ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5331/18 от 30.10.2018 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                                      Дело № А42-5331/2018

07 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Букетовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, ул. Флотская, д. 9,   г. Снежногорск, Мурманская область, 184680 (ОГРН 1105105000054, ИНН 5112032391)

к Контрольно-счетной палате муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, ул.Советская, д.8, г.Полярный, Мурманская область, 184650 (ОГРН 1125110000322, ИНН 5116001193)

о признании незаконным представления № 2/1-ПР от 16.03.2018

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Горячевой Е.А. по доверенности от 27.06.2018 № 17-1155,

ответчика – председателя Дворяновой Е.В., служебное удостоверение; Коджебаш С.В. по доверенности от 01.06.2018,

установил:

Управление муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск (далее – заявитель, УМС, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным представления Контрольно-счетной палаты муниципального  образования ЗАТО Александровск Мурманской области (далее – ответчик,  КСП) №2/1-ПР от 16.03.2018 об устранении нарушений, установленных проверкой соблюдения законности и установленного порядка приватизации муниципального имущества ЗАТО Александровск и своевременности и полноты поступления в местный бюджет доходов от его продажи за 2017 год и текущий период 2018 года (Акт № 2/2 от 19.02.2018). Также заявитель просит обязать КСП устранить нарушение прав и законных интересов УМС.

В обоснование заявленных требований Управление указало, что КСП допущены грубые нарушения положений Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон            № 294-ФЗ) при назначении, уведомлении и последующем проведении контрольного мероприятия в соответствии с распоряжением № 7-р от 24.01.2018 «О внесении изменений в распоряжение № 29-р от 28.12.2017 о проведении проверки». Заявитель полагает, что выводы ответчика о ненадлежащем контроле со стороны УМС за деятельностью подведомственного учреждения при разработке прогнозного плана приватизации, а также о неисполнении в полном объеме информационного обеспечения приватизации муниципального имущества – не размещении на официальном сайте www.torgi.gov.ru в разделе «Планирование и результаты приватизации» изменений в прогнозный план приватизации на 2017 год и условий приватизации муниципального имущества, основаны на неправильном толковании норм муниципальных нормативных и ненормативных правовых актов. Подготовка прогнозного плана приватизации муниципального имущества ЗАТО Александровск, равно как и контроль за правильностью его разработки и утверждению, не относится к функциям и полномочиям Управления. Прогнозный план приватизации на 2017 год был разработан муниципальным казенным учреждением «Служба муниципального имущества» ЗАТО Александровск (далее - МКУ «СМИ ЗАТО Александровск») и утвержден Советом депутатов ЗАТО Александровск. В момент проведения проверки УМС не было уполномочено на публикацию решений ни на официальном сайте ЗАТО Александровск, ни на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.     

Ответчик с заявленными требованиями не согласился. В отзыве на заявление указал, что положения Закона № 294-ФЗ не распространяются на бюджетные правоотношения и не могут применяться при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля, в связи с чем оспариваемое представление вынесено законно и оснований для признания указанного ненормативного правового акта незаконным не имеется.

УМС представило дополнения к заявлению, в которых указало, что из самого наименования проверки можно сделать вывод о более обширной тематике проверки, нежели правоотношения в финансово-бюджетной сфере. Так объектами проверки являлись деятельность Управления в части исполнения Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества на территории ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18; осуществление Управлением надлежащего контроля за деятельностью подведомственного учреждения (МКУ «СМИ ЗАТО Александровск»); работа Управления на сайте www.torgi.gov.ru, полнота и своевременность размещения информации на сайте, сроки заключения договора купли-продажи имущества по результатам торгов и пр. На основании изложенного УМС полагает, что спорная проверка по своему смыслу и назначению не подпадает под контроль в финансово-бюджетной сфере, выступает самостоятельным видом контроля и на её проведение в полной мере распространяются требования Закона № 294-ФЗ. Кроме того, изменения в часть 3.1 статьи 1 Закона              № 294-ФЗ вступили в силу только 27.11.2017, то есть при разработке и утверждении плана проверок на 2018 год КСП обязана была руководствоваться положениями названного закона.

