АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049 г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-5571/2013
«24» апреля 2015 года
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 23 марта 2015 года.
Полный текст определения изготовлен 24 апреля 2015 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Кабикова Екатерина Борисовна
(при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой Оксаной Юрьевной),
рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кировское управление жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области (ОГРН <***>)
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Мурманской области (ОГРН <***>)
о признании недействительным в части решения № 1 от 19.04.2013
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - не явился, извещён
от ответчика - Управления ФНС России по Мурманской области - ФИО1, доверенность № 02 от 12.01.2015; ФИО2, доверенность № 16 от 23.10.2014
от соответчика - Межрайонной ИФНС России № 8 по Мурманской области - ФИО2, доверенность № 02-19/01902 от 03.04.2014
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16 по 23 марта 2015 года.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Кировское управление жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Лабунцова, дом 5а, город Кировск, Мурманская область, 184250) (далее - ООО «Кировское УЖКХ», Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учётом уточнений от 27.11.2014, том 41 л.д. 71, 72) к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области (ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Заводская, дом 7, <...>) (далее - Управление ФНС России по Мурманской области, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения № 1 от 19.04.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам повторной выездной налоговой проверки ООО «Кировское УЖКХ» за 2009-2010г.г., в части:
- доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2009 года в сумме 14 220 668 руб. с соответствующей суммой пени в результате неправомерного вывода о занижении Обществом налоговой базы в 4 квартале 2009 года для исчисления НДС на сумму 79 003 710 руб.;
- доначисления НДС в сумме 342 089 руб. (в том числе за 3 квартал 2010 года (август-сентябрь) в сумме 189 436 руб. и за 4 квартал 2010 года в сумме 152 653 руб.) с соответствующей суммой пени в результате применения Управлением ФНС России по Мурманской области расчётной ставки в размере 18 % с дохода в виде превышения стоимости приобретения у подрядных организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества для расчёта НДС с 01.08.2010.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнение предмета заявленных требований принято судом (протокол судебного заседания от 27.11.2014 - том 41 л.д. 74-77).
Определением от 29.10.2013 суд в соответствии с пунктом 6 статьи 46 АПК РФ, с учётом разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», привлёк в качестве соответчика по делу Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 8 по Мурманской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Мурманской области, соответчик), выставившую в адрес ООО «Кировское УЖКХ» требование № 1476 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 30.07.2013, в которой заявитель состоит на налоговом учёте в качестве налогоплательщика (том 16 л.д. 64-68).
Определением от 27.11.2014 суд, учитывая необходимость представления заявителем расчёта оспариваемых сумм НДС, ознакомления заявителя с материалами дела, уточнения оснований заявленного требования, систематизации доводов и представленных в материалы дела доказательств применительно к предмету заявленного требования, уточнённого в судебном заседании, отложил судебное разбирательство на 23.12.2014, обязав заявителя представить суду, ответчику и соответчику расчёт оспариваемых сумм НДС; ознакомиться с материалами дела, обосновать заявленные требования по каждому эпизоду в отдельности со ссылкой на конкретные представленные в материалы дела доказательства применительно к предмету заявленного требования, уточнённого в судебном заседании (том 41 л.д. 78-82).
Определением от 23.12.2014 суд по ходатайству представителя заявителя, в связи с невозможностью его явки в судебное заседание, отложил судебное разбирательство на 02.02.2015, обязав заявителя исполнить определение суда от 27.11.2014 (том 41 л.д. 95-99).
Определением от 02.02.2015 суд по ходатайству представителя заявителя, в связи с невозможностью его явки в суд по причине участия в судебном заседании Московского районного суда города Санкт-Петербурга по делу № 2-101/2015 (2-4000/2014), отложил судебное разбирательство на 16.03.2015, обязав заявителя исполнить определения суда от 27.11.2014 и от 23.12.2014 (том 41 л.д. 114-118).
