Арбитражный суд Мурманской области
улица Академика Книповича, дом 20, Мурманск, 183038, www.murmansk.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-5883/2021
26 августа 2021 года
Резолютивная часть решения вынесена 19 августа 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 августа 2021 года.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Проничевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мончегорске Мурманской области (межрайонное), ул.Комсомольская, д.7А, г.Мончегорск, Мурманская область, 184511 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации Ловозерского района, ул. Советская, д. 10, с. Ловозеро, Ловозерский район, Мурманская область, 184592 (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 8000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – не участвовал, извещен;
от ответчика – не участвовал, извещен;
установил:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мончегорске Мурманской области (межрайонное) (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с администрации Ловозерского района (далее - ответчик, Администрация) финансовой санкции в размере 8000 руб.
В обоснование требования заявитель указал на нарушение Администрацией пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).
Ответчик с заявленным требованием не согласился. В отзыве на заявление указал, что застрахованные лица являются попечителями несовершеннолетних лиц. Постановлением администрации Ловозерского района им назначены денежные вознаграждения за воспитание приемного ребенка.
Договором о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета от 24.12.2018 №21-2019 (далее - Договор) функции по ведению бухгалтерского учета возложены на МКУ «ЦБУиО МО Ловозерский район» (далее - ЦБУ). Приложением № 5 к Договору определен перечень отчетности, формируемой ЦБУ. Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) формируется ЦБУ.
Постановлением администрации Ловозерского района от 26.02.2013 № 100-ПГ определены с 01.01.2013: администрация Ловозерского района - уполномоченным, осуществляющим назначение выплат опекунам (попечителям), приемным родителям, вознаграждения приемным родителям и лицам, осуществляющим социальный патронат; Отдел по образованию администрации Ловозерского района - уполномоченным органом, осуществляющим выплату опекунам (попечителям), приемным родителям, вознаграждения приемным родителям и лицам, осуществляющим социальный патронат.
Выплата опекунам (попечителям), приемным родителям, вознаграждения приемным родителям производилась с лицевого счета Отдела по образованию администрации Ловозерского района. Страхователем в Пенсионном фонде выступал Отдел по образованию администрации Ловозерского района. В течение 2019 года ЦБУ ежемесячно предоставляло информацию на застрахованных лиц, получающих денежное вознаграждение за воспитание приемного ребенка от имени страхователя.
С января 2020 года начисление и выплата опекунам (попечителям), приемным родителям, вознаграждения приемным родителям производится с лицевого счета администрации Ловозерского района. Но ЦБУ за январь и февраль 2020 года, по срокам установленным законодательством, предоставило информацию по застрахованным лицам (форма СЗВ-М) от имени Отдела по образованию администрации Ловозерского района. После выявления факта неверно предоставленной информации, ЦБУ представило формы СЗВ-М за январь и февраль 2020 года от имени страхователя - администрации Ловозерского района.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
С учетом фактических обстоятельств дела, в соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Как следует из материалов дела, Администрация зарегистрирована в качестве юридического лица 06.09.1996 Управлением юстиции администрации Мурманской области; внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
В качестве налогоплательщика Администрация состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Мурманской области и ей присвоен идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) <***>, в качестве плательщика страховых взносов – в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Мончегорске Мурманской области (межрайонном), регистрационный номер страхователя – 061-009-000002.
Управлением в отношении Администрации проведена проверка своевременности представления, полноты и достоверности сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, в результате которой выявлено следующее.
Администрацией формы СЗВ-М «исхд» за январь и февраль 2020 года представлены в пенсионный орган посредством отправления по телекоммуникационным каналам связи своевременно (12.02.2020 и 11.03.2020, соответственно), вместе с тем, «доп» формы в отношении 8 застрахованных лиц представлены Администрацией за сроком – 25.02.2021.
Посчитав, что представление вышеуказанных форм за истечением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срока является нарушением, Управление со ссылкой на часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ применило к Администрации финансовую санкцию в общем размере 8000 руб., из которых за январь 2020 года – 4000 руб., за февраль 2020 года – 4000 руб., о чем указало в решениях от 09.04.2021 №061S19210001922 и № 061S19210001923, соответственно.
Во исполнение указанных решений Управлением в адрес Администрации направлены требования от 30.04.2021 № 061S01210002314, № 061S01210002313 об уплате финансовых санкций в срок до 19.05.2021.
Поскольку в установленный срок Администрация требования об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не исполнила, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием в порядке искового производства.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Указанным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (статья 1 Закона № 27-ФЗ).
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ определено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
Отчетность представляется по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах»» (действовавшим в спорный период), где пунктом 3 формы СЗВ-М определены типы форм: «исх», «доп» или «отмн»:
«исх» – исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
«доп» – дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
«отмн» – отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период (то есть данных, которые требуется исключить из исходной формы).
Согласно пункту 39 Приказа Минтруда России от 21.12.2016 № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (действовавшего в спорный период) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
При этом в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и самостоятельно представил в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, то финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, при соблюдении страхователем указанного порядка штрафные санкции к нему применены быть не могут.
С учетом пояснений Администрации, принимая во внимание, что дополняющие сведения о застрахованных лицах за январь и февраль 2020 года были представлены Администрацией в отчетном периоде самостоятельно, руководствуясь позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации № 303-КГ18-5702 от 05.09.2018 по делу № А04-5748/2017, суд приходит к выводу, что правовых и фактических оснований удовлетворения исковых требований не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Кушниренко В. Н.