ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-5939/06 от 31.10.2006 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, д. 20 город Мурманск, 183950

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42-5939/2006

07 ноября 2006 года

Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена и оглашена 31 октября 2006 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 07 ноября 2006 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Спичак Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Спичак Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Морресурспроект»

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Мурманской области

о признании незаконными действий налогового органа

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1, доверенность от 04.10.2004,

ответчика – Исаченко Д..М., доверенность от 25.01.2005 № 01-03-04-88

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Морресурспроект» (далее - Общество, ООО «НПП Морресурспроект», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик), выразившихся в отказе произвести зачёт излишне уплаченного сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 1 209 543 рублей в счёт предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что Межрайонная Инспекция ФНС России № 7 по Мурманской области неправомерно отказала Обществу произвести зачёт излишне уплаченного сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 1 209 543 рублей в счёт предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций. Поскольку ООО «НПП Морресурспроект» передало право на изъятие водных биологических ресурсов на 2006 год правопреемнику ООО «Блок» с переоформлением договоров о закреплении доли в общем объёме промышленных квот и внесением соответствующих изменений в приказ Росрыболовства о распределении квот на 2006 год, заявитель не является плательщиком сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и не несёт обязанность по его уплате, а, значит, имеет право на зачёт излишне уплаченного сбора в счёт оплаты по другим налогам. В противном случае сбор за предоставление права вылова одного и того же объёма водных биологических ресурсов будет взыскан дважды – с заявителя и его правопреемника ООО «Блок», что в силу пункта 3 статьи 3 НК РФ является недопустимым.

Представитель заявителя в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования, просил признать незаконными действия Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Мурманской области в части отказа произвести зачёт излишне уплаченного сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 846 680 рублей 10 копеек в счёт предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет.

Ответчик в отзыве на заявление ООО «НПП Морресурспроект» возражал против заявленных требований, указав, что в главе 25.1 НК РФ отсутствуют правовые нормы, регулирующие порядок и особенности корректировки суммы сбора, подлежащей уплате в бюджет, в связи с чем исключается возможность возврата (зачёта) ранее уплаченного сбора при внесении в разрешение изменений, так как право на возврат или зачёт по статье 78 НК РФ возникает при наличии факта излишне уплаченной суммы сбора, являющегося следствием превышения фактически уплаченной суммы сбора над суммой сбора, подлежащей уплате (л.д. 86-88).

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Материалами дела установлено.

Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Морресурспроект» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г. Мурманска 07.06.2001, свидетельство № ООО-1147/7597. В Едином государственном реестре юридических лиц Общество зарегистрировано за номером 1025100857671.

На основании договоров о закреплении долей в общем объёме промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов №№ 0267, 0268 от 19.01.2004 и в соответствии с Приказом Федерального агентства по рыболовству от 19.12.2005 № 431 «Об определении квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море на 2006 пользователям по субъектам Российской Федерации» ООО «НПП Морресурспроект» были выделены объекты промысла на 2006 год: треска 580 тонн, пикша 171,8 тонн (л.д. 51-60, 81-83).

09.02.2006 Обществом было получено разрешение № ТМ-060010 на судно М0228 «Проект» на ведение промысла трески в количестве 580 тонн и пикши в количестве 171,8 тонн на 2006 год.

Сведения о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, Общество представило в Инспекцию 15.02.2006 (л.д. 47-50).

Оплата разового взноса в сумме 350 130 рублей осуществлена Обществом 07.02.2006 платёжным поручением № 26, регулярных взносов в сумме 286 471 рубля каждый по сроку уплаты 20.02.2006 – платёжным поручением № 28 от 16.02.2006, 20.03.2006 – платёжным поручением № 54 от 15.03.2006, 20.04.2006 – платёжным поручением № 72 от 20.04.2006 (л.д. 77-80).

25.04.2006 на внеочередном общем собрании участников ООО «НПП Морресурспроект» было принято решение о реорганизации Общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственное предприятие Морресурспроект» путём выделения из него Общества с ограниченной ответственностью «Блок» с передачей выделяемому обществу части имущества, прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего (л.д. 34-39).