16.03.2015 представитель ООО «Кировское УЖКХ» через систему «Мой арбитр» направил в суд уточнение предмета заявленных требований, согласно которому ООО «Кировское УЖКХ» просит суд признать недействительным решение № 1 от 19.04.2013 в части применения Управлением ФНС России по Мурманской области расчётной ставки в размере 18 % с дохода в виде превышения стоимости приобретения у подрядных организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, для расчёта НДС с 01.08.2010 (страница 41 решения), и доначислению Обществу НДС в сумме 342 089 руб., в том числе: 3 квартал 2010 года (август-сентябрь) - 189 436 руб., 4 квартал 2010 года - 152 653 руб., а также ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя ООО «Кировские УЖКХ».
В соответствии с частью 1 статьи 49 АПК РФ уточнение предмета заявленных требований принято судом (протокол судебного заседания от 23.03.2015).
В обоснование заявленного требования, с учётом предмета заявленных требований, уточённого заявителем в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ, ООО «Кировское УЖКХ» указало следующее.
По результатам повторной выездной налоговой проверки Управлением ФНС России по Мурманской области посчитан доход в виде платы за содержание и текущий ремонт в сумме, превышающей стоимость приобретения услуг у подрядных организаций на 38 363 587 руб. При этом Управление ФНС России по Мурманской области сделало вывод о том, что ООО «Кировское УЖКХ» обязано исчислять и уплачивать НДС с дохода в виде платы за содержание и текущий ремонт в сумме, превышающей стоимость приобретения этих услуг у подрядных организаций, в размере 38 363 587 руб. по ставке 18 % с 01.08.2010.
Управление ФНС России по Мурманской области проанализировало цену оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда в 2009-2010г.г. и установило, что размер платы за содержание и ремонт по управлению многоквартирным домом (тариф) не менялся. В 2009-2010г.г. тариф составлял 19,09 руб. кв.м., 19,43 руб. кв.м., 19,7 руб. кв.м., 23,26 руб. кв.м., 23,87 руб. кв.м., в структуре тарифа заложен НДС в размере 18 % и плата за содержание и ремонт жилого помещения утверждена с НДС. Указанная позиция, по мнению заявителя, подтверждается не только договорами управления многоквартирным домом, заключенным с собственниками, но и Постановлениями Администрации муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» от 28.01.2009 № 33, от 11.02.2009 № 66, от 18.02.2009 № 74, от 12.05.2009 № 238.
Также заявитель указал, что при принятии оспариваемого решения Управление ФНС России по Мурманской области не приняло во внимание тот факт, что договоры управления многоквартирным домом заключены Обществом со 162 домами, а не со 127, как это указано в Приложении № 15 к акту выездной налоговой проверки. Фактически Обществом заключены договоры управления многоквартирным домом со 162 домами в 2009 году, а с 01.08.2010 перезаключены договоры со 127 домами. Таким образом, Общество считает, что Управление ФНС России по Мурманской области не в полном объёме проанализировало договоры управления многоквартирным домом, поскольку Приложение № 15 к акту выездной налоговой проверки доказывает, что Управление ФНС России по Мурманской области проанализировало только договоры, действующие по 01.08.2010, тогда как в решении анализируется тариф, действующий после 01.08.2010, который применялся по отношению к 127 домам, а не к 162 домам.
Кроме того, принимая оспариваемое решение, Управление ФНС России по Мурманской области ссылается на статьи 146, 154, 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и обязывает Общество исчислить и уплатить НДС с дохода в виде превышения стоимости приобретения у подрядных организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, тогда как указанные статьи НК РФ не содержат норм об исчислении и уплате НДС с дохода в виде превышения стоимости приобретения у подрядных организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества.
По мнению Общества, в данном случае Управление ФНС России по Мурманской области в нарушение статьи 3 НК РФ, статьи 57 Конституции Российской Федерации применило для исчисления НДС ставку в размере 18 % с 01.08.2010 и исчислило НДС с дохода в виде превышения стоимости приобретения у подрядных организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества.
В письменных уточнениях предмета заявленных требований, представитель ООО «Кировское УЖКХ» указал, что в пункте шестом статьи 168 НК РФ прямо оговорено, что при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).
