ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5844/2021 от 15.09.2021 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

ул.Академика Книповича, д.20, г.Мурманск, 183038

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                       Дело № А42-5844/2021

«08» октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 8 октября 2021 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Варфоломеева С.Б.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Бедаш Н.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Кольского района (место нахождения: 184381, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Комитету по обеспечению безопасности населения Мурманской области (место нахождения: 183006, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительными предписания от 16.04.2021 № 3-НД/3

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 – дов.№ 02-04/24-29 от 11.01.2021

от ответчика – ФИО2 – председателя, распоряжение от 07.07.2021

ФИО3 – дов.б/н от 04.06.2021

от иных участников процесса – нет

установил:

Администрация Кольского района (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.143), к Комитету по обеспечению безопасности населения Мурманской области (далее – Комитет, ответчик) о признании недействительными предписания от 16.04.2021 № 3-НД/3 по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

В обоснование заявленного требования Администрация считает, что Комитет не имел правовых и фактических оснований для издания названного предписания.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования Администрации по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик в письменном отзыве на заявление (л.д.54-60) и его представители в судебном заседании с заявлением Администрации не согласились и полагают, что в его удовлетворении следует отказать, поскольку оспариваемое предписание основано на законе и фактических обстоятельствах.

Заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Комитетом на основании приказа от 04.03.2021 № 03-НД (л.д.18-24) в период с 22.03.2021 по 16.04.2021 проведена плановая выездная проверка деятельности Администрации по выполнению законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.

В ходе данной проверки Комитетом установлено отсутствие у Администрации аттестованных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, готовых к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Указанные нарушения требований защиты от чрезвычайных ситуаций оформлены актом от 16.04.2021 № 3-НД (л.д.25, 26).

Установив приведённые обстоятельства, Комитетом в отношении Администрации вынесено предписание от 16.04.2021 № 3-НД/3 по устранению выявленных нарушений требований защиты от чрезвычайных ситуаций и их предупреждения в срок до 16.04.2022 (л.д.27, 28).

Не согласившись с указанными предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием признать его недействительным.

Согласно подпунктам «а», «е» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 10, статей 12, 24 Федерального закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации и аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.

В свою очередь, в соответствии с пунктами 13, 19 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, к силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства, в том числе органов местного самоуправления, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

При этом готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

Кроме того, в порядке пунктов 4, 11, 12, 21, 22 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1091, закреплены следующие требования применительно к настоящему делу.

В отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация. В отношении действующей аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя с периодичностью 1 раз в 3 года проводится периодическая аттестация, а в случаях, предусмотренных названным Положением, может проводиться внеочередная аттестация (пункт 4).

Вновь созданная аварийно-спасательная служба (формирование) допускается к первичной аттестации после укомплектования личным составом и оснащения аварийно-спасательными средствами в соответствии с требованиями, установленными пунктом 12 рассматриваемого Положения (пункт 11).

Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), являются:

– наличие учредительных документов аварийно-спасательной службы (формирования) (устава (положения), приказа или иного документа о создании аварийно-спасательной службы (формирования));

– соответствие состава и структуры аварийно-спасательной службы (формирования), утверждённых её (его) учредителями или организацией, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), возложенным на неё (него) задачам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и требованиям законодательства Российской Федерации;

– укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование);

– оснащённость в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями аварийно-спасательной службы (формирования), аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этой службе (этому формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации;

– наличие условий (в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональному обучению спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), кроме этого, – условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этой службы (этого формирования);

– постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации;

– соответствие профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), выполняющих горноспасательные работы, требованиям, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (пункт 12).

Граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей. Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года (пункт 21).

Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются:

– прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учётом технологии их ведения;

– выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей (пункт 22).

Однако, вопреки приведённым требованиям законодателя, Администрация не имеет аттестованных и готовых к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, поскольку такие службы (формирования) в муниципальном образовании вовсе отсутствуют, что Администрацией не отрицается.

Тем самым, суд считает, что Администрацией не соблюдаются требования защиты от чрезвычайных ситуаций и их предупреждения.

При этом доводы заявителя об отсутствии у него обязанности создавать у себя аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования не согласуются с требованиями пункта 24 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу которых к вопросам местного значения городского поселения относятся создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

Кроме того, такая позиция противоречит подпункту 21 пункта 2 статьи 8 Устава муниципального образования Кольский район Мурманской области, принятого Решением Советом депутатов Кольского района от 25.05.2005 № 32/2 (л.д.79-107), в соответствии с которым создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории сельских поселений отнесено к вопросам местного значения, решение которых на территориях сельских поселений Кольского района осуществляется органами местного самоуправления Кольского района, а в порядке подпункта 21 пункта 1.1 статьи 28 названного Устава разрешение таких вопросов отнесено к компетенции администрации Кольского района, то есть заявителю по настоящему делу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание Комитета соответствует законодательству в области защиты от чрезвычайных ситуаций и их предупреждения и фактическим обстоятельствам, а потому правовых и фактических оснований для удовлетворения требования Администрации не имеется.

В связи с тем, что заявитель в порядке подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождён от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела, то данная госпошлина не подлежит распределению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления Администрации Кольского района о признании недействительным предписания Комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области от 16.04.2021 № 3-НД/3 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                          С.Б.Варфоломеев