АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20, тел.44-49-16
http://murmansk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-7044/2015
09 декабря 2015 года
Резолютивная часть объявлена 02.12.2015, решение в полном объеме изготовлено 09.12.2015.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Беляева Л.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Свистуновой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хибины-Сервис» (ИНН 5118001569, ОГРН 1145118000092; 184209, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Космонавтов, д.15, подъезд 2, оф.(кв.) 11) к Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (ИНН 5101000398, ОГРН 1025100509774; 184209, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ленина, д.1)
об оспаривании постановления № 15/0172 от 13.08.2015 о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не участвовал
от административного органа – не участвовал
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хибины-Сервис» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об отмене постановления Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области (далее – административный орган, Администрация) от 13.08.2015 № 15/0172 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 401-01-ЗМО).
В обоснование требований заявитель указал на то, что Общество приступило к обслуживанию контейнерной площадки с 23.07.2015 в соответствии с графиком санитарной уборки на 2015 год и приняло данную контейнерную площадку с неубранным крупногабаритным мусором. По обращению Общества вывоз крупногабаритного мусора был осуществлен ООО «Чистый город» 25.07.2015.
Административный орган представил отзыв на заявление, в котором с требованием Общества не согласился, указав на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Администрация, извещенная надлежащим образом (уведомление о вручении 12.11.2015) представителя в судебное заседание не направила.
Общество извещено надлежащим образом (уведомление о вручении 12.11.2015), направило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
С учетом обстоятельств дела, при наличии сведений об извещении сторон о дате проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства, отсутствия возражений относительно рассмотрения дела, судом на основании статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) окончено предварительное судебное заседание, дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Как следует из материалов дела, 24.07.2015 Администрацией города Апатиты проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «УК «Хибины-Сервис» правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией, в ходе которой в присутствии представителя Общества произведен осмотр территории рядом с контейнерной площадкой, расположенной в районе домов 15, 19 по улице Дзержинского г. Апатиты Мурманской области.
В ходе проверки выявлено захламление территории рядом с контейнерной площадкой расположенной в районе домов 15,19 по улице Дзержинского в г. Апатиты, спиленными сухими деревьями, оконными рамами, мешками с мусором; объем складированного мусора превышает 2,5 куб.м. Согласно представленного графика санитарной уборки контейнерной площадки, расположенной в районе домов 11,15,19,7,9,13 по улице Дзержинского, дома 1 по улице Гайдара, с 23.07.2015 ответственным за санитарное состояние данной территории является ООО «УК «Хибины-Сервис».
Результаты проведенного обследования оформлены актом от 24.07.2015 № 294, с приложением фотоматериалов.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества нарушение пункта 9.2.4 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области от 25.12.2012 № 688, пунктов 1.4, 4.8 Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области от 01.06.2015 № 629, ведущим специалистом 1 категории отдела муниципального контроля Администрации 30.07.2015 в отношении ООО «УК «Хибины-Сервис составлен протокол 75 об административном правонарушении, предусмотренном статьями 2, 2.1 Закона № 401-01-ЗМО.
Протокол с материалами проверки для рассмотрения направлен в Административную комиссию муниципального образования г. Апатиты с подведомственной территорией.
Постановлением административной комиссии от 13.08.2015 № 15/0172 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 2 Закона № 401-01-ЗМО, в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 2 Закона № 401-01-ЗМО предусматривает административную ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.
Отношения в сфере организации благоустройства и озеленения территории, очистки и уборки территории города Апатиты регламентированы Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области от 25.12.2012 № 688 (далее – Правила благоустройства).
Указанные Правила обязательны для всех физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм. Благоустройство территорий представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования городской округ Апатиты с подведомственной территорией и осуществляемых органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (пункт 1.1 Правил благоустройства).
Пунктом 9.2.4 Правил благоустройства установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своими силами или по договорам со специализированными организациями за счет собственных средств, убирать отведенные и прилегающие территории, производить вывоз ТБО, снега, не допускать складирования и захламления территории. Уборка и вывоз снега на дорогах и во внутридомовых проездах в зимний и осеннее - весенний периоды при выпадении снега осуществляется не менее 1-го раза в месяц в отведенные места, уборка и вывоз ТБ и КГМ – по мере накопления, но не реже 2 раз в неделю, уборка контейнерных площадок и территорий, прилегающих к ним в радиусе 5 м – ежедневно.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является управление им управляющей организацией, которая в силу части 2.3 статьи 161 ЖК ОФ несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, пунктом 3.7.1 которых установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества, а также сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно пункту 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, жильцы которого используют обследованную контейнерную площадку, расположенную в районе домов 15, 19 по ул. Дзержинского в г. Апатиты.
Ответственным за санитарное состояние вышеуказанной контейнерной площадки, в проверяемый период являлось Общество в соответствии с согласованным графиком санитарной уборки контейнерной площадки на 2015 год.
Таким образом, являясь ответственным за надлежащее состояние и содержание территории вышеуказанной контейнерной площадки, Общество обязано было своевременно предпринять меры по уборке данной территории. При этом Обществу вменено невыполнение обязанностей при осуществлении деятельности, связанной с содержанием общего имущества, то есть обязанностей, направленных на соблюдение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств объективной невозможности выполнения вышеуказанных требований законодательства, а равно принятие Обществом всех зависящих от него мер по их соблюдению, судом не установлено.
Общество представило акт осмотра контейнерной площадки, расположенной по адресу: ул. Дзержинского, 15 от 23.07.2015, согласно которому установлено, что рядом с контейнерной площадкой имеется куча с вырубленными деревьями и кустарником, ветками, рамами, мебелью. В соответствии с Графиком вывоза крупногабаритного мусора (КГМ), вывоз КГМ должен быть осуществлен 22.07.2015 ООО «УК «Престиж», которым не осуществлен контроль за своевременным вывозом КГМ с контейнерной площадки.
Данный акт подписан мастером участка № 1 Общества и рабочей по комплексной уборке зданий и сооружений жилого дома № 19 по ул. Дзержинского, составлен в одностороннем порядке, без участия представителя ООО «УК «Престиж», а равно в отсутствие доказательств уведомления ООО «УК «Престиж» о времени проведения осмотра и оформления приема-передачи данной контейнерной площадки.
В этой связи данный акт не может быть принят судом в качестве единственного и безусловного доказательства в подтверждение фактических обстоятельств, связанных с принятием Обществом контейнерной площадки, захламленной крупногабаритным мусором по истечении периода ее обслуживания ООО «УК «Престиж», исключающих вину Общества в совершении нарушения.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд находит правомерным вывод административного органа о наличии в деянии Общества состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в частности установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, поскольку Обществом допущены нарушения требований муниципальных нормативных правовых актов, за которые законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, суд приходит к выводу о правомерной квалификации административной комиссией выявленных нарушений по статье 2 Закона № 401-01-ЗМО.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые могут являться основанием для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления, судом не установлено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Административным органом при назначении Обществу наказания учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ; наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО, в виде предупреждения.
В данном случае суд также не усматривает исключительных обстоятельств, приведших к совершению правонарушения, и оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ).
Суд считает правомерным привлечение Общества к административной ответственности и обоснованным назначение наказания; оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.
С учетом положений части 4 статьи 208 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная Обществом при обращении в суд государственная пошлина в сумме 3 000 руб., подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хибины-Сервис» о признании незаконным и отмене постановления Администрации муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области № 15/0172 от 13.08.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Хибины-Сервис» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб., перечисленную платежным поручением от 18.08.2015 № 696, как излишне уплаченную.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Беляева Л. Е.