ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-6471/20 от 24.11.2020 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                                  Дело № А42-6471/2020

01 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 24 ноября 2020 года.

Решение в полном объёме изготовлено 01 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Парамоновой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «ОРКО-инвест», ул.Свердлова, д.13, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к акционерному обществу «Управление отходами», юридический адрес: ул.Черемушкинская Б., д. 13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ком. 1,3,4, <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>), адрес Мурманского филиала: пр-д Капитана Тарана, д.25, оф. 409, <...>

о признании недействительными условий договора № 49-2019 от 09.12.2019 в части

при участии в судебном заседании представителей:

истца – ФИО1, доверенность от 27.09.2020,

ответчика – ФИО2, доверенность № 06 от 17.06.2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ОРКО-инвест» (далее – истец, ООО «ОРКО-инвест») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) исковым заявлением к акционерному обществу «Управление отходами» (далее – ответчик,  АО «Управление отходами») о признании недействительными следующих условий договора № 49-2019 от 09.12.2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области:

-абзацев второго и одиннадцатого - пятнадцатого пункта 4.8 в части применения коэффициента фактического выполнения услуги (Кфакт исп), определяемого по формуле, предусмотренной абзацем двенадцатым данного пункта, при расчете (вычислении) стоимости услуг Исполнителя за расчетный период в случае, если указанный коэффициент меньше 1;

- абзаца четвертого пункта 10.3, согласно которому основанием для одностороннего отказа Регионального оператора от исполнения договора является неоднократное грубое нарушение Исполнителем условий указанного договора.

В обоснование требований истец в исковом заявлении, а также письменных пояснениях указал, что порядок оплаты услуг, устанавливаемый договором, не должен нарушать само требование об оплате оказанных услуг. Поскольку количество мест накопления твердых коммунальных отходов не пропорционально объему вывезенных (транспортированных) отходов, то применение вышеназванного коэффициента в случае, если он меньше 1, приводит к непропорциональному, несправедливому уменьшению стоимости услуг Исполнителя за расчетный период, а, следовательно, к неоплатеРегиональным оператором части оказанных услуг. Таким образом, условие абзацев второго и одиннадцатого - пятнадцатого пункта 4.8 договора о применении коэффициента фактического выполнения услуги, определяемого по формуле, предусмотренной абзацем двенадцатым данного пункта, при расчете (вычислении) стоимости услуг Исполнителя за расчетный период нарушает требование пункта 1 статьи 779, пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) об обязанности заказчика оплатить оказанные услуги и, следовательно, является недействительным в силу пункта 1 статьи  168  ГК РФ.

В отношении основания одностороннего отказа Регионального оператора от исполнения договора, предусмотренного абзацем четверным пункта 10.3 договора, истец указал, что ни договор, ни действующее законодательство Российской Федерации не содержат определение такого понятия, как «грубое нарушение условий договора». В связи с чем, указанное словосочетание, использованное в договоре в качестве юридического понятия, является неопределенным по своему содержанию и, следовательно, допускает его произвольное применение при принятии Региональным оператором решения об одностороннем отказе от исполнения договора. По мнению истца, понятие «грубое нарушение условий договора» не может быть признано тождественным понятию «существенное нарушение договора», определение которого содержится в абзаце четвертом пункта 2 статьи 450 ГК РФ. Слово «грубое», использованное в договоре, отличается от слова «существенное», используемого в названном Кодексе. Сам договор ни в разделе 1 «Термины и определения», ни в иных его условиях не содержит указание на то, что понятие «грубое нарушение условий договора» определяется (должно определяться) через законодательное понятие «существенное нарушение договора».

Ответчик с заявленными требованиями не согласился. В возражениях на исковое заявление и дополнениях к ним указал, что поскольку возражения о недействительности части условий договора последовали после того, как договор исполнялся сторонами на протяжении 6 месяцев после его заключения и был расторгнут ответчиком из-за ненадлежащих действий истца, исковые требования о недействительности сделки не имеют правового значения. Кроме того, стороны договора по собственному усмотрению решили вопрос о заключении договора и его содержании, включая порядок расчета вознаграждения с применением коэффициента фактического выполнения услуги, обязались исполнять договор надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. То обстоятельство, что при ненадлежащем исполнении условий договора истцом в расчете стоимости его услуг был применен оспариваемый коэффициент, не свидетельствует о нарушенном праве истца. Также, по мнению ответчика, указание в пункте 10.3 договора на основание одностороннего отказа Регионального оператора от исполнения договора вследствие неоднократного грубого нарушения Исполнителем условий договора не противоречит нормам ГК РФ. Кроме того, условия аукционной документации, в том числе проект договор, были известны истцу, изъявившему согласие на участие в электронном аукционе. Соответствующие запросы о даче разъяснений положений аукционной документации от истца в адрес ответчика не поступали.

