ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-6879/18 от 08.11.2018 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

183038, г. Мурманск, ул. Книповича, 20

http://murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                           Дело № А42–6879/2018

15 ноября 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2018.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифуллиной А.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Севморнефтегеофизика» (ул. Карла Маркса, д. 17, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, при участии представителей: от заявителя – по доверенности ФИО1, от административного органа – по доверенности ФИО2, ФИО3,

установил:

открытое акционерное общество «Севморнефтегеофизика» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Мурманску (далее – Инспекция, административный орган) № 330 от 25.07.2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование требования заявитель сослался на отсутствие в действиях (бездействии) ОАО «СМНГ» состава вменяемого правонарушения, поскольку Обществом в налоговый орган в установленный законодательством срок был направлен оригинал выписки с нотариально заверенным переводом на русский язык. В обоснование заявленных доводов представило вынесенные Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области по результатам рассмотрения постановлений МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области о привлечении ОАО «СМНГ» к административной ответственности, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по аналогичным эпизодам.

Инспекция представила отзыв на заявление, в котором возражала против удовлетворения заявленных требований указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.

Определением суда от 10.08.2018 дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением от 08.10.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, в порядке части 5 статьи 227 АПК РФ.

С учетом обстоятельств дела, мнения представителей сторон, судом на основании части 4 статьи 137 АПК РФ завершено предварительное судебное заседание; дело рассмотрено в суде первой инстанции.

В судебном заседании представители сторон поддержали позиции изложенные в заявлении и отзыве, соответственно. Заявитель указал на возможность признания допущенного правонарушения малозначительным. Административный орган считает, что основания применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

На основании положений статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 31.10.2018 объявлялся перерыв до 08.11.2018.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки валютного законодательства по вопросу соблюдения резидентом установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, установлено, что Общество имеет открытый счет в банке за пределами Российской Федерации №005111100003244 в ANDHRABANK (Мумбаи, Индия), дата открытия счета - 16.01.2013, код валюты счета 356 (индийские рупии). 31.10.2016 заявителем в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее – Инспекция) представлен отчет за 3-й квартал 2016 года (с 01.07.2016 по 30.09.2016), без нотариально заверенной копии выписки банка. К указанному отчету представлен только нотариально заверенный перевод на русский язык выписки банка.

По данному факту Инспекцией в адрес Общества 25.05.2018 направлено письмо № 07-51/02162 о необходимости представления исправленного  (уточненного) отчета и надлежащим образом оформленных копий подтверждающих банковских документов (получено Обществом 28.05.2018).

29.05.2018 Обществом в налоговый орган представлены копии следующих документов: описи вложения в ценное письмо; формы отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации; выписки по счету за пределами Российской Федерации; авансового отчета начальника юридического отдела, с подтверждающими документами. Нотариально заверенные копии подтверждающих документов, а именно - копия выписки банка, не представлены.

Установив данные обстоятельства, Инспекция пришла к выводу о нарушении Обществом требований пункта 7 статьи 12 Федерального Закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ»), пункта 7 «Правил представления юридическими лицами-резидентами и индивидуальными предпринимателями – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819 (далее – Правила №819).

По данному факту в отношении Общества должностным лицом Инспекции 09.07.2018 составлен протокол № 519920180709000301 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25   КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем начальника Инспекции 25.07.2018 вынесено постановление № 330 (регистрационный номер дела 519020180712012301) о привлечении ОАО «СМНГ» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.

            В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, устанавливают Правила № 819.

Согласно пункту 4 Правил № 819 резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в двух экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

Пунктом 7 Правил № 819 определено, что подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 10 Правил № 819 в случае выявления налоговым органом неправильных сведений, указанных юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, представления юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения отчета и подтверждающих банковских документов письменно уведомляет юридическое лицо - резидента, индивидуального предпринимателя - резидента о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов.

Уведомление о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов выдается налоговым органом непосредственно представителю юридического лица - резидента, индивидуальному предпринимателю - резиденту либо его представителю под расписку или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления налогового органа.

Из представленных в материалы дела документов следует, судом установлено и административным органом не оспаривается, что представляя 31.10.2016 в Инспекцию отчет за 3-й квартал 2016 года Обществом был приложен в том числе нотариально заверенный перевод выписки банка и оригинал данной выписки с печатью банка.

Согласно статье 10 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате) нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее - Закон № 53-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона № 53-ФЗ государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации.

Указанные нормы означают, что все тексты документов, представляемых нотариусу для совершения нотариального действия, должны быть полностью переведены на русский язык. Следовательно нотариальное заверении копии документа составленного на иностранном языке не может быть совершено. Данный вывод подтверждается также письмом Мурманской областной нотариальной палаты (от 20.07.2018 № 1543), согласно которому если для совершения нотариального действия представлен документ на иностранном языке, то сначала должен быть осуществлен перевод данного документа на русский язык, подлинность подписи переводчика на переводе должна быть засвидетельствована нотариально, а только после этого может быть засвидетельствована копия такого  документа с переводом на русский язык.  

В соответствии с пунктом 6 статьи 35 Основ законодательства о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой в виде заверения подписи переводчика.

Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус (статья 81 Основ законодательства о нотариате).

По смыслу пункта 4 статьи 35 Основ законодательства о нотариате совершение нотариального действия по засвидетельствованию копии документа, удостоверяет лишь факт существования определенного документа в момент предъявления его нотариусу.

При этом, буквальное толкование пункта 7 Правил № 819 не позволяет сделать вывод о необходимости представления нотариально заверенных копий банковских документов составленных на иностранном языке, а также нотариально заверенной копии нотариально заверенного перевода такого документа.

С учетом изложенного, принимая во внимание представление заявителем нотариально заверенного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации перевода выписки банка с оригиналом такой выписки, суд приходит к выводу о соблюдении Обществом требований установленных положениями пункта 7 Правил № 819.

 Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

На основании вышеизложенного суд считает отсутствующим в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ) (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах требование Общества о признании постановления незаконным и его отмене подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску от 25.07.2018 № 330 о привлечении  открытого акционерного общества "Севморнефтегеофизика" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                        А.Е. Карачева