Межрайонной ИФНС России № 7 по Мурманской области 26.06.2006 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за номером 2065105022079 о реорганизации ООО «НПП Морресурспроект» в форме выделения (л.д. 14).

В соответствии с разделительным балансом к ООО «Блок» перешли права и обязанности, вытекающие из договоров о закреплении долей в общем объёме промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов №№ 0267, 0268 от 19.01.2004, а также все иные права и обязанности, прямо или косвенно связанные с предоставлением квот и пользованием водными биоресурсами (л.д. 40-42).

Разделение прав и обязанностей по ранее выданным квотам между ООО НПП Морресурспроект» и ООО «Блок» признано Росрыболовством, в связи с чем были переоформлены договоры о закреплении долей №№ 0267, 0268 от 19.01.2004 путём заключения договоров с ООО «Блок» №№ ФАР-РП-71, ФАР-РП-72 от 26.06.2006 (л.д. 61-68), а также приказом Федерального агентства по рыболовству от 26.07.2006 № 232 внесены изменения в приказ Федерального агентства по рыболовству от 19.12.2005 № 431 в части изменения слов ООО «НПП Морресурспроект» на ООО «Блок» со сменой ИНН <***> на ИНН <***> (л.д. 84-85).

До реорганизации заявителя промысел по разрешению № ТМ-060010 не вёлся.

Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области на основании заявки ООО «НПП Морресурспроект» разрешение № ТМ-060010, выданное на судно М0228 «Проект», аннулировано с 26.04.2006 (л.д. 69).

04.05.2006 ООО «НПП Морресурспроект» обратилось с заявлением № 31 в Межрайонную Инспекцию ФНС России № 7 по Мурманской области о зачёте излишне уплаченного за 2006 год сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 1 209 543 рублей в счёт предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций в связи с аннулированием разрешения на добычу водных биологических ресурсов № ТМ-060010, по которому промысел не осуществлялся (л.д. 72).

Одновременно с заявлением от 04.05.2006 № 31 Общество представило уточнённые сведения о полученной лицензии на пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, согласно которым сумма сбора, подлежащая уплате в бюджет, отсутствовала (л.д. 43-46).

По результатам рассмотрения заявления Общества налоговый орган письмом от 07.06.2006 № 06/1-13393 сообщил заявителю об отказе в проведении зачёта, мотивируя тем, что главой 25.1 Налогового кодекса РФ возможность зачёта или возврата уплаченных сумм сбора плательщикам с учётом фактического использования ими права на пользование объектами водных биологических ресурсов не предусмотрена. Разъяснения Инспекции по данному вопросу изложены в письме от 26.05.2006 № 02-17/11906 (л.д. 7373-76).

Считая действия Инспекции, выразившиеся в отказе произвести зачёт излишне уплаченных сумм сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 1 209 543 рублей в счёт предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций, незаконными, ООО «НПП Морресурспроект» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

С учётом уточнения заявителем заявленных требований судом разрешается требование ООО «НПП Морресурспроект» о признании незаконными действий Межрайонной Инспекции ФНС России № 7 по Мурманской области, выразившихся в отказе произвести зачёт излишне уплаченного сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 846 680 рублей 10 копеек в счёт предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций, зачисляемых федеральный бюджет.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Согласно пункту 1 статьи 333.2 НК РФ объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 333.5 НК РФ плательщики, указанные в пункте 2 статьи 333.1 НК РФ, сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов.

Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.

Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Пунктом 2 статьи 333.4 НК РФ установлен порядок исчисления сборов, в соответствии с которым сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4 - 7 статьи 333.3 Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.

Из приведенных норм права следует, что сбор уплачивается плательщиками только при наличии лицензии, ставка сбора устанавливается в зависимости от разрешенного к вылову количества объектов водных ресурсов, оставшаяся сумма сбора, после уплаты разового взноса, уплачивается равными долями в течение всего срока действия лицензии.