В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные выше позиции.

В порядке статьи 163  АПК РФ в судебном заседании 17.11.2020 объявлялся перерыв до 24.11.2020.

Из материалов дела следует, что 09.12.2019 на основании протокола № 49-2019 от 28.11.2019 аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области, расположенных на территориях муниципальных образований Мурманской области: Первомайский административный округ муниципального образования город Мурманск, жилой район Три Ручья, микрорайон Дровяное, жилой район Абрам-Мыс, включая территории (объекты) Министерства обороны Российской Федерации, между АО «Управление отходами» (Региональный оператор) и ООО «ОРКО-инвест» (Исполнитель) заключен договор      49-2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области (далее - Договор), согласно которому Исполнитель своими силами и за свой счет оказывает услуги по транспортированию ТКО в порядке и на условиях, определённых настоящим Договором, на территории, описание границ которой определено в Приложении №1 к Договору (зона деятельности Исполнителя), а Региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги в соответствии с условиями настоящего Договора. В зону деятельности Исполнителя включаются, в том числе территории и объекты, требующие для оказания услуги по транспортированию ТКО надлежащего качества получение разрешительных документов, включая допуски, разрешения, пропуска (ЗАТО, пограничные зоны, объекты Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, территории организаций с особым, внутриобъектным и иным специальным режимом нахождения и тому подобные) (пункт 2.1 Договора).

В услугу Исполнителя в рамках настоящего Договора входит погрузка ТКО в мусоровоз в местах приема ТКО на территории зоны деятельности Исполнителя, их транспортирование до места передачи ТКО и передача на ОПО, а также иные функции, определенные условиями настоящего Договора. ТКО должны транспортироваться от мест приёма ТКО до объекта передачи отходов. Осуществление транспортирования ТКО в иные места, не определенные настоящим Договором и Территориальной схемой, запрещено (пункты 2.2-2.3 Договора).

Пунктом 2.4 Договора установлено, что Исполнитель оказывает услуги по транспортированию на основании лицензии на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности.

Согласно пункту 2.5 Договора деятельность Регионального оператора осуществляется на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области от 10.01.2018, заключённого между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области и Региональным оператором.

Сроки и порядок оплаты услуг по Договору определены в разделе 4 Договора.

Как следует из пункта 4.8 Договора стоимость услуг Исполнителя за расчётный период определяется по формуле, расчет которой приводится в Акте оказания услуг:

S = Sобщ / Vобщ *Vпериод *Kфакт исп,

где:

S – стоимость услуг Исполнителя за расчётный период, в рублях;

Sобщ – стоимость услуг Исполнителя в соответствии с пунктом 4.4 настоящего Договора за год, к которому относится расчетный период, в рублях;

Vобщ – общий объём ТКО, образующихся в зоне деятельности Исполнителя в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Договору за год, к которому относится расчетный период, в куб.м;

Vпериод – общий объем ТКО, образующихся в зоне деятельности Исполнителя в течение расчётного периода, в куб.м, который определяется по следующей формуле:

Vпериод = Vобщ / 12,

где:

Vобщ – в том же значении, в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Договору за год, к которому относится расчетный период, в куб.м;

Kфакт исп – коэффициент фактического выполнения услуги, определяемый по формуле:

Kфакт исп = Кфакт / Кплан,

где:

Кплан – плановое количество мест накопления ТКО, определенных утвержденным графиком вывоза ТКО и необходимых для транспортирования ТКО, образующихся в зоне деятельности Исполнителя, в течение расчетного периода (согласно Приложению № 5);

Кфакт – фактическое количество мест накопления ТКО, выполненных Исполнителем в соответствии с условиями настоящего Договора в течение расчетного периода, подтвержденное копиями Маршрутных журналов, сведениями журналов учета ТКО, принятого ОПО, данными мониторинга системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и материалами фото-фиксации.

