АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Мурманск Дело № А42- 6387/2006с
09 апреля 2007 года
резолютивная часть оглашена “27” марта 2007 г.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Асаулова М.Н., рассмотрев в закрытом судебном заседании материалы дела № А42- 6387/2006с по иску Северо-Западного территориального управления Росрезерва к ОАО «Мурманская Судоверфь» о взыскании стоимости утраченных материальных ценностей,
с участием представителей:
от истца – не участвовал (извещен),
от ответчика – ФИО1, ФИО2,
от третьих лиц – ФИО3, ФИО4,
установил:
01 сентября 2006 года в Арбитражный суд Мурманской области обратилось Северо-Западное территориальное управление Росрезерва с требованиями о взыскании с ОАО «Мурманская Судоверфь» 30 852 рублей 20 копеек - стоимости утраченных материальных ценностей государственного резерва.
Определением суда от 04 октября 2007 года по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Федеральное агентство по рыболовству, а также ФГУ «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта».
Судебное разбирательство неоднократно откладывалось, в связи с необходимостью пересылки участниками выписок из секретных документов, в том числе и представляемых суду на обозрение в судебном заседании, поскольку истец не обеспечивал явку представителей и непосредственное их участие в заседании, ссылаясь на отсутствие финансирования.
Судебное разбирательство проведено в соответствии с положениями статей 11,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в закрытом режиме с участием представителей ответчика и третьих лиц, имеющий допуск к соответствующим секретным документам.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее
26.11.2004 Северо-Западным территориальным управлением Росрезерва (далее - СЗТУ Росрезерва), являющимся правопреемником Северо-Западного окружного управления Росрезерва, как органом, осуществляющим контроль за формированием, хранением и использованием мобилизационного резерва на предприятиях, имеющих мобилизационные задания (п.п.5.3.1, 5.7 Положения о Федеральном агентстве по государственным резервам, утв. Постановлением Правительства № 373 от 23.07.2004, п. 13 Положения о Северо-Западном территориальном управлении Росрезерва, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 17.12.2004 года № 336), на основании предписания руководителя СЗТУ Росрезерва от 19.11.2004 № МРЗЗО, была проведена проверка количественного и качественного состояния материальных ценностей мобрезерва, находящихся на ответственном хранении ОАО «Мурманская судоверфь».
В результате проверки СЗТУ Росрезерва было установлено, что Открытым акционерным обществом «Мурманская судоверфь» 10 комплектов съемного (судового) оборудования стоимостью 30 852, 20 рубля были переданы судовладельцу ОАО «Мурманский траловый флот» в соответствии с Приказом Госкомрыболовства РФ № М-047 от 19.02.2003 года и предписанием ФГУ «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта».
Считая безвозмездную передачу оборудования судовладельцу противоречащей положениям статьи 23 , 40 Положения о мобилизационном резерве, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.05.1999 года № 570-27 (секретный), п. 6 ст. II, п.19 Порядка реализации и использования материальных ценностей, разбронированных из мобилизационного резерва, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.1999 года № 412-28 (секретный), СЗТУ Росрезерва обратилось в суд с иском о взыскании с ОАО «Мурманская судоверфь» стоимости переданных судовладельцу комплектов, как утраченных ценностей мобрезерва, на основании п.3 ст. 4 ФЗ «О государственном материальном резерве», ст. 12,14 Положения о мобилизационном резерве.
Ответчик исковые требования не признал, указав, что передача 10 комплектов специального съемного оборудования судовладельцу проведена по распоряжению Головного исполнителя государственного оборонного заказа на Северном бассейне – ФГУ «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта» № М-0124 от 22.04.2003 года (секретно), изданному в соответствии с разрешением Госкомрыболовства РФ (приказ № В -07 с от 31.05.1999 года (секретно)). Оформление передачи материальных ценностей мобилизационного резерва было осуществлено в соответствии с требованиями Наставления по мобилизационной подготовке водного транспорта (НМВТ – 87 (секретно)). Передача проведена актом по Ф-1 от 04.06.2003 № 1 в соответствии с Положением о мобилизационном резерве.
