ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-615/07 от 19.04.2007 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183950

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск дело № А42-615/2007

27 апреля 2007 года

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 19 апреля 2007 года.

Решение в полном объёме изготовлено 27 апреля 2007 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Соломонко Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Соломонко Л.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Беломорская база переработки и лова рыбы»

к Мурманской таможне

о признании недействительным требования от 18.12.2006г. № 162,

при участии представителей

от заявителя – Исакова А.И., доверенность от 17.01.2007г. № б/н,

от ответчика – Тропникова А.А., доверенность от 02.04.2007 № 25-16/5059,

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Беломорская база переработки и лова рыбы» (далее - Общество, заявитель, ЗАО «ББПЛр») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Мурманской таможни от 18.12.2006 № 162, которым Обществу предложено уплатить таможенные платежи и пени в общей суме 148 861,66 руб..

В обоснование заявленных требований Общество указало, что целью покупки и установки на судне М-0366 «Оленино» радиолокационной станции FURUNOFR-2117 и GPS приемника FURUNOGP-90 было обеспечение сохранности судна, а также поддержание его в состоянии, необходимом для осуществления производственной деятельности по вылову водных биологических ресурсов в дальних районах промысла.

Таможенное оформление транспортных средств происходит в соотвествии с особыми правилами, предусмотренными статьей 279 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и международными договорами.

В соответствии с требованиями «Конвенции по облегчению международного морского судоходства» (конвенция ИМО, 1965, Лондон),

установленные на судне М-0366 «Оленино» радиолокационная станция FURUNOFR-2117 и GPS приемник FURUNOGP-90, являются судовым снаряжением и не подлежат отдельному декларированию.

Установка радиолокационной станции FURUNOFR-2117 и GPS приемника FURUNOGP-90 обеспечила возможность использования судна М-0366 «Оленино» в соответствии с целями временного вывоза, поскольку была необходима для обеспечения сохранности и эксплуатации транспортного средства, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза, следовательно, не может являться переработкой вне таможенной территории.

Мурманская таможня представила отзыв на заявление, в котором с заявленным требованием не согласилась, указав, что установка радиолокационной станции FURUNOFR-2117 и GPS приемника FURUNOGP-90 на судне М-0366 «Оленино» не может рассматриваться как операция по ремонту, техническому обслуживанию, необходимому для обеспечения сохранности и эксплуатации судна, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза, т.к. данное оборудование было установлено сверх обязательного комплекта. Инспектору Регистра данное радиооборудование не предъявлялось и в судовые документы не было внесено.

В судебном заседании представитель ЗАО «Беломорская база переработки и лова рыбы» поддержал заявленное требование и доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Мурманской таможни, настаивая на законности и обоснованности оспариваемого требования, с заявленным требованием не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, закрытое акционерное общество «Беломорская база переработки и лова рыбы» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.09.2002 межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №2 по Республике Карелия (территориальный участок 1011 по Беломорскому району) за основным государственным регистрационным номером 1021000977304 (л.д.22).

12.12.2006 Мурманской таможней было возбуждено дело об административном правонарушении по факту не декларирования по установленной форме товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

В ходе проведения административного расследования было установлено следующее.

17.02.2006 между иностранной компанией Честор Траде ЛЛК (CHESTORLLC) и ЗАО «ББПЛр» был заключен контракт N 306 на поставку судо-технического снабжения - радиолокационная станция (радар) FURUNO 117 и GPS-приемник FURUNOGP-90. Поставка данного оборудования осуществлялась на условиях СРТ Киркенес (Норвегия).

11.03.2006 000 «Победит» в порту Киркенес (Норвегия) установило на борту судна М-0366 «Оленино» вышеуказанную радиолокационную станцию FURUNOFR-2117.

31.03.2006 приобретенная и установленная на борту судна М-0366 «Оленино» радиолокационная станция FURUNOFR-2117 была принята к бухгалтерскому учету ЗАО «ББПЛр».

