Арбитражный суд Мурманской области
183049 г. Мурманск, ул. Книповича, 20
Е-mail суда: arbsud.murmansk@polarnet.ru
http://murmansk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А 42-5349/2009
07 сентября 2009 года
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 31.08.2009, решение в полном объеме изготовлено 07.09.2009
Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Лариса Евгеньевна
при ведении протокола судебного заседания судьей Беляевой Л.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Вторая Мурманская квартирно-эксплуатационная часть (района)»
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области
третьи лица: войсковая часть 36138, войсковая часть 92603
о признании незаконным и отмене постановления от 01.07.2009 № 3183/04 о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 23.06.2009
административного органа – ФИО2, доверенность от 04.02.2009
в/ч 36138, в/ч 92603 – не участвовали
установил:
Федеральное государственное учреждение «Вторая Мурманская квартирно-эксплуатационная часть (района)» (далее – ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)», КЭЧ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области (далее – Управление Росприроднадзора по Мурманской области, административный орган) от 01.07.2009 № 3183/04 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование требований КЭЧ указала, что не является пользователем подземного источника в/ч 92603, расположенного в г. Заполярном; в/ч 92603 является структурным подразделением юридического лица – в/ч 36138, расположенного в г. Североморске; все претензии по оформлению лицензии на пользование недрами необходимо предъявлять истинному водопользователю.
Административный орган представил письменный отзыв на заявление, в котором с требованием не согласился, указав следующее.
В данном случае речь идет о централизованном водоснабжении. В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 СанПиН 2.1.4.544-96 «Требования к качеству воды не централизованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» под нецентрализованным водоснабжением понимается использование подземных источников для удовлетворения питьевых и хозяйственных нужд при помощи водозаборных устройств без разводящих сетей. Войсковые части используют централизованное водоснабжение, так как вода поступает в накопительную емкость, оттуда по разводящей сети подается к объектам водоснабжения.
В силу специфики взаимоотношений войсковых подразделений, на КЭЧ районов (в данном случае – ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)») по обеспечению экологической безопасности возлагаются задачи по организации рационального использования водных ресурсов для нужд воинских частей (в данном случае – в/ч 92603 (г. Заполярный), водоснабжение из подземных источников, в том числе лицензирование права пользования подземными водными источниками (указание ФГУ «Северо-Западное квартирно-эксплуатационное управление (территориальное)» от 28.04.2009 № 26/3/1336).
С учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон, на основании части 5 статьи 156, части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных арбитражным судом.
В судебном заседании представитель КЭЧ поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Росприроднадзора по Мурманской области в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление; настаивал на законности и обоснованности вынесенного постановления.
Из материалов установлено.
На основании распоряжений руководителя Управления Росприроднадзора по Мурманской области от 23.03.2009 № 31-р, от 02.04.2009 № 33-р и от 21.04.2009 № 39-р, была проведена плановая комплексная проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в в/ч 92603 (г. Заполярный), подчиненной ГУ «войсковая часть 36138».
В ходе проверки 06.04.2009 был произведен осмотр местоположения подземного водозабора на территории в/ч 92603, из которого следует, что водозабор состоит из одной скважины, скважина пробурена в 1992 году, глубина скважины 50 – 55 м; данные об организации, бурившей скважину, документы на скважину отсутствуют.
Скважина находится с закрытом кирпичном здании у здания КПП, охраняема, доступа посторонних лиц к скважине нет. В скважине установлен насос ЭЦВ-5.5-145, который работает не постоянно, а по мере расходования воды в накопительных баках, размещенных в бытовых помещениях в/ч. Примерная длина разводящего трубопровода составляет 350-400м.
Объем потребляемой воды не ведется. Водосчетчики на скважине не установлены; расчетным путем водопотребление составляет 600-650м3/год. Уровень воды в скважине не замеряется. Лабораторный контроль за качеством воды не осуществляется. Лицензия на право пользования недрами с целью добычи подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения объектов в/ч 92603 не оформлена.
По результатам проверки составлен акт от 20.05.2009 № 3183/05/1.