В дополнительном отзыве КСП указала, что имущество, находящееся в муниципальной собственности является муниципальной казной. Доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются неналоговыми доходами местного бюджета ЗАТО Александровск. КСП в рамках полномочий, предоставленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ), Положением о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07.02.2014 № 8, осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контроль заключает в себе весь спектр действий проверочных мероприятий, направленных на правомерность, законность, эффективность использования муниципального имущества и доходов от его использования. Также ответчик отмечает, что пункт 1 представления от 16.03.2018 № 2/1-ПР, обязывающий заявителя привести Методику расчета прогнозного объема поступления доходов в соответствие с пунктом 3.1 раздела 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18, исполнен. По мнению КСП, обязанность УМС осуществлять информационное обеспечение всех стадий приватизации муниципального имущества, в том числе размещать на официальном сайте www.torgi.gov.ru в разделе «Планирование и результаты приватизации» документы, являющиеся основанием приватизации объектов муниципального имущества (изменения в прогнозный план приватизации), вытекает из положений Устава муниципального образования ЗАТО Александровск (статьи 41, 67) и Положения об Управлении муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 21.04.2016 № 26 (пункт 3.4.7).             

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Также указала, что требование представления от 16.03.2018 № 2/1-ПР производить оценку муниципального имущества при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации, а также при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, не основано на нормах права. Управление осуществляет оценку муниципального имущества после поступления в его адрес информации об объектах недвижимого имущества. Каких-либо нарушений по порядку и (или) законности проведения оценки КСП не выявлено. Оценка проводится в отношении каждого объекта, содержащегося в плане приватизации, начальная максимальная цена имущества, размещенная на https://torgi.gov.ru/, соответствует стоимости, указанной в отчете об оценке имущества.   

Представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве, дополнении к нему. Также со ссылкой на статью 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 135-ФЗ), статью 9 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 №18 указали, что оценка имущества, планируемого к продаже, должна производиться при включении его в прогнозный план приватизации (в целях приватизации) и при его продаже.   

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2 раздела II Плана работы контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск на 2018 год, утвержденного распоряжением председателя КСП в редакции от 27.12.2017 № 27-р, распоряжением председателя КСП от 28.12.2017 № 29-р «О проведении проверки» аудиторами контрольного органа муниципального образования ЗАТО Александровск проведена плановая проверка по теме соблюдения законности и установленного порядка приватизации муниципального имущества ЗАТО Александровск и своевременности и полноты поступления в местный бюджет доходов от его продажи за 2017 год и текущий период 2018 года. Проверка проводилась в администрации ЗАТО Александровск, Управлении муниципальной собственностью администрации  ЗАТО Александровск, муниципальном казенном учреждении «Служба муниципального имущества ЗАТО Александровск» в период с 09.01.2018 по 19.02.2018.

Результаты проверки оформлены актом от 19.02.2018 № 2/2, подписанным с разногласиями.

05.03.2018 составлен и утвержден Отчет проверки, на основании которого 16.03.2018 вынесено представление № 2/1-ПР об устранении нарушений, установленных проверкой соблюдения законности и установленного порядка приватизации муниципального имущества ЗАТО Александровск и своевременности и полноты поступления в местный бюджет доходов от его продажи за 2017 год и текущий период 2018 года. 

В представлении № 2/1-ПР от 16.03.2018 в пунктах 2, 3, 4 описательной части КСП отразила, что проверкой, проведенной в УМС, установлено:

Приказом УМС администрации ЗАТО Александровск от 06.10.2017 № 35/1
утверждена Методика прогнозирования поступлений доходов местного бюджета ЗАТО
Александровск, главным администратором которых является Управление муниципальной
собственностью администрации ЗАТО Александровск. В соответствии с пунктом 4.8
данной Методики расчета прогнозного объема поступления доходов в части доходов от
реализации муниципального имущества учитывается Прогнозный план приватизации
муниципального имущества на очередной финансовый год и суммы по заключенным
договорам купли-продажи.

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 14.12.2016 № 91 утвержден прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества муниципального образования ЗАТО Александровск на 2017 год, представленный в Совет депутатов МКУ «СМИ ЗАТО Александровск», то есть на один год, что является нарушением пункта 3.1 раздела 3Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества на территории ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18, в соответствии с которым уполномоченный орган разрабатывает проект прогнозного план (программы) приватизации муниципального имущества ЗАТОАлександровск сроком на 3года.

