ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-6637/12 от 05.03.2013 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20

E-mail суда: murmansk.info@arbitr.ru

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Мурманск Дело № А42- 6637/2012

“05” марта 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 05 марта 2013 года.

Судья Арбитражного Суда Мурманской области Дмитриевская Л. Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овчаренко О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры»

к Контрольно-счетной палате Мурманской области

о признании недействительным представления № 01-09/482 от 18.07.2012 в части, об обязании устранить допущенные нарушения,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – ФИО1 ректора (приказ № 69-к от 04.07.2000); ФИО2 по доверенности от 04.02.2013;

Контрольно-счетной палаты Мурманской области - ФИО3 по доверенности № 03 от 09.01.2013; ФИО4 по доверенности № 04 от 09.01.2013;

установил:

государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Мурманский институт повышения квалификации работников образования и культуры» (место нахождения: 183010 <...>, ОГРН <***>; далее – Учреждение, Институт, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене представления Контрольно-счетной палаты Мурманской области (место нахождения: 183038 <...>, ОГРН <***>; далее – Счетная палата) от 18.07.2012 № 01-09/482.

В ходе судебного разбирательства заявителем в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнены требования, он просит:

- признать недействительным представление Счетной палаты от 18.07.2012 № 01-09/482 в части возложения на Институт обязанности по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и Мурманской области и восстановлению в доход бюджета Мурманской области денежных средств в размере 2 082 475,3 рублей;

- обязать Счетную палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В обоснование требований заявитель указал следующее::

- расходование средств на выплату материальной помощи работникам Института было заложено в смету расходов Учреждения на 2011 год и произведено в соответствии с законодательством Мурманской области с учетом того, что педагогические работники института вели работу по воспитанию, образованию и обучению молодежи, то есть лиц моложе 30 лет, которых обучалось в Институте в 2011 году в количестве 264 человек;

- заключенные Учреждением гражданско-правовые договоры от 11.01.2011, от 05.09.2011 отвечают требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а акты сдачи-приемки оказанных услуг по договорам содержат все необходимые реквизиты;

- по названным договорам оказывались услуги, связанные не с проведением семинаров, а по подготовке научно-методических материалов – учебных пособий к учебному модулю «Актуальные вопросы реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» в рамках образовательной программы, реализуемой Институтом;

- содержащееся в оспариваемом представлении требование о восстановлении в доход областного бюджета использованных без правовых оснований средств статьей 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) не отнесено к мерам, применяемым к нарушителям бюджетного законодательства.

Счетная палата в отзыве и в письменном дополнении к нему с заявленными требованиями не согласилась, указав, что в соответствии с пунктами 1.5, 1.7 Устава, государственным заданием, утвержденным приказом Министерства образования Мурманской области от 30.12.2010 № 2410, подпунктом 4 пункта 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610, Институт является учреждением дополнительного образования взрослых, в связи с чем меры социальной поддержки, установленные статьей 2 Закона Мурманской области от 04.10.2006 № 794-01-ЗМО «О социальной поддержке педагогических работников, педагогических руководящих работников государственных областных учреждений Мурманской области и специалистов государственных областных образовательных учреждений Мурманской области» (далее – Закон № 794-01-ЗМО) на работников профессорско-преподавательского состава Института не распространяются.

По мнению Счетной палаты, договоры возмездного оказания услуг от 11.01.2011, 05.09.2011 невозможно признать заключенными, а акты сдачи-приемки оказанных услуг не могут подтверждать фактическое оказание каких-либо определенных действий в пользу Института, поскольку:

- в договорах не указано, какие действия (их объем) должны быть совершены исполнителями для заявителя и каким образом должно быть подтверждено совершение данных действий, в связи с чем не представляется возможным определить предмет договоров;

- акты сдачи-приемки оказанных услуг, принятых к учету, не содержат обязательных реквизитов, а именно измерителей хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, из актов и условий договоров невозможно установить согласованный сторонами объем услуг.

Кроме того, Счетная палата ссылается, что в пояснениях и замечаниях, представленных в ее адрес на акт проверки от 09.04.2012, Институт не указывал на размещение заказа по изготовлению каких-либо учебных пособий в качестве обоснования правомерности расходования бюджетных средств в связи с заключенными договорами.

