Арбитражный суд Мурманской области
ул. Книповича, д.20, г.Мурманск, 183049
E-mail: murmansk.info@arbitr.ru
http://murmansk.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-6793/2011
«31» января 2012 года
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 24 января 2012 года
Полный текст решения изготовлен 31 января 2012 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области Кабикова Екатерина Борисовна
(при составлении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Перекокиной Анной Владимировной),
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Комитету имущественных отношений города Мурманска
ФИО2
о переводе прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи недвижимого имущества, совершённому с нарушением права на приобретение
при участии в судебном заседании:
истца ФИО1, паспорт
представителя истца - ФИО3, дов. б/н от 14.11.2011, паспорт
представителя ответчика КИО города Мурманска - ФИО4, дов. № 15/07-14003 от 28.12.2011, паспорт
ответчика ФИО2, паспорт
В судебном заседании объявлялся перерыв с 17 по 24 января 2012 года
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, истец) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Комитету имущественных отношений города Мурманска (далее - КИО города Мурманска, ответчик) и ФИО2 (далее - ФИО2, ответчик) о переводе на истца прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между КИО города Мурманска и ФИО2 в отношении ? доли нежилого помещения, 1-й этаж, площадь 15,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>, номер на поэтажном плане А/1/VI/1.
В обоснование заявленного требования истец указал, что заключение договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, помещение А/1/VI/1, между КИО города Мурманска и ФИО2 является незаконным, поскольку истец, как индивидуальный предприниматель, имеет преимущественное право на приобретение указанного арендуемого имущества при его возмездном отчуждении из муниципальной собственности по цене, равной его рыночной стоимости, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д. 4-6).
В ходе судебного рассмотрения спора истец представил суду письменное уточнение исковых требований, в которых просил суд перевести на истца права и обязанности покупателя по договору купли-продажи от 02.09.2011 № 55/2011, заключенному между КИО города Мурманска и ФИО2, в отношении ? доли нежилого помещения, 1-й этаж, площадь 15,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>, номер на поэтажном плане А/1/VI/1. Указал, что КИО города Мурманска не соблюдено требование Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части предоставления истцу преимущественного права приобретения арендуемого им муниципального имущества. По мнению истца, невозможность изготовления технической документации для разделения объекта в натуре не является достаточным основанием для нарушения прав истца, имеющего право на приобретение объекта недвижимости в долевую собственность. В нарушение пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» КИО города Мурманска не уведомил истца о принятом решении о приватизации арендуемого имущества и условиях его приватизации. Отсутствие статуса субъекта малого предпринимательства у ответчика ФИО2, не зарегистрировавшего свою предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке, не является основанием для ограничения преимущественного права истца на приобретение арендуемого помещения. Преимущественное право на приобретение распространяется только на ту долю в помещении, которая ранее была предметом договора аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение предмета исковых требований принято судом.
КИО города Мурманска представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил суд в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своей позиции КИО города Мурманска указал, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, площадью 15,7 кв.м., являлось собственностью муниципального образования город Мурманск, объекту был присвоен кадастровый (условный) номер 51:20:02:01:033:022:833:VI/I. Указанное помещение обременено договорами аренды: 1) договор аренды № 15857/15210 от 21.12.2005 на часть помещения площадью 7,85 кв.м. был заключен с физическим лицом (Арендатор) ФИО2, срок аренды договора по 31.12.2012, помещение было предоставлено для использования под вход в фотостудию; 2) договор аренды № 15856/14115 от 21.12.2005 на часть помещения площадью 7,85 кв.м. был заключен с индивидуальным предпринимателем ФИО1, срок аренды по 31.12.2011, помещение было предоставлено под вход в магазин.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 23.12.2010 № 32-373 помещение общей площадью 15,7 кв.м., находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: <...>, было включено в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Мурманска на 2011 год. Корректировка характеристик, в том числе площади объектов недвижимости в соответствии с техническими паспортами, может производиться без дополнительного согласования с Советом депутатов города Мурманска. В этом случае идентификация объектов приватизации осуществляется КИО города Мурманска при принятии решения об утверждении условий приватизации муниципального имущества. По сведениям Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области объекты, площадью 7,85 кв.м., расположенные по адресу: <...>, самостоятельными объектами недвижимости не являются, так как входят в состав единого помещения площадью 15,7 кв.