ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5762/2021 от 15.10.2021 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Академика Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                                  Дело № А42-5762/2021

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 15 октября 2021 года.

Решение в полном объёме изготовлено 22 октября 2021 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Парамоновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению жилищно-строительного кооператива «Мурманск-28», ул. Зои Космодемьянской, д. 16, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Администрации <...>, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 01.09.2020,

ответчика -  ФИО2, доверенность от 01.06.2021 № 05-09/2627, 

установил:

жилищно-строительный кооператив «Мурманск-28» (далее – заявитель, ЖСК) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Мурманска (далее – ответчик, Администрация) по включению в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории муниципального образования город Мурманск, размещенный на сайте https://www.citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=1162#descr за номером 265, недостоверной  информации о нахождении по адресу: ул. Зои Космодемьянской, д. 16, с графическими координатами: широта 68.56.071, долгота Е 033.07.634, площадки, являющейся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома (далее – МКД).

В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Администрацию в течение пяти календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда исключить указанные сведения из Реестра мест (площадок) накопления ТКО (далее – Реестр).

В обоснование заявленных требований ЖСК указал, что фактически никакой площадки для накопления ТКО, принадлежащей собственникам помещений МКД № 16 по ул.Зои Космодемьянской в г.Мурманске, нет и никогда не было. Ни заявитель, ни собственники помещений МКД № 16 по ул.Зои Космодемьянской в Администрацию с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в Реестр в соответствии с Правилами формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требований к его содержанию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039), Положением о порядке согласования и создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденным Постановлением Администрации города Мурманска от 20.05.2019 № 1720 (далее – Положение), не обращались. Органом местного самоуправления таковая также не создавалась. Таким образом, Администрацией необоснованно включена в Реестр недостоверная информацию о месте (площадке) накопления ТКО по указанному адресу, которая фактически отсутствует как объект материального мира.

Администрация с заявленными требованиями не согласилась. В отзыве на заявление, а также в дополнениях к нему указала, что действия по включению в Реестр информации о спорной площадке законны и обоснованы.

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в заявлении, а также в отзыве на заявление с дополнениями.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 14.10.2021 объявлялся перерыв до 15.10.2021.

После перерыва представитель ЖСК уточнил заявленные требования, просил признать незаконными действия Администрации по включению в Реестр, размещенный на сайте https://www.citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=1162#descr, недостоверной информации о нахождении по адресу: ул.Зои Космодемьянской, д. 16 площадки, являющейся общим имуществом собственников помещений МКД.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Администрацию в течение пяти календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда исключить указанную информацию из Реестра.

В порядке статьи 49 АПК РФ уточнение заявленных требований принято судом.

Материалами дела установлено, что ЖСК осуществляет управление МКД № 16 по ул. Зои Космодемьянской в г.Мурманске.

07.04.2021 при ознакомлении с Реестром мест (площадок) накопления ТКО на сайте https://www.citymurmansk.ru/strukturnye_podr/?itemid=1162#descr заявителем установлен факт включения в него ранее отсутствовавшей записи о площадке, находящейся по адресу: ул. Зои Космодемьянской, д. 16 в г.Мурманске, являющейся общим имуществом собственников помещений МКД (используемое покрытие «грунт», установлен 1 контейнер объемом 1,1 куб.м).

Посчитав, что указанная информация является недостоверной, ЖСК обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации, Постановлением Администрации города Мурманска от 20.05.2019 № 1720 утверждено Положение о порядке согласования и создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Мурманск.

Положение определяет порядок согласования и создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, порядок включения сведений в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Заявителями в целях настоящего Положения являются лица, на которых возлагается обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО.

Данное Положение описывает процедуру согласования вновь создаваемых площадок на заявительной основе.

Согласно пункту 4.1 Положения Реестр формируется и ведется в соответствии с разделом III Правил № 1039.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 1039 информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила обращения с ТКО), закреплено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с ТКО договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.

Согласно пункту 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с одной стороны, заинтересованное лицо (заявитель) обращается в уполномоченный орган с заявлением   на  создание   контейнерной   площадки,   после   чего   издается соответствующее постановление и далее площадка включается в Реестр. При этом заявитель, являющийся собственником площадки, не обязан сразу заключать договор на вывоз ТКО. С другой стороны, заявитель обращается к региональному оператору и заключает с ним договор на вывоз ТКО.

Пунктом 9 Правил обращения с ТКО установлено, что потребители осуществляют складирование твердыхкоммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Региональный оператор в соответствии с пунктом 17 Правил № 1039 направляет в уполномоченный орган информацию о размещенных контейнерах (координаты, количество, объем контейнеров, отходообразователи), которая вносится в Реестр.

Материалами дела установлено, что на основании запроса Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области о внесении актуальных данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в целях актуализации территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми
коммунальными отходами, на территории Мурманской области, утвержденной Постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 № 492-ПП/10, Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в целях дополнения существующего Реестра сделан запрос о местах (площадках) накопления ТКО с указанием следующих данных: о нахождении мест (площадок) накопления ТКО (улица, дом, географические координаты), о технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО (характеристики установленных контейнеров (тип, материал), емкость установленных контейнеров (м3), количество установленных контейнеров (шт.), общее количество установленных контейнеров), информация о местах (площадках) накопления ТКО, данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО, данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.

В ответ на запрос Региональный оператор направил соответствующий реестр, в котором отражена спорная площадка.

Сведения о спорной площадке предоставлены региональным оператором на основании договора № 73/315/0000256 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019, заключенного с ЖСК. В приложении к указанному договору в качестве места (площадки) накопления ТКО указано: 183008, <...>. 

В судебном заседании представитель заявителя не оспаривал факт размещения вблизи МКД № 16 по ул. Зои Космодемьянской (на проезжей части) контейнера для сбора ТКО и использования его жильцами МКД для складирования мусора.

Таким образом, размещенный рядом с МКД № 16 по ул. Зои Космодемьянской контейнер фактически служит местом накопления ТКО. Несоблюдение при этом требований к его оборудованию и содержанию не опровергает указанное обстоятельство.

Включение сведений о спорной площадке в Реестр и в территориальную схему обращения с отходами на основании заключенного с региональным оператором договора обеспечивает своевременный вывоз ТКО.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что действия Администрации по включению в Реестр сведений о спорной площадке соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем оснований для признания их незаконными не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления жилищно-строительного кооператива «Мурманск-28» отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                     Кушниренко  В. Н.