ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-6324/18 от 20.06.2019 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038,

www.murmansk.arbitr.ru info@murmansk.arbitr.ru

                                         Именем  Российской  Федерации

                                                       РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                               Дело № А42-6324/2018                                                                                                                      

«20» июня 2019 года

 Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 20 июня 2019 года.

Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2019 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Кабикова Екатерина Борисовна

(при составлении протокола судебного заседания помощником судьи Лунёвой Алиной Александровной),

рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению закрытого акционерного общества «Центр информатики»,             ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Домостроительная, дом 2, офис 404, город Мурманск, Мурманская область, 183034

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 4, город Мурманск, Мурманская область, 183038

о признании недействительными требований от 23.01.2018 № 484, № 485, № 486,  № 487 и решений от 14.02.2018 № 2435, № 2436, № 2437, № 2438

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 15.03.2019 б/н, паспорт

от ответчика - ФИО2, доверенность от 22.01.2019 № 14-11/002185; ФИО3, доверенность от  05.04.2019 № 14-11/014712

        В судебном заседании в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 13 по 20 июня 2019 года.

установил:

Закрытое акционерное общество «Центр информатики» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Домостроительная, дом 2, офис 404, город Мурманск, Мурманская область, 183034) (далее - ЗАО «Центр информатики», Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: улица Комсомольская, дом 4, город Мурманск, Мурманская область, 183038) (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительными решений от 14.02.2018 № 2435, № 2436, № 2437, № 2438 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств (далее - решения о взыскании).

Определением от 15.08.2018 суд принял заявление к рассмотрению, возбудил производство по делу № А42-6324/2018.

В ходе судебного разбирательства Инспекция заявила ходатайство об объединении дел в одно производство, указав, что в производстве Арбитражного суда Мурманской области находится дело № А42-6325/2018 по заявлению                    ЗАО «Центр информатики» о признании недействительными требований № 484,             № 485, № 486, № 487 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 23.01.2018.

Основанием для применения мер принудительного взыскания налогов, пеней и санкций путём вынесения решений о взыскании от 14.02.2018 № 2435, № 2436,               № 2437, № 2438, оспариваемых заявителем в рамках дела № А42-6324/2018, явилось неисполнение налогоплательщиком в добровольном порядке требований  от 23.01.2018 № 484, № 485, № 486, № 487, оспариваемых заявителем в рамках дела № А42-6325/2018.

Поскольку и решения, и требования являются следствием вынесения одного и того же решения Инспекции от 09.11.2017 № 02.3-34/11763 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки ЗАО «Центр информатики» за 2013-2015г.г., а в качестве оснований к их оспариванию заявитель указывает нарушение налоговым органом сроков вынесения данного решения, Инспекция посчитала, что вышеуказанные дела связаны между собой по предмету и основаниям возникновения заявленных требований.

Определением от 10.12.2018 суд в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объединил с  делом № А42-6324/2018 дело № А42-6325/2018 по заявлению ЗАО «Центр информатики» о признании недействительными требований № 484, № 485, № 486, № 487 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов                     от 23.01.2018.

В обоснование требования о признании недействительными решений о взыскании от 14.02.2018 № 2435, № 2436, № 2437, № 2438 ЗАО «Центр информатики» привело следующие доводы.

23.01.2018 Обществу были выставлены требования №№ 484, 485, 486, 487 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей (далее - требования), основанием для вынесения которых послужило решение от 09.11.2017 № 02.3-34/11763, обжалованное налогоплательщиком в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - УФНС России по Мурманской области). На момент вынесения требований указанное решение в силу ещё не вступило.

Таким образом, требования от 23.01.2018 №№ 484, 485, 486, 487 являются незаконными, поскольку вынесены на основании решения, не вступившего в законную силу. Указанные требования оспариваются в Арбитражном суде Мурманской области.

В связи с неисполнением требований от 23.01.2018 №№ 484, 485, 486, 487, подлежащих безусловной отмене, Инспекцией были вынесены решения о взыскании от 14.02.2018 № 2435, № 2436, № 2437, № 2438.

02.02.2018 ЗАО «Центр информатики» получены указанные требования.

21.04.2017 получен акт от 14.04.2017 № 02.3-34/164.

22.05.2017 ЗАО «Центр информатики» представлены возражения на акт.

Дополнительные мероприятия налогового контроля (истребование документов, допрос свидетелей, проведение экспертизы) в совокупности не могут длиться дольше одного месяца, что следует из писем Минфина России                           от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426, ФНС России от 13.07.2016 № АС-4-7/12625@.

Требования и решения о взыскании являются незаконными, так как налоговым органом нарушена процедура взыскания и привлечения налогоплательщика к ответственности. Оспариваемые решения, вынесенные за пределами пресекательного срока, подлежат безусловной отмене.

Статья 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) устанавливает, что решение, в случае его обжалования, вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (её законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Таким образом, срок на представление возражений - до 22.05.2017 (с учётом того, что 21.05.2017 является выходным днём).

Десять дней на рассмотрение - до 05.06.2017; данный срок может быть продлён, но не более, чем на один месяц, то есть до 05.07.2017.

Решение по итогам выездной налоговой проверки должно быть 05.07.2017.

Пять дней на отправку решения - до 12.07.2017.

Месяц на вступление решения в силу - до 12.08.2017; с учётом подачи апелляционной жалобы, срок вступления в силу продлевается на месяц, то есть до 12.09.2017.

Срок на выставление требования - 20 дней, то есть до 10.10.2017.

Срок на получение требования - шесть дней, то есть до 18.10.2017.

Срок на добровольную оплату - восемь дней, то есть до 30.10.2017.

Пресекательный срок на принудительное взыскание - два месяца, то есть до 30.12.2017.

Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Таким образом, решение о взыскании за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика должно быть вынесено не позднее 30.12.2017. Позже указанной даты налоговый орган не вправе взыскивать в принудительном порядке, в связи с чем оспариваемые решения подлежат отмене.

Установленный законодательством пресекательный срок был нарушен. Нарушение произошло именно по вине налогового органа, поскольку в нарушение пункта 3 статьи 100 НК РФ к акту не были приложены все документы, на которых проверяющие строили свои претензии (протоколы допросов и др.).

При этом заявитель отметил, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1-2 статьи 70, статьями 46-47 НК РФ, не влечёт продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленными названными нормами закона.

Пропуск срока выставления требования не влечёт изменения порядка исчисления (увеличения) сроков принудительного взыскания налоговых платежей. В рассматриваемой ситуации сроки взыскания будут исчисляться так, как если бы требование было выставлено своевременно. Если сроки взыскания уже истекли, Инспекция утрачивает возможность взыскать задолженность (пункт 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25, пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71). Вывод о неизменности порядка исчисления сроков принудительного взыскания при пропуске, в том числе сроков направления требования сделал Пленум ВАС РФ и в пункте 32 Постановления от 30.07.2013                    № 57.