м. Данный факт не позволяет однозначно идентифицировать учётный объект, что не соответствует основным задачам государственного и технического учёта и технической инвентаризации и будет являться основанием для отказа в государственной регистрации прав на объект ввиду невозможности определения объекта. При отсутствии волеизъявления собственника имущества на создание из одного объекта путём его разделения нескольких самостоятельных объектов упомянутая часть указанного нежилого помещения, не выделенная в порядке кадастрового учёта в самостоятельный объект, на которое право муниципальной собственности не зарегистрировано, не может являться объектом договора купли-продажи в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 8, 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого и среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части помещения не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект. В связи с вышеизложенными обстоятельствами, преимущественное право приобретения арендуемого помещения предоставлено арендаторам не было. В соответствии с распоряжением КИО города Мурманска от 29.07.2011 № 219 «Об утверждении условий приватизации объекта муниципального нежилого фонда» 02.09.2011 состоялся открытый аукцион по приватизации муниципального нежилого помещения площадью 15,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>. Победителем аукциона признан ответчик ФИО2, право собственности которого на данный объект недвижимости зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 02.09.2011 № 55/2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 51-АВ № 266646, дата выдачи 12.10.2011. Кроме того, совместных заявлений от истца и ответчика ФИО2 о реализации права на приобретение в долевую собственность нежилого помещения общей площадью 15,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>, в адрес КИО города Мурманска не поступило. В то же время, ответчик ФИО2 пользовался имуществом по договору аренды № 15857/15210 от 21.12.2005 на часть помещения площадью 7,85 кв.м. более двух лет, но в статусе субъекта малого предпринимательства зарегистрирован не был, что противоречит условиям реализации права на приобретение (приватизацию) арендованного нежилого помещения в порядке Федерального закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д. 63-65).
Ответчик ФИО2 представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором также просил суд в удовлетворении заявленного иска отказать, поддержал возражения ответчика КИО город Мурманска. Указал, что во временном возмездном пользовании ИП ФИО1 и физического лица ФИО2 находилось по ? доли муниципального нежилого помещения VI/1, расположенного по адресу: <...>. При этом арендуемые каждым из указанных лиц площади по 7,85 кв.м. не выделены в натуре и не могут использоваться для соответствующих целей как обособленные объекты недвижимости. Целевое назначение спорного помещения - вход в нежилые помещения, собственниками которых являются истец и физическое лицо ФИО2 В соответствии с положениями пункта 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное помещение является неделимой вещью, поскольку его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения. КИО города Мурманска не имел возможности на законных основаниях заключить с ИП ФИО1 договор купли-продажи в отношении части спорного нежилого помещения, которую арендовал истец. Возможность обращения в КИО города Мурманска физического лица ФИО2 и ИП ФИО1 с совместным заявлением о реализации прав на приобретение спорного нежилого помещения в общую долевую собственность исключена в силу требований Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов, поскольку право на преимущественный выкуп арендуемой части спорного нежилого помещения у истца не возникло (л.д. 73-75).
В судебном заседании истец и его представитель на удовлетворении заявленного иска настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в письменных дополнениях к нему.
Представитель КИО города Мурманска и ответчик ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражали, приведя в обоснование своих позиций доводы, изложенные в письменных отзывах на исковое заявление.
По делу установлено, что 16.01.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации физического лица ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***> (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 51 № 001437748) (л.д.10).
21.12.2005 между КИО города Мурманска (Арендодатель) и ИП ФИО1 (Арендатор) заключен договор на аренду помещений муниципального нежилого фонда в г. Мурманске № 15856/14115, в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду муниципальное нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Карла Маркса, д.14, пом. VI/1 (часть помещения площадью 7,85 кв.м.) в соответствии с планом и экспликацией помещений для использования под вход в магазин (л.д. 21-26).
В соответствии с актом передачи в аренду помещений муниципального нежилого фонда КИО города Мурманска сдал ИП ФИО1 нежилое помещение по адресу: ул. Карла Маркса, д. 14, пом. VI/1 (? доли), общей площадью 7,85 кв.м. для использования под вход в магазин (л.д. 27, 28).
Дополнительным соглашением от 15.12.2008 № 1 установлен срок окончания действия договора на аренду помещений муниципального нежилого фонда в г. Мурманске от 21.05.2005 № 15856/14115 - 31.12.2011 (л.д. 29, 30).
21.12.2005 между КИО города Мурманска (Арендодатель) и физическим лицом, гражданином ФИО2 (Арендатор) заключен договор на аренду помещений муниципального нежилого фонда в г. Мурманске № 15857/15210, в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду муниципальное нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Карла Маркса, д.14, пом. VI/1 (часть помещения площадью 7,85 кв.м.) в соответствии с планом и экспликацией помещений для использования под вход в фотостудию (л.д. 76-78).