Согласно пункту 2.4.1 Устава МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» является разработчиком прогнозного плана приватизации и в соответствии с приказом УМС администрации ЗАТО Александровск от 28.12.2016 № 69 МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» является администратором утвержденных доходов.

Таким образом, УМС, внарушение пункта 3.1раздела 3решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18,утвердило Методику расчета прогнозного объема поступления доходов, вкоторой Прогнозный план приватизации муниципального имущества разрабатывается сроком на один год и, как следствие, недостоверно запланирована доходная часть бюджета ЗАТОАлександровск.

УМС в части разработки прогнозного плана приватизации сроком на три года не осуществляло надлежащий контроль за деятельностью подведомственного учреждения, что является нарушением пункта 3.13 Положения об УМС администрации ЗАТО Александровск (пункт 2).

В  соответствии  с  пунктом  3.4.12  Положения  об  УМС  администрации  ЗАТО
Александровск к основным функциям последнего отнесено, в том числе, организация и проведение работы  по  независимой  оценке  рыночной  стоимости  муниципального  имущества, выполнению кадастровых работ в отношении недвижимого имущества и земельных
участков в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со статьей 8 Закона 135-ФЗ проведение оценки объектов оценки является
обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью
или частично муниципальным образованиям, в том числе:

при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду, а также при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям и др.;

в соответствии со статьей 9 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18 начальная цена подлежащего приватизации муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.2001            № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон № 178-ФЗ), на основании отчета об оценке муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.

Ориентировочная стоимость, утвержденная решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 14.12.2016 № 91, не соответствовала рыночной стоимости объектов.

Таким образом, внарушение требований статьи 12 Закона № 178-ФЗ,статьи 8Закона № 135-Ф3,статьи 9 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18,программа приватизации на 2017год утверждена вотсутствие результатов оценки имущества, включенного впроект прогнозного плана (пункт 3).

В числе мероприятий по приватизации объектов муниципальной собственности
законодательством предусмотрено информационное обеспечение процесса приватизации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона № 178-ФЗ под информационным обеспечением приватизации понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети «Интернет» прогнозного плана (программы) приватизации, решений об условиях приватизации, информационных сообщений о продаже муниципального имущества, об итогах его продажи. Кроме этого, пунктом 2 статьи 15 Закона № 178-ФЗ установлен срок размещения решений об условиях приватизации - в течение 10 дней со дня принятия этого решения.

Согласно пункту 3.4.7 Положения об УМС администрации ЗАТО Александровск УМС организует и проводит торги на право заключения договоров, в том числе купли-продажи муниципального имущества ЗАТО Александровск. Организация торгов и вся работа по информационному обеспечению торгов входит в организацию торгов.

В нарушение статьи 15 Закона №178-ФЗ, пункта 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 26.04.2017 № 38, пункта 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 29.05.2017 № 58, пункта 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.12.2017 № 112«Об утверждении условий приватизации объектов муниципального недвижимого имущества ЗАТО Александровск» на официальном сайте www.torgi.gov.ru в разделе «Планирование и результаты приватизации» не опубликованы документы, являющиеся основанием приватизации объектов муниципального имущества путем продажи на аукционе:

-изменения в прогнозный план приватизации, утвержденные решениями Совета депутатов ЗАТО Александровск от 29.05.2017 № 59, от 20.06.2017 № 68,

-условия приватизации муниципального имущества, утвержденные решениями Совета депутатов ЗАТО Александровск от 26.04.2017 № 38, от 29.05.2017 № 58, от 20.12.2017 № 112.

Таким образом, информационное обеспечение приватизации муниципального имущества не исполнено в полном объеме,а именно на официальном сайте www.torgi.gov.ru в разделе «Планирование и результаты приватизации» не размещены изменения в прогнозный план приватизации на 2017 год, а также условия приватизации муниципального имущества.

Указанное нарушение не соответствует основным принципам доступности информации о приватизации для неограниченного круга лиц (пункт 4).

Руководствуясь пунктом 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ, Контрольно-счетная палата предлагает в течение одного месяца со дня получения:

1.Привести в соответствие с пунктом 3.1 раздела 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18 Методику расчета прогнозного объема поступления доходов, в соответствии с которой Прогнозный план приватизации муниципального имущества разрабатывается сроком на три года.