В Определении от 20.04.2017 № 790-О/2017 Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания отмены итогового решения налогового органа. Несоблюдение срока рассмотрения материалов проверки не изменяет порядка исчисления сроков для взыскания недоимки.

Об этом же ФНС России сообщает в письме от 01.02.2018 № СА-4-7/1894                «О порядке привлечения к налоговой ответственности». ФНС России категорически и чётко доводит до сведения ИФНС, что истекший срок давности восстановлению не подлежит.

Регламентируя продолжительность проведения выездных налоговых проверок, законодатель исходил из принципа недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. В данном случае положения НК РФ должны применяться в своей системной совокупности, что означает незаконность действий налогового органа по направлению решения о принудительном взыскании за пределами срока и не предоставление налогоплательщику законного срока на добровольную уплату налога.

Кроме того, налоговым органом не учтена переплата при выставлении требований и вынесении оспариваемых решений. Таким образом, суммы налогов взыскиваются повторно, что налоговым законодательством запрещено.

Взыскиваемая сумма превышает налоговые обязанности Общества, в связи с чем оспариваемые решения являются незаконными.

В заявлении о признании недействительными требований от 23.01.2018                   № 484, № 485, № 486,  № 487 Обществом приведены доводы, аналогичные доводам, изложенным в заявлении о признании недействительными решений о взыскании  от 14.02.2018 № 2435, № 2436, № 2437, № 2438.

27.09.2018 Инспекция представила в суд мотивированный отзыв на заявление (исх. от 27.09.2018 № 14-24/044241 - том 1 л.д. 61, 62), в котором просила в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать по следующим основаниям.

09.11.2017 Инспекцией вынесено решение № 02.3-34/11763 о привлечении ЗАО «Центр информатики» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На основании указанного решения Инспекцией сформированы требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 23.01.2018 №№ 484, 485, 486, 487 сроком исполнения до 13.02.2018.

Поскольку в установленный срок требования от 23.01.2018 №№ 484, 485, 486, 487 заявителем исполнены не были, 14.02.2018 Инспекцией в порядке статьи 46 НК РФ приняты решения о взыскании №№ 2435, 2436, 2437, 2438.

Указанные решения направлены налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи и согласно извещению о получении электронного документа получены Обществом 15.02.2018.

Таким образом, поскольку решения о взыскании от 14.02.2018 №№ 2435, 2436, 2437, 2438 соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах, оснований для их отмены не имеется.

Иные доводы заявителя по существу сводятся к несогласию с процедурами вынесения Инспекцией решения от 09.11.2017 № 02.3-34/11763 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, и требований от 23.01.2018 №№ 484, 485, 486, 487.

Правомерность вынесения решения от 09.11.2017 № 02.3-34/11763 рассматривается Арбитражным судом Мурманской области в рамках дела                         № А42-3495/2018, проверка законности требований - в рамках дела                                № А42-6325/2018. 

В отзыве на заявление о признании недействительными требований                         от 23.01.2018 № 484, № 485, № 486,  № 487 (исх. от 27.09.2018 № 14-24/044244 - том 4 л.д. 73-76) Инспекция выразила несогласие с доводом заявителя о том, что оспариваемые требования выставлены на основании решения, не вступившего в законную силу.

09.11.2017 Инспекцией вынесено решение № 02.3-34/11763 о привлечении ЗАО «Центр информатики» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Мурманской области, по результатам рассмотрения которой решением                             от 22.01.2018 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Таким образом, с учётом положений пункта 9 статьи 101, пункта 3 статьи 101.2 НК РФ, решение от 09.11.2017 № 02.3-34/11763 вступило в силу 22.01.2018.

23.01.2018 Инспекция выставила требования № 484, № 485, № 486,  № 487 сроком исполнения до 13.02.2018.

Таким образом, оспариваемые требования вынесены на основании вступившего в силу решения налогового органа в пределах установленного НК РФ срока, соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.

Относительно довода заявителя о пропуске налоговым органом пресекательного срока для принятия решений о взыскании сумм недоимки, пеней, штрафа, установленного статьёй 46 НК РФ, Инспекция указала следующее.

По мнению заявителя, с учётом совокупности сроков, предусмотренных НК РФ для проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, вынесения и вступления в силу решения по результатам выездной налоговой проверки, крайний срок для выставления требования об уплате - 10.10.2017, для принятия решения о взыскании - 30.12.2017.

Как следует из материалов дела, выездная налоговая проверка ЗАО «Центр информатики», с учётом пунктов 6, 8, 9 статьи 89 НК РФ, проведена в период                         с 06.10.2016 по 13.02.2017. По её результатам Инспекцией в установленный законодательством срок составлен акт налоговой проверки от 14.04.2017                            № 02.3-34/164. 

Предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ сроки на принятие решений о взыскании или на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пеней, штрафа) исчисляются с момента истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что несоблюдение налоговым органом при совершении определённых действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьёй 70 НК РФ, не влечёт изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Принимая во внимание вышеприведённые нормы законодательства, предельный срок на вынесение решения о взыскании доначисленных Обществу сумм в принудительном порядке включает в себя:

- 5 дней на вручение (направление) акта;

- 6 дней на его получение;

- 1 месяц на представление возражений (пункты 5, 6 статьи 100 НК РФ);

- 10 дней на рассмотрение материалов проверки;

- 1 месяц на продление рассмотрения материалов проверки;

- 1 месяц на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 1 статьи 101 НК РФ);

- 10 дней на представление возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля;

- 10 дней на рассмотрение возражений и вынесение решения (пункты 1, 6.1 статьи 101 НК РФ);

- 5 дней на направление решения;

- 6 дней на его получение (пункт 9 статьи 101 НК РФ);

- 1 месяц на апелляционное обжалование (пункт 2 статьи 139.1 НК РФ);

- 3 дня на направление апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган (пункт 1 статьи 139.1 НК РФ);

- 1 месяц на рассмотрение апелляционной жалобы;

- 1 месяц на продление срока рассмотрения апелляционной жалобы (пункт 6 статьи 140 НК РФ);

- 20 дней на выставление требования (пункт 2 статьи 70 НК РФ);

- 6 дней на его вручение;

- 8 дней на его исполнение (пункты 4, 6 статьи 69 НК РФ);

- 2 месяца на вынесение решения о взыскании (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Таким образом, срок на выставление Обществу требования об уплате доначисленных сумм по результатам выездной налоговой проверки - не позднее 08.02.2018 (со сроком исполнения не позднее 01.03.2018), срок вынесения решения о взыскании - не позднее 03.05.2018. 

