ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7317/07 от 05.02.2008 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

Ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск Дело № А42- 7317/2007 “ 11 “ февраля 2008 года

Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена 05 февраля 2008 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 11 февраля 2008 года.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Галко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Галко Е.В.,

рассматривает в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Санаторно-гостиничный комплекс «Изовела»

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Апатиты Мурманской области

о признании недействительным решения от 24.08.2007 № 26

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя - Высоцкой Е.В. – доверенность от 15.11