Более того, сама формулировка пункта шестого статьи 168 НК РФ изначально не предполагает какого-либо альтернативного поведения применительно к рассматриваемому делу управляющей организации относительно соблюдения его положений в части ценообразования отпущенных коммунальных ресурсов их конечному потребителю. Наоборот, взимание налогоплательщиком платы за коммунальные услуги без учёта НДС свидетельствовало бы о нарушении им императивных требований налогового законодательства.
С учётом изложенного, Общество считает, что в оспариваемом решении налогового органа для расчёта НДС неправомерно применена ставка в размере 18 % с дохода в виде превышения стоимости приобретения у подрядных организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества с 01.08.2010 по 31.12.2010, так как следовало применить ставку 18/118%. При этом заявитель сослался на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», в котором указано, что, если сумма НДС не выделена в договоре, то умолчанию она включена в цену договора. Поскольку пункт 6 статьи 168 НК РФ требует, чтобы тарифы для населения включали сумму НДС, то исчисление налоговым органом суммы НДС сверх стоимости услуг, неправомерно.
В письменном отзыве на заявление Управление ФНС России по Мурманской области в отношении оспариваемого заявителем эпизода доначисления НДС указало следующее (том 3 л.д. 23-36).
В рамках повторной выездной налоговой проверки установлено, что основными видами деятельности Общества является деятельность по управлению многоквартирными домами. На основании договора управления и по заданию собственников помещений налогоплательщик предоставляет коммунальные услуги и оказывает услуги по управлению многоквартирными домами, выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества.
При этом содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах осуществляется Обществом с привлечением специализированных организаций, управление многоквартирными домами осуществляется самостоятельно.
Из анализа актов оказанных услуг (выполненных работ), счетов-фактур, выставленных в адрес Общества за подрядные работы, счетов-фактур, выставленных Обществом потребителям, регистра счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» по субконто в разрезе приобретённых работ (услуг), регистра субсчёта 20.2 счёта 20 «Основное производств» по субконто в разрезе поставщиков, вида работ (услуг) за 2010 год, журнала-ордера по счёту 90.1 «Выручка от продаж» по субконто, книги продаж за 2010 год установлено, что в 2010 году подрядными организациями ООО «Кировское УЖКХ» оказаны услуги на сумму 86 079 455 руб., а собственникам за содержание и ремонт Обществом предъявлена сумма 124 443 042 руб.
Разница между указанными суммами, составляющая 38 363 587 руб. (124 443 042 руб. - 86 079 455 руб.), представляет собой стоимость услуг по управлению многоквартирными домами, оказываемых самим Обществом, не относящихся к льготируемым видам работ (услуг) в целях исчисления НДС, поименованным в подпункте 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, и подлежит налогообложению НДС в общеустановленном порядке.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Мурманской области, привлечённая к участию в деле в качестве соответчика, также представила мотивированный отзыв на заявление ООО «Кировское УЖКХ», в котором выразила несогласие с требованиями заявителя, поддержав позицию Управления ФНС России по Мурманской области (том 26 л.д. 50-55).
В ходе судебного разбирательства, также как и в судебном заседании, назначенном на 16.03.2015, представители Управления ФНС России по Мурманской области и Межрайонной ИФНС России № 8 по Мурманской области возражали против требований заявителя, сославшись на выводы, сделанные в решении № 1 от 19.04.2013 и на материалы повторной выездной налоговой проверки заявителя.
Представитель заявитель просил провести судебное заседание, назначенное на 16.03.2015, в своё отсутствие.
В целях представления Управлением ФНС России по Мурманской области в материалы дела на электронном носителе договоров, перезаключенных и ранее заключенных в 2009-2010г.г. ООО «Кировское УЖКХ», суд порядке статьи 163 АПК РФ объявил перерыв в судебном заседании, о чём размещена соответствующая информация на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.murmansk.arbitr.ru.
После перерыва судебное заседание судом продолжено. Представитель ООО «Кировское УЖКХ» после перерыва в суд не явился, каких-либо ходатайств не заявил.
По делу установлено, что в период с 19.10.2012 по 18.12.2012 Управлением ФНС России по Мурманской области была проведена повторная выездная налоговая проверка ООО «Кировское УЖКХ» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010 (за исключением налога на доходы физических лиц), налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2009 по 30.09.2011, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 231-ФЗ за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
По результатам проверки Управлением ФНС России по Мурманской области составлен акт № 1 от 18.02.2013 (том 3 л.д. 47-78).