При этом налоговый орган отметил, что срок направления требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа не является пресекательным. Пропуск налоговым органом срока, определённого статьёй 70 НК РФ, не влечёт изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учётом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 НК РФ, не является основанием для признания требования недействительным.

Относительно довода заявителя о том, что Инспекцией не учтена переплата при выставлении оспариваемых требований, налоговый орган указал, что у                      ЗАО «Центр информатики» имелась переплата по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 250 971 руб. и в бюджеты субъектов Российской Федерации в сумме 861 874 руб. В связи с этим на основании статьи 78 НК РФ налоговым органом самостоятельно приняты решения о зачёте указанных сумм в счёт задолженности, числящейся по результатам выездной налоговой проверки (решения о зачёте от 13.02.2018 №№ 83, 84).

13.02.2019 извещением № 1593 ЗАО «Центр информатики» сообщено о принятых решениях о зачёте, и согласно извещению о получении электронного документа получено налогоплательщиком 16.02.2018.

Решения о взыскании от 14.02.2018 №№ 2435, 2436, 2437, 2438, вынесенные в связи с неисполнением заявителем обязательств, предусмотренных оспариваемыми требованиями, приняты на общую сумму 64 080 483 руб. 26 коп., то есть с учётом произведённых зачётов (65 193 328 руб. 26 коп. - 861 874 руб. - 250 971 руб.).

В судебном заседании 22.10.2018 представитель Общества представила возражения на отзывы налогового органа (том 3 л.д. 2-7, том 4 л.д. 89-94), в которых заявителем приведён расчёт  предельного срока на взыскание недоимки по оспариваемым решениям о принудительном взыскании. Согласно представленному расчёту срок вынесения решений на принудительное взыскание задолженности закончился 09.01.2018.

14.11.2018 Инспекция представила отзывы на возражения Общества (исх.                   от 12.11.2018 № 14-24/052834 - том 3 л.д. 48-52, том 4 л.д. 135-140), в которых указала, что расчёт сроков, приведённых заявителем в своих возражениях, ошибочен и основан на неверном толковании норм материального права. В отзывах Инспекция привела свой расчёт продолжительности сроков совершения действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля. При этом налоговый орган обратил внимание суда на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 № 239-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы АО «Приокский завод цветных металлов» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 101 НК РФ», которое разграничивает продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки на основании пункта 1 статьи 101 НК РФ и сроки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ, что подтверждает ошибочность довода заявителя об отождествлении сроков по №№ 4, 5 таблицы налогового органа «Продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки», «Проведение мероприятий дополнительного контроля».

Также налоговый орган указал, что при рассмотрении материалов налоговой проверки, в том числе с учётом проведения дополнительных мероприятий, Общество неоднократно заявляло ходатайства о продлении сроков рассмотрения материалов проверки, о назначении мероприятий дополнительного контроля, об отложении даты рассмотрения материалов проверки, о предоставлении дополнительного времени на ознакомление с материалами проверки.

В целях реализации этого права 19.05.2017 налогоплательщиком были представлены возражения на акт проверки. 

Вместе с тем, 30.05.2017 (за пределами срока, предусмотренного пунктом 6 статьи 100 НК РФ) налогоплательщиком представлены дополнительные возражения на акт от 14.04.2017, а 31.05.2017 при рассмотрении материалов налоговой проверки представитель ЗАО «Центр информатики» ходатайствовал о продлении срока рассмотрения материалов проверки в связи с намерением представить к 14.06.2017 дополнительные документы в обоснование своей позиции, о чём имеется запись в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 31.05.2017.

31.05.2017 решением Инспекции № 02.3-34/95 срок рассмотрения материалов налоговой проверки продлён до 16.06.2017, что соответствует нормам пункта 1 статьи 101 НК РФ.

13.06.2017 налогоплательщик вновь представил в Инспекцию дополнения к уже имеющимся возражениям, а 14.06.2017 направил в адрес налогового органа ходатайство о назначении мероприятий дополнительного контроля.

19.06.2017 в целях полного и всестороннего рассмотрения возражений и документов, представленных заявителем в качестве дополнений, Инспекцией вынесено решение № 105 о проведении мероприятий дополнительного контроля.

15.08.2019 состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки, в ходе которого ЗАО «Центр информатики» вновь были представлены дополнительные возражения и заявлено устное ходатайство о продлении сроков материалов проверки.

16.08.2017 по ходатайству налогоплательщика Инспекцией было вынесено решение № 02.3-34/165  о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 28.08.2017.

29.08.2017 Инспекцией принято решение № 180 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 29.09.2017 в связи с тем, что налогоплательщиком были снова представлены дополнительные возражения № 2391 от 25.08.2017, № 2411 от 28.08.2017, № 2393/1 от 28.08.2017.

Проведя мероприятия, необходимые для достоверного установления наличия признаков состава налогового правонарушения, Инспекция вызвала налогоплательщика для рассмотрения материалов налоговой проверки на 17.10.2017, однако от ЗАО «Центр информатики» поступило ходатайство о назначении другой даты в связи с невозможностью присутствия при процессуальных действиях ответственного лица налогоплательщика.

Во избежание затягивания сроков вынесения решения по результатам проверки 11.10.2017 письмом № 02.3-34/050197 в удовлетворении ходатайства было отказано, налогоплательщику сообщено, что рассмотрение материалов проверки состоится 17.10.2017.

29.09.2017 во исполнение пункта 2 статьи 101 НК РФ налоговый орган ознакомил представителя ЗАО «Центр информатики» с материалами мероприятий дополнительного контроля, однако в связи с тем, что после этой даты поступили новые документы (в общем объёме около 805 листов), 16.10.2017 налогоплательщик был приглашён на 19.10.2017 для ознакомления с материалами, полученными после 29.09.2017, и на 20.10.2017 для рассмотрения материалов проверки с учётом проведённых дополнительных мероприятий.

19.10.2017 после ознакомления с названными материалами ЗАО «Центр информатики» заявлено ходатайство о предоставлении дополнительного времени для ознакомления с ними и представления возражений.

20.10.2017 при рассмотрении материалов налоговой проверки налогоплательщиком заявлено ходатайство о продлении срока рассмотрения материалов в связи с намерением представить дополнительные возражения.

23.10.2017 и 24.10.2017 по ходатайству налогоплательщика представитель ЗАО «Центр информатики» ознакомлен с материалами проверки с применением средств фотофиксации.