Позиция ответчика поддержана третьими лицами: ФГУ «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта», являющимся головным исполнителем Государственного оборонного заказа на Северном морском бассейне (т.1 л.д.113-114), а также Федеральным агентством по рыболовству - разработчиком мобилизационного задания по накоплению материалов на ОАО «Мурманская судоверфь» (т.1 л.д. 125, т.2 л.д. 48).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, ОАО «Мурманская судоверфь» является предприятием, осуществляющим ответственное хранение материальных ценностей мобилизационного резерва. Накопление материальных ценностей производилось на основании номенклатуры, утв. Приказом ЗАО «Севрыба» № М-10с (секретно) от 08.02.1999, на основании Приказа Минсельхозпрода от 01.12.1999 № В-09с (секретно).
09 июня 2001 года ОАО «Мурманская судоверфь» решением Арбитражного суда Мурманской области признано банкротом, в отношении него было открыто конкурсное производство.
Распоряжением Госкомрыболовства РФ от 02.12.2003 № В-09рг/288, согласованным с Росрезервом от 29.12.2003 № МР-2-10783 с предприятия снято задание и разрешено разбронирование всего объема накопленных материальных ценностей.
Государственный материальный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 за № 79-ФЗ (ст. 1 ч. 1 ФЗ-79).
В соответствии с Порядком реализации и использования материальных ценностей, разбронированных из мобилизационного резерва и Положением о мобилизационном резерве в порядке разбронирования, на основании договора, заключенного ответственным хранителем – ОАО «Мурманская судоверфь», территориальным управлением по Северо-Западному округу и покупателем, был произведен выпуск материальных ценностей мобилизационного резерва.
Вместе с тем, в перечень имущества, подлежащего разбронированию, включены материальные ценности, входящие в комплект специального съемного оборудования для судов, вооружаемых в целях самообороны (т.1 л.д. 92 - раздел 60 номенклатуры), в отношении которых разбронирование производится в специальном порядке, установленном Наставлением Министерства обороны СССР по мобилизационной подготовке водного транспорта (НМВТ-87), действующим в настоящее время.
В соответствии с Положением о мобилизационном резерве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.05.1997 года № 570-27, только разработчик мобилизационного задания вправе принимать решение о перемещении материалов.
Приказом разработчика мобзадания – Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству № В-07с от 31 мая 1999 года руководителям предприятий и организаций Госкомрыболовства, в том числе и ЗАО «Севрыба» ( на тот момент - головного исполнителя государственного оборонного заказа на Северном бассейне) было предписано утвердить номенклатуру материальных ценностей мобилизационного резерва, не вовлекаемых в план 1995 расчетного года (том 1 л.д. 79).
26 июля 1999 года во исполнение указанного Приказа ЗАО «Севрыба» (головным исполнителем) издан Приказ № 40-с, которым предписано руководителям судоремонтных предприятий разбронирование из мобилизационного резерва комплектов специального съемного оборудования (КССО) для переоборудования средств водного транспорта производить в соответствии с требованиями Наставления Министерства обороны СССР по мобилизационной подготовке водного транспорта (НМВТ-87) (т.1 л.д. 82-83).
Наставление (выписки т.1 л.д. 38-40, т.2 л.д. 35-36, 62-67), устанавливает порядок:
-предъявления требований Министерства обороны по мобилизационной подготовке водного транспорта;
- мобилизационной подготовки судов…, судоремонтных предприятий, имеющих мобилизационные задания на переоборудование, оборудование, вооружение судов;
- вооружения судов для самообороны;
- возвращения средств водного транспорта их прежним владельцам;
- контроля за мобилизационной подготовкой и т.п.
Наставление распространяется на средства водного транспорта на всех морских и речных бассейнах, на судостроительные и судоремонтные предприятия (ст. 3).
Статья 74 Наставления предписывает владельцам судов, вооружаемых для самообороны, … передавать соответствующим предприятиям приписки безвозмездно и в полном объеме съемное специальное оборудование… для закладки его в мобилизационный резерв.
Такое оборудование изготавливается при строительстве, модернизации или ремонте судна (статья 39 Наставления).
Разделом 7 Наставления определены обязанности предприятий по мобилизационной подготовке предприятий к переоборудованию и вооружению судов для самообороны, в соответствии с которыми предприятия обязаны принимать безвозмездно от владельцев судов, закладывать и содержать в установленном порядке в мобилизационном резерве съемное специальное оборудование, предназначенное к установке на судах, приписанных к предприятию согласно мобилизационным заданиям (ст. 147 п. г Наставления) (т.2 л.д. 36).
