ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5819/14 от 14.07.2015 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049, http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                                      Дело № А42-5819/2014

21 июля 2015 года

Резолютивная часть решения вынесена 14 июля 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 21 июля 2015 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Зыкиной Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмуриковым А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Славянка» (пл. Суворовская, д. 2, стр. 3, г. Москва; ИНН <***>; ОГРН <***>) в лице филиала «Североморский» (ул. Ивченко, д. 8, <...>)

к Администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области (Печенгское шоссе, д. 3, п. Печенга, Печенгский р-н, Мурманская обл., 184410)

к Совету депутатов муниципального образования городское поселение  Печенга Печенгского района (<...>). 

третье лицо - Министерство обороны Российской Федерации (ул. Знаменка, д. 19, город Москва; ИНН <***>/ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1 – по доверенности от 26.06.2015;

от ответчиков – ФИО2 – по доверенности от 22.01.2015; ФИО3- по доверенности от 22.01.2015;

от третьего  лица – не явился, извещен;

установил:

открытое акционерное общество «Славянка» в лице филиала «Североморский» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области (далее – Администрация) выразившегося в отказе в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда.

Определением суда от 07.10.2014 к участию в деле в качестве соответчика, привлечён Совет депутатов муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области (далее – Совет депутатов, ответчик), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство обороны Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства, заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) уточнил требования, просил признать  незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области, выразившееся в непринятии решения об установлении  размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации и обязать Совет депутатов в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих на территории муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что  Совет депутатов  бездействует, тогда как должен установить размер платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов государственного жилищного фонда.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в уточнении.

Представитель Администрации муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области в судебном заседании, а также в отзыве на заявление  указал, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку Администрация выполнила все необходимые требования, направив пакет документов в Совет депутатов. Кроме того, считает, что ни Администрация, ни Совет депутатов не имеют правовых оснований устанавливать такую плату, поскольку её должен устанавливать собственник жилого фонда.

Представитель Совета депутатов муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области (далее – ответчик), в судебном заседании, а также в отзыве и с уточнениями, подтверждая именно свою компетенцию по установлению платы, а не Администрации, требования тем не менее не признал, указав, что плату должен устанавливать собственник жилого фонда в силу части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Также указал, что бездействия со стороны ответчика не было, поскольку все необходимые документы Обществом представлены не были. Также считает, что управляющая организация была выбрана с нарушением требований действующего законодательства. Установление единой платы по отношению является необоснованным, поскольку дома совершенно разные, ОАО «Славянка» не учтены параметры всех домов.

Министерство обороны Российской Федерации, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв не представило.

С учётом мнения представителей лиц, участвующих в деле, обстоятельств дела и в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает уточненные  требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 02.08.2010 между Обществом (управляющей компанией) и Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации (заказчиком) по результатам закрытого конкурса заключён договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России № 1-УЖФ (далее – Договор) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков.

В перечень объектов специализированного жилищного фонда военных городков, переданных в управление Общества, включены также многоквартирные дома  в пгт. Печенга №№ 1,2,3,4 по улице 19 км, №№8, 6, 4, 10, 12, 11, 7 по ул. Печенгское шоссе, №№ 3,4,5,7,8,9,10 по ул. Стадионная, в п. Спутник, в многоквартирных домах №№8, 15,16, 17,18,19,20,21 по улице Новая, входящего в состав муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района.

Согласно пункту 4.1 Договора Общество обязуется осуществлять расчёты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.

Общество неоднократно обращалось к Администрации с письмами №№3641 от 19.07.2013, №7467 от 09.12.2013, №221 от 20.01.2014, №4015 от 28.05.2014, №4201 от 04.06.2014 об утверждении обоснованных тарифов, рассчитанных в соответствии с региональными стандартами, на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда (жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации), находящегося на территории муниципального образования, с приложением необходимых материалов по расчёту в отношении спорных многоквартирных жилых домов.