По приходу в п. Мурманск 14.08.2006, первый российский порт после установки на борту судна М-0366 «Оленино» радиолокационной станции FURUNOFR-2117, капитаном судна М-0366 «Оленино», как представителем судовладельца, для проведения таможенного оформления и таможенного контроля судна при приходе сотрудникам Мурманской таможни для оформления транспортного средства (судна) в таможенном отношении были предоставлены стандартные документы перевозчика - генеральная декларация, грузовая декларация, декларации о судовых припасах и т.д. В генеральной декларации на приход судна М-0366 «Оленино» в п. Мурманск от 14.08.2006 было указано – запасных частей, оборудования на борту нет, ремонта за границей не производилось.

Установив в отношении ЗАО «Беломорская база переработки и лова рыбы» факт задолженности по уплате таможенных платежей и пени в связи с не декларированием по установленной форме судна М-0366 «Оленино» при ввозе его на таможенную территорию Российской Федерации после установки оборудования во время нахождения судна за пределами таможенной территории Российской Федерации, таможенный орган выставил Обществу требование №162 от 18.12.2006 с предложением уплаты таможенных платежей в общей сумме 142 131,72 руб., из которых: таможенная пошлина в сумме 30 898,2 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 111 233,52 руб., а также пеней, начисленных за период с 15.08.2006 по 18.12.2006 в сумме 6 729,94 руб., всего 148 861,66 руб. (л.д. 10-12).

Не согласившись с требованием Мурманской таможни, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 319 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает: 1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или Кодексом товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (подпункт 1 пункта 2 статьи 319 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 328 ТК РФ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги.

Согласно пункту 1 статьи 276 ТК РФ при обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенного транспортного средства таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если транспортное средство не подвергалось за пределами таможенной территории Российской Федерации операциям по переработке, за исключением, в частности, операций по ремонту, техническому обслуживанию и других подобных операций, необходимых для обеспечения его сохранности и эксплуатации, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза.

Если транспортное средство, в отношении которого производились операции по ремонту и (или) другие операции за пределами таможенной территории Российской Федерации, не подлежит освобождению от уплаты пошлин, налогов в соответствии с пунктом 1 статьи 276 ТК РФ, в отношении указанного транспортного средства применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов применительно к порядку, предусмотренному статьей 207 Кодекса в отношении взимания таможенных пошлин, налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории (пункт 2 статьи 276 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 2 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденном приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.09.2001 N 892, под судовым снаряжением понимаются предметы, за исключением запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, в том числе такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки.

Указанное Положение утверждено на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09.04.65, Лондон, участницей которой является Российская Федерация, в целях внутригосударственной реализации норм международного договора.

Таможенное оформление транспортных средств происходит (въездная и выездная декларации подаются) в соответствии с особыми правилами, предусмотренными статьей 279 ТК РФ и международными договорами (в том числе и положениями Конвенции).

По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 276 ТК РФ для таможенных целей операции по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, их переработке различны в зависимости от критериев, учитываемых при оценке наличия либо отсутствия обязанности по уплате таможенных платежей. При этом правовое значение имеет не степень переработки, а ее необходимость для обеспечения сохранности и эксплуатации транспортного средства, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза, т.е. цель произведенной операций по ремонту или техническому обслуживанию судна должна соответствовать положениям статьи 276 ТК РФ.

Таким образом, при решении вопроса о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, временно вывезенных и подвергшихся операциям по ремонту за пределами таможенной территории Российской Федерации, следует учитывать, что осуществление ремонта должно быть обусловлено необходимостью обеспечения сохранности и эксплуатации судна исключительно при осуществлении данного конкретного рейса, а также поддержания транспортного средства в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза.

В случае осуществления ремонта в целях, не соответствующих положениям статьи 276 ТК РФ, льгот по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется.

