ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7199/08 от 19.12.2008 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183049

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск Дело № А42-7199/2008

«22» декабря 2008 г.

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 19.12.2008 г., мотивированное решение изготовлено 22.12.2008 г.

Арбитражный суд Мурманской области в составе:

судьи Хамидуллиной Р.Г.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску

к Государственному учреждению «Управление судебного департамента в Мурманской области»

о взыскании 357 419 руб. 13 коп.

при участии представителей

от заявителя - Наговициной Н.В. – доверенность от 09.01.2008 г. №01-14-27-12/000377

от ответчика – Дзунковой Н.П. – доверенность от 09.01.2008 г. № УСД-01/1

Макушкиной В.В. – доверенность от 11.01.2008 г. № УСД-04/28

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее – Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с Государственного учреждения «Управление Судебного департамента в Мурманской области» (далее – ГУ УСД в Мурманской области, Учреждение, ответчик) 357 419 руб. 13 коп., в том числе недоимки по земельному налогу за 2007 год в сумме 196627 руб., пени по налогу в сумме 3 490 руб.13 коп., а также штрафа в сумме 157 302 руб., наложенного за совершение налогоплательщиком нарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В обоснование заявленных требований Инспекция указала, что Учреждению принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, расположенный по адресу г. Мурманск, ул. Ленина, д. 54, предоставленный для размещения Октябрьского районного суда г. Мурманска. Фактически часть здания суда занимает ГУ УСД в Мурманской области.

Учреждение представило в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2007 год, в которой отразило, что указанный земельный участок не является объектом налогообложения по земельному налогу, как ограниченный в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленный для обеспечения безопасности.

По мнению Инспекции, поскольку ответчик не является органом судебной власти, относящимся к органам системы безопасности, земельный участок, используемый, в том числе для фактического размещения Учреждения, не является ограниченным в обороте и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Инспекция по результатам камеральной проверки декларации доначислила налогоплательщику земельный налог, пени и санкции, и в порядке, установленном подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Учреждением представлен отзыв на заявление, в котором оно не признало заявленные налоговым органом требования, указав, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 386 НК РФ рассматриваемый земельный участок не является объектом налогообложения, поскольку он предоставлен органу судебной власти для обеспечения безопасности. Правомерность неисчисления ГУ УСД в Мурманской области земельного налога в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54, подтверждена вступившими в законную силу судебными решениями.

В судебном заседании представитель Инспекции на удовлетворении заявленного требования настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика против удовлетворения заявленного требования возражали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Как следует из материалов дела, Государственное учреждение «Управление Судебного департамента в Мурманской области» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025100846770 и состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (л.д.7-20).

Учреждение представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год (л.д. 28-38), в которой отразило наличие в его пользовании двух земельных участков:

- участка с кадастровым номером 51:20:0022128:0019, площадью 3597 кв.м., расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д.2, предоставленного под размещение здания Первомайского районного суда г. Мурманска;

- участка с кадастровым номером 51:20:002082:0008, площадью 3064 кв.м., расположенного по адресу г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54, предоставленного под размещение здания Октябрьского районного суда г. Мурманска.

Земельный налог к уплате в бюджет Учреждением не исчислен в связи с тем, что вышеуказанные земельные участки не являются объектами налогообложения, поскольку ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения безопасности.

В ходе камеральной налоговой проверки декларации Инспекция установила, что Учреждение фактически занимает часть здания, предоставленного Октябрьскому районному суду г. Мурманска, расположенного в г. Мурманске, пр. Ленина, д. 54.

По мнению Инспекции, ГУ УСД в Мурманской области не является органом судебной власти, относящимся в органам системы безопасности, в связи с чем земельный участок, используемый для фактического размещения Учреждения, не является ограниченным в обороте и подлежит обложению земельным налогом.

По результатам камеральной проверки налоговым органом составлен акт проверки от 29.04.2008 №248/26.1 (л.д.43-47) и вынесено решение № 5065 от 02.06.2008 г. о привлечении Учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 157 302 руб. Этим же решением налогоплательщику доначислено и предложено уплатить земельный налог за 2007 г. в сумме 196 627 руб., пени по налогу в сумме 3 490 руб. 13 коп. (л.д. 58-65).

Не согласившись с решением Инспекции, Учреждение обжаловало его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган (л.д.66-69).

Решением Управления ФНС России по Мурманской области № 327 от 07.07.2008 г. решение Инспекции оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика – без удовлетворения (л.д. 71-73).

21.07.2008 г. в адрес Учреждения направлено требование №4491 от 17.07.2008 об уплате налога, пени и штрафа, начисленных решением № 5065 от 02.06.2008 г. (л.д.74).