Письмом от 10.02.2014 №192 Администрация направила в адрес Совета депутатов на рассмотрение проект решения Совета депутатов «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда (специализированного жилищного фонда военных городсков Министерства обороны Российской Федерации), расположенного на территории муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области с приложением, в том числе  документов, обосновывающих расчеты.

Согласно выписке из протокола совместного заседания комиссий Совета депутатов по законодательству, местному самоуправлению, социальной политике и взаимодействию с общественными организациями и по бюджетно-финансовой и хозяйственно-экономической сфере от 28.02.2014, принято решение- снять  вопрос  об указанном  проекте решения с рассмотрения комиссий в связи с неприбытием на заседание представителей ОАО «Славянка».

 28.03.2014 комиссии Совета депутатов по законодательству, местному самоуправлению, социальной политике и взаимодействию с общественными организациями и по бюджетно-финансовой и хозяйственно-экономической сфере, обсудив проект  решения Совета депутатов «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда (специализированного жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации), расположенного на территории муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области, решили продолжить рассмотрение данного проекта. Из протокола совместного заседания комиссий от 28.03.2014 следует, что комиссия пришла к выводу о том, что  необходимо, прежде чем  рассматривать вопрос об утверждении новых, увеличенных тарифов на содержание и ремонт, выяснить на основании чего Общество взимала указанную плату с жителей на протяжении  прошлых трех лет, ведь размер платы утверждался для Печенгской КЭЧ.

Согласно протоколу  рабочей встречи главы и депутатов Совета депутатов с представителями ОАО «Славянка» от 28.03.2015 рассмотрение проекта решено продолжить после  установления всех обстоятельств и законности применении ОАО «славянка» действующего размера платы.

Письмом от 02.04.2014 №02 Совет депутатов  сообщил, что рассмотрение проекта решения будет продолжено после установления всех обстяотельств и законности применения ОАО «Славянка» действующего размера платы. Обществу предложено  сообщить, на основании каких нормативных правовых актов или других  руководящих документов им применен  тариф в размере 18,52 для п. Печенга и п. Печенга 19 км., и в размере 15,16 руб. в п. Спутник.

Письмом от 07.05.2014 №75 Совет депутатов запросил у общества  копии лицензий на регулируемые виды деятельности, осуществляемые  ОАО «Славянка» при оказании коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории  городского поселения Печенга.

Письмом от 24.06.2014 №100 Совет депутатов сообщил, что рассмотрение проекта решения возможно только  после предоставления копий лицензий на все регулируемые виды деятельности, осуществляемые Обществом при оказании коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилом фонде Министерства обороны Российской Федерации  на территории городского поселения Печенга.

Полагая, что Совет депутатов бездействует, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим уточненным заявлением.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон  № 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения.

В соответствии со статьёй 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения, в числе других, отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1).

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наём); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Как следует из части 3 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Выше судом установлено, что Общество неоднократно обращалось к органам местного самоуправления с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района в силу пункта 2 Устава городского поселения Печенга Печенгского района, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Печенга от 26.04.2013 № 237.

При этом необходимо отметить, что принадлежность упомянутого жилого фонда Министерству обороны Российской Федерации не исключает его статус как государственного жилого фонда и обязанность органов местного самоуправления, совершить требуемые управляющей компанией (Обществом) действия.

С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.

В данном случае спорные объекты государственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации расположены на территории, которая входит в состав муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района, в связи с чем обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений в этом государственном жилищном фонде возложена на данные органы.

Кроме того, согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В Договоре указан такой порядок, а именно: плата за пользование жилым помещением (платы за наём), плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда рассчитывается на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.

Таким образом, в данном случае, Общество, обращаясь в органы местного самоуправления,  обоснованно руководствовалось и условиями договора.

Действующими нормативными правовыми актами на территории муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района не установлена компетенция  конкретного орган местного самоуправления  по установлению платы за содержание и ремонт  по договорам социального найма и найма жилых помещений государственного жилищного фонда.