Рассмотрев акт повторной выездной налоговой проверки, представленные Обществом 14.03.2013 возражения (исх. № 02/555 от 13.03.2013) с приложенными к ним документами, а также иные материалы повторной выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, 19.04.2013 заместитель руководителя Управления ФНС России по Мурманской области вынес решение № 1 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 1 л.д. 49-105), в соответствии с которым Обществу доначислено и предложено уплатить:
- налог на прибыль организаций за 2010 год в сумме 442 792 руб.;
- НДС за 4 квартал 2009 года в сумме 14 366 907 руб.;
- НДС за 1 квартал 2010 года в сумме 2 121 177 руб.;
- НДС за 2 квартал 2010 года в сумме 1 698 934 руб.;
- НДС за 3 квартал 2010 года в сумме 1 806 607 руб.;
- НДС за 4 квартал 2010 года в сумме 1 114 462 руб.
- пени по налогу на прибыль организаций в сумме 22 389 руб. 15 коп.;
- пени по НДС в сумме 6 332 733 руб. 82 коп.
Не согласившись с решением № 1 от 19.04.2013, ООО «Кировское УЖКХ» обжаловало указанное решение в ФНС России.
Решением ФНС России от 30.07.2013 № СА-4-9/13779@ решение Управления ФНС Росси по Мурманской области № 1 от 19.04.2013 оставлено без изменения (том 1 л.д. 106-116).
Посчитав, что решение Управления ФНС России по Мурманской области № 1 от 19.04.2013 в оспариваемой части нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО «Кировское УЖКХ» обратилось в арбитражный суд.
Выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу положений статьи 143 НК РФ заявитель является плательщиком НДС.
Основанием для возникновения объекта налогообложения у налогоплательщиков по НДС является совершение налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг).
Обложению НДС подлежат операции, являющиеся объектами налогообложения согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новация, а также передача имущественных прав.
При определении налоговой базы по НДС учитывается выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчётами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункт 2 статьи 153 НК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы, то есть определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2010, пункт 3 статьи 149 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)» НК РФ дополнен подпунктом 29, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также подпунктом 30, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, освобождению от обложения НДС подлежат только работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, только если они приобретены у третьих лиц и стоимость реализации указанных работ (услуг) равна стоимости их приобретения.
До внесения соответствующих изменений услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома подлежали обложению НДС в соответствии со статьёй 154 НК РФ и в налогооблагаемую базу по НДС не подлежала включению лишь плата за услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
ООО «Кировское УЖКХ» воспользовалось правом на освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с 01.01.2010.
Как следует из оспариваемого решения, в 2010 году ООО «Кировское УЖКХ» согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации выполняло работы и оказывало услуги на основании договоров управления многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Являясь исполнителем коммунальных услуг, ООО «Кировское УЖКХ» приобретало коммунальные ресурсы у организаций коммунального комплекса и реализовывало их населению, иным лицам.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определённом законодательством Российской Федерации.
В случае, если исполнителем является управляющая организация, то расчёт размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчёта размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, управляющая организация вправе применить освобождение от НДС в отношении реализации коммунальных услуг по цене их приобретения у организаций коммунального комплекса.
В 2010 году ООО «Кировское УЖКХ» предъявляло к оплате населению и иным лицам услуги, оказанные по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, исходя из размера платы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, имеющего все виды благоустройства, на 1 квадратный метр общей жилой площади.
В зависимости от благоустройства (наличие лифта, мусоропровода и пр.) цена оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда составила на 1 кв.м. обслуживаемой площади 19,09 руб. кв.м; 19,43 руб. кв.м; 19,7 руб. кв.м; 23,26 руб. кв.м; 23,87 руб. кв.м.
В 2010 году ООО «Кировское УЖКХ» осуществляло деятельность как на основании договоров, заключенных в 2009 году, так и на основании договоров перезаключенных с февраля, мая и августа 2010 года (Приложение к акту выездной налоговой проверки № 15 - том 3 л.д. 106, 107). Предметом договоров является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками, пользователями помещений; решение вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме; обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; предоставление коммунальных услуг (п. 1.1. договоров).
