ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-6079/12 от 14.01.2013 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД   МУРМАНСКОЙ   ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20,

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                       Дело № А42-6079/2012

21 января 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 14.01.2013, в полном объеме решение изготовлено 21.01.2013.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Л.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмуриковым А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания»

к Государственной жилищной инспекции Мурманской области

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – не участвовал

ответчика – ФИО1, доверенность от 09.01.2012

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания»  (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения:                            <...>; почтовый адрес: <...>; далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 183038 <...>; далее – Инспекция) по отказу в выдаче актов (результатов) проверок, проведенных по распоряжениям №№ 1298, 1299, 1357, 1390.

В обоснование требования Общество, со ссылкой на положения Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 20, 44, 47) (далее – ЖК РФ), Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (статьи 14, 16, 18, 20, 21) (далее – Закон № 294-ФЗ), Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 22.07.2010 № 326-ПП, указало на отсутствие законных оснований для отказа Обществу (как выбранной управляющей организации по соответствующим многоквартирным домам) в рамках проверки Инспекцией обоснованности управления Обществом конкретными многоквартирными домами, предоставить акты, составленные по результатам указанных проверок.

Инспекция представила отзыв, в котором с требованием не согласилась, указав, что распоряжениями №№ 1298, 1299, 1357, 1390 была назначена документарная проверка соблюдения обязательным требований законодательства по правомерности принятия решений общими собраниями собственников помещений соответствующих многоквартирных домов по выбору                                     ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» в качестве управляющей организации, в связи с чем, акты проверок органа государственного контроля юридического лица не составлялись. По результатам проверки правомерности принятия решений общими собраниями собственников помещений данных многоквартирных домов Инспекцией составлены акты проверок соблюдения обязательных требований, в отношении которых отсутствует императивное требование законодательства о вручении их юридическим лицам.

Полагает, что нормы Закона № 294-ФЗ не подлежат применению при проведении проверок правомерности принятия решений общим собранием собственников (общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не является и не может являться юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем)).

С учетом обстоятельств дела, мнения представителя Инспекции, на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), дело рассмотрено в отсутствие Общества, надлежащим образом извещенного арбитражным судом (уведомление о вручении 14.12.2012).

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, в связи с обращениями собственников жилых помещений, проживающих в г. Мурманске по адресам: ул. Егорова, <...>                  и.о. начальника Инспекции изданы распоряжения соответственно от 17.07.2012 №№ 1298, 1299, от 24.07.2012 № 1357, от 27.07.2012 № 1390 о проведении проверки по вопросу правомерности принятия собственниками помещений на общем собрании таких собственников решения о выборе управляющей организации ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» с целью заключения договора управления.

В ходе проверок ответчик истребовал у Общества необходимые для проведения проверки документы, которые были направлены заявителем в Инспекцию.

По результатам проведенных проверок Инспекция составила акты:

- от 03.08.2012 № 1419 (по распоряжению от 17.07.2012 № 1298), в котором пришла к выводу, что при проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования (при выборе новой управляющей компании – Общества) в период с 13.06.2012 по 25.06.2012 по адресу: <...>, нарушены обязательные требования части 1 статьи 46, части 8.2 статьи 162 ЖК РФ;

- от 02.08.2012 № 1420 (по распоряжению от 17.07.2012 № 1299), в котором пришла к выводу, что при проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования (при выборе новой управляющей компании – Общества)  в период с 18.06.2012 по 28.06.2012 по адресу: <...>, нарушены обязательные требования части 1 статьи 46, части 8.2 статьи 162 ЖК РФ;

-от 31.08.2012 № 1514 (по распоряжению от 24.07.2012 № 1357), в котором пришла к выводу, что при проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования (при выборе новой управляющей компании – Общества) в период с 18.05.2012 по 29.05.2012 по адресу:                                                     <...>, нарушены обязательные требования части 4 статьи 45, части 8.2 статьи 162 ЖК РФ.

В связи с тем, что жители указанных домов получают двойные квитанции, а ресурсоснабжающие организации не заключают договоры с вновь выбранной управляющей организацией (Обществом), и в отсутствие результатов проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации и соответствующих правомочий, заявитель письмом от 05.09.2012 № 3285 обратился в Инспекцию с требованием о направлении в адрес Общества актов проверок по распоряжениям Инспекции №№ 1298, 1299, 1357.