Согласно подпункту 8 части 2 статьи 29 Устава  муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района к компетенции Совета депутатов- представительного органа с правом юридического лица, также относятся: иные вопросы, установленные федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними законами Мурманской области, настоящим Уставом, а также принимаемыми в соответствии с ними решениями Совета депутатов.

Согласно статье 38 Регламента совета депутатов городского поселения Печенга, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Печенга от 4.06.2010 № 20 совет по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Мурманской области и Уставом принимает решения. Право внесения проектов решений Совета принадлежит депутатам Совета, председателю Совета, его заместителю, постоянным комиссиям Совета, главе муниципального образования, органам территориального общественного самоуправления, населению города в порядке реализации правотворческой инициативы.

Согласно статье 37 Устава Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Мурманской области.

Вышеуказанное, а также систематическое толкование как исключительной компетенции Совета депутатов, так  и задачи Администрации, позволяют сделать вывод о том,  что непосредственное установление платы является компетенцией Совета депутатов, что также подтвердили представители и Администрации  и Совета депутатов в судебном заседании.

Судом установлено, Администрацией и Советом депутатов подтверждено, что Администрация  подготовила и направила в адрес Совета депутатов проект решения об установлении платы, приложив необходимые расчеты. Однако ни на момент обращения с заявлением в суд, ни на момент рассмотрения спора, какое-либо решение, устанавливающее размеры платы либо мотивированный  отказ в установлении платы Советом депутатов не принято.

Доводы Совета депутатов судом не могут быть приняты, поскольку  вопрос об обоснованности взимания платы за предыдущие периоды не является предметом данного спора. Вопрос законности взимания такой платы не относится к текущему вопросу об установлении платы. Законность избрания ОАО «Славянка» в качестве управляющей компании также не является предметом настоящего спора, не может являться предметом спора при установлении платы, поскольку незаконность управления никем и ничем не опровергнута. Непредставление каких-либо  лицензий  также не может являться препятствием для рассмотрения вопроса об установлении платы, поскольку Совет депутатов затруднился пояснить, какие лицензии необходимо Обществу было представить  на момент направления запроса в целях установления данной платы. Кроме того, отсутствие лицензий не послужило причиной отказа  в установлении платы. Вопрос об экономической обоснованности расчетов Советом депутатов не рассматривался, поэтому довод ответчика не может быть предметом рассмотрения в настоящем деле. Отказ, в том числе по причине экономической необоснованности, органом местного самоуправления не принимался. Напротив, органам местного самоуправления при разрешении вопроса об установлении размера спорной платы следует проверить представленные Обществом расчёты и принять соответствующее решение.

При таких обстоятельствах требования Общества подлежат удовлетворению.

Заявитель, обратившись в суд с заявлением об оспаривании бездействия органов местного самоуправления, уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб., относящаяся к составу судебных расходов в соответствии со статьёй 101 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Как разъяснено, в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что требования Общества по настоящему делу удовлетворены, то с Совета депутатов в пользу заявителя подлежит взысканию уплаченная им государственная пошлина в сумме 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197, 200, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

заявленные требования  удовлетворить.

Признать незаконным как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие Совета депутатов городского поселения Печенга Печенгского района Мурманской области, выразившееся в непринятии решения об установлении платы за содержание и ремонт жилых помещений  по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации.

Обязать Совет депутатов городского поселения Печенга Печенгского района Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Славянка» в лице филиала «Североморский» путём установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений  для нанимателей по договорам социального найма  и договорам  найма жилых помещений государственного жилищного фонда, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования городское поселение Печенга Печенгского района Мурманской области, а именно: в пгт. Печенга, в  многоквартирных домах №№ 1,2,3,4 по улице 19 км, №№8, 6, 4, 10, 12, 11, 7 по ул. Печенгское шоссе, №№ 3,4,5,7,8,9,10 по ул. Стадионная, в п. Спутник, в многоквартирных домах №№8, 15,16, 17,18,19,20,21 по улице Новая.

Взыскать с Совета депутатов городского поселения Печенга Печенгского района Мурманской области в пользу открытого акционерного общества «Славянка» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья                                                                                                                Е.А. Зыкина