Арбитражный суд Мурманской области
Ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-5656/2013
«11» декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2013 года. Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе:
судьи Варфоломеева С.Б.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Устиновой Т.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водолей-Ш»
к Управлению Ленинского административного округа города Мурманска
Администрации города Мурманска
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 27.06.2013 № 25-02-24/1181
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 – дов.б/н от 03.04.2013
от ответчиков: ФИО2 – дов.№ 05-42/4697 от 26.12.2012
ФИО3 – дов.№ 05-09/3138 от 15.10.2013
ФИО4 – дов.№ 05-09/3137 от 15.10.2013
от иных участников процесса – нет
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Водолей-Ш» (место нахождения: 183038, <...>; ОГРН <***>; далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (л.д.106), к Управлению Ленинского административного округа города Мурманска (место нахождения: 183031, <...>; далее – Управление, ответчик) о признании незаконным отказа, оформленного письмом Управления от 27.06.2013 № 25-02-24/1181, в согласовании схемы расположения земельного участка для размещения складской производственной базы.
В обоснование заявленных требований Общество считает, что Управление не имело правовых и фактических оснований для отказа в согласовании расположения спорного земельного участка.
Кроме того, заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества просит обязать Управление произвести такое согласование.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования Общества по основаниям, изложенным в заявлении и уточнениях к нему.
Определением суда от 23.09.2013 (л.д.91-93) к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Мурманска (место нахождения: 183006, г.Мурманск, пр.имени Ленина, д.75; ОГРН <***>; далее – Администрация, ответчик).
Представители ответчиков в судебном заседании и письменных отзывах на заявление (л.д.36-38, 55-57, 94-97) с заявленными требованиями не согласились и полагают, что в их удовлетворении следует отказать, так как на заявленном к согласованию спорном земельном участке имеются самовольные строения, выходящие за границы испрашиваемого земельного участка, а сам участок касается красных линий улицы Свердлова города Мурманска, где строительство недопустимо.
Заслушав пояснения представителей заявителя и ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, письмом Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска (далее – Комитет градостроительства) от 16.09.2011 № 14-04-04/2370 (л.д.31) выдан согласованный с контрольно-надзорными органами и заинтересованными лицами акт выбора земельного участка для строительства складской производственной базы в 28 м на юг от здания № 5 по улице Домостроительная города Мурманска (л.д.32-34), а также схема размещения данного объекта.
В соответствии с указаниями названного письма и содержанием полученной схемы расположения земельного участка она была согласована с Комитетом градостроительства, Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска и филиалом «Колэнерго» открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», то есть только за исключением Управления (л.д.35), а потому Общество 18.06.2013 обратилось к последнему за таким согласованием (л.д.30).
Рассмотрев данное заявление, Управление письмом № 25-02-24/1181 от 27.06.2013 отказало в согласовании расположения испрашиваемого земельного участка, указав, что в настоящее время в Арбитражном суде Мурманской области рассматривается дело № А42-4168/2013 по иску Администрации к Обществу об освобождении этого земельного участка от самовольно возведённых построек (л.д.29).
Считая такой отказ Управления не основанным на законе, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьёй 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, согласно пункту 5 названной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьёй 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учёта; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьёй 32 ЗК РФ.
Как установлено статьёй 31 ЗК РФ, регламентирующей выбор земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 указанного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчёты (пункт 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьёй 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утверждённые органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 рассматриваемого Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
В рамках приведённых норм земельного законодательства, как установлено судом выше, Обществу выдан согласованный с контрольно-надзорными органами и заинтересованными лицами акт выбора земельного участка в целях осуществления на нём строительства складской производственной базы, и Обществу следовало только согласовать схему расположения такого участка.
На территории города Мурманска действует Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск, утверждённый Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.12.2012 № 57-768 (далее – Порядок № 57-768).
Согласно пункту 8.5 данного Порядка (в редакции, действовавшей в период выдачи акта выбора спорного земельного участка) согласованный акт о выборе земельного участка выдаётся заявителю для составления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 8.5 Порядка № 57-768 границы и размеры земельного участка, предназначенного для строительства объекта, устанавливаются в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Границы земельного участка устанавливаются с учётом красных линий застройки, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, включая откосы, примыкающие к земельному участку, в соответствии с требованиями эколого-ландшафтной организацией территории. Границы земельного участка формируются с минимальным количеством поворотных точек. Не допускается изломанность границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.