2.Оценку муниципального имущества производить в соответствии со статьей 8 Закона № 135-ФЗ, статьей 9 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18 при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации, а также при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям и др.

3.В соответствии со статьей 15 Закона № 178-ФЗ и решениями Совета депутатов ЗАТО Александровск размещать на официальном сайте www.torgi.gov.ru в разделе «Планирование и результаты приватизации» документы, являющиеся основанием приватизации объектов муниципального имущества путем продажи на аукционе, в том числе: изменения в прогнозный план приватизации, а также условия приватизации муниципального имущества.

4.Размещать в соответствии с пунктом 11 статьи 15 Закона № 178-ФЗ на официальном сайте www.torgi.gov.ru в разделе «Документы итогов приватизации» информацию о результатах сделок приватизации муниципального имущества (протокол) по проведению торгов посредством публичного предложения.

5.Размещать в информационном сообщении о продаже муниципального имущества, на официальном сайте www.torgi.gov.ru все сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 15 Закона № 178-ФЗ.

6.Не осуществлять функции в части подписания договоров купли-продажи муниципального имущества ЗАТО Александровск.

7.Принять меры к направлению информации об утрате права на заключение договора купли-продажи объекта и признании продажи объекта несостоявшейся в адрес победителя торгов, уклонившегося от подписания договора купли-продажи по объекту: ул. Душенова, д. 2, пом. IV, кад. № 51:08:0040101:67 площ. 130,7 кв.м

8.В целях исполнения пункта 3.2 договора купли-продажи от 05.12.2017 № 340, сумму в размере 14 400,00 руб. - НДС, вернуть на счет покупателя.

9.Представить в Контрольно-счетную палату информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений в установленный срок.

Посчитав выводы КСП, изложенные в пунктах 2, 3 и 4 описательной части, пункты 2, 3 резолютивной части указанного представления не соответствующими требованиям действующего законодательства, а саму проверку проведенной с нарушением положений Закона № 294-ФЗ, Управление обратилось в арбитражный суд с требованием о признании представления незаконным.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статьей 265 БК РФ определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Законом № 6-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003             №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Закона № 131-ФЗ).

Частью 2 статьи 2 Закона № 6-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Законом             №131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно положениям частей 2, 4 статьи 3 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

В силу части 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе: контроль за исполнением местного бюджета; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовку предложений, направленных на его совершенствование; иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. При этом при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (пункт 2 статьи 268.1 БК РФ).

Объектом контроля являются также органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия соответствующего муниципального образования, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования (часть 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ).

Согласно статье 44 Устава муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области», принятого решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 26.05.2009 № 31)  (зарегистрировано в Управлении Минюста России по Мурманской области 05.06.2009 № RU513430002009001) контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Советом депутатов. Контрольно-счетная палата подотчетна Совету депутатов. Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск от 07.02.2014 № 8, при проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет.

Контрольно-счетная плата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию ЗАТО Александровск или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Представление Контрольно-счетной палаты подписывается председателем Контрольно-счетной палаты. Органы местного самоуправления, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (статья 20 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск).

Под представлением в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

КСП, являясь уполномоченным органом на осуществление внешнего муниципального финансового контроля, в рамках реализации полномочий, установленных статьей 9 Закона № 6-ФЗ и в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск на 2018 год, утвержденного распоряжением председателя КСП в редакции от 27.12.2017 № 27-р, на основании распоряжения председателя КСП от 28.12.2017 № 29-р «О проведении проверки», провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения законности и установленного порядка приватизации муниципального имущества ЗАТО Александровск и своевременности и полноты поступления в местный бюджет доходов от его продажи за 2017 год и текущий период 2018 года.

Отклоняя доводы УМС о незаконности обозначенной проверки вследствие несоблюдения КСП требований и норм, предусмотренных положениями Закона №294-ФЗ, суд исходит из следующего.

Согласно статье 1 Закона № 294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В силу пункта 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Таким образом, при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетными органами не проводятся проверки по оценке соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Предметом проверок контрольно-счетных органов является использование средств местного бюджета, а также соблюдение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

В соответствии со статьями 66, 67 Устава ЗАТО Александровск экономическую основу местного самоуправления ЗАТО Александровск составляет имущество, находящееся в муниципальной собственности ЗАТО Александровск, средства местного бюджета, а также имущественные права. Имущество, находящееся в муниципальной собственности является муниципальной казной. Доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, являются неналоговыми доходами местного бюджета ЗАТО Александровск. 

