ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-6638/2021 от 22.09.2021 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Академика Книповича, дом 20, город Мурманск, 183038

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск                                                                                       Дело № А42-6638/2021

«28» сентября 2021 года

Резолютивная часть решения вынесена 22.09.2021

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Туровой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению военного прокурора Оленегорского гарнизона Северного флота (ул. Фрунзе, д. 13, г. Кандалакша, Мурманская обл., 184041) к акционерному обществу «Военно-строительная компания» (ул. Марковского, д. 55, пом. 20, г.Красноярск, Красноярский край, 66049; ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении к административной ответственности, при участии представителей: от заявителя – по доверенности ФИО1, от лица, привлекаемого к административной ответственности – по доверенности ФИО2,

установил:

военный прокурор Оленегорского гарнизона Северного флота (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении акционерного общества «Военно-строительная компания» (далее – Общество, АО «ВСК») к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требований прокурор указал на выявление факта осуществления строительства объекта в отсутствие соответствующего разрешения на строительство.

Общество, признав факт совершенного правонарушения, в отзыве на заявление ходатайствовало о возможности признания правонарушения малозначительным или применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. В направленном 20.09.2021 ходатайстве, с учетом характера свершенного правонарушения, просило не применять административную ответственность в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В предварительном судебном заседании суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в суде первой инстанции.

В судебном заседании представители заявителя и Общества поддержали позиции, изложенные в заявлении и в отзыве на иск с дополнениями.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решения о проведении проверки от 31.05.2021 № 84 военным прокурором Оленегорского гарнизона Северного флота проведена проверка исполнения законодательства в сфере сохранности федеральной собственности и градостроительного законодательства при выполнении мероприятий по охране и сбережению высвобожденного недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации в с.п. Алакуртти на объекте «Обустройство инфраструктуры военного городка № 5» (шифр объекта З-42/20-72), расположенном по адресу: Мурманская область, Кандалакшский район, с.п. Алакуртти.

В ходе проверки установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации и ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» (Генеральный подрядчик; далее – ФГУП «ГВСУ», Предприятие) заключен государственный контракт от 28.12.2020 №2022187378362554164000000 на выполнение полного комплекса работ по объекту «Обустройство инфраструктуры военного городка № 5» (шифр объекта З-42/20-72).

В рамках исполнения указанного государственного контракта 04.02.2021 между Предприятием и АО «ВСК» (Субподрядчик) заключен контракт №2022187378362554164000000/2102-03-СМР(СУБ) на выполнение полного комплекса работ по указанному объекту.

В свою очередь, 04.03.2021 АО «ВСК» заключило договор №2022187378362554164000000/СМР/ВСК-ЗОД/АЛ-1 с обществом с ограниченной ответственностью «Зодчий» (далее – ООО «Зодчий») на выполнение работ по указанному объекту.

В ходе осмотра объекта с шифром З-42/20-72 (акт осмотра от 29.05.2021), проведенного с применением средств фотосъемки, выявлено, что на площадке строительства общежития на 180 мест выполнены работы по разработке котлована экскаватором KOMATSUPC 200 с погрузкой на самосвалы  и перевозкой, подбетонная подготовка (для последующего бетонирования столбчатого фундамента); на момент осмотра выполнялись работы по армированию для последующего бетонирования столбчатого фундамента и монтажу щитов опалубки для бетонирования. При этом, по сообщению Управления капитального строительства Северного флота Федерального казенного предприятия «Управление капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» от 03.06.2021 исх. № ФКП/СФ/1366 разрешение на строительство объекта не выдавалось.

Осуществленным в ходе проверки 10.06.2021 осмотром строительной площадки зафиксированы следующие строительно-монтажные работы: произведен демонтаж существующих зданий 253, 254, 261, 262, 264, 265; произведена срезка растительного грунта, разработка котлована механизированным способом, замещение грунта, устройство песчаного основания, устройство разделительного слоя из пленки ПВХ, устройство бетонной подготовки под столбчатые железобетонные фундаменты, армирование фундаментов с устройством выпусков под стены цоколя, бетонирование железобетонных монолитных фундаментов, грунтовка поверхностей железобетонных монолитных фундаментов, устройство обмазочной гидроизоляции. Согласно копии журнала общих работ строительные работы на объекте З-42/20-72 начаты ООО «Зодчий» с 11.05.2021. Также установлено, что строительно-монтажные работы производятся в отсутствие проектно-сметной документации.