Счетная палата полагает, что указанные расходы представленными заявителем в ходе судебного разбирательства документами не подтверждены.

В судебном заседании представители заявителя на уточненных требованиях настаивали по изложенным выше основаниям, представители Счетной палаты поддержали возражения, приведенные в отзыве и в письменном дополнении к нему.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.02.2013 по 05.03.2013.

По материалам дела установлено, что на основании пункта 9 части II плана работы на 2012 год, утвержденного решением Коллегии Счетной палаты от 16.12.2011 № 25, распоряжений № 13 от 15.03.2012, № 15 от 16.04.2012 Счетной палатой в период с 19.03.2012 по 16.04.2012 проведена проверка использования государственного имущества Мурманской области и средств областного бюджета, выделенных в 2011 году на обеспечение деятельности Института.

В ходе проверки среди прочего выявлено, что на основании приказа ректора Института от 21.09.2011 № 124-о «Об оказании ежегодной материальной помощи педагогическим работникам» произведена выплата разовой материальной помощи на общую сумму 525,1 тыс.руб. в размере одного должностного оклада всем работникам профессорско-преподавательского состава Института (заведующим, профессорам, доцентам кафедры), а также ректору, проректорам и директору учебного центра (всего 42 работникам).

Согласно названному приказу основанием для указанной выплаты послужил Закон № 794-01-ЗМО.

В соответствии с целями создания и, исходя из задач, указанных в пунктах 1.5, 1.7 Устава, содержания государственного задания, утвержденного приказом Министерства образования Мурманской области от 30.12.2010 № 2410, Институт является образовательным учреждением дополнительного образования взрослых.

В этой связи Счетная палата пришла к выводу о том, что меры социальной поддержки, установленные статьей 2 Закона № 794-01-ЗМО, на работников профессорско-преподавательского состава заявителя не распространяются, в связи с чем расходы за счет средств областного бюджета на выплату материальной помощи в сумме 525,1 тыс.руб. произведены не в соответствии с законодательством Мурманской области в нарушение статьи 70 БК РФ.

В ходе проверки также установлено, что Институтом 11.01.2011 заключено 18 договоров возмездного оказания услуг на общую сумму 850,8 тыс.руб. и 05.09.2011 заключено 20 аналогичных договоров на общую сумму 344,6 тыс.руб., которые не отвечают требованиям статей 432, 779, параграфа 1 главы 37 ГК РФ, поскольку в них не определено задание заявителя (заказчика) для каждого исполнителя, позволяющее установить и принять результаты их выполнения, включая:

- наименование конкретной услуги (темы курса, темы семинара и т.п.);

- конкретный объем услуги (количество часов);

- конкретное время, срок оказания услуги;

- конкретное место оказания услуги.

Акты от 29.06.2011 приемки-сдачи оказанных услуг по договорам от 11.01.2011 и акты от 30.11.2011 приемки-сдачи оказанных услуг по договорам от 05.09.2011 приняты к учету и в нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 7, 8 Приложения № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» не содержат обязательные реквизиты: измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, а именно даты, количество часов и темы проведенных семинаров, размер вознаграждения, исходя из фактического объема оказанных услуг, подлежащего оплате.

Кроме того, акты сдачи-приемки, составленные 29.06.2011 об оказании услуг двумя лицами, не подписаны ректором Института (заказчиком), а один из актов сдачи-приемки оказанных услуг подписан сторонами, но не имеет даты подписания, сдачи услуги, приемки услуги.

Во исполнение требования Счетной палаты заявителем 03.04.2012 представлены «программы проведения научно-методических семинаров», которыми не предусмотрено проведение семинаров в даты составления актов сдачи-приемки оказанных услуг 29.06.2011 и 30.11.2011.

09.04.2011 заявителем представлены в Счетную палату копии утвержденных ректором Института программ проведения научно-методических семинаров, в которых указаны даты, места и время проведения семинаров, отличные от тех, которые приведены в программах, представленных Учреждением 03.04.2012.