Таким образом, в рассматриваемом случае, учитывая предмет контрольного мероприятия (соблюдение законности и установленного порядка приватизации муниципального имущества ЗАТО Александровск и своевременности и полноты поступления в местный бюджет доходов от его продажи), КСП проводила проверку соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Из приведенных выше норм права следует, что осуществление внешнего муниципального финансового контроля не может отождествляться с муниципальным контролем, проведение которого урегулировано Законом № 294-ФЗ. Положения Закона №294-ФЗ не распространяются на бюджетные правоотношения и не могут применяться при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля.

Согласно части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере.

При этом суд учитывает, что нормами Закона № 6-ФЗ определены принципы организации, деятельности и основные полномочия, общие для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований. Таким образом, законодателем установлены единые правила регулирования отношений, возникающих при осуществлении государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что положения Закона № 294-ФЗ не распространяются на порядок организации и проведения проверок контрольно-счетными органами, в данном случае КСП муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, в рамках финансового и финансово-бюджетного надзора.

В ходе проведения проверки КСП установлено, что УМС, внарушение пункта 3.1раздела 3решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18,утвердило Методику расчета прогнозного объема поступления доходов, вкоторой Прогнозный план приватизации муниципального имущества разрабатывается сроком на один год, что влияет на достоверность планирования доходной части бюджета ЗАТОАлександровск.

Прогнозный план составляет основу бюджетного планирования по доходам от использования муниципального имущества; поступления от продажи муниципального имущества являются неналоговыми доходами и в полном объеме зачисляются в местный бюджет.

Согласно статье 10 Закона № 178-ФЗ порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18 утверждено Положение о порядке и условиях приватизации муниципального имущества на территории ЗАТО Александровск.

Разделом 3 указанного решения Совета депутатов ЗАТО Александровск установлено, что уполномоченный орган разрабатывает проект прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества ЗАТО Александровск сроком на 3 года в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития муниципального образования ЗАТО Александровск и представляет проект главе администрации ЗАТО Александровск на рассмотрение и утверждение в срок не позднее 10 сентября текущего финансового года. Программа приватизации муниципального имущества содержит способ приватизации, перечень объектов муниципального недвижимого имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году, их наименование и местонахождение, характеристики, обоснование целесообразности приватизации, предполагаемые сроки приватизации, планируемое получение финансовых средств от приватизации.

Согласно пункту 2.4.1 устава МКУ «СМИ ЗАТО Александровск», утвержденного распоряжением УМС от 02.02.2016 № 8-р, указанный уполномоченный орган является разработчиком прогнозного плана приватизации и в соответствии с приказом УМС от 28.12.2016 № 69 - администратором утвержденных доходов.

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 14.12.2016 № 91 утвержден прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества ЗАТО Александровск на 2017 год (то есть на один год), представленный в Совет депутатов ЗАТО Александровск МКУ «СМИ ЗАТО Александровск».

Разработка и утверждение Прогнозного плана приватизации муниципального имущества на один год является нарушением положений раздела 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18.

При этом разработка Прогнозного плана приватизации муниципального имущества осуществлялась МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» с учетом Методики прогнозирования поступлений доходов местного бюджета ЗАТО Александровск, утвержденной приказом УМС от 06.10.2017 № 35/1.

В соответствии с пунктом 4.8 данной Методики расчета прогнозного объема поступления доходов в части доходов от реализации муниципального имущества учитывается Прогнозный план приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год и суммы по заключенным договорам купли-продажи.

Таким образом, с учетом приведенных выше доводов, суд приходит к выводу, что по результатам проведенной проверки КСП пришло к обоснованному выводу об утверждении УМС Методики расчета прогнозного объема поступления доходов, вкоторой Прогнозный план приватизации муниципального имущества разрабатывается сроком на один год, в нарушение пункта 3.1раздела 3решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18, обязав Управление привести названную Методику в соответствие с действующим нормативным правовым актом.