Согласно абзацу 4 пункта 10.3 Договора к основаниям для одностороннего отказа Регионального оператора от исполнения Договора относятся, в том числе: неоднократное грубое нарушение Исполнителем условий настоящего Договора.

Полагая, что абзацы второй и одиннадцатый - пятнадцатый пункта 4.8 Договора (в части применения коэффициента фактического выполнения услуги (Кфакт исп), определяемого по формуле, предусмотренной абзацем двенадцатым данного пункта) и абзац четвертый пункта 10.3 Договора (в части предоставления Региональному оператору права отказаться в одностороннем порядке от исполнения условий Договора в случае неоднократного грубого нарушения Исполнителем условий настоящего Договора) не соответствуют требованиям действующего законодательства, ООО «ОРКО-инвест» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о признании их недействительными.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 166 ГК РФ оспоримой сделкой является сделка, недействительная по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом.

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (пункт 2 статьи 166 ГК РФ).

Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

На основании статьи 24.6 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), согласно абзацу 2 пункта 4 которых региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Частью 3 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов.

В силу пункта 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133), цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Пунктом 4 Правил № 1133 предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013  №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных данными Правилами.

Пунктом 12 Правил № 1133 установлено, что документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Закона № 44-ФЗ, содержит следующую информацию:

а) сведения о предмете аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов;

б) сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей;

в) сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии);

г) применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании;

д) сроки и порядок оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов;

е) порядок контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществляемого региональным оператором;

ж) срок, на который заключается договор. При этом указанный срок не может превышать срок, на который организатору аукциона присвоен статус регионального оператора.

При этом в силу пункта 25 Правил № 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;

е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

з) права и обязанности сторон по договору;

и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов;

к) ответственность сторон.

Порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505).

В соответствии с пунктом 7 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

Пунктом 5 Правил № 505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (часть 2 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами, среди прочего, должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; сведения о зонах деятельности регионального оператора.

В силу частей 4, 5 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу указанных законоположений при исчислении стоимости услуг по транспортированию ТКО за расчетный период за основу берется цена договора за календарный год, определенная по результатам проведения аукциона. При этом максимальная цена договора формируется исходя из планируемого объема ТКО в зоне деятельности регионального оператора, рассчитываемого в соответствии с реестром мест накопления ТКО и их характеристиками (количество бункеров или контейнеров, объем одного контейнера или бункера).

Сроки и порядок оплаты услуг по Договору определены разделом 4 Договора и соответствуют приведенным нормам права.

Истец полагает, что применение при расчете стоимости услуг Исполнителя за расчетный период коэффициента фактического выполнения услуги – Kфакт исп, в случае, если он меньше 1, приводит к непропорциональному, несправедливому уменьшению стоимости услуг Исполнителя за расчетный период, а, следовательно, к неоплатеРегиональным оператором части оказанных услуг, что нарушает принцип возмездности.

Суд не может согласиться с данным утверждением.

Из абзацев одиннадцатого, четырнадцатого и пятнадцатого пункта 4.8 Договора следует, что коэффициент фактического выполнения услуги представляет собой частное от деления фактического количества мест накопления ТКО, выполненных Исполнителем в соответствии с условиями договора в течение расчетного периода, на плановое количество мест накопления ТКО, определенных утвержденным графиком вывоза ТКО и необходимых для транспортирования ТКО, образующихся в зоне деятельности Исполнителя в течение расчетного периода.

При этом фактическое количество мест накопления ТКО, выполненных Исполнителем в соответствии с условиями настоящего Договора в течение расчетного периода, подтверждается копиями маршрутных журналов, сведениями журналов учета ТКО, принятого ОПО, данными мониторинга системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и материалами фото-фиксации.

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что исключение из расчета стоимости услуг по транспортированию ТКО какого-либо места накопления отходов возможно в случае отсутствия самого факта выгрузки отходов из контейнеров (отсутствие мусоровоза) либо транспортирование ТКО в места, не определенные настоящим Договором и Территориальной схемой.

Таким образом, применение указанного коэффициента призвано исключить из оплаты стоимость услуг фактически не оказанных Исполнителем либо оказанных с нарушением запрета, установленного Договором.