В соответствии с актом передачи в аренду помещений муниципального нежилого фонда КИО города Мурманска сдал физическому лицу, гражданину ФИО2 нежилое помещение по адресу: ул. Карла Маркса, д. 14, пом. VI/1 (? доли), общей площадью 7,85 кв.м., для использования под вход в фотостудию (л.д.79).
Дополнительным соглашением от 11.12.2008 № 1 установлен срок окончания действия договора на аренду помещений муниципального нежилого фонда в г. Мурманске от 21.12.2005 № 15857/15210 - 31.12.2012 (л.д. 80).
28.09.2010 между КИО города Мурманска (Заказчик) и Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Мурманской области (Подрядчик) был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по технической инвентаризации и паспортизации объектов муниципального недвижимого имущества № 138, в соответствии с условиями которого Заказчик поручил Подрядчику изготовить технический и кадастровый паспорта объектов недвижимого имущества муниципальной собственности города Мурманска, в том числе:
- нежилых помещений в жилом доме (часть помещения VI/1), площадью 7,85 кв.м., расположенных по адресу: <...> (пункт 10 Приложения № 1 к муниципальному контракту);
- нежилых помещений в жилом доме (часть помещения VI/1), площадью 7,85 кв.м., расположенных по адресу: <...> (пункт 11 Приложения № 1 к муниципальному контракту).
Письмом от 11.10.2010 исх. № 3569 Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области сообщило, что вышеперечисленные объекты недвижимого имущества муниципальной собственности города Мурманска не являются самостоятельными объектами недвижимости, так как входят в состав единого помещения площадью 15,7 кв.м. Данный факт не позволит однозначно идентифицировать учётный объект, что не соответствует основным задачам государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства, и будет являться основанием для отказа в государственной регистрации права на объект, ввиду невозможности определения объекта. Ответчику КИО города Мурманска предложено рассмотреть вопрос о внесении изменений в Перечень объектов, объединив пункты 10 и 11 Приложения № 1 к муниципальному контракту, и изготовить паспорта на помещение площадью 15,7 кв.м. с последующим выделением долей (л.д. 68).
26.10.2010 Государственное унитарное предприятие технической инвентаризации Мурманской области составило технический и кадастровый паспорта, экспликацию и поэтажный план нежилого помещения, инвентарный номер 833, общей площадью 15,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>, литера А, номер помещения VI.
Пунктами 4.2.20 и 4.2.21 решения Совета депутатов города Мурманска от 23.12.2010 № 32-373 «О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества города Мурманска на 2011 год» два нежилых помещения в жилом доме № 14 по ул. Карла Маркса в городе Мурманске каждое площадью 7,85 кв.м. включены в список объектов муниципального нежилого фонда, подлежащих приватизации в 2011 году. При этом указанным решением установлено, что корректировка характеристик, в том числе площади объектов недвижимости в соответствии с техническими паспортами может производиться без дополнительного согласования с Советом депутатов города Мурманска. В таком случае идентификация объектов приватизации осуществляется комитетом имущественных отношений города Мурманска при принятии решения об утверждении условий приватизации муниципального имущества.
В соответствии с решением Совета депутатов города Мурманска от 23.12.2010 № 32-373 «О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества города Мурманска на 2011 год» КИО города Мурманска издал распоряжение от 29.07.2011 № 219, которым утверждены условия приватизации нежилого помещения площадью 15,7 кв.м., номер на поэтажном плане A/1/VI/1, расположенного на 1 этаже дома № 14 на улице Карла Маркса в городе Мурманске, в виде продажи на аукционе с открытой формой подачи предложения о цене (л.д. 69).
Согласно итоговому протоколу о результатах проведения аукциона по приватизации муниципального имущества от 02.09.2011 победителем аукциона по приватизации нежилого помещения (этаж 1), площадью 15,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>, признан ФИО2
02.09.2011 между КИО города Мурманска (Продавец) и гражданином ФИО2 (Покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества № 55/2011, согласно условиям которого Продавец обязуется передать в собственность Покупателя нежилое помещение, этаж: 1, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 15,7 кв.м., номера на поэтажном плане: A/1/VI/1, кадастровый (условный) номер: 51:20:02:01:033:022:833:VI/1, а Покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определённую договором денежную сумму (пункт 1.1., 1.2. договора).