В заявлении и в судебном заседании представитель заявителя не оспаривала факт несоответствия Методики расчета прогнозного объема поступления доходов, утвержденной УМС, требованиям раздела 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18. Вместе с тем, оспаривала вывод КСП об отсутствии надлежащего контроля со стороны УМС за деятельностью подведомственного учреждения (МКУ «СМИ ЗАТО Александровск») в части разработки прогнозного плана приватизации муниципального имущества. 

Согласно пункту 3.13 Положения об УМС Управление осуществляет контроль за деятельностью подведомственных организаций. 

Пунктом 1.3.1 Порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных учреждений ЗАТО Александровск, утвержденного постановлением администрации ЗАТО Александровск от 19.01.2017 № 76, закреплено, что в ходе контрольных мероприятий в муниципальных казенных учреждениях проверяется соответствие деятельности учредительным документам, законодательным и другим нормативным правовым актам; организация управленческой деятельности; исполнение бюджетной сметы; осуществление предусмотренных уставами учреждений видов деятельности, в том числе оказание платных услуг (выполнение работ), а также выполнение муниципального задания в случае его утверждения; объем и качество осуществления муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг (выполнения работ).

Учитывая положения приведенных нормативных правовых актов, а также то, что  разработка Прогнозного плана приватизации муниципального имущества осуществлялась МКУ «СМИ ЗАТО Александровск» с учетом Методики прогнозирования поступлений доходов местного бюджета ЗАТО Александровск, утвержденной приказом УМС, вывод КСП об отсутствии надлежащего контроля со стороны УМС за деятельностью подведомственного учреждения суд находит необоснованным.

Вместе с тем, применительно к рассматриваемому делу данный вывод не затрагивает права заявителя; на Управление не возложены какие-либо дополнительные обязанности.

В представлении № 2/1-ПР от 16.03.2018 КСП делает вывод, что фактическая оценка муниципального имущества должна производиться УМС как при включении его в прогнозный план приватизации, так и при его продаже. При этом программа приватизации муниципального имущества ЗАТО Александровск на 2017 год утверждена решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 14.12.2016 № 91 с использованием ориентировочной стоимости объектов, в отсутствие результатов оценки имущества, включенного в проект прогнозного плана. Что, по мнению проверяющих, не соответствует статье 12 Закона № 178-ФЗ, статье 8 Закона № 135-ФЗ, разделу 9 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18. 

Суд находит данный вывод обоснованным.

Пунктом 3.4.12 Положения об УМС к основным функциям Управления отнесены  организация и проведение работы  по  независимой  оценке  рыночной  стоимости  муниципального  имущества, выполнению кадастровых работ в отношении недвижимого имущества и земельныхучастков в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 8 Закона 135-ФЗ определено, что проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично муниципальным образованиям, в том числе:

при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям.

Согласно статье 12 Закона № 178-ФЗ начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.

В соответствии с разделом 9 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18 начальная цена подлежащего приватизации муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети Интернет информационного сообщения о продаже муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.

При этом согласно разделу 5 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18 решение об условиях приватизации муниципального имущества принимается в соответствии с утвержденной Программой приватизации муниципального имущества и оформляется решением Совета депутатов ЗАТО Александровск.

Решение должно содержать, в том числе, наименование имущества и иные данные, позволяющие его индивидуализировать (характеристика имущества); способ приватизации имущества; начальную цену имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с Законом №178-ФЗ.

Как было указано выше, прогнозный план составляет основу бюджетного планирования по доходам от использования муниципального имущества. Плановые доходы от приватизации учитываются при планировании местного бюджета на очередной финансовый год и на 2-летний плановый период. В силу положений решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18 программа приватизации муниципального имущества должна содержать, в том числе, планируемое получение финансовых средств от приватизации.

Отсутствие установленной законом оценки муниципального имущества, подтвержденной отчетом оценщика (компетентного лица), при разработке прогнозного плана свидетельствует о недостоверности планируемых доходов от приватизации, что нарушает статью 37 БК РФ (принцип достоверности бюджета). 

Таким образом, оценку объектов муниципального имущества необходимо производить с привлечением компетентного органа (лица) при разработке прогнозного плана приватизации муниципального имущества (в целях приватизации), а также при продаже муниципального имущества в случае, если со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информационного сообщения о продаже муниципального имущества прошло более чем шесть месяцев.

В связи с изложенным, КСП обоснованно вменила в обязанность Управлению производить оценку муниципального имущества в соответствии со статьей 8 Закона №135-ФЗ, разделом 9 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18 при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации, а также при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям.