При этом согласно приложению № 2 к договорам 2009 года услуги по управлению многоквартирным домом выделены отдельной строкой с указанием размера платы за них. Также в данном приложении определена и выделена отдельной строкой сумма НДС, начисленная по ставке 18 % на размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда включал в себя в 2009 году следующие составляющие:
1. Ремонт и обслуживание конструктивных элементов жилых зданий.
2. Ремонт и обслуживание (в том числе содержание аварийной группы) внутридомового инженерного оборудования (за исключением лифтов и электрических сетей).
3. Ремонт и обслуживание внутридомовых электрических сетей.
4. Ремонт и обслуживание лифтов.
5. Ремонт и обслуживание внутридомовых газовых сетей.
6. Благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий:
- услуги по дератизации и дезинфекции;
- вывоз твёрдых бытовых отходов;
- уборка подъездов и придомовой территории.
7. Услуги по управлению многоквартирным домом.
8. Налог на добавленную стоимость по ставке 18 %.
В приложении № 2 к договорам, перезаключенным с февраля, мая и августа 2010 года, НДС не исчислялся и отдельной строкой не выделялся.
Размер платы за содержание и текущий ремонт жилищного фонда по перезаключенным с февраля, мая и августа 2010 года договорам включал в себя следующие составляющие:
1. Ремонт и обслуживание конструктивных элементов жилых зданий.
2. Ремонт и обслуживание (в том числе содержание аварийной группы) внутридомового инженерного оборудования (за исключением лифтов и электрических сетей).
3. Ремонт и обслуживание внутридомовых электрических сетей.
4. Ремонт и обслуживание лифтов.
5. Ремонт и обслуживание внутридомовых газовых сетей.
6. Благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовых территорий:
- услуги по дератизации и дезинфекции;
- вывоз твёрдых бытовых отходов;
- механизированная уборка;
- ручная уборка подъездов, территории, мелкий ремонт подвальных дверей, замена стёкол, ремонт выходов на чердак, зашивка подвальных окон, заготовка песка.
7. Услуги банка за приём платежей.
Услуги по управлению многоквартирным домом отдельной строкой в приложении № 2 не выделены. При этом пунктом 3.2 договора предусмотрено, что плата за услуги по управлению многоквартирным домом включена в состав платы за содержание и ремонт жилого (нежилого) помещения.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.
ООО «Кировское УЖКХ» осуществляет деятельность, которая сводится фактически к администрированию взаимодействия с потребителями и подрядчиками: заключение договоров, контроль за их исполнением, расчёты с контрагентами, информационная работа с собственниками помещений в многоквартирных домах. При этом все услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме приобретаются у подрядных организаций.
Учитывая условие, установленное подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ для применения льготного режима в отношении доходов от реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а именно приобретение этих работ (услуг) у организаций и предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) их, управляющая организация вправе применить освобождение от НДС только на стоимость их приобретения.
Плата за услуги по управлению домом покрывает собственные затраты управляющей компании и обеспечивает рентабельность. Реализация услуг управления подлежит налогообложению.
При проверке представленных актов оказанных услуг (выполненных работ), счетов-фактур организаций, выставленных в адрес ООО «Кировское УЖКХ» за подрядные работы; анализа регистра счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» по субконто в разрезе приобретённых работ (услуг); анализа регистра субсчёта 20.2 счёта 20 «Основное производств» по субконто в разрезе поставщиков, вида работ (услуг) за 2010 год установлено, что стоимость приобретённых работ (услуг) по содержанию и ремонту за 2010 год составляет 86 079 475 руб. (Приложения к Акту №№ 9, 10, 11, 12, 14).
При проверке счетов-фактур, выставленных в адрес потребителей, журналов-ордеров по счёту 90.1 «Выручка от продаж» по субконто; книг продаж за 2010 год, регистров «Полный отчёт по начислениям» установлено, что стоимость предоставленных услуг по содержанию и текущему ремонту составила 124 443 042 руб. (Приложения к Акту №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 14).