Именно такое оборудование, принятое от ОАО «МТФ» (владельца судов), было заложено на хранение в мобилизационный резерв ОАО «Мурманская судоверфь» в соответствии с мобилизационным заданием судов. Поскольку десять судов Мурманского тралового флота по плану 1995 расчетного года не были включены в мобилизационное задание, в связи с их списанием, съемное специальное оборудование, предназначенное для этих судов, также подлежало списанию по согласованию со штабом флота в соответствии со статьей 73 в порядке статьи 143 Наставления.
В отличие от материальных ценностей, поставка которых обеспечивается государством, в данном случае - Минобороны (ст. 70 Наставления т.2 л.д.35), оборудование, стоимость которого включена в стоимость модернизации или ремонта судов за счет владельца судна, при списании не может быть реализовано сторонним организациям в соответствии с общим Порядком реализации и использования материальных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.04.1999 года, а подлежит передаче законному владельцу судна.
На основании Приказа Государственного комитета РФ по рыболовству от 15.02.2001 года № В -02с головным исполнителем государственного оборонного заказа, установленного организациям северного бассейна, с 01 марта 2001 года назначено ФГУ «Государственная администрация Мурманского морского рыбного порта» (т.2 л.д. 29).
ФГУ «Государственная администрация ММРП» в пределах своих полномочий письмом от 19 февраля 2003 года № М-047с (т.1 л.д. 36) обязало конкурсного управляющего ОАО «Мурманская судоверфь» совместно с владельцем судна ОАО «МТФ» подготовить документы и акты на списание в соответствии с Наставлениями Министерства обороны СССР по мобилизационной подготовке водного транспорта (НМВТ-87) и представить их для проверки головному исполнителю для дальнейшего утверждения начальником штаба Северного флота.
В соответствии с положениями статей 73 и 143 Наставления Акты на списание специального оборудования были 09.04.2003 года утверждены начальником штаба Северного флота, возвращены Администрации порта (головному исполнителю), после чего Администрация порта представила утвержденные акты ОАО «Мурманская судоверфь» с указаниями о необходимости оформления разбронирования комплектов съемного оборудования актами формы № 1 в соответствии с п. 40 Положения о мобилизационном резерве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 мая 1997 года (т. 1 л.д. 37).
Заверенная копия Акта № 1 от 04.06.2003 года на отпуск материальных ценностей мобрезерва представлена в деле с отметкой о направлении копии в адрес Северо-Западного управления Росрезерва (т.1 л.д. 35,оборот).
Десять комплектов специального съемного оборудования судов ОАО «Мурманский траловый флот» переданы владельцу судов по накладной 10.06.2003 года.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что ОАО «Мурманская судоверфь» произвела выпуск материальных ценностей мобилизационного резерва в соответствии с действующим законодательством, правомерно применив специальный порядок, установленный Наставлением по мобилизационной подготовке водного транспорта (специальные инструкции НМВТ-87).
Передача осуществлена в соответствии с прямым указанием разработчика мобилизационного задания – Федерального агентства по рыболовству РФ (ранее Госкомрыболовства), правомочного в силу п.п. «в», «ж» ст. 23 Положения о мобилизационном резерве принимать решения о разбронировании либо перемещении материальных ценностей резерва, которое письмом от 23.12.2004 года № В-09/36с поручило ФГУ «Государственная администрация ММРП» (головному исполнителю государственного оборонного заказа на северном морском бассейне РФ) решить вопрос по разбронированию комплектов специального съемного оборудования (КССО) из мобрезерва ОАО «Мурманская судоверфь» (ответхранителя) и передать их судовладельцу (т.1 л.д. 115).
Передача Мурманскому траловому флоту оборудования, изготовленного при строительстве, модернизации и ремонте судов, и предназначенного для установки на конкретных судах, приписанных к предприятию согласно мобилизационным заданиям, не может быть расценена, как утрата ценностей мобилизационного резерва.
Стоимость указанного оборудования включается в сметную стоимость строительства, модернизации и ремонта конкретных судов, оплачена владельцем судов, не относится к расходам федерального бюджета и не может быть взыскана в бюджет качестве возмещения, в связи с возвратом оборудования законному владельцу.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Северо-Западному управлению Росрезерва о взыскании с ОАО «Мурманская судоверфь» стоимости материальных ценностей мобилизационного резерва в размере 30 852 рублей 20 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в апелляционный суд.
Судья М.Н.Асаулова