ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7288/08 от 02.02.2009 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Книповича, д. 20, г. Мурманск, 183950

E-mail: arbsud.murmansk@polarnet.ru

http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

04 февраля 2009 года Дело № А42-7288/2008

город Мурманск

Резолютивная часть решения объявлена 02 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2009 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Посыпанко Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судьей Посыпанко Е.Н.,

дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Р-Транс»

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Мурманской области

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 6 по Мурманской области от 22.12.2004

№ 113 о регистрации юридического лица

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 30.04.2008 № 213

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 15.10.2008 № 42

установил  :

Общество с ограниченной ответственностью «Р-Транс» (далее – ООО «Р-Транс», Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Мурманской области (далее – Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 6 по Мурманской области от 22.12.2004 № 113 о регистрации при создании путем реорганизации в форме преобразования юридического лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Мурманской области.

Заявитель считает, что оспариваемое решение не соответствует статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку в перечне организационно-правовых форм юридических лиц отсутствует такая форма как «орган государственной власти». По мнению заявителя, орган государственной власти не может являться юридическим лицом и его создание не регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Заявитель указывает на то, что Инспекция осуществила регистрацию с нарушением компетенции и пункта «б» статьи 12 Закона № 129-ФЗ. По мнению заявителя, создание Инспекции осуществлено в нарушение статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), исключающей учет налогоплательщиков города Полярные Зори в городе Кировске.

Общество считает, что оспариваемое решение нарушает его право, предусмотренное статьей 83 НК РФ, быть подконтрольным полномочному налоговому органу по месту своего нахождения в городе Полярные Зори.

Заявитель указывает на то, что предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) срок на подачу в арбитражный суд заявления об оспаривании ненормативного правового им не пропущен, так как об обстоятельствах создания Инспекции заявителю стало известно в период с 09.10.2008 по 18.11.2008 в ходе рассмотрения дела № А42-3232/2008, в котором Общество оспаривает решение Инспекции о привлечении его к налоговой ответственности.

Инспекция в представленном отзыве на заявление с заявленными требованиями не согласилась, указав на то, что государственная регистрация произведена в соответствии с Приказом от 19.10.2004 № САЭ-3-15/3 Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) «О преобразовании территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в территориальные органы налоговой службы и установлении их предельной численности», письмом от 25.10.2004 № 09-0-10/4208 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам с рекомендациями по порядку регистрации территориальных органов ФНС, создаваемых путем реорганизации. Ответчик также указывает на то, что Инспекция отвечает всем признакам юридического лица, предусмотренным статьей 48 ГК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в заявлении; представитель Инспекции против удовлетворения заявления возражал, мотивируя доводами, изложенными в отзыве.

В отзыве на заявление и в ходе судебного разбирательства Инспекция о пропуске заявителем срока на обжалования, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не заявляла.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации относится, в том числе установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации Президент РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

Пунктами 1 и 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" определено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, определяются постановлением Правительства Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было образовано на основании Указа Президента РФ от 23 декабря 1998 г. "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам".

Согласно пункту 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Статья 110 Конституции Российской Федерации предусматривает, что исполнительная власть осуществляется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506 утверждено «Положение о Федеральной налоговой службе» (далее – Положение).

Согласно пунктам 1, 4 указанного Положения, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, и другие функции.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

В силу пунктов 10, 11 Положения, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Таким образом, нормативными актами Российской Федерации определен статус Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов как юридических лиц.

В целях реализации положений указанных нормативных актов приказом Федеральной налоговой службы от 16.11.2004 №САЭ-3-15/66 «О структуре Управления ФНС России по Мурманской области» Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №6 по Мурманской области реорганизована путем преобразования в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Мурманской области.

Как следует из представленного Инспекцией в материалы дела Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Мурманской области, утвержденного руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области 25.10.2006, местом нахождения Инспекции является г. Кировск.

22.12.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №6 по Мурманской области вынесено решение №113 о государственной регистрации юридического лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Мурманской области при создании путем реорганизации в форме преобразования (л.д. 14).

На основании указанного решения внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.15-19). При этом организационно-правовая форма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Мурманской области определена как орган государственной власти, в качестве учредителя указана Федеральная налоговая служба.