Поскольку в установленный в требовании срок налогоплательщик не уплатил недоимку по земельному налогу, соответствующие пени и штраф, налоговый орган в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ обратился с заявлением о взыскании задолженности в арбитражный суд.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Учреждению в оперативное управление передано для размещения Октябрьского районного суда г. Мурманска следующее недвижимое имущество:

- часть здания (этажи 1, 2) общей площадью 659.1 кв. метра по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54 (свидетельство о государственной регистрации права серии 51-АА № 158064 от 04.11.2003 г. - л.д. 104);

- часть этого же здания (этажи 1, 3, 4, тех.) общей площадью 2 998, 5 кв. метров (свидетельство о государственной регистрации права серии 51-АА № 158324 от 10.11.2003 г. - л.д. 103).

Как следует из Кадастрового плана земельного участка от 14.03.2007 № 20/07-1-658 земельный участок (ориентир: здание в границах участка; почтовый адрес ориентира: Мурманская область, город Мурманск, проспект Ленина,54) площадью 3064 кв.м., с кадастровым номером 51:20:002082:0008, передан в постоянное бессрочное пользование Учреждения для фактического использования под здание Октябрьского районного суда (л.д. 106).

19.11.2004 г. Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Мурманской области ответчику выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 3064 кв. м по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, дом 54, с кадастровым номером 51:20:002082:0008 (л.д. 105).

Из пояснений представителей сторон в судебном заседании следует, что на указанном земельном участке расположено здание Октябрьского районного суда г. Мурманска, часть здания суда занимает ГУ УСД в Мурманской области.

В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 65 НК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На территории города Мурманска земельный налог установлен решением Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 г. № 13-159.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Вместе с тем в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Земельный кодекс Российской Федерации к ограниченным в обороте земельным участкам относит земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставленные в частности, для обеспечения обороны и безопасности (подпункт 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статьям 2, 8 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (далее – Закон о безопасности) основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной, исполнительной и судебной властей. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с данным законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

В соответствии со статьей 10 указанного Закона в системе безопасности осуществляется разграничение полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом, как указано в статье 10 Закона о безопасности, судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами Республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства, обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Статьей 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе) предусмотрено, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Согласно статье 4 Закона о судебной системе правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, к которым относятся действующие в Российской Федерации федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Анализируя приведенные выше нормы законодательства, суд приходит к выводу, что земельные участки, предоставленные судам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом о безопасности, признаются ограниченными в обороте и освобожденными от уплаты земельного налога.

Инспекция оспаривает право ответчика на освобождение от уплаты земельного налога на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ в связи с тем, что Учреждение, не относящееся к органам судебной власти, наделенным правом осуществлять правосудие, фактически занимает часть здания суда, что, по мнению налогового органа, исключает возможность ограничения принадлежащего ему на праве бессрочного пользования земельного участка в обороте на основании Закона о безопасности.

Данный вывод заявителя признается судом ошибочным.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (далее – Закон № 7-ФЗ), Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов. Под организационной деятельностью судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально – технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Как указывалось выше, рассматриваемый земельный участок предоставлен Государственному учреждению «Управление Судебного департамента в Мурманской области» для обслуживания и содержания здания Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного на этом участке. Осуществляя постоянное (бессрочное) пользование земельным участком, Учреждение действовало в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями по организационному обеспечению деятельности Октябрьского районного суда г. Мурманска.

Доказательств того, что ответчик имеет в пользовании земельные участки, предоставленные ему для размещения собственных зданий, заявитель не представил.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что у Учреждения отсутствует обязанность по уплате земельного налога в отношении ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного органу судебной власти для обеспечения безопасности.

Суд также учитывает, что на основании подпункта 17 пункта 1 статьи 6 Закона № 7-ФЗ Судебный департамент во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами принимает меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей и членов их семей.

Из приведенной нормы следует, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются государственными органами, принимающими в соответствии с законом участие в обеспечении безопасности органов судебной власти.

Следовательно, земельные участки, предоставленные для размещения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, признаются предоставленными для обеспечения безопасности, в связи с чем признаются ограниченными в обороте и, в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ, не являются объектом обложения по земельному налогу.

Данный вывод суда подтверждается разъяснением Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2008 г. №03-05-04-02/43.

Правомерность освобождения ответчика от уплаты земельного налога в отношении рассматриваемого земельного участка подтверждается также вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу А42-2584/2007 (л.д. 84-100).

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пени являются способом обеспечения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Поскольку у Учреждения отсутствует обязанность по уплате земельного налога за 2007 год, пени за неуплату в установленный срок данного налога, а так же штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ, начислены ответчику необоснованно.

Таким образом, заявление Инспекции о взыскании с Учреждения недоимки по земельному налогу в сумме 196 627 руб., пени в сумме 3 490 руб. 13 коп. и штрафа в сумме 157 302 руб. не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Судья Р.Г. Хамидуллина