Арбитражный суд Мурманской области
ул. Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-6547/2016
14 декабря 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 07.12.2016.
Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Фокиной О.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Устиновой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Октябрьское–ЖЭУ» (пр-зд Капитана Тарана, д.9, г.Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ул. Карла Маркса, д.18, г.Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>), третье лицо - Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (ул.Новосельская, д.4, г.Мурманск) об оспаривании приказа № 340/1 от 15.08.2016, при участии представителей: заявителя – ФИО1 (доверенность от 19.10.2016); ответчика – ФИО2 (доверенность от 11.01.2016); третьего лица – начальника отделения ФИО3 (служебное удостоверение),
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Октябрьское–ЖЭУ» (далее – заявитель, ООО «Октябрьское-ЖЭУ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным приказа Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее – ответчик, Инспекция) от 15.08.2016 № 340/1 о внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее – третье лицо, Управление).
В обоснование заявленных требований заявитель в заявлении, отзыве на возражения и в судебном заседании указал на то, что информация Управления о подделке протокола общего собрания собственников помещений не является основанием для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий; судебные решения о признании недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома № 36 по ул. Старостина в г. Мурманске, утвержденного протоколом, отсутствуют; протоколы опроса жильцов, не являющихся собственниками помещений в спорном многоквартирном доме, и не принимавших участие в собрании, отношения к делу не имеют; довод ответчика о ничтожности собрания собственников несостоятелен с учетом положений статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Также отметил, что все документы, касающиеся исключения спорного многоквартирного дома, в адрес Общества поступили факсимильно, уведомления о внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области в адрес Общества не поступило.
Ответчик в представленном отзыве и в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, указав на законность оспариваемого приказа в связи с тем, что органами полиции установлен факт фальсификации документов, положенных в основу приказа № 333, которым спорный многоквартирный дом был включен в реестр лицензий, а именно протокола общего собрания собственников помещений, и как следствие отсутствие у Общества оснований для управления данным домом. Полагает, что довод заявителя о том, что решение общего собрания собственников может быть обжаловано только в судебном порядке к данному спору не применим, поскольку в рассматриваемом случае общее собрание не проводилось, документы о его проведении подделаны.
Представитель третьего лица в судебном заседании против удовлетворения заявленного требования возражал, поддержав позицию Инспекции, пояснив, что производство по уголовному делу по факту подделки протоколов общих собраний собственников жилья дома № 36 по ул. Старостина приостановлено.
Как следует из материалов дела, ООО «Октябрьское-ЖЭУ» имеет лицензию от 26.05.2015 № 000145 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
15.08.2016 Инспекцией издан приказ № 340/1 о внесении изменения в реестр лицензий Мурманской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении лицензиата ООО «Октябрьское-ЖЭУ» путем исключения сведений о многоквартирном доме № 36 по ул. Старостина в г. Мурманске.
Считая указанный приказ незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией, и не ограничивает в возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 7 статьи 162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Вместе с тем, часть 4 статьи 198 ЖК РФ связывает право лицензиата осуществлять деятельность по управлению таким домом с указанной даты только при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), согласно которому изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего сведения, указанные в пункте 2 названного Порядка, с приложением документов, в том числе копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Судом установлено, что ООО «Октябрьское-ЖЭУ» уведомлением от 28.08.2015 № 02 известило Инспекцию о том, что с 01.09.2015 приступило к управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирном домом № 36 по ул. Старостина в г. Мурманске, приложив протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 25.08.2015 и договор управления домом от 25.08.2015.
На основании приказа от 31.08.2015 № 333 Инспекцией внесены соответствующие изменения в реестр лицензий Мурманской области, указанный многоквартирный дом включен в реестр лицензий Мурманской области.
02.08.2016 в адрес Инспекции поступило письмо Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Мурманской области о проведении проверки правомерности включения, в том числе многоквартирного дома 36 по ул. Старостина в раздел реестра лицензий Мурманской области, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность которыми осуществляет ООО «Октябрьское-ЖЭУ», с приложением материалов проверки.
Инспекцией проведена проверка указанного заявления Управления, по результатам которой составлено заключение от 15.08.2016 № 198/1 и издан оспариваемый приказ.
Из представленных суду материалов, в том числе заключения от 15.08.2016 № 198/1 следует, что основанием для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении ООО «Октябрьское-ЖЭУ» путем исключения сведений о спорном многоквартирном доме и издания оспариваемого приказа послужила информация Управления о том, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 36 по ул. Старостина, на основании которого внесены сведения в реестр лицензий Мурманской области, подделан неустановленным лицом, по данному факту возбуждено уголовное дело № 1-2753 по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом представитель Управления пояснил, что факт подделки протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 36 по ул. Старостина от 25.08.2015, был установлен, в том числе объяснениями, полученными от граждан, проживающих в спорном многоквартирном доме.
Вместе с тем, материалы уголовного дела, в том числе соответствующие объяснения жильцов многоквартирного дома, сами по себе не являются бесспорными доказательствами факта подделки рассматриваемого протокола, поскольку уголовное дело не разрешено, вступивший в законную силу приговор суда отсутствует.
Решение собственников вышеуказанного многоквартирного дома от 25.08.2015, которым ООО «Октябрьское-ЖЭУ» выбрано в качестве управляющей организации в многоквартирном доме 36 по ул. Старостина не оспорено в установленном законом порядке, не признано недействительными и в силу части 5 статьи 46 ЖК РФ является обязательным для всех собственников помещений в домах, в том числе для тех, которые не участвовали в голосовании. Договор управления спорным многоквартирным домом от 25.08.2015 в установленном законом порядке недействительным также не признан.
Иных доказательств, подтверждающих, что протокол общего собрания от 25.08.2015 подделан, суду не представлено. Наличие уголовного дела, само по себе не может свидетельствовать о нелегитимности решения собственников о выборе способа управления.
Доводы Инспекции о невозможности обжалования решения общего собрания собственников в судебном порядке основаны на неправильном толковании норм права.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии у Инспекции оснований для внесения изменений в реестр лицензий Мурманской области в отношении многоквартирного дома № 36 по ул. Старостина в г. Мурманске, в связи с чем требование ООО «Октябрьское-ЖЭУ» о признании недействительным приказа от 15.08.2016 № 340/1 подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 3 000 руб., подлежит возмещению за счет Инспекции.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействительным приказ Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 15.08.2016 № 340/1 «О внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области».
Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Октябрьское-ЖЭУ» 3000 руб. расходов по государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Фокина О.С.