010553 по накладной СМГС № 29973827 поступил товар: катанка алюминиевая марки КАС 6101 Т4, код ТН ВЭД ЕАЭС товара 7605210000, вес брутто товара 65036 кг, стоимость 8 148 779 руб. 27 коп., в количестве 41 (сорока одного) грузового места.

Поступивший товар перемещался перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» на железнодорожном транспорте в вагоне номер 52663614.

Таможенная процедура таможенного транзита по ТД № 10101030/281220/1010553 была завершена 07.01.2021 в 10:32 (время московское).

07.01.2021 товар – катанка алюминиевая марки КАС 6101 Т4, в установленном порядке принят владельцем склада (иного места хранения) АО «РУСАЛ Кандалакша» (Разрешение Мурманской таможни № 10207000/251220/00088/1 от 25.12.2020) на временное хранение.

07.01.2021 в 11:01 (время московское) на Кировском таможенном посту была зарегистрирована отчетность о принятии товаров на хранение (форма ДО-1) от 07.01.2021 № 0000211.

ДО-1 от 07.01.2021 № 0000211 зарегистрирована в КПС «Учет и контроль товаров на ВХ» под номером 10207020/07012021/0000001.

При проверке полноты и достоверности сведений, указанных в отчетности ДО-1 от 07.01.2021 № 0000211, правильности заполнения полей отчетности ДО-1 установлено, что в графе: «количество грузовых мест» указано общее количество грузовых мест - 1 место, что не соответствует количеству грузовых мест, указанному в накладной СМГС и транзитной декларации.

Усмотрев в действиях заявителя признаки нарушения статьи 16.15 КоАП РФ,  29.04.2021 ведущий инспектор Кировского таможенного поста составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении (регистрационный номер дела 10207000-440/2021).

Постановлением от 01.06.2021 №10207000-440/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых  соответствующие отчеты в таможенный орган не представляются или нарушаются сроки их направления либо отчеты содержат недостоверные сведения.

Оспариваемым постановлением Обществу вменяется указание в отчете по форме ДО-1 от 07.01.2021 № 0000211 недостоверных сведений о количестве товаров, принятых на хранение.

Из положений статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) следует, что лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях. Способ представления отчетности, формы отчетов, структура и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности определяются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно статье 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет способ представления отчетности, формы отчетов, структуру и формат представляемых отчетов в виде электронного документа, порядок их заполнения, а также порядок и сроки представления отчетности (пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Формы отчетности, а также порядок и сроки ее представления таможенным органам установлены, в том числе, приказом ФТС России от 18.03.2019 № 444 "Об утверждении порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении условий и порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444).

В соответствии с пунктом 2 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 владельцы складов временного хранения (СВХ) и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения N 4 к указанному приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ, отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2), ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него.

Отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, регистрационный N 11201), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного (пункт 3 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444).

В соответствии с пунктом 5 Приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 заполнение отчета по форме ДО-1 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру, либо выданных с территории СВХ.

В графе: «количество грузовых мест» указываются сведения о количестве грузовых мест товаров, указанных в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах.

Судом установлено, что Обществом представлен в таможенный орган отчет по форме ДО-1 от 07.01.2021, содержащий в ДО-1 от 07.01.2021 № 0000211 недостоверные сведения о количестве товаров, принятых на хранение.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются заявителем.

Таким образом, суд считает верным вывод Таможни о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъективная сторона вмененного Обществу правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

До сдачи отчетности в таможенный орган Общество имело возможность проверить указанную в отчете информацию, произвести фактический контроль товаров.  Однако, несмотря на это, допустило нарушение в виде представления таможенному органу недостоверных сведений, а именно неверно определило количестве товаров, принятых на хранение, что свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению требований таможенного законодательства.

Поскольку заявителем не были приняты достаточные меры для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации правил, то в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ Общество правомерно признано виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а равно заявителю реализовать права на защиту по административному производству, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Оснований для признания административного правонарушения малозначительным судом не установлено. Общество не приводит подтвержденной надлежащими доказательствами исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение. Угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий или наличии какого-либо вреда, а в безразличном отношении со стороны Общества, выразившемся в неиспользовании всех имеющихся возможностей для исполнения требований таможенного законодательства.

Административным органом при назначении Обществу наказания учтены все обстоятельства.

При таких обстоятельствах, суд считает правомерным привлечение Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ, и обоснованным назначение наказания, вследствие чего оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления  не имеется.

В силу положений статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Требование Общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем в указанной части производство по делу подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 150, 167-170, 211, 227, 229  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

в удовлетворении ходатайства акционерного общества «Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий» в лице филиала «РУСАЛ Кандалакша» о переходе к рассмотрению дела №А42-5296/2021 по общим правилам административного судопроизводства отказать.

В удовлетворении требования акционерного общества «Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий» в лице филиала «РУСАЛ Кандалакша» об отмене постановления Мурманской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10207000-440/2021 от 01.06.2021, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

В части требования акционерного общества «Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий» в лице филиала «РУСАЛ Кандалакша» о прекращении производства по делу об административном правонарушении, производство по настоящему делу прекратить.

Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме

Судья                                                                                   В.Н. Кушниренко