Таким образом, представленные ООО «Кировское УЖКХ» к проверке документы подтверждают правомерность применения льготы в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ на стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту, приобретённых у подрядных организаций, в размере 86 079 455 руб.
ООО «Кировское УЖКХ», оказывающее (выполняющее) услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества подрядным способом, не может применять освобождение от НДС согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 РК РФ в отношении всех доходов, предъявленных покупателям, поскольку цена реализации данных услуг (работ) превышает цену их приобретения у подрядчиков.
Всего за 2010 год ООО «Кировское УЖКХ» был получен доход в виде превышения стоимости приобретения у подрядных организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в размере 38 363 587 руб.
В соответствии со статьями 146, 154 НК РФ ООО «Кировское УЖКХ» в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 обязано было исчислять и уплачивать НДС с дохода в виде платы за содержание и текущий ремонт в сумме, превышающей стоимость приобретения этих услуг у подрядных организаций, 38 363 587 руб. по ставке 18 %.
Сумма НДС, исчисленная с дохода в виде платы за содержание и текущий ремонт, в сумме, превышающей стоимость приобретения этих услуг у подрядных организаций, составила 6 905 446 руб., в том числе:
- за 1 квартал 2010 года - 2 273 422 руб.;
- за 2 квартал 2010 года - 1 822 177 руб.;
- за 3 квартал 2010 года - 1 809 124 руб.;
- за 4 квартал 2010 года - 1 000 723 руб.
В ходе рассмотрения представленных налогоплательщиком возражений Управление ФНС России по Мурманской области пришло к следующим выводам.
С 01.01.2010 Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ в статью 149 НК РФ внесены дополнения, согласно которым введены две новые льготы. Так, в силу подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ от НДС освобождается реализация коммунальных услуг. В соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
ООО «Кировское УЖКХ» воспользовалось правом на освобождение от налогообложения НДС в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с 01.01.2010. В связи с этим Обществом в 2010 году с собственниками жилых помещений были заключены новые договоры на управление многоквартирным домом. При этом, если в 2009 году в приложении № 2 (в котором определён размер платы за содержание и ремонт жилого помещения) к договорам управления, определена и выделена отдельной строкой сумма НДС, начисленная по ставке 18 % на размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, то в приложении № 2 к договорам 2010 года налог не исчислен и отдельной строкой не выделен.
Таким образом, в 2010 году (в период с февраля по август) в связи с применением ООО «Кировское УЖКХ» льготы, установленной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, были перезаключены договоры на управление многоквартирными домами, и при неизменном размере тарифа, изменились его составляющие (НДС отельной строкой уже не выделен).
Следовательно, к сумме, превышающей стоимость приобретения услуг у подрядных организаций, обоснованно с 01.08.2010 (то есть с момента вступления в действие вновь заключенных договоров) налоговым органом применена ставка НДС 18 %, а не 18/118 %.
Несмотря на то, что в 2010 году размер тарифа (без НДС) остался на уровне тарифа 2009 года, включающего НДС, составляющие тарифа 2010 года по сравнению с составляющими тарифа 2009 года, значительно изменились.
Так, например, по тарифу 19,09 руб. за кв.м. произошли следующие изменения:
- в 2009 году стоимость услуг по ремонту и обслуживанию конструктивных элементов жилых зданий составила 4,9 руб. за кв.м., в 2010 году - 4,82 руб. за кв.м.;
- в 2009 году стоимость услуг по ремонту и обслуживанию внутридомового инженерного оборудования составила 2,90 руб. за кв.м., в 2010 году - 3,79 руб. за кв.м.;
- в 2009 году стоимость услуг по ремонту и обслуживанию внутридомовых электрических сетей составила 0,60 руб. за кв.м., в 2010 году - 0,80 руб. за кв.м.;
- в 2009 году стоимость услуг по благоустройству и обеспечению санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории составила 5,89 руб. за кв.м., в 2010 году - 9,07 руб. за кв.м.;
- в 2009 году стоимость услуги по управлению многоквартирным домом составила 1,89 руб. за кв.м., в 2010 году стоимость такой услуги не определена;
- в 2009 году стоимость услуги банка за приём платежей не определена, в 2010 году стоимость такой услуги составила 0,61 руб. за кв.м.