По факту выявленного нарушения (пользование недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-бытовых нужд в/ч 92603), 09.06.2009 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Мурманской области в отношении ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)» составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.3 КоАП РФ, выразившемся в самовольном пользовании недрами – безлицензионной добыче подземных вод из подземного водозабора (скважины), расположенного на территории в/ч 92603 (г. Заполярный).
01.07.2009 должностным лицом Управления Росприроднадзора по Мурманской области вынесено постановление № 3183/04 о привлечении КЭЧ к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3000руб.
Не согласившись с данным постановлением административного органа, КЭЧ обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, материалы производства по делу об административном правонарушении, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с частью 3 статьи 43 ВК РФ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Отношения, возникающие, в том числе в связи с использованием недр Российской Федерации, регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).
В соответствии с преамбулой Закона о недрах предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регулируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1.
Из пункта 1 части 1 статьи 23 Закона о недрах следует, что основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ.
Факт осуществления водозабора для водоснабжения в/ч 92603 в отсутствие соответствующей лицензии сторонами не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно Уставу ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)», последнее осуществляет деятельность по обеспечению расквартирования и обустройства Вооруженных Сил Российской Федерации, стоящих на квартирно-эксплуатационном обеспечении, в том числе: организацию эксплуатации казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, инженерных сетей, специальных объектов воинских частей.
Факт нахождения в/ч 92603 на квартирном довольствии КЭЧ, заявителем не оспаривается.
Общее руководство Мончегорской КЭЧ района осуществляет в установленном порядке ФГУ «Северо-Западное квартирно-эксплуатационное управление (территориальное)» Минобороны Российской Федерации (далее – Северо-Западное КЭУ (Т)).
Как следует из письма начальника Северо-Западного КЭУ (Т) от 28.04.2009 № 26/3/1336, направленного в адрес руководителей КЭЧ, в соответствии с указанием ГлавКЭУ МО РФ от 07.022006 № 147/555/390012 по перераспределению задач в области охраны окружающей среды между экологической службой ВС РФ и квартирными органами (пункт 2), на КЭЧ районов по обеспечению экологической безопасности возлагаются задачи: организация рационального использования водных ресурсов для нужд воинских частей (пункт 2.1), в том числе: водоснабжение (коммунальное, поверхностных и подземных источников), лицензирование права пользования поверхностными и подземными водными источниками; лабораторный контроль за состоянием забираемых и сточных вод.
Как следует из сообщений заместителя командира в/ч 36138 по тылу от апреля 2009 года, в/ч 36138 не имеет полномочий для оформления лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод; для решения вопроса по оформлению права пользования водными объектами направлены письма во Вторую Мурманскую КЭЧ (исх. № 158/т от 20.04.2009) о получении лицензии на артезианскую скважину для войсковой части 92603 г. Заполярный.
Учитывая вышеизложенное, а также специфику распределения задач в области охраны окружающей среды между подразделениями Министерства обороны Российской Федерации (экологической службой ВС РФ и квартирными органами), факт того, что в/ч 92603 в состав юридического лица КЭЧ не входит, не может являться безусловным обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии у КЭЧ, в котором указанная в/ч находится на квартирном обеспечении, обязанности по оформлению права пользования недрами (подземного водозабора, используемого для хозяйственных нужд в/ч 92603).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
До настоящего времени права пользования недрами (вышеуказанной скважиной, используемой для нужд в/ч 92603) в установленном порядке не оформлены.
Доказательств наличия у КЭЧ объективной невозможности для соблюдения установленных правил и норм (оформления соответствующей лицензии (разрешения), а равно принятие КЭЧ каких-либо мер, направленных на ее получение,, в материалах дела не имеется и в судебное заседание также не представлено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд находит правомерным вывод Управления Росприроднадзора по Мурманской области о наличии в действиях (бездействии) КЭЧ состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения КЭЧ к административной ответственности судом не установлено.
Постановление № 3183/04 вынесено лицом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ (применительно к акту проверки от 20.05.2009).
При назначении наказания КЭЧ административным органом учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, и назначено наказание, в рамках санкции статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере.
Суд находит правомерным привлечение ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района) к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 КоАП РФ и обоснованным назначение наказания, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999г. № 11-П; оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Федерального государственного учреждения «Вторая Мурманская КЭЧ (района)» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Мурманской области от 01.07.2009 № 3183/04 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Беляева Л.Е.