Как следует из материалов дела, Обществом 09.02.2006 было получено разрешение № ТМ-060010 на судно М0228 «Проект» на ведение промысла трески в количестве 580 тонн и пикши в количестве 171,8 тонн на 2006 год. Обществом 07.02.2006 была произведена оплата разового взноса в сумме 350 130 рублей платёжным поручением № 26, регулярных взносов в сумме 286 471 рубля каждый по сроку уплаты 20.02.2006 – платёжным поручением № 28 от 16.02.2006, 20.03.2006 – платёжным поручением № 54 от 15.03.2006, 20.04.2006 – платёжным поручением № 72 от 20.04.2006, всего заявителем перечислено в бюджет 1 209 543 рубля. Промысел по указанному разрешению заявителем не вёлся. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области на основании заявки ООО «НПП Морресурспроект» разрешение № ТМ-060010, выданное на судно М0228 «Проект», аннулировано с 26.04.2006. Право на изъятие водных биоресурсов в 2006 году в количестве, ранее закреплённом за заявителем, перешло к его правопреемнику ООО «Блок.

Управлением по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области ООО «Блок» 04.09.2006 выдано разрешение № ТМ-060075 на право добычи в 2006 году трески в количестве 580 тонн, пикши – 171,8 тонн (л.д. 107). Общая сумма сбора по данному разрешению исчислена в размере 3 501 300 рублей, в том числе сумма разового сбора – 350 130 рублей, регулярных взносов - 3 151 170 рублей. Сведения о полученном разрешении и суммах сбора ООО «Блок» представлены с Инспекцию 11.09.2006 (л.д. 104-106). Разовый взнос по данному разрешению оплачен ООО «Блок» платёжным поручением № 10 от 30.08.2006, регулярный взнос по сроку 20.09.2006 – платёжным поручением № 13 от 22.09.2006 (л.д. 108, 110).

Таким образом, поскольку часть суммы сбора по аннулированному разрешению Обществом была уплачена, а в счёт выделенных квот 04.09.2006 выдано новое разрешение № ТМ-060075, по которому также подлежит уплате сбор, данные обстоятельства ведут к двойной оплате за пользование одними и теми же объектами водных биологических ресурсов.

В пункте 1 статьи 32 НК РФ указано, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (подпункт 1), а также осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом (подпункт 5).

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Пунктом 11 статьи 78 НК РФ установлено, что данные правила применяются также в отношении зачёта или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Судом установлено, ООО «НПП Морресурспроект» 04.05.2006 обратилось с заявлением в Инспекцию о зачёте излишне уплаченного за 2006 год сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по КБК 18210704020011000110 в сумме 1 209 543 рублей в счёт предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций (КБК 18210101011011000110) в связи с аннулированием разрешения на добычу водных биологических ресурсов № ТМ-060010. Налоговый орган письмом от 07.06.2006 № 06/1-13393 сообщил заявителю об отказе в проведении зачёта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 333.5 НК РФ суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьёй 50 Бюджетного кодекса РФ к налоговым доходам федерального бюджета отнесён сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 70 процентов.

Таким образом, поскольку уплаченный налогоплательщиком сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов за 2006 год в сумме 846 680 рублей 10 копеек, что составляет 70 процентов от 1 209 543 рублей, был перечислен в федеральный бюджет, суд считает обоснованными требования ООО «НПП Морресурспроект» о зачёте излишне уплаченного сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 846 680 рублей 10 копеек в счёт предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет.

При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования ООО «НПП Морресурспроект» подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

требования ООО «Научно-производственное предприятие «Морресурспроект» удовлетворить.

Признать незаконными как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации действия Межрайонной инспекции ФНС РФ № 7 по Мурманской области, выразившиеся в отказе произвести зачёт излишне уплаченного сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 846 680,10 руб. в счёт предстоящих платежей по налог на прибыль организаций, зачисляемых в федеральный бюджет.

Возвратить ООО «Научно-производственное предприятие «Морресурспроект» из средств федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей, перечисленную по платёжному поручению № 131 от 21.08.2006.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции.

Судья Т.Н. Спичак