ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7180/05 от 12.05.2006 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

183049, г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20

Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ

город Мурманск «19» мая 2006 года

Дело №А42-7180/2005

Резолютивная часть решения суда объявлена 12 мая 2006 года. Полный текст решения изготовлен 19 мая 2006 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе: судьи Поповой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Поповой Е. В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску   открытого акционерного общества «Северо-Западный Телеком» к   Министерству финансов Российской Федерации

Третьи лица   - Федеральное казначейство в лице Управления Федерального казначейства по Мурманской области, Министерство обороны Российской Федерации, Военный комиссариат города Мурманска, Департамент финансов Мурманской области, Управление финансов администрации города Мурманска о взыскании 246 214 руб. 04 коп. при участии в заседании представителей: истца   - ФИО1 по доверенности от 04.04.06, ответчика   - По дольной Т.Н. по доверенности от 28.03.06

иных лиц, участвующих в деле   - от УФК МО - ФИО2 по доверенности от 09.03.06, от МО РФ - ФИО3 по доверенности от 01.11.05, от Военного комиссариата - ФИО4 по доверенности от 05.03.06, от Департамента финансов -ФИО5 по доверенности от 20.12.05, от Управления финансов - ФИО6 по доверенности от 11.01.06

установил:

ОАО «Северо-Западный Телеком» в лице филиала «Мурманэлектросвязь» (в настоящее время филиал «Мурманэлектросвязь» переименован в Мурманский филиал ОАО «Северо-Западный Телеком») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства РФ по Мурманской области о взыскании 246 214 руб. 04 коп. убытков за период с 01.07.02 по 2003 год включительно.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казначейство в лице управления федерального казначейства по Мурманской области, Министерство обороны Российской Федерации, Военный комиссариат города Мурманска, Департамент финансов администрации Мурманской области, Управление финансов администрации г. Мурманска.

Сумма иска складывается и понесенных ОАО «Северо-Западный Телеком» расходов, связанных с предоставлением на основании Федерального закона «О ветеранах» льгот по абонентной плате за пользование телефоном ветеранам, проходившим военную и приравненную к ней службу, за период с 01.07 2002 г. по декабрь 2002 г. в сумме 69 253 руб. 78 коп., за 2003 год - в сумме 176 960 руб. 26 коп., всего 246 214 руб. 04 коп.

Ответчик возражал против исковых требований по праву и размеру, ссылаясь, что в рамках заложенных в федеральном бюджете денежных средств на реализацию Закона «О ветеранах» в 2002-2003 годах Министерство финансов Российской Федерации полностью рассчиталось, надлежащих доказательств возникновения убытков в связи с предоставлением льгот, а именно: корешков квитанции, бухгалтерской отчетности о дебиторской задолженности и понесенных убытках, истец не представил.

В обоснование иска истец сослался на акт сверки численности льготной категории абонентов, подписанный Военным комиссариатом города Мурманска, приказы генерального директора ОАО «Мурманэлектросвязь» об утверждении тарифов с 11.07.02 по 31.12.02, с 01.01.03, с 01.07.03, договоры об оказании услуг телефонной связи, документы, подтверждающие право абонентов на льготы, расчет расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» за период с июля по декабрь 2002 г. и за 2003 г. на основании счетов, выставленных абонентам. Расходы образовались из суммы ежемесячной льготы каждого абонента, исчисленной по 50% тарифу без учета НДС.

Согласно ст. 30 Федерального закона «О связи» предприятия связи имеют право на возмещение недополученных доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» расходы за установку телефона и абонентную плату за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета. Порядок возмещения указанных расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Однако, постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. №963 «О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот», действие которого продлевалось и на последующие годы (2002, 2003 г.г.), утвержден порядок возмещения операторам связи понесенных расходов только в части предоставления ими льгот ветеранам и инвалидам, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты, населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

Правила возмещения операторам связи расходов, осуществляемых ими в 2004 году в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи ветеранам и инвалидам, пенсионное обеспечение которых производится пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, утверждены только 10.12.2003 г. постановлением Правительства РФ №748.

Данных о том, что из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации в 2002-2003 годах фактически выделялись средства на реализацию установленных федеральным законодательством льгот, или о неполном, нецелевом использовании финансирования, выделенного Министерству труда и социального развития Российской Федерации, и средств, перечисленных из Федерального бюджета на лицевой счет Департамента финансов Мурманской области, ответчиком не представлено.

Отсутствие в 2002-2003 годах утвержденного соответствующим органом государственной власти порядка возмещения операторам связи расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи ветеранам, пенсионное обеспечение которых производится пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, не может являться основанием для возложения обязанности по предоставлению льгот, установленных федеральным законом, на коммерческую организацию.