Из материалов дела следует, что судно М-0366 «Оленино» находилось в рейсе за пределами таможенной территории Российской Федерации в период с 25 марта 2004 по 14 августа 2006.

11.03.2006 000 «Победит» в порту Киркенес (Норвегия) установило на борту судна М-0366 "Оленино" радиолокационную станцию FURUNOFR-2117.

У суда нет оснований полагать, что установка указанной радиолокационной станции была обусловлена необходимостью обеспечения сохранности и эксплуатации судна в данном рейсе, а также поддержания транспортного средства в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза с учётом следующих обстоятельств.

Материалами дела установлено, что судно М-0366 «Оленино» 18.07.2006, т.е. уже после установки радиолокационной станции FURUNOFR-2117, прошло в п. Киркенес, Норвегия ежегодное освидетельствование.

Согласно ответу шведского представительства ФГУ «Российский морской регистр судоходства» №262-018.3-004506 от 27.11.2006 на запрос Мурманской таможни №04-14/18141Ф от 22.11.2006 при проведении указанного освидетельствования радиолокационная станция FURUNOFR-2117 инспектору регистра не предъявлялась, была произведена проверка только основного комплекта навигационного оборудования (л.д.31).

Данное обстоятельство подтверждается ответом Мурманского филиала ФГУ «Российский морской регистр судоходства» №150-002-17-776 от 16.03.2007 на запрос Мурманской таможни №04-15/4002ф от 14.03.2007, свидетельством на оборудование и снабжение от 18.07.2006, актом ежегодного освидетельствования радиооборудования №06.20593.262 от 18.07.2006, согласно которым радиолокационные станции судна М-0366 «Оленино» Наяда-5 и BridgeMaster-E находились в годном состоянии и соответствовали правилам по оборудованию морских судов, установка третьей радиолокационной станции на судно М-0366 «Оленино» не требуется (л.д.49-57).

Таким образом, у Общества отсутствовала практическая необходимость в установке радиолокационной станции FURUNOFR-2117 с целью обеспечения сохранности и эксплуатации судна, установка указанной радиолокационной станции была произведена Обществом сверх обязательного комплекта оборудования.

Более того, судно М-0366 «Оленино» пришло в порт Мурманск, имея на борту три радиолокационных станции - Наяда-5, BridgeMaster-E и FURUNOFR-2117, т.е. в улучшенном техническом состоянии, чем оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза. Радиолокационная станция BridgeMaster-E была списана Обществом с основных средств предприятия только 14.02.2007, т.е. не только после прихода судна в порт Мурманск, но и после выставления оспариваемого требования Мурманской таможней.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о том, что установка радиолокационной станции FURUNOFR-2117 была вызвана необходимостью обеспечения сохранности и эксплуатации транспортного средства, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза, опровергаются материалами дела и не основаны на нормах таможенного законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Радиолокационная станция FURUNOFR-2117 на момент прибытия в порт Мурманск не могла быть отнесена к составной части судового снаряжения.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей (статья 350), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 352 настоящего Кодекса.

При неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени (пункт 1 статьи 349 ТК РФ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.

Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных платежей и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком, и об основаниях выставления требования. Форма требования об уплате таможенных платежей устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Таким образом, выявив наличие задолженности по таможенным платежам, Мурманская таможня правомерно направила в адрес Общества требование с предложением уплаты недоимки по таможенным платежам и начисленным на неё пеням.

Методика расчета таможенных платежей заявителем не оспаривается.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что основания для признания недействительным требования таможни об уплате таможенных платежей №162 от 18.12.2006, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 168 - 170, 201, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

р е ш и л:

в удовлетворении требования закрытого акционерного общества «Беломорская база переработки и лова рыбы» о признании недействительным требования Мурманской таможни от 18.12.2006 №162 отказать.

Решение может быть обжаловано в суды апелляционной и кассационной инстанций.

Судья Соломонко Л.П..