24.10.2017 от налогоплательщика поступило ходатайство о предоставлении дополнительного времени на обжалование результатов экспертизы и представление возражений, в результате дата рассмотрения материалов проверки перенесена на 08.11.2017.

08.11.2017 в присутствии представителя заявителя состоялось рассмотрение материалов налоговой проверки, в ходе которого от налогоплательщика вновь поступило ходатайство о переносе даты рассмотрения материалов.

В связи с тем, что налогоплательщик в полном объёме воспользовался правом на представление возражений и изложение своей правовой позиции, Инспекцией принято решение об отказе в переносе названного срока.

09.11.2017 Инспекцией вынесено решение № 02.3-34/11763 о привлечении ЗАО «Центр информатики» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В судебном заседании 15.11.2018 представитель Общества представила возражения на отзыв налогового органа (том 3 л.д. 145-152, том 5 л.д. 79-86), в которых заявитель выразил несогласие с произведённым налоговым органом расчётами. При этом налогоплательщик указал, что в пункте 3 «Рассмотрение материалов налоговой проверки» и в пункте 7 «Рассмотрение материалов налоговой проверки с учётом проведённых дополнительных материалов налогового контроля» расчёта Инспекция два раза суммирует срок на принятие решения по проверке. Также налоговый орган учитывает срок на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля отдельно от срока рассмотрения материалов проверки, что является неправомерным.

Из анализа разъяснений, содержащихся в письмах Минфина России                         от 09.02.2010 № 03-02-07/1-51, от 12.09.2016 № 03-02-08/53322, письме ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355, следует, что продление рассмотрения материалов проверки и назначение дополнительных мероприятий налогового контроля не являются обязательной стадией процесса привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и проводятся при наличии веских оснований и в исключительных случаях. То же самое относится и к возможности продления срока рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика. Так как в ходе рассмотрения материалов проверки налоговый орган воспользовался своим правом на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля и продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки, данный срок учтён в таблице расчёта. При этом на страницах 6, 7 возражений заявитель привёл уточнённый расчёт  предельного срока на взыскание недоимки по оспариваемым решениям о принудительном взыскании.

06.12.2018 Общество представило в суд контррасчёт пресекательного срока (том 4 л.д. 3-6, 12-19, том 5 л.д. 106-109, 115-122).

Учитывая, что на странице 7 заявлений о признании оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными содержится довод заявителя о том, что налоговым органом не учтена переплата при выставлении требований и вынесении решений о взыскании, в связи с чем суммы налогов взыскиваются повторно, суд определением от 10.12.2018 отложил судебное разбирательство на 17.01.2019, обязав заявителя дополнительно обосновать довод о том, что налоговым органом при выставлении требований и вынесении оспариваемых решений не учтена переплата; указать, переплата по каким налогам и в каком размере не учтена налоговым органом; заявленный довод подтвердить документально.

Инспекцию суд обязал, с учётом пояснений заявителя, оценить довод о повторном взыскании налогов; представить выписки из лицевого счёта заявителя в отношении налогом, пеней и штрафов, в отношении которых производится их принудительное взыскание.

В судебном заседании 17.01.2019 представитель ЗАО «Центр информатики» представила уточнённый расчёт пресекательного срока на взыскание недоимки с пояснениями, а также сведения о несоответствии оспариваемых требований и решений налогового органа действительной налоговой обязанности Общества             (том 6 л.д. 1-9).

Представители Инспекции в судебном заседании 17.01.2019 представили отзыв на возражения налогоплательщика (исх. от 17.01.2019 № 14-24/001330 - том 7 л.д. 36-41), содержащий уточнённый расчёт сроков совершения действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля. Также представители Инспекции представили суду копию уведомления о произведённом зачёте                       от 13.02.2018 № 1593 и данные о налоговых обязательствах заявителя по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в Федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В целях установления фактических обстоятельств по делу, выяснения фактических обязательств налогоплательщика на дату вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, суд протокольным определением от 17.01.2019 отложил судебное разбирательство на 14.02.2019, обязав Инспекцию представить суду:

        - доказательства направления заявителю уведомления о произведённом зачёте от 13.02.2018 № 1593;

       - сведения об имеющихся у налогоплательщика переплатах по налогам и сборам по состоянию на 09.11.2017 (на день вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), на 22.01.2018, на 23.01.2018 (на день выставления оспариваемых требований) и на 14.02.2018 (на день вынесения оспариваемых решений о взыскании);

        - сведения о том, каким образом налоговым органом учтены переплаты на каждую дату - 09.11.2017, 22.01.2018, 23.01.2018, 14.02.2018; сведения подтвердить документально;

        - оценить доводы заявителя, приведённые в пояснениях по делу, представленных в судебном заседании 17.01.2019.

        08.02.2019 заявитель направил в суд пояснения по порядку расчёта пресекательного срока на взыскание недоимки, а также относительно затягивания налоговым органом сроков проведения контрольных мероприятий и относительно несоответствия оспариваемых требований и решений действительной налоговой обязанности Общества (том 7 л.д. 67-79). По мнению заявителя, представленный налоговым органом 17.01.2019 табличный расчёт пресекательного срока является неверным, поскольку налоговым органом неправомерно включены:

        - срок на отправку акта почтой (пункт 2 таблицы), так как акт почтой не направлялся; в акте отсутствует отметка о том, что налогоплательщик уклонялся от его получения;

        - неправильно исчислен срок на рассмотрение материалов проверки и вынесения решения (пункты 4, 5); данный срок, согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ, максимально составляет 1 месяц, а не 1 месяц и 10 дней;

        - срок на отправку решения почтой (пункт 10 таблицы), так как решение почтой не направлялось; в материалах дела отсутствуют доказательств того, что налогоплательщик уклонялся от его получения;

        - продление срока рассмотрения апелляционной жалобы (пункт 14), так как данное мероприятие не проводилось.

        В судебном заседании 14.02.2019 представитель заявителя представил суду доказательства направления налоговым органом в адрес ЗАО «Центр информатики» решения от 09.11.2017 № 02.3-34/11763 и получения решения 17.11.2017; копию заявления от 16.01.2019 на получение решений о зачёте излишне уплаченных сумм налогов от февраля 2018 года; копию справки № 266389 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 03.07.2018; копию квитанции о приёме первичной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2017 год.

        Представители Инспекции, в свою очередь, представили доказательства направления извещения о принятом налоговым органом решении о зачёте                          от 13.02.2018 № 1593; сведения о состоянии расчётов на 09.11.2017, 22.01.2018, 23.01.2018,14.02.2018.