В рассматриваемый период действовали Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 г. №1235, согласно пункту 3 которых абонентская система оплаты услуг телефонной связи представляет систему оплаты услуг, при которой сумма платежей абонента за определенный (расчетный) период времени (месяц, декаду и др.) является постоянной величиной, не зависящей от объема фактически полученных услуг, абонентом является гражданин, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского номера, по которому идентифицируется подключенное к телефонной сети абонентское устройство при соединении с ним других абонентских устройств.

В соответствии с п. 24 Правил гражданин, выступающий стороной по договору об оказании услуг телефонной связи, приобретает статус абонента.

Пунктом 79 Правил было предусмотрено, что абоненту оказываются льготы по оплате услуг телефонной связи и предоставлению доступа к телефонной сети с одного абонентского номера, выделенного ему при заключении договора об оказании услуг телефонной связи.

В соответствии с Письмом Госкомстата России по связи и информатизации от 26.05.1998 г. №3509 «О заключении типового договора об оказании услуг телефонной связи» услуги телефонной связи оказываются на основании договора об оказании услуг телефонной связи, заключаемого между оператором связи и абонентом путем заполнения типовой формы договора. Типовой договор включает в себя условия оказания услуг (с указанием абонентского номера, выделенного абоненту при заключении договора, и адреса установки абонентского устройства), условия расчета за оказанные услуги местной телефонной связью и т. п. Предметом договора является предоставление доступа к телефонной сети и пользование услугами местной, междугородной и международной телефонной связи.

В типовых договорах об оказании услуг телефонной связи, представленных в материалы дела, указаны выделяемый абоненту абонентский номер (п. 2.1) и адрес установки абонентского устройства (п. 2.4), предусмотрена обязанность абонента вносить абонентскую плату за пользование местной телефонной связью не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным (п. 5.4), а также отражено наличие льгот по оплате услуг телефонной связи (п. 2.6). Таким образом, абоненты, заключившие указанные договоры, воспользовались правом на получение льготы по оплате услуг телефонной связи.

Документы, подтверждающие обоснованность предоставления льгот, а также сверенный с Военным комиссариатом города Мурманска, список льготной категории граждан, имеются в материалах дела.

Размер абонентской платы не зависит от объема оказанных услуг, поэтому факт оказания услуг телефонной связи подтверждается заключением договора с указанием в нем выделенного абоненту абонентского номера.

Кроме того, истец использовал автоматизированную систему расчетов за услуги связи, которая учитывает информацию об абонентских номерах, действующие тарифы

по каждому виду связи и каждому абонентскому номеру, в связи с чем в полученных с помощью этого оборудования счетах на оплату услуг телефонной связи отражаются реквизиты оператора, абонента, расчетный период, за который выставляется счет, дата выставления счета, сумма, предъявляемая к оплате, в том числе, абонентская плата в соответствии с установленными тарифами и льготами (50% скидка).

Довод ответчика о том, что без корешков квитанций, свидетельствующих об оплате счетов с учетом льготы, и данных бухгалтерской отчетности о дебиторской задолженности и убытках не могут считаться предоставленными истцом и полученными гражданами определенной категории услуги связи и полагающиеся льготы, не основан на законе.

Пунктом 1 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Неутверждение порядка возмещения расходов на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам, а также объем финансирования, не отменяет и не ограничивает право истца на возмещение недополученных доходов в результате предоставления льгот по оплате услуг связи.

Учитывая, что истец понес расходы, взимая абонентскую плату по заниженной цене, он недополучил доходы при предоставлении установленных федеральным законодательством льгот, и имеет право на их возмещение за счет казны Российской Федерации. Ответчик, будучи главным распорядителем средств федерального бюджета, не принял мер к возмещению недополученных доходов истца.

Иск подлежит удовлетворению в сумме 246 214 руб. 14 коп. в силу ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ Министерство финансов Российской Федерации участвует в делах по искам к казне Российской Федерации в защиту государственных интересов, в связи с чем на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождено от уплаты госпошлины.

Согласно п.5 ст. 333.40 НК РФ в случаях, если решение суда принято не в пользу государственных органов, возврат государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который производилась оплата, поэтому истцу подлежит возврату уплаченная по платежному поручению №2 от 11.07.2005 госпошлина по иску.

Руководствуясь ст. ст. 102, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ,   суд

решил:

взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Северо-Западный Телеком» 246 214 руб. 04 коп.

Возвратить ОАО «Северо-Западный Телеком» из федерального бюджета 6 424 руб. 28 коп. государственной пошлины по иску.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в апелляционном порядке.

Судья

Е.В. Попова.