Также оспариваемым представлением УМС вменяется нарушение статьи 15 Закона № 178-ФЗ, пункта 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 26.04.2017 № 38, пункта 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 29.05.2017 № 58, пункта 3 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.12.2017 № 112«Об утверждении условий приватизации объектов муниципального недвижимого имущества ЗАТО Александровск». По мнению КСП, в нарушение указанных норм УМС на официальном сайте www.torgi.gov.ru в разделе «Планирование и результаты приватизации» не размещены изменения в прогнозный план приватизации на 2017 год, а также условия приватизации муниципального имущества.

Согласно пункту 3.4.7 Положения об УМС Управление организует и проводит торги на право заключения договоров, в том числе купли-продажи муниципального имущества ЗАТО Александровск.    

Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулирует Закон № 178-ФЗ (пункт 1 статьи 3 Закона  №178-ФЗ).

Статья 15 Закона № 178-ФЗ предусматривает информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 названного Федерального закона под информационным обеспечением приватизации государственного и муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя размещение на официальном сайте в сети "Интернет" прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже государственного и муниципального имущества и об итогах его продажи, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, отчетов о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.

Официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации. Информация о приватизации государственного и муниципального имущества, указанная в настоящем пункте, дополнительно размещается на сайтах в сети "Интернет".

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18 утверждено Положение о порядке и условиях приватизации муниципального имущества на территории ЗАТО Александровск, устанавливающее правовые основы, порядок и условия приватизации муниципального имущества, а также полномочия администрации ЗАТО Александровск и Совета депутатов ЗАТО Александровск при осуществлении приватизации муниципального имущества.

Приватизация муниципального имущества осуществляется уполномоченным администрацией ЗАТО Александровск органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом ЗАТО Александровск в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.6 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18).

Разделом 10 решения Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18 предусмотрено информационное обеспечение приватизации муниципального имущества.

Таким образом, информационное обеспечение входит в число мероприятий по приватизации объектов муниципальной собственности.

Изменения в прогнозный план приватизации, утвержденные решениями Совета депутатов ЗАТО Александровск от 29.05.2017 № 59, от 20.06.2017 № 68; условия приватизации муниципального имущества, утвержденные решениями Совета депутатов ЗАТО Александровск от 26.04.2017 № 38, от 29.05.2017 № 58, от 20.12.2017 № 112, относятся к документам, являющимся основанием приватизации объектов муниципального имущества, и в силу статьи 15 Закона № 178-ФЗ подлежат размещению на официальном сайте в сети "Интернет".

29.05.2018 решением Совета депутатов ЗАТО Александровск № 32 «О внесении изменений в Положение о порядке и условиях приватизации муниципального имущества на территории ЗАТО Александровск», путем внесения изменений в раздел 10 названного Положения, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 20.03.2014 № 18, конкретизированы официальный сайт для размещения информации о приватизации имущества в сети "Интернет" и орган, ответственный за данное размещение.

Так официальным сайтом в сети Интернет для размещения информации о приватизации муниципального имущества, указанным в настоящем пункте, является официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенный Правительством Российской Федерации  www.torgi.gov.ru. Информационное сообщение о продаже муниципального имущества, об итогах его продажи размещается также на официальном сайте ЗАТО Александровск www.zato-a.ru.

Размещение информации о приватизации муниципального имущества, определенной настоящим разделом, осуществляется органом, уполномоченным администрацией ЗАТО Александровск.

Учитывая вышеизложенное, обязание пунктом 3 резолютивной части оспариваемого представления УМС размещать на официальном сайте www.torgi.gov.ru в разделе «Планирование и результаты приватизации» документы, являющиеся основанием приватизации объектов муниципального имущества путем продажи на аукционе, в том числе изменения в прогнозный план приватизации, а также условия приватизации, основано на приведенных нормах права, не возлагает на Управление обязанности, не предусмотренные законом.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного правового акта (решения) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным ненормативным правовым актом (решением) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы сторон, суд приходит к выводу, что представление КСП от 16.03.2018 № 2/1-ПР является законным и обоснованным; не нарушает прав и законных интересов заявителя. В связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления Управления муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья                                                                                     Кушниренко  В. Н.