В целях установления фактических обстоятельств по делу, выяснения фактических обязательств налогоплательщика на дату вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, суд протокольным определением от 14.02.2019 отложил судебное разбирательство на 27.03.2019, обязав Инспекцию представить суду:

        - сведения о том, каким образом налоговым органом учтены переплаты, образовавшиеся по состоянию на 09.11.2017 (на день вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), на 22.01.2018, на 23.01.2018 (на день выставления оспариваемых требований) и на 14.02.2018 (на день вынесения оспариваемых решений о взыскании); представленные сведения подтвердить документально;

        - оценить доводы заявителя, приведённые в пояснениях по делу, представленных в судебном заседании 17.01.2019 и в поступивших в суд 08.02.2019; письменно выразить свою позицию по делу.

        Заявителя суд обязал, с учётом представленных налоговых органом документов и сведений, сформировать свою правовую позицию в окончательном виде.  

19.03.2019 Инспекция представила отзыв на возражения (исх. от 15.03.2019                 № 14-24/022186 - том 7 л.д. 116-118), в котором налоговый орган указал сведения о состоянии расчётов ЗАО «Центр информатики» с бюджетом (данные КРСБ) по состоянию на 09.11.2017, на 22.01.2018, на 23.01.2018, на 13.02.2018, на 14.02.2018.

25.03.2019 и 26.03.2019 ЗАО «Центр информатики» представило дополнительные пояснения по порядку расчёта пресекательного срока на взыскание недоимки, а также относительно несоответствия оспариваемых требований и решений действительной налоговой обязанности Общества (том 7 л.д. 123-134, том 8 л.д. 1-23).

В судебном заседании 27.03.2019 представители Инспекции дали пояснения относительно информации, отражённой в возражениях на отзыв исх. от 15.03.2019                 № 14-24/022186. Указали, что на второй странице отзыва допущена опечатка в части указания вида налога, пени которого в сумме 5 320 руб. зачтены в счёт уплаты задолженности по транспортному налогу, а именно: вместо «из переплаты по пеням по налогу на имущество о зачёте в уплату задолженности по транспортному налогу - 5 320 руб. (№ 207 от 13.02.2018)» следует читать: «из переплаты по пеням по транспортному налогу о зачёте в уплату задолженности по транспортному налогу - 5 320 руб. (№ 207 от 13.02.2018)». Также в отзыве в составе переплаты по состоянию на 13.02.2018 ошибочно не указана переплата по НДФЛ в сумме 662 876 руб. 54 коп., которая указана по состоянию на 23.01.2018 и на 14.02.2018.

В целях установления фактических обстоятельств по делу, выяснения фактических обязательств налогоплательщика на дату вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, суд протокольным определением от 27.03.2019 отложил судебное разбирательство на 16.04.2019, обязав Инспекцию представить суду и заявителю письменные пояснения о том:

        - в связи с чем произошло уменьшение размера переплаты по налогу на прибыль организаций (бюджеты субъектов РФ) с суммы 1 192 286 руб., числящейся по данным КРСБ по состоянию на 09.11.2017, до суммы 861 874 руб. по данным КРСБ по состоянию на 22.01.2018;

        - в связи с чем в отзыве (исх. от 15.03.2019 № 14-24/011286) по состоянию на 09.11.2017 указано на наличие переплаты по пени по НДС в сумме 22 255 руб.                 39 коп., в то время как на третьей странице сведений о состоянии расчётов на 09.11.2017 указано на наличие переплаты по пеням по НДС в сумме 22 649 руб.                57 коп. (представлены налоговым органом в судебном заседании 14.02.2019 - том 7 л.д. 94).  

        Также суд предложил Инспекции оценить представленный заявителем порядок расчёта пресекательного срока на взыскание недоимки.

        10.04.2019 Инспекция после выявления в судебном заседании 27.03.2019 ряда технических ошибок, содержащихся в отзыве от 15.03.2019, представила в суд уточнённый отзыв по делу (исх. от 09.04.2019 № 14-24/015368 - том 8 л.д. 94, 95), содержащий сведения относительно сумм переплат, имеющихся у налогоплательщика, содержащиеся в КРСБ по состоянию на 09.11.2017, на 22.01.2018, на 23.01.2018, на 13.02.2018, на 14.02.2018.

        Также в уточнённом отзыве Инспекция указала, что, как дословно следует из письма Минфина России от 12.09.2016 № 03-02-08/53322, на которое ссылается заявитель в обоснование своей позиции, «максимальный срок для принятия решения, указанного в п. 7 ст. 101 НК РФ, складывается из суммы следующих сроков: 10 рабочих дней, одного месяца, на который может быть продлён десятидневный срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля и принятия по итогам их рассмотрения соответствующего решения, и одного месяца проведения дополнительных мероприятий налогового контроля».

        Данный расчёт срока полностью аналогичен расчёту срока, приведённому в пунктах 4, 5 таблицы (отзыв от 17.01.2019 исх. № 14-24/001330).

        Возражая против доводов ЗАО «Центр информатики» о недопустимости включения сроков на отправку акта проверки и решения почтой при условии получения их нарочно, а также учёта срока на продление рассмотрения апелляционной жалобы в случае фактического не проведения данной процедуры, Инспекция в очередной раз сослалась на пункт 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и на разъяснения, данные в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», указав, что при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

        11.04.2019 и 15.04.2019 ЗАО «Центр информатики» представило дополнительные пояснения по делу (том 8 л.д. 98-101, 108-113).

        В судебном заседании представитель ЗАО «Центр информатики» представил возражения на уточнённый отзыв Инспекции (том 8 л.д. 119-124), выразив своё мнение относительно произведённых налоговым органом зачётов от 30.11.2017,                 от 13.02.2018, а также указав, что налоговый орган дважды взыскал один и тот же НДС за 3 квартал 2017 года с первым сроком уплаты.

        С учётом заявленных Обществом возражений, суд протокольным определением от 16.04.2019 отложил судебное разбирательство на 16.05.2019, обязав заявителя указать суммы налогов, пеней и штрафов, подлежащих отражению в оспариваемых решениях от 14.02.2018 №№ 2435, 2436, 2437, 2438, с учётом всех доводов, приведённых в ходе судебного разбирательства, в том числе довода о двойном взыскании НДС.

        Инспекцию суд обязал оценить доводы, изложенные заявителем в представленных в материалы дела 11.04.2019, 15.04.2019 письменных пояснениях и в представленных в судебном заседании 16.04.2019 возражениях на уточнённый отзыв Инспекции от 09.04.2019 № 14-24/015368.

        08.05.2019 Инспекция представила письменные пояснения по делу (исх.                 от 29.04.2019 № 14-24/018767 - том 9 л.д. 1, 2), содержащие возражения против доводов заявителя, в том числе довода о двойном взыскании НДС.   