Письмом от 11.09.2012 № 18-19/4516/16 Инспекции указала, что направление юридическому лицу (Обществу), не являющемуся субъектом проверки, актов проверок соблюдения обязательных требований, не имеет законных оснований.

Считая указанный отказ Инспекции незаконным, нарушающим права и законные интересы управляющей компании, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя Инспекции, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Часть 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно статье 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1).

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют, в том числе право проверять правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решений о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее – управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения (часть 5 статьи 20 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994                     № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, согласно пункту 2 которого система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.

Постановлением Правительства Мурманской области от 30.12.2011                          № 723-ПП утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Мурманской области (далее – Порядок № 723-ПП).

Пунктами 3, 4.6 указанного порядка установлено, что региональный государственный жилищный надзор на территории Мурманской области осуществляется Государственной жилищной инспекцией области, которая вправе обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, и о признании договора управления данным домом недействительным, или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.

Таким образом, анализ законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений предоставляет право выбора управляющей компании и отказа от выбранной управляющей компании собственникам помещений.

Инспекция, в свою очередь, в силу предоставленных ей полномочий при выявлении соответствующих нарушений вправе по результатам проверки обратиться с соответствующим иском в суд.

В силу пункта 6 Порядка № 723-ПП и статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» осуществление регионального государственного жилищного надзора, организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей производится с соблюдением требований Закона № 294-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.

           Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований, в том числе к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ).

         Исходя из отсылочной нормы части 3 статьи 20 ЖК РФ и специальной сферы регулирования и применения Закона № 294-ФЗ, положений Порядка № 723-ПП не следует, что на проверки, предусмотренные статьей 20 ЖК РФ, не распространяется Закон № 294-ФЗ. Статья 20 ЖК РФ лишь дополняет предусмотренный Законом № 294-ФЗ перечень.

          В силу положений пунктов 6, 7 статьи 18 Закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки.

            В рассматриваемом случае, по обращению граждан (собственников помещений) Инспекцией проводилась проверка (внеплановая) соблюдения собственниками помещений в вышеуказанных многоквартирных домах требований к порядку принятия решений о выборе в качестве управляющей компании именно Общества, у которого истребовались необходимые для ее проведения документы (что также свидетельствует о фактическом участии Общества при проведении данных проверочных мероприятий в рамках государственного жилищного надзора).

        Инспекцией не доказано наличие правовых и фактических оснований для отказа Обществу в предоставлении результатов проведенных вышеуказанных проверок (соответствующих актов).

          Отказ Инспекции предоставить Обществу (по обращению) акты, составленные по результатам проведенных проверок (по распоряжениям №№ 1298, 1299, 1357), противоречит вышеуказанным нормативным положениям в сфере осуществления государственного жилищного надзора, нарушает права и законные интересы Общества (управляющей компании), что является основанием для удовлетворения требований заявителя в указанной части.

        Поскольку из материалов дела не следует, что Общество обращалось в Инспекцию с требованием о предоставлении результатов проверки, проведенной по распоряжению № 1390 от 27.07.2012, и Инспекцией отказано в их предоставлении, оснований для признания незаконными действий Инспекции и удовлетворения требования Общества в части отказа в выдаче акта проверки, проведенной по распоряжению № 1390, не имеется.

         При обращении в суд ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» была уплачена государственная пошлина в размере 4 000руб. (платежное поручение                 № 428 от 19.09.2012).

         В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, для юридических лиц подлежит уплате государственная пошлина в размере 2000руб.

          Расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000руб., на основании статьи 110 АПК РФ, подлежат возмещению за счет Инспекции.

           Государственная пошлина в сумме 2000руб., перечисленная по вышеуказанному платежному поручению, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями  104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

            признать незаконными действия Государственной жилищной инспекции Мурманской области по отказу в выдаче ООО «Жилищно-эксплуатационная компания» актов (результатов) проверок, проведенных по распоряжениям                     №№ 1298, 1299, 1357.

            В остальной части в удовлетворении требований отказать.

           Взыскать с Государственной жилищной инспекции Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» судебные расходы в сумме 2 000руб.

           Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000руб., перечисленную по платежному поручению № 428 от 19.09.2012, как излишне уплаченную.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.


          Судья                                                                                           Л.Е. Беляева