В письме от 09.04.2012 № 208 Учреждение указало, что программы, представленные им 03.04.2012, использовались для планирования работы и заключения договоров, а программы, представленные 09.04.2012, содержат информацию о фактически проведенных мероприятиях.

Счетной палатой установлено, что из перечня лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера и получивших вознаграждение по ним от заявителя, 20 человек замещали должности государственной гражданской службы Мурманской области, а ряд лиц являлся членами рабочих подгрупп по бюджетной реформе по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

В соответствии с представленными программами проведение ряда научно-методических семинаров планировалось и фактически осуществлено в рабочие дни и в рабочее время по служебному распорядку исполнительных органов государственной власти Мурманской области; в отдельных случаях местом проведения семинаров указаны места прохождения гражданской службы исполнителей по договорам.

Счетная палата пришла к выводу, что документы, удостоверенные подписями обеих сторон договоров об оказании услуг от 11.01.2011, 05.09.2011 и содержащие информацию о фактическом списке слушателей и о фактических датах, местах и времени проведения научно-методических семинаров, указанных в «Плане научно-методического сопровождения», подтверждающие фактическое оказание для Института услуг научно-методического обеспечения повышения квалификации управленческих кадров по реализации Федерального закона № 83-ФЗ», отсутствуют.

Проанализировав представленные документы Счетная палата посчитала, что оказание услуг Институту лицами, получившими вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, документально не подтверждено, в связи с чем расходы за счет средств областного бюджета на общую сумму 1 557,4 тыс.руб. произведены при отсутствии правовых оснований с нарушением статьи 70 БК РФ.

Результаты проверки отражены в актах от 09.04.2012, от 16.04.2012 и отчете о результатах контрольного мероприятия, утвержденном решением Коллегии Счетной палаты от 13.07.2012 № 23.

По результатам проведения контрольного мероприятия Счетной палатой для рассмотрения Учреждением и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков вынесено представление № 01-09/482 от 18.07.2012.

В данном представлении заявителю среди прочего предложено принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и Мурманской области, и восстановлению в доход областного бюджета средств, использованных в 2011 году без правовых оснований, на общую сумму 2 082 475,3 руб., из них:

- 525 071,3 руб., использованных на выплату материальной помощи при отсутствии у работников оснований на ее получение;

- 1 557 404 руб., использованных на выплату вознаграждений по договорам гражданско-правового характера при отсутствии документов, подтверждающих фактическое оказание услуг для Института.

О принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах заявитель обязан уведомить Счетную палату в течение одного месяца со дня его получения, о чем указано в представлении.

Учреждение, полагая, что представлением № 01-09/482 от 18.07.2012 в указанной части нарушаются его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Законом № 794-01-ЗМО установлены меры социальной поддержки педагогическим работникам государственных областных учреждений Мурманской области и специалистам государственных областных образовательных учреждений Мурманской области.

В соответствии со статьями 2, 3 названного Закона педагогическим работникам государственных областных учреждений Мурманской области в качестве меры социальной поддержки предусмотрена производимая за счет средств областного бюджета выплата ежегодной разовой материальной помощи в размере одного должностного оклада.

Согласно статье 1 названного Закона (в редакции Закона Мурманской области от 31.03.2010 № 1217-01-ЗМО) под педагогическим работником (педагогом) понимается работник государственного областного учреждения, ведущий работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющий специальную подготовку в этой области.

Полномочия по утверждению Порядка выплат по социальной поддержке педагогическим работникам государственных областных учреждений Мурманской области, предусмотренных Законом № 794-01-ЗМО, статьей 2 этого Закона предоставлены Правительству Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 05.02.2007 № 51-ПП в рамках предоставленных ему полномочий утверждено Положение о порядке выплат по социальной поддержке педагогическим работникам государственных областных учреждений Мурманской области и специалистам государственных областных образовательных учреждений Мурманской области (далее – Положение № 51-ПП).

Пунктами 2.4, 4.1 названного Положения предусмотрена ежегодная выплата каждому педагогическому работнику разовой материальной помощи в размере одной тарифной ставки (должностного оклада) за счет средств областного бюджета.