Посчитав, что, заключив указанный договор, КИО города Мурманска допустило нарушение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части предоставления ИП ФИО1 преимущественного права приобретения арендуемого им муниципального имущества, истец обратился с настоящим иском в суд.
Выслушав пояснения истца, его представителя, представителя КИО города Мурманска и ответчика ФИО2, исследовав материалы дела, суд считает заявленный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно пункту 5 статьи 3 названного Федерального закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом. Такие особенности установлены Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 159-ФЗ), вступившим в силу с 05.08.2008, за исключением частей 2, 3 и 4 статьи 9 названного Федерального закона, вступивших в силу с 01.01.2009.
Согласно положениям статьи 3 Закона N 159-ФЗсубъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространённых полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определённой независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утверждённый в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с положениями пункта 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по смыслу Закона объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 ГК РФ, в отношении которого должен быть осуществлён государственный кадастровый учёт по правилам Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В связи с этим реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения (например, торгового места) не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект.
При рассмотрении дела истцом не представлено доказательств того, что арендуемое им помещение составляет объект, в отношении которого в установленном законом порядке был осуществлён государственный кадастровый учёт.
В то же время, согласно представленному КИО города Мурманска поэтажному плану помещения общей площадью 15,7 кв.м., расположенному по адресу: <...>, указанное помещение представляет собой единый объект недвижимого имущества. Данное обстоятельство подтверждается письмом Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области от 11.10.2010 исх. № 3569, согласно которому объекты «Нежилые помещения в жилом доме (часть пом. VI/I)», расположенные в <...> площадью 7,85 кв.м., пункты 10 и 11 указанные в Приложении № 1 к муниципальному контракту, не являются самостоятельными объектами недвижимости, так как входят в состав единого помещения площадью 15,7 кв.м. Данный факт не позволит однозначно идентифицировать учётный объект, что не соответствует основным задачам государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства, и будет являться основанием для отказа в государственной регистрации права на объект, ввиду невозможности определения объекта.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ни дату проведения аукциона по приватизации муниципального имущества, ни на дату заключения договора купли-продажи недвижимого имущества от 02.09.2011 № 55/2011, арендуемое ИП ФИО1 нежилое помещение площадью 7,85 кв.м., являющееся ? доли нежилого помещения, 1-й этаж, площадь 15,7 кв.м., расположенного по адресу: <...>, номер на поэтажном плане A/1/VI/1, не сформировано в качестве объекта недвижимости, который может выступать объектом гражданских прав, что исключает возможность перевода на ИП ФИО1 ? доли указанного объекта недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» суды должны учитывать, что субъекты малого или среднего предпринимательства, пользующиеся на основании возмездных договоров в течение двух и более лет со дня вступления в силу Закона частями нежилого здания (помещения), площади которых в совокупности составляют всю площадь данного здания (помещения), и не имеющие задолженности по оплате за пользование этим имуществом, неустойкам (штрафам, пеням) вправе приобрести названное здание (помещение) в долевую собственность посредством подачи совместного заявления о реализации права на его приобретение. При этом распределение долей в праве собственности на приобретаемое здание (помещение) осуществляется в соответствии с соглашением лиц, совместно подавших заявление о реализации права на приобретение.
Между тем, в рассматриваемом случае суд считает необоснованным довод истца о возможности подачи им с гражданином ФИО2 совместного заявления о реализации права на приобретение недвижимого имущества, поскольку гражданин ФИО2 в качестве субъекта малого или среднего предпринимательства в установленном законом порядке не зарегистрирован и таковым не является.
Данное обстоятельство исключает возможность обращения ИП ФИО1 и гражданина ФИО2 как физического лица в КИО города Мурманска с совместным заявлением о реализации права на приобретение спорного нежилого помещения в общую долевую собственность.
Таким образом, КИО города Мурманска правомерно осуществил приватизацию указанного выше муниципального нежилого помещения путём его продажи на аукционе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
С учётом изложенного, требования истца не подлежат удовлетворению.
При обращении в суд истец по чеку-ордеру ОАО «Сбербанк России» Северо-Западный банк от 29.09.2011 уплатил в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 8 060 руб. (л.д. 7).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, государственная пошлина уплачивается в размере 4 000 руб.
Согласно статье 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
С учётом изложенного, излишне уплаченная истцом государственная пошлина в размере 4 060 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении иска отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес регистрации: <...>) из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 060 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 29.09.2011.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Е.Б. Кабикова