Таким образом, как справедливо отмечено заявителем, наличие на земельном участке самовольных построек не является препятствием для определения границ такого земельного участка и, как следствие, их согласования.
При этом ссылка ответчиков на пункт 11.7 Порядка № 57-768, согласно которому одним из оснований для отказа в выборе земельного участка является невозможность формирования земельного участка при наличии на нём существующих объектов, в том числе самовольных построек, ошибочна, поскольку данная норма регламентирует порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, тогда как по настоящему делу рассматриваются иные цели – строительство складской производственной базы.
Доводы ответчиков о наложении спорного земельного участка на красные линии улицы Свердлова города Мурманска нельзя признать состоятельными, поскольку не являлись основанием для оспариваемого отказа, а также по причине отсутствия какого-либо документального подтверждения данного обстоятельства.
Другие доводы Управления со ссылкой на свой ответ Обществу от 13.08.2013 № 25-224/1552 (л.д.53) также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку касаются самовольных построек, а не рассматриваемого по настоящему делу земельного участка.
В соответствии с пунктом 7.8 Порядка № 57-768 структурное подразделение администрации города Мурманска, уполномоченное в сфере градостроительства и территориального развития, в течение трёх рабочих дней с момента оформления протокола заседания городской земельной комиссии письменно уведомляет заявителей об организации работ по предоставлению земельного участка для строительства либо об отказе в организации работ по предоставлению земельного участка в случаях:
– невозможности формирования земельного участка в соответствии с гражданским, земельным и градостроительным законодательством;
– невозможности размещения предлагаемого к строительству объекта на запрашиваемой территории в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Мурманск, документацией по планировке территории, местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования город Мурманск, а также техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими, противопожарными, экологическими требованиями, строительными нормами и правилами.
Однако уполномоченным органом – Комитетом градостроительства разрешено Обществу сформировать спорный земельный участок и разместить на нём спорный объект строительства – складскую производственную базу, о чём свидетельствует выдача 16.09.2011 согласованного с контрольно-надзорными органами и заинтересованными лицами акта выбора земельного участка.
Более того, Комитет градостроительства, помимо прочих, также согласовал схему расположения указанного земельного участка, вопреки доводам Управления об отсутствии оснований для такого согласования.
Доводы ответчиков об отсутствии нарушения прав и законных интересов Общества оспариваемым отказом опровергаются материалами дела, так как письмом Комитета имущественных отношений города Мурманска № 15/05.03 Обществу отказано в утверждении спорной схемы расположения земельного участка на том основании, что нет согласования с Управлением (л.д.107). При этом необходимость утверждения рассматриваемой схемы названным органом местного самоуправления обусловлена положениями пункта 8.7 Порядка № 57-768, где структурное подразделение администрации города Мурманска, уполномоченное в сфере управления и распоряжения земельными участками на территории города и в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью города, утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, подготовленную заявителем за счёт собственных средств.
Тем самым, суд считает, что правовых и фактических оснований для отказа в согласовании схемы расположения спорного земельного участка у Управления в данном случае не имелось, а потому такой отказ не основан на земельном законодательстве и фактических обстоятельствах.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению, а отказ Управления от 27.06.2013 № 25-02-24/1181 подлежит признанию незаконным.
Обществом за рассмотрение настоящего заявления была уплачена государственная пошлина в сумме 2.000 руб., относящаяся к составу судебных расходов в соответствии со статьёй 101 АПК РФ (л.д.9).
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая то обстоятельство, что требования Общества по настоящему делу удовлетворены, а Управление является структурным подразделением Администрации, то с последней в пользу заявителя подлежит взысканию уплаченная им госпошлина в сумме 2.000 руб. за рассмотрение настоящего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Ленинского административного округа города Мурманска, изложенный в письме от 27.06.2013 № 25-02-24/1181, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, Решению Совета депутатов города Мурманска от 27.12.2012 № 57-768 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск».
Обязать Управление Ленинского административного округа города Мурманска устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Водолей-Ш», согласовав схему расположения земельного участка, расположенного в районе здания № 5 по улице Домостроительная города Мурманска, для размещения складской производственной базы.
Взыскать с Администрации города Мурманска (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенной по адресу: г.Мурманск, пр.имени Ленина, д.75, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Водолей-Ш» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. (две тысячи рублей).
Решение в части признания акта (действий) органа местного самоуправления незаконным подлежит немедленному исполнению, но в целом может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.Б.Варфоломеев