Итого, размер платы за содержание и ремонт в 2009 году составил 16,18 руб. за кв.м., НДС 18 % - 2,91 руб. за кв.м.
В 2010 году размер платы за содержание и ремонт составил 19,09 руб. за кв.м., НДС не выделен.
Указанный вывод налогового органа подтверждается представленными в материалы дела договорами управления многоквартирным домом, заключенными до 01.08.2010 и после 01.08.2010, в частности договором управления многоквартирным домом № 3 по пр. Ленина, заключенным в 2009 году, в приложении № 2 к которому установлены размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <...>, с выделением суммы НДС (том 6 л.д. 39-60), и договором управления многоквартирным домом № 3 по пр. Ленина от 01.08.2010, в приложении № 2 к которому установлены размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающий в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <...> (том 6 л.д. 23-38).
Согласно указному приложению сумма НДС в общей сумме платы за содержание и ремонт (19,09 руб. за кв.м.) не выделена. При этом по сравнению с составляющими тарифов 2009 года тарифы 2010 года значительно изменились.
Аналогичные выводы возможно сделать также из представленных в материалы дела договоров управления многоквартирными домами, расположенными по улицам 50 лет Октября, Дзержинского, ФИО3, Ленина, Ленинградской, Мира, Олимпийской, Советской Конституции, Хибиногорской, Шилейко, Юбилейной и Солнечной, заключенных в 2008, 2009 и 2010 годах, с приложениями к ним (том 25 л.д. 158-200, том 30 л.д. 149-168, том 31 л.д. 1-151, том 32 л.д. 1-150, том 33 л.д. 1-114, том 34 л.д. 4-179, том 35 л.д. 1-62, 64-177, том 36 л.д. 1-88, 90-132, 134-165). Кроме того, в ходе судебного разбирательства Управление ФНС России по Мурманской области представило в материалы дела на электронном носителе сведения о договорах, перезаключенных и ранее заключенных в 2009-2010г.г.
Согласно регистру налогового учёта расходов по производству и реализации расходы Общества в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом в 2,6 раза. При этом ссылки на постановления Администрации Муниципального образования г. Кировск с подведомственной территорией «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» от 28.01.2009 № 33, от 11.02.2009 № 66, от 18.02.2009 № 74, от 12.05.2009 № 238 не могут быть приняты во внимание, поскольку данные акты органа местного самоуправления не учитывают специфику применения действующей с 01.01.2010 льготы.
Таким образом, утверждение ООО «Кировское УЖКХ» о наличии в составе тарифа 2010 года такой составляющей как НДС не основано на фактических обстоятельствах.
С учётом изложенных обстоятельствах, повторной выездной налоговой проверкой установлено, что всего за период 2010 года Обществом был получен доход в виде превышения стоимости приобретения у подрядных организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в сумме 38 363 587 руб., в том числе:
- за 1 квартал 2010 года - 12 630 120 руб. ;
- за 2 квартал 2010 года - 10 123 203 руб.;
- за июль 2010 года - 3 151 474 руб.;
- за август-сентябрь 2010 года - 6 899 216 руб.;
- за 4 квартал 2010 года - 5 559 574 руб.
В соответствии со статьями 146, 154 НК РФ ООО «Кировское УЖКХ» обязано было исчислять и уплачивать НДС с дохода в виде превышения стоимости приобретения у подрядных организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества:
- в период с 01.01.2010 по 31.07.2010 - 25 904 797 руб. по расчётной ставке 18/118;
- в период с 01.08.2010 по 31.12.2010 - 12 458 790 руб. по ставке 18 %.
Таким образом, сумма НДС, исчисленная с дохода в виде платы за содержание и текущий ремонт, в сумме, превышающей стоимость приобретениях этих услуг у подрядных организаций, составила 6 194 161 руб., в том числе:
- за 1 квартал 2010 года - 1 926 629 руб. ;
- за 2 квартал 2010 года - 1 544 217 руб.;
- за июль 2010 года - 480 733 руб.;
- за август-сентябрь 2010 года - 1 241 859 руб.;
- за 4 квартал 2010 года - 1 000 723 руб.