Данный подход является оправданным с учетом содержания понятия «транспортирование отходов», раскрываемого в статье 1 Закона № 89-ФЗ.

Так согласно указанной норме под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

По сути, доводы, приведенные истцом в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о несогласии с порядком применения коэффициента фактического выполнения услуги (Kфакт исп) ответчиком и не говорят о его незаконности как таковой.

Применительно к рассматриваемому спору, суд также считает необходимым отметить следующее.

АО «Управление отходами», являясь региональным оператором, в силу норм Правил № 1156 и Правил № 1133 вправе привлекать операторов по обращению с ТКО на основании договора, заключенного по результатам электронного аукциона, проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Статьей 83.2 Закона № 44-ФЗустановлен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.

В соответствии со статьей 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (часть 1).

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 2).

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4).

Также в контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком (часть 13).

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона (часть 14).

Цена рассматриваемого Договора определена по результатам проведения аукциона в электронной форме на право заключения договора на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, в Мурманской области, на территориях муниципальных образований Мурманской области: Первомайский административный округ муниципального образования город Мурманск, жилой район Три Ручья, микрорайон Дровяное, жилой район Абрам-Мыс, включая территории (объекты) Министерства обороны Российской Федерации, и составляет               140 001 625 руб. 24 коп.

Частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях (в том числе): если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

Участвуя в аукционе, истец рассчитывал предложенную им цену на основании расчета вознаграждения, указанного в пункте 4.8 Договора. Подписывая Договор, истец согласился, в том числе, с условием о расчете вознаграждения по приведенной в пункте 4.8 Договора формуле. Такое договорное условие подчинено принципу свободы договора (статья 421 ГК РФ).

В соответствии со статьей 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Стороны Договора по собственному усмотрению решили вопрос о заключении Договора и его содержании, включая порядок расчета вознаграждения с применением коэффициента фактического выполнения услуги, обязались исполнять Договор надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

То обстоятельство, что при ненадлежащем исполнении условий Договора истцом в расчете стоимости его услуг был применен оспариваемый коэффициент, не свидетельствует о нарушенном праве истца.

Также ООО «ОРКО-инвест» просит признать недействительным абзац четвертый пункта 10.3 Договора, дающий региональному оператору право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора в случае неоднократного грубого нарушения Исполнителем условий Договора.

Истец полагает, что словосочетание «грубое нарушение условий Договора»,    использованное в Договоре в качестве юридического понятия, является неопределенным по своему содержанию и, следовательно, допускает его произвольное применение при принятии Региональным оператором решения об одностороннем отказе от исполнения Договора.

В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Правоотношения сторон вытекают из договора возмездного оказания услуг, правовое регулирование которого предусмотрено главой 39 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Пунктом 1 статьи 782 ГК РФ предусмотрено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Односторонний отказ от исполнения договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Статья 782 ГК РФ устанавливает один из таких случаев, когда обязанности заказчика и исполнителя прекращаются вследствие одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 № 104).

По смыслу положений пунктов 1, 4 статьи 421 и статьи 422 ГК РФ свобода юридических лиц в заключении договора означает свободный выбор стороны договора условий договора, свободу волеизъявления на его заключение на определенных сторонами условиях. Стороны договора по собственному усмотрению решают вопросы о заключении договора и его содержании.

Пунктом 10.3 Договора предусмотрена возможность одностороннего отказа ответчика от исполнения договора, в том числе, в случае неоднократного грубого нарушения Исполнителем условий Договора.

С данным правом истец согласился, участвуя в аукционе и подписывая договор на оказание услуг по транспортированию ТКО на предложенных ответчиком условиях.

При этом не имеет значения, что в тексте договора не дано понятие грубого нарушения условий Договора и не поименованы такие нарушения.

Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств (пункт 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).

Отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ (пункт 14 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).

Указание в пункте 10.3 Договора на основание одностороннего отказа регионального оператора от исполнения Договора вследствие неоднократного грубого нарушения Исполнителем условий Договора не противоречит нормам ГК РФ, Закона №44-ФЗ.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые пункты Договора не нарушают требований действующего законодательства, а равно не нарушают права и законные интересы истца; оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                     Кушниренко  В. Н.