При этом пунктом 1.2 Положения № 51-ПП к педагогическим работникам (педагогам) отнесены учителя, преподаватели, воспитатели и другие педагогические работники государственных областных учреждений, ведущие работу по воспитанию, образованию и обучению, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогическим руководящим работникам относятся должности работников, деятельность которых непосредственно связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом. К ним не относятся руководящие работники, занимающие должности по финансовому, хозяйственному, техническому обслуживанию государственных областных учреждений (пункт 1.3 Положения № 51-ПП).

В соответствии с Уставом Институт является государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования, создан в целях повышения профессиональных знаний работников образования и культуры, совершенствования их деловых качеств и подготовки к выполнению новых трудовых функций, реализации программ развития образования и культуры Мурманской области (пункты 1.1, 1.5).

Комитетом по образованию Мурманской области заявителю 21.05.2007 выдана лицензия серии А № 246443, согласно которой в 2011 году он имел право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, указанным в приложении к данной лицензии.

Как установлено Счетной палатой, на основании приказа ректора Института от 21.09.2011 № 124-о «Об оказании ежегодной материальной помощи педагогическим работникам» произведена выплата разовой материальной помощи на общую сумму 525,1 тыс.руб. в размере одного должностного оклада всем работниками профессорско-преподавательского состава Института (заведующим, профессорам, доцентам кафедры), а также ректору, проректорам и директору учебного центра (всего 42 работникам).

Из представленных заявителем сведений о квалификации указанных работников (с указанием должности, образования, ученой степени и стажа научно-педагогической работы) следует, что все работники, получившие по приказу № 124-о от 21.09.2011 разовую материальную помощь в размере одного должностного оклада, являются педагогическими работниками государственного областного учреждения Мурманской области, относятся к лицам, перечисленным в пункте 1.2, 1.3 Положения № 51-ПП и имеющим право на ее получение (том 2 л.д.55-92).

Как следует из названного приказа, указанная материальная помощь выплачена работникам по их личным заявлениям.

Следует также отметить, что выплата ежегодной разовой материальной помощи ректору Института, помимо приказа № 124-о от 21.09.2011, была предусмотрена приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 01.09.2011 № 1637, а также заключенным с данным должностным лицом в соответствии с приказом Комитета по образованию Администрации Мурманской области от 16.04.2001 № 10-к контрактом с последующими дополнительными соглашения к нему, согласно которым ректору подлежит выплата ежегодной разовой материальной помощи в размере одного должностного оклада (том 2 л.д.93-107).

Материалами дела подтверждается и Счетной палатой не оспаривается, что выплата материальной помощи в соответствии с приказом от 21.09.2011 № 124-о произведена за счет предусмотренных в смете на 2011 год (утвержденной в установленном порядке) денежных средств фонда оплаты труда, рассчитанного с учетом указанной выплаты (том 2 л.д.133-139).

Факт выделения средств в составе фонда оплаты труда на 2011 год на выплату единовременной материальной помощи педагогическим работникам Учреждения подтвержден также письмом № 17-06/6111-ВК от 17.08.2012 главного распорядителя средств - Министерства образования и науки Мурманской области (том 3 л.д.62-63).

В силу статьи 85 БК РФ одним из оснований возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации являются законы и (или) иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации.

Таким образом, приказом Учреждения от 21.09.2011 № 124-о разовая материальная помощь в размере одного должностного оклада выплачена педагогическим работникам государственного областного учреждения Мурманской области, как этого требуют пункты 1.2, 1.3 Положения № 51-ПП, принятого Правительством Мурманской области в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 2 Закона № 794-01-ЗМО.

В этой связи у Счетной платы отсутствовали основания для вывода о неправомерном расходовании средств областного бюджета в общей сумме 525 071,3 руб. и возложения на заявителя обязанности принять меры по привлечению к ответственности виновных должностных лиц и восстановлению в доход областного бюджета указанных средств.

В статье 6 БК РФ под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд (статья 70 БК РФ).

В силу статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Предмет договора является его существенным условием.