Усмотрев в действиях Общества, как лица, осуществляющего строительство (Субподрядчик), нарушение части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), 14.07.2021 заместителем военного прокурора Оленегорского гарнизона Северного флота вынесено постановление о возбуждении в отношении                  АО «ВСК» дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьи 203 АПК РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.

Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом в пунктах 10 и 13 статьи 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие), а под строительством – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В пункте 16 статьи 1 ГрК РФ определено, что застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Обязанность по получению разрешения на строительство лежит на застройщике (часть 7 статьи 51 ГрК РФ).

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

В силу части 4 статьи 52 ГрК РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Из содержания пунктов 8.2.22, 8.2.46, 17.2 государственного контракта следует, что ФГУП «ГВСУ» обязано выполнить строительно-монтажные работы, а также оформить разрешение на производство работ.

Из направленных по запросу прокурора № Исорп-2311-522 от 07.06.2021 пояснений Генерального подрядчика (письмо № 38/8927 от 10.06.2021), не следует, что начало строительства спорного объекта производилось на основании полученного в установленном законом порядке разрешения. ФГУП «ГВСУ» указано лишь на позднее получение документов от Заказчика, необходимых для получения положительного заключения экспертизы проектной документации.

Согласно ответу Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации»  в лице Управления капитального строительства Северного флота (далее – УКС СФ) №ФКП/СФ/1366 от 03.06.2021 проектная документация, разрабатываемая ФГУП «ГВСУ» для прохождения и получения заключения Государственной экспертизы в адрес УКС СФ Генподрядчиком не представлена, следовательно, требование военной прокуратуры о направлении копии разрешения на строительство является преждевременным.

В соответствии с актом проверки соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов и проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства № 21, УКС СФ в ходе осуществления строительного контроля спорного объекта, по состоянию на 20.05.2021 установлено нарушение, выраженное в проведении строительных работ в отсутствие разрешения на строительство.

В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Во исполнение запроса прокурора, АО «ВСК» представлены пояснения № 148/к от 10.06.2021 о невозможности представления сведений о наличии разрешения на строительство спорного объекта, а также представления его копии, ввиду отсутствия такой информации у Субподрядчика. 

Таким образом, материалами дела подтверждается (акт от 29.05.2021 с приложенной к нему фототаблицей; общие журналы работ; письмо 182 ОГАСН №197/182/566 от 01.06.2021; письмо УКС СФ № ФКП/СФ/1366 от 03.06.2021; акты проверки УКС СФ; письмо ФГУП «ГВСУ» № 38/8927 от 10.06.2021; акт приема-передачи строительной площадки от 19.03.2021; письмо АО «ВСК» № 148/к от 10.06.2021; государственные контракты; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.07.2021), судом установлен и Обществом признается факт осуществления строительства (производство строительно-монтажных работ) на объекте    З-42/20-72 в отсутствие разрешительной документации, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренную частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения градостроительного законодательства при проведении работ по строительству объекта капитального строительства и принятия им необходимых мер для их соблюдения и недопущения правонарушения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Гарантии защиты прав, предоставленных КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, юридическому лицу обеспечены. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Учитывая специфику регулируемых правоотношений и объект посягательства, в том числе факт ведения работ с нарушением требований законодательства, суд не усматривает оснований для освобождения Общества от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ (за малозначительностью правонарушения).

Санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Учитывая отсутствие доказательств наступления каких-либо негативных последствий, а также принимая во внимание, что ранее Общество за подобные нарушения к административной ответственности не привлекалось суд, в рассматриваемом случае, считает, возможным назначить Обществу наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в размере 250 000 руб., полагая, что назначение штрафа даже в минимальном размере указанной санкции не будет отвечать требованиям справедливости и соразмерности, и обеспечивать достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Мурманской области в установленный срок.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь акционерное общество «Военно-строительная компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 250 000 руб.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель: УФК по Мурманской области (военная прокуратура Северного флота, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 511001001,

номер казначейского счета (расчетный счет) 03100643000000014900,

единый казначейский счет (ЕКС) 40102810745370000041 (корреспондентский),

наименование банка: отделение Мурманск банка России // УФК по Мурманской области г. Мурманск,

БИК 014705901,

ОКТМО 47730000001,

Код бюджетной классификации (КБК) определены приказом ГП РФ от 28.12.2020 № 433-10.

В назначении платежа необходимо указывать реквизиты решения суда.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                         А.Е. Карачева