        14.05.2019 ЗАО «Центр информатики» представило пояснения по делу (том 9 л.д. 14-20, 38-41), содержащие расчёт пресекательного срока на взыскание недоимки с учётом предельных сроков, предусмотренных НК РФ, а также сведения о несоответствии оспариваемых требований и решений действительной налоговой обязанности Общества.

        Также 14.05.2019 ЗАО «Центр информатики» направило в суд ходатайство об отложении судебного заседания, в обоснование которого указало, что 18.04.2019 УФНС России по Мурманской области было принято решение № 189 по жалобе ЗАО «Центр информатики» на решение Инспекции ФНС России по г. Мурманску от 12.02.2018 № 38339 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и на решение от 12.02.2018 № 415 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению. Согласно решению УФНС России по Мурманской области решение Инспекции  от 12.02.2018 № 415 отменено и налоговому органу поручено возместить Обществу НДС в размере 411 788 руб. за 1 квартал 2017 года. Данный срок входит в расчёт налоговых обязательств, указанных в оспариваемых требованиях и решениях.

        При этом заявитель указал, что 29.04.2019 налоговым органом в рамках настоящего дела был представлен отзыв исх. № 14-24/018767 относительно соответствия оспариваемых требований и решений действительной налоговой обязанности Общества. Однако, в данном отзыве налоговый орган не упоминает о том, что у Общества имелась переплата в размере 411 788 руб., несмотря на то, что УФНС России по Мурманской области уже было вынесено решение по жалобе Общества. В настоящий момент налоговому органу направлен запрос о состоянии расчётов, ответ до настоящего времени не получен.

        Представитель ЗАО «Центр информатики» в судебное заседание 16.05.2019 не явился. 

        Явившиеся в судебное заседание представители Инспекции против отложения судебного заседания по заявленному Обществом основанию возражали, указав, что законность оспариваемых решений проверяется судом на момент их вынесения.

        Вместе с тем, учитывая неявку в судебное заседание представителя заявителя, наличие от него ходатайства об ознакомлении с материалами дела и неисполнение заявителем протокольного определения суда от 16.04.2019, суд, в целях соблюдения принципа процессуального равенства всех перед законом и судом, определением от 16.05.2019 отложил судебное разбирательство на 13.06.2019, повторно обязав заявителя указать суммы налогов, пеней и штрафов, подлежащих отражению в оспариваемых решениях от 14.02.2018 №№ 2435, 2436, 2437, 2438, с учётом всех доводов, приведённых в ходе судебного разбирательства, в том числе довода о двойном взыскании НДС.

        В судебном заседании 13.06.2019 представитель ЗАО «Центр информатики» просил суд признать оспариваемые требования и решения недействительными по основанию пропуска налоговым органом предельного срока на их вынесение. При этом представитель заявителя, с учётом полученных от налогового органа разъяснений, указал на отсутствие со стороны ЗАО «Центр информатики» на дату проведения судебного заседания каких-либо возражений по суммам, отражённым в оспариваемых требованиях и решениях.

        Представители Инспекции в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, указав, что налоговым органом не пропущены предельные сроки вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, подлежащие исчислению в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

        В ходе рассмотрения спора и исследования материалов дела представители сторон указали, что дополнений, замечаний к материалам дела, а также иных доказательств по делу не имеется. На наличие других доказательств по делу, которые не могли быть представлены в суд первой инстанции по объективным причинам, представители сторон не ссылались, ходатайств об истребовании доказательств от представителей сторон при рассмотрении дела не поступило,         в связи с чем дело рассмотрено по имеющимся материалам.

Судом установлено, что в период с 06.10.2016 по 16.02.2017 Инспекцией на основании решения начальника ИФНС России по г. Мурманску от 06.10.2016                     № 02.3-34/191 проведена выездная налоговая проверка ЗАО «Центр информатики» по всем налогам и сборам за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

Решением УФНС России по Мурманской области от 06.12.2016 № 62 о продлении срока проведения выездной налоговой проверки проверка ЗАО «Центр информатики» выездная налоговая проверка была продлена с 06.12.2016 по 30.12.2016.

Решением от 27.12.2016 о приостановлении выездной налоговой проверки ЗАО «Центр информатики» выездная налоговая проверка приостановлена с 27.12.2016.

Решением от 13.02.2017 № 18 о возобновлении выездной налоговой проверки ЗАО «Центр информатики» выездная налоговая проверка возобновлена с 13.02.2017.

По окончании выездной налоговой проверки Инспекцией составлена справка о проведённой выездной налоговой проверке от 16.02.2017 № 4.

14.04.2017 Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки                           № 02.3-34/164.

После оформления акта выездной налоговой проверки ЗАО «Центр информатики» представило в налоговый орган:

- письменные возражения от 19.05.2017 б/н (вх. № 26984 от 22.05.2017);

- дополнения к возражениям от 30.05.2017 № 1766 (вх. № 29574                                  от 31.05.2017);

- дополнения к возражениям от 13.06.2017 № 18916 (вх. № 032706                           от 14.06.2017);

- дополнения к возражениям от 15.08.2017 б/н (вх. № 44580 от 15.08.2017);

- дополнения к возражениям от 25.08.2017 № 2391 (вх. № 46460                            от 25.08.2017);

- дополнения к возражениям от 25.08.2017 № 2393/1 (вх. № 46619                              от 28.08.2017);

- дополнения к возражениям от 28.08.2017 № 2411 (вх. № 46649                                  от 28.08.2017);

- дополнения к возражениям от 13.10.2017 б/н (вх. № 55222 от 16.10.2017);

- дополнения к возражениям от 13.10.2017 № 2549 (вх. № 59645                                от 07.11.2017);

- дополнения к возражениям от 07.11.2017 № 2616 (вх. № 59644 от 07.11.2017).

Возражения на акт выездной налоговой проверки (от 19.05.2017 б/н,                          вх. № 26984 от 22.05.2017) представлены налогоплательщиком в срок, установленный пунктом 6 статьи 100 НК РФ.

Рассмотрение акта и материалов выездной налоговой проверки назначено на 24.05.2017.

Обществом представлено ходатайство от 16.05.2017 № 1577 о переносе даты рассмотрения на более поздний срок.

В адрес налогоплательщика направлено уведомление от 16.05.2017 № 8214 о вызове для рассмотрения материалов по акту на 31.05.2017.

Акты и материалы выездной налоговой проверки рассмотрены 31.05.2017 в присутствии представителей Общества, составлен протокол заседания комиссии                     от 31.05.2017 б/н.

В ходе рассмотрения акта и материалов выездной налоговой проверки от налогоплательщика поступили ходатайство от 31.05.2017 о продлении срока рассмотрения акта и материалов проверки и дополнения к возражениям                            по акту налоговой проверки от 30.05.2017 № 1766.