Из содержания договоров оказания услуг, заключенных Учреждением (заказчиком) с физическими лицами (исполнителями) 11.01.2011 и 05.09.2011, следует, что предметом каждого из договоров является оказание услуги научно-методического обеспечения повышения квалификации управленческих кадров по реализации Федерального закона № 83-ФЗ.

Заявитель указал, что при определении предмета договора использована специальная научно-педагогическая терминология, где под научно- методическим обеспечением понимается обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогики, науки и практики.

Применительно к предмету заключенных договоров это означает создание для образовательного процесса повышения квалификации управленческих кадров системы образования учебно-методических материалов по темам учебной программы «Актуальные вопросы реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ».

Указанная учебная программа предусмотрена в качестве учебного модуля в рамках утвержденной образовательной программы «Развитие управления образованием», реализуемой при оказании Институтом в 2011 году образовательной услуги по предоставлению дополнительного профессионального образования в государственных областных образовательных учреждениях (подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических и руководящих работников, специалистов государственных областных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений системы образования, культуры и социального обслуживания населения, педагогических работников системы здравоохранения) (том 3 л.д.1-36).

Модуль «Актуальные вопросы реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» включает в себя следующие темы:

- «Актуальность, цели, задачи Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- «Государственные (муниципальные) учреждения»;

- «Государственные (муниципальные) услуги»;

- «Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ) и финансовое обеспечение деятельности учреждений»;

- «Правовое регулирование имущественных вопросов»;

- «Организация учета при переходе государственного учреждения на новый порядок финансового обеспечения»;

- «Этапы реализации программно-целевых методов планирования бюджета»;

- «Контроль учредителем деятельности подведомственных учреждений».

В целях обеспечения модуля «Актуальные вопросы реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» научно-методическими материалами Институтом 11.01.2011 и 05.09.2011 были заключены договоры возмездного оказания услуг с физическими лицами, являющимися специалистами в данной сфере.

Оказание возмездных услуг в рамках заключенных договоров предполагало создание инновационных по содержанию научно-методических материалов по реализации Федерального закона № 83-ФЗ в Мурманской области, подготовка слайдов, таблиц, схем, диаграмм, печатание текста, его верстка, редактирование, макетирование, научное редактирование, корректировка.

В результате заключения 11.01.2011 и 05.09.2011 договоров возмездного оказания услуг исполнители по договорам вошли в состав авторского коллектива, который совместно с Институтом определил содержание учебно-методических материалов и форму их создания.

По итогам оказанных услуг заявитель приобрел материалы научно-методического обеспечения:

- методические материалы к модулю «Актуальные вопросы реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ», включенному в образовательную программу «Развитие управления образованием» (часть 1, по договорам от 11.01.2011);

- методические наглядные материалы презентации и материалы для практических занятий к указанному модулю (часть 2, по договорам от 05.09.2011).

Указанные материалы представлены заявителем в ходе судебного разбирательства и приобщены к материалам дела арбитражного суда.

Доказательств, опровергающих доводы заявителя, а также, свидетельствующих о создании материалов научно-методического обеспечения в рамках каких-либо иных договоров либо об отсутствии у Института данных материалов в период проведения контрольного мероприятия, Счетной палатой не представлено.

Сам по себе факт непредставления в ходе проверки материалов научно-методического обеспечения не свидетельствует об их отсутствии у Института в момент проверки.

В ходе проверки Счетная палата требованием от 02.04.2012 запросила у Учреждения документы, связанные с проведением научно-методических семинаров, указанных в плане научно-методического сопровождения повышения квалификации управленческих кадров по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Какие-либо иные документы Счетной палатой не запрашивались.

Во исполнение требования от 02.04.2012 Учреждением были представлены истребованные документы.

Из полученных от заявителя в ходе проведения контрольного мероприятия пояснений и возражений не следует, что по темам учебной программы «Актуальные вопросы реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» не осуществлялось создание учебно-методических материалов, а результатом исполнения договоров от 11.01.2011, 05.09.2011 возмездного оказания услуг явились проведенные семинары, по которым Учреждением были представлены в ходе проверке соответствующие документы.