Судом не принимается довод заявителя о не соответствии решения о регистрации от 22.12.2004 №113 положениям статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации в виду отсутствия такой организационно-правовой формы как «орган государственной власти».

В силу пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Согласно пункту 11 Примерного положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 30.11.2004 N САЭ-3-15/142@, действовавшего на момент регистрации Инспекции в качестве юридического лица, инспекция в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде. Аналогичные положения содержатся и в пункте 10 Положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005г. №101н.

Таким образом, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы реализуют специальную правоспособность на базе закрепленного за ними имущества, могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеют смету расходов, и соответственно, отвечают признакам юридического лица, определенным статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Тот факт, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают такой организационно-правовой формы, не влечет незаконность регистрации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Мурманской области, являющейся территориальным органом Федеральной налоговой службы, в качестве юридического лица.

Порядок создания федеральных органов исполнительной власти не регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. В данном случае правовым основанием формирования Федеральной налоговой службы как органа исполнительной власти является Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Статус Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов как юридических лиц определен нормативным актом Правительства Российской Федерации, полномочия которого по установлению правого положения федеральных органов исполнительной власти вытекают из Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 27.01.1999 №2-П указал, что возможность регулирования принципов организации и деятельности системы органов государственной власти не только посредством федеральных законом, но и другими нормативными актами, вытекает из предписаний Конституции Российской Федерации, устанавливающих полномочия Президента Российской Федерации, а также регламентирующих порядок образования и деятельности Правительства Российской Федерации.

Порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти нормативно установлен Постановлением Правительства РФ от 27.05.1993 N 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РФ". Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При этом территориальные органы являются юридическими лицами, имеют свой расчетный и другие счета в отделениях банков, обособленное имущество, гербовую печать (пункт 6 данного Постановления). Пунктом 12 Постановления предусмотрено, что численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Исходя из приведенных нормативных актов, а также Положения о Федеральной налоговой службе, определение структуры и численности территориальных органов Федеральной налоговой службы и их территориальной юрисдикции является компетенцией Федеральной налоговой службы.

Указание в оспариваемом решении в графе «наименование организационно-правовой формы» - «орган государственной власти» и в разделе «сведения об учредителях юридического лица – юридических лицах» - «Федеральная налоговая служба», соответствует рекомендациям, изложенным в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25.10.2004 №09-0-10/4208 (л.д.34-35)

Довод заявителя о том, что Инспекция осуществила регистрацию с нарушением компетенции и пункта «б» статьи 12 Закона № 129-ФЗ также отклоняется судом.

Полномочия Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов по осуществлению регистрации юридических лиц установлены пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службы. Ранее полномочия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам были закреплены в Положении о МНС России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 783. Таким образом, решение о регистрации Инспекции вынесено в пределах установленной компетенции.

Согласно пункту «б» статьи 12 Закона №129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется, в том числе решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном случае решением о создании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Мурманской области является приказ Федеральной налоговой службы от 16.11.2004 №САЭ-3-15/66 «О структуре Управления ФНС России по Мурманской области», изданный во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 №506, т.е. в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд не усматривает нарушение Закона №129-ФЗ при регистрации Инспекции.

Доводы заявителя о создании Инспекции в нарушение статьи 83 НК РФ судом не принимаются, поскольку вопрос о законности структурной реорганизации налоговых органов в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 №БГ-3-15/177, выходит за пределы заявленного требования.

Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Пунктом 3 статьи 83 НК РФ установлено, что постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, оспариваемое решение о государственной регистрации налогового органа в качестве юридического лица не определяет компетенцию налогового органа в сфере налогового контроля. В соответствии со статьей 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Следовательно, оспариваемое решение не затрагивает прав налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Акт государственной регистрации юридического лица является ненормативным актом компетентного регистрирующего органа, и согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, для признания его в судебном порядке недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина либо юридического лица.

Статье 13 Гражданского кодекса РФ корреспондирует положение пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным.

Заявитель не представил суду доказательств того, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Р-Транс» о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №6 по Мурманской области о регистрации при создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Мурманской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня его принятия.

Судья Е.Н. Посыпанко