Не соглашаясь с применением за период август-сентябрь 2010 года и за 4 квартал 2010 года ставки НДС в размере 18 %, Общество рассчитало НДС по расчётной ставке 18/118, в результате чего, по данным налогоплательщика, сумма подлежащего уплате НДС составила:
- за август-сентябрь 2010 года - 1 052 423 руб. (6 899 216 руб. х 18 / 118);
- 4 квартал 2010 года - 848 071 руб. (5 559 574 руб. х 18 / 118).
Таким образом, ООО «Кировское УЖКХ» не согласно с доначислением НДС за период август-сентябрь 2010 года (3 квартал 2010 года) в сумме 189 436 руб. (1 241 859 руб. - 1 052 423 руб.) и за 4 квартал 2010 года в сумме 152 653 руб. (1 000 723 руб. - 848 071 руб.).
Суд не может согласиться с указанной позицией заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Из пункта 4 статьи 164 НК РФ следует, что при определении налога расчётным методом налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 данной статьи (18 процентов), к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» разъяснено применение положений пунктом 1 и 4 статьи 168 НК РФ для случаев уплаты НДС продавцами как налогоплательщиками и указано, что предъявляемая покупателю сумма налога при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчётных и первичных учётных документах, счетах-фактурах отдельной строкой.
При этом предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены и определяется расчётным методом в случае, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора или прочих условий договора.
Исходя из указанных правовых позиций, при рассмотрении споров необходимо устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о воле сторон при заключении договора, направленной на указание стоимости работ (услуг) с учётом НДС или без учёта НДС.
Как указано выше, в связи с применением с 01.01.2010 льготы, предусмотренной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, ООО «Кировское УЖКХ» в 2010 году с собственниками жилых помещений перезаключило договоры на управление многоквартирным домом, в приложении № 2 к которым при указании размера платы за содержание и ремонт жилого помещения НДС не исчислен и отдельной строкой не выделен, в том время как в приложении № 2 к договорам, заключенным до 01.01.2010, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения сумма НДС, начисленная по ставке 18 %, определена и выделена отдельной строкой.
Таким образом, материалам дела не подтверждается, что в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения 2010 года присутствует такая составляющая как НДС.
Следовательно, к сумме, превышающей стоимость приобретения услуг у подрядных организаций, налоговый орган обоснованно с 01.08.2010 применил ставку НДС 18 %.
Содержащиеся в оспариваемом решении выводы Управления ФНС России по Мурманской области подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, оснований для отмены указанного решения у суда не имеется.
Решением ФНС России от 30.07.2013 № СА-4-9/13779@ решение Управления ФНС Росси по Мурманской области № 1 от 19.04.2013 оставлено без изменения (том 1 л.д. 106-116).
При этом ФНС России указала, что доводы Общества о применении ставки НДС 18 % без учёта договоров на управление многоквартирными домами, в соответствии с условиями которых размер платы за содержание и текущий ремонт включает сумму НДС, исследован Управлением ФНС России по Мурманской области при рассмотрении акта, материалов повторной выездной налоговой проверки и письменных возражений и признаны обоснованными в части предъявления НДС в сумме 711 285 руб. ФНС России считает выводы Управления ФНС России по Мурманской области о занижении заявителем налоговой базы по НДС за налоговые периоды 2010 года в сумме 38 363 587 руб. в результате необоснованного применения подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ и о неуплате НДС в сумме 6 194 161 руб. обоснованными.
С учётом изложенного, применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела и с учётом представленных в материалы дела доказательств, суд считает, что решение Управления ФНС России по Мурманской области № 1 от 19.04.2013 в оспариваемой заявителем части соответствует вышеуказанным положения Налогового кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Кировское управление жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН <***>) о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области № 1 от 19.04.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость за 3 квартал (август-сентябрь) 2010 года в сумме 189 436 руб. и за 4 квартал 2010 года в сумме 152 653 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Е.Б. Кабикова