Заявитель указал, что проведение названных семинаров исполнителями по договорам от 11.01.2011, 05.09.2011 возмездного оказания услуг явилось апробацией материалов научно-методического обеспечения, подготовленных в рамках указанных договоров.

Данные семинары представляют собой одну из форм научно-методического сопровождения (а не обеспечения, как это предусмотрено договорами от 11.01.2011, 05.09.2011) повышения квалификации управленческих кадров по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ и их проведение не являлось предметом договоров возмездного оказания услуг от 11.01.2011, 05.09.2011.

При таких обстоятельствах судом не принимаются возражения Счетной палаты об отсутствии в договорах от 11.01.2011, 05.09.2011 наименования конкретной услуги (темы курса, темы семинара и т.п.), конкретного объема услуги (количество часов), конкретного времени, срока оказания услуги, конкретного места оказания услуги, а в актах от 29.06.2011, 30.11.2011 приемки-сдачи оказанных услуг – отсутствие сведений о количестве часов и темах проведенных семинаров.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который действовал в 2011 году, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В силу части 2 названной статьи первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Акты от 29.06.2011, 30.11.2011 приемки-сдачи оказанных услуг по вышеназванным договорам содержат указанные обязательные реквизиты. При этом необходимо отметить, что количество (объем) оказанных услуг подлежит отражению в первичных учетных документах только при наличии такой возможности, которая определяется, исходя из принятых по ним единиц измерения.

Таким образом, следует признать, что расходование средств в общей сумме 1 557 404 руб. на выплату вознаграждений по договорам гражданско- правового характера подтверждается представленными в материалы дела копиями договоров от 11.01.2011, 05.09.2011, актами от 29.06.2011, 30.11.2011 приемки-сдачи оказанных услуг по вышеназванным договорам, материалами научно-методического обеспечения, заявками на кассовый расход.

В этой связи суд находит необоснованным вывод Счетной палаты об отсутствии документов, подтверждающих фактическое оказание услуг заявителю по гражданско-правовым договорам и, как следствие, вывод о неправомерном расходовании средств в общей сумме 1 557 404 руб. на выплату вознаграждений по этим договорам.

Нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 7, 8 Приложения № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» при принятии Институтом к учету первичных документов, которое, по мнению Счетной палаты, имело место, в данном случае не свидетельствует об отсутствии документов, подтверждающих фактическое оказание Учреждению услуг по договорам от 11.01.2011, 05.09.2011.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Счетная палата не доказала неправомерное расходование заявителем денежных средств в общей сумме 2 082 475,3 рублей, использованных на выплату материальной помощи и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера.

В силу пункта 1 статьи 18 Закона Мурманской области от 17.09.2011 № 1389-01-ЗМО «О Контрольно-счетной палате Мурманской области», Счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Мурманской области, органы местного самоуправления, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Мурманской области, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Поскольку Счетная палата не доказала неправомерное расходование заявителем денежных средств в общей сумме 2 082 475,3 рублей, использованных на выплату материальной помощи и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона Мурманской области от 17.09.2011 № 1389-01-ЗМО «О Контрольно-счетной палате Мурманской области», для вынесения предписания от 18.07.2012 № 01-09/482 в оспариваемой части не имелось.

В этой связи названное предписание в данной части нарушает права и законные интересы заявителя, что влечет удовлетворение заявленного требования и признание предписания от 18.07.2012 № 01-09/482 в оспариваемой части недействительным.

В силу статьи 110 АПК РФ понесенные Учреждением судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. подлежат возмещению за счет Счетной палаты.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным, не соответствующим Закону Мурманской области от 17.09.2011 № 1389-01-ЗМО «О Контрольно-счетной палате Мурманской области», представление Контрольно-счетной палаты Мурманской области от 18.07.2012 № 01-09/482 в части возложения на государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры» обязанности по принятию мер в целях привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и Мурманской области, и восстановлению в доход областного бюджета денежных средств в общей сумме 2 082 475,3 рублей, использованных на выплату материальной помощи и вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, обязав Контрольно-счетную палату Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Контрольно-счетной палаты Мурманской области в пользу государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры» расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия.

Судья Дмитриевская Л.Е.