31.05.2017 заместителем начальника Инспекции было принято решение                   № 02.3-34/95 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 16.06.2017.

Рассмотрение акта и материалов выездной налоговой проверки назначено на 16.06.2017.

14.06.2017 Общество представило ходатайство о рассмотрении материалов налоговой проверки без участия представителя ЗАО «Центр информатики».

Акты и материалы выездной налоговой проверки рассмотрены 16.06.2017, составлен протокол от 16.06.2017 б/н.

19.06.2017 заместителем начальника Инспекции принято решение                                     № 02.3-34/105 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 19.07.2017. Указанное решение вручено представителю ЗАО «Центр информатики» 21.06.2017.

Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган от 11.07.2017   № 8783 для ознакомления с материалами проверки получено руководителем                 ЗАО «Центр информатики» 14.07.2017.

ЗАО «Центр информатики» ознакомлено с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля 19.07.2017 и 02.08.2017, о чём составлены соответствующие протоколы.

Извещением от 30.06.2017 № 8691 налогоплательщик приглашён в Инспекции на 15.08.2017 на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки.

Акт, материалы выездной налоговой проверки и материалы, полученные в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрены 15.08.2017 в присутствии представителей ЗАО «Центр информатики».

В ходе рассмотрения материалов проверки от налогоплательщика поступило ходатайство о продлении сроков рассмотрения возражений (протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 15.08.2017 б/н), составлен протокол заседания комиссии от 15.08.2017 б/н.

Перед рассмотрением материалов проверки налогоплательщик был ознакомлен с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля,                    о чём составлен протокол от 15.08.2017 б/н.

В ходе рассмотрения материалов проверки от налогоплательщика поступили дополнения к возражениям от 15.08.2017 б/н (вх. № 44580 от 15.08.2017) и ходатайство о продлении сроков рассмотрения материалов проверки.

16.08.2017 заместителем начальника Инспекции вынесено решение                          № 02.3-34/165 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

Извещением от 16.08.2017 № 02.3-34/262 налогоплательщик приглашён в Инспекцию на 28.08.2017 на рассмотрение дополнительных материалов.

Акт, материалы выездной налоговой проверки и материалы, полученные в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрены 28.08.2017 в присутствии представителей ЗАО «Центр информатики».

29.08.2017 заместителем начальника Инспекции принято решение                                     № 02.3-34/180 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 29.09.2017. Указанное решение вручено представителю ЗАО «Центр информатики» 01.09.2017.

Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган от 25.09.2017              № 9481 для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий получено представителем ЗАО «Центр информатики» 25.09.2017.

ЗАО «Центр информатики» ознакомлено с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, о чём составлен протокол от 29.09.2017.

Уведомление о вызове налогоплательщика в налоговый орган от 16.10.2017              № 9689 для ознакомления с материалами дополнительных мероприятий направлено налогоплательщику по ТКС, получено 18.10.2017.

ЗАО «Центр информатики» ознакомлено с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, о чём составлен протокол от 19.10.2017.

В адрес ЗАО «Центр информатики» по ТКС направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 29.09.2017 № 9528, получено налогоплательщиком 05.10.2017.

05.10.2017 ЗАО «Центр информатики» представило ходатайство о переносе срока рассмотрения материалов налоговой проверки после 20.10.2017, в ответ на которое Инспекция в адрес налогоплательщика направила письмо от 11.10.2017               № 02.3-34/050197 об отказе в переносе срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

13.10.2017 ЗАО «Центр информатики» представило повторное ходатайство о переносе срока рассмотрения материалов налоговой проверки на 20.10.2017.

В адрес налогоплательщика по ТКС направлено уведомление от 16.10.2017               № 9678 о вызове для рассмотрения материалов по акту, получено 20.10.2017.

20.10.2017 состоялось рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, в ходе которого ЗАО «Центр информатики» заявило ходатайство о продлении срока рассмотрения проверки, заявило ходатайство об ознакомлении с материалами проверки и представления дополнительных возражений. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки было объявлено решение о продлении срока их рассмотрения, рассмотрение назначено на 24.10.2017.

20.10.2017 ЗАО «Центр информатики» в качестве приложения к возражениям на акт выездной налоговой проверки представило копию заключения специалиста № 12/10, выполненного ООО «Центр независимых экспертиз и исследований СИНТЕЗ».

24.10.2017 состоялось рассмотрение материалов проверки, согласно представленным ранее ходатайствам объявлено решение о переносе срока рассмотрения на 08.11.2017.

В адрес налогоплательщика направлено уведомление от 24.10.52017 № 9740 о вызове в Инспекцию для рассмотрения материалов выездной налоговой проверки на 08.11.2017.

ЗАО «Центр информатики» представило заявление от 03.11.2017 № 2613 о возврате изъятых документов, заявление от 08.11.2017 № 2617 о переносе даты рассмотрения материалов проверки.

08.11.2017 состоялось рассмотрение материалов проверки, в ходе которого ЗАО «Центр информатики» поддержало ходатайство о переносе срока рассмотрения материалов, а также о возврате изъятых документов.

Инспекцией принято решение об отказе в переносе срока рассмотрения материалов в связи с отсутствием основанием, так как налогоплательщик воспользовался правом представления возражений в полном объёме по материалам проверки, в том числе по дополнительным материалам налогового контроля, в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

09.11.2017 Инспекцией принято решение № 02.3-34/11763 о привлечении               ЗАО «Центр информатики» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На основании указанного решения Инспекцией в адрес налогоплательщика в порядке статьи 69 НК РФ выставлены требования № 484, № 485, № 486, № 487 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 23.01.2018,                 в соответствии с которыми ЗАО «Центр информатики» предложено в срок до 13.02.2018 уплатить суммы налогов, пени и штрафов, начисленные по решению                   от 09.11.2017 № 02.3-34/11763.

В связи с неисполнением указанных требований в установленный срок Инспекция на основании статьи 46 НК РФ 14.02.2018 вынесла решения № 2435,              № 2436, № 2437, № 2438 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств. При этом в решении № 2438                 от 14.02.2018 Инспекция предъявила к взысканию налог на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации,  в сумме 23 358 580 руб., в то время как по требованию № 484                                от 23.01.2018 было предъявлено к уплате 24 471 425 руб.

Не согласившись с вынесенными Инспекцией требованиями и решениями, Общество направило апелляционные жалобы в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Мурманской области.

Решениями УФНС России по Мурманской области от 23.04.2018 № 228,                    от 15.05.2018 № 265 жалобы Общества оставлены без удовлетворения.

Посчитав, что требования № 484, № 485, № 486, № 487 от 23.01.2018 и решения о взыскании № 2435, № 2436, № 2437, № 2438 от 14.02.2018 вынесены за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, ЗАО «Центр информатики» обратилось в арбитражный суд.

Выслушав пояснения представителя заявителя, возражения представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как указывает заявитель, на момент выставления оспариваемых требований решение Инспекции 09.11.2017 № 02.3-34/11763 не вступило в силу, что является нарушением действующего законодательства.

Данный довод заявителя не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

09.11.2017 Инспекцией вынесено решение № 02.3-34/11763 о привлечении ЗАО «Центр информатики» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Мурманской области, по результатам рассмотрения которой решением                                         от 22.01.2018 № 54 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения (том 3 л.д. 9-40).

В соответствии с пунктом 9 статьи 101 и пунктом 2 статьи 101.2 НК РФ в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

В соответствии с пунктом 3 статьи 101.2 НК РФ в случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Таким образом, решение от 09.11.2017 № 02.3-34/11763 вступило в силу 22.01.2018.

Оспариваемые требования № 484, № 485, № 486, № 487 вынесены 23.01.2018.

Согласно пункту 1 статьи 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

В силу пункта 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Пунктом 8 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требования № 484, № 485, № 486, № 487 от 23.01.2018 направлены налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи  24.01.2018, то есть в пределах срока, установленного пунктом 2 статьи 70 НК РФ.

Относительно довода заявителя о нарушении Инспекцией пресекательного срока для принятия решений о взыскании сумм недоимки, пеней, штрафов, предусмотренного статьёй 46 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее -  решение о взыскании) путём направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительный причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Таким образом, указанными положениями налогового законодательства установлен предельный срок принудительного взыскания налога.

Поскольку срок для добровольной уплаты доначисленных по результатам выездной налоговой проверки сумм налогов, пени и штрафов, установленный требованиями № 484, № 485, № 486, № 487 от 23.01.2018, истёк 13.02.2018, налоговым органом 14.02.2018 приняты решения о взыскании № 2435, № 2436,                  № 2437, № 2438, что соответствует положениям статьи 46 НК РФ.

Пунктом 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определённых действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьёй 70 НК РФ, не влечёт изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке.

Из указанных положений следует, что суд при проверке соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер по взысканию налога, пеней, штрафа учитывает данные сроки (сроки на принудительное взыскание) в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, выездная налоговая проверка ЗАО «Центр информатики», с учётом пунктов 6, 8, 9 статьи 89 НК РФ, проведена в период с  06.10.2016 по 16.02.2017. По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом в установленный пунктом 1 статьи 100 НК РФ составлен акт налоговой проверки от 14.04.2017 № 02.3-34/164.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (пункт 5 статьи 6.1 НК РФ).

Срок, определённый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признаётся в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём (пункт 6 статьи 6.1 НК РФ).

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днём, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).

Таким образом, с учётом выходных дней, акт налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику в период с 17.04.2017 по 21.04.2017, срок для направления акта по почте и получения его налогоплательщиком - с 24.04.2017 по 02.05.2017.

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Следовательно, срок для представления письменных возражений - с 03.05.2017 по 05.06.2017 (03.06.2017 и 04.06.2017 выходные дни). 

 В силу пункта 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлён, но не более чем на один месяц.

Следовательно, срок для принятия решения  - с 06.06.2017 по 20.06.2017, продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения - с 21.06.2017 по 21.07.2017. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), дополнительных мероприятий налогового контроля.

Следовательно, срок для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля - с 22.07.2017 по 22.08.2017.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части.

Следовательно, срок для представления письменных возражений по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля -                     с 23.08.2017 по 05.09.2017.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ в случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в 6.1 настоящей статьи, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи.

Следовательно, срок для принятия решения  - с 06.09.2017 по 19.09.2017.

В соответствии с пунктом 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). Указанное решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате получения решения этим лицом (его представителем). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Таким образом, с учётом выходных дней, решение должно быть вручено налогоплательщику в период с 20.09.2017 по 26.09.2017, срок для направления решения по почте и получения его налогоплательщиком - с 27.09.2017 по 04.10.2017.

Срок на обжалование решения, не вступившего в силу, - с 05.10.2017 по 07.11.2017.

В соответствии с пунктом 1 статьи 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трёх дней со дня поступления такой жалобы направить её со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Таким образом, срок для направления жалобы в вышестоящий налоговый орган - с 08.11.2017 по 10.11.2017. 

Согласно пункту 6 статьи 140 Н РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном статьёй 101 НК РФ, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы).

Следовательно, срок для рассмотрения апелляционной жалобы - с 13.11.2017 по 13.12.2017.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 НК РФ в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

Таким образом, момент вступления решения в силу 13.12.2017.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Таким образом, срок направления требований - с 14.12.2017 по 19.01.2018, срок на вручение требования - с 22.01.2018 по 29.01.2018, срок на исполнение -                 с 30.01.2018 по 08.02.2018.

Требования № 484, № 485, № 486, № 487 вынесены Инспекцией 23.01.2018.

Между тем, пропуск налоговым органом срока, определенного статьёй 70 НК РФ, не влечёт изменение предельного срока на принудительное взыскание обязательных платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учётом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 НК РФ, не является основанием признания требования недействительным.

В данном случае нарушение налоговым органом срока направления требований в адрес налогоплательщика не повлекло для него негативные последствия, поскольку требования получены Обществом до истечения срока на добровольное исполнение данных требований. Срок направления требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным.

Срок для принятия решений о взыскании, с учётом положений пункта 3 статьи 46 НК РФ, - с 09.02.2018 по 09.04.2018.

Фактически решения о взыскании № 2435, № 2436, № 2437, №2438 вынесены 14.02.2018.

При этом суд считает необходимым отметить, что в случае принятия во внимание фактических дат получения налогоплательщиком акта выездной налоговой проверки, решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также требований об уплате налога, пени, штрафа, предельный срок для принятия решений о взыскании также будет считаться соблюдённым.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых ЗАО «Центр информатика» требований № 484, № 485,                № 486, № 487 от 23.01.2018 и решений о взыскании от 14.02.2018 № 2435, № 2436, № 2437, № 2438 недействительными.

С учётом результатов рассмотрения дела судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

        Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества «Центр информатики» о признании недействительными требований № 484, № 485, № 486, № 487 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 23.01.2018 и решений                    от 14.02.2018 № 2435, № 2436, № 2437, № 2438 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску отказать.

        Решение суда может быть обжаловано в месячный срок  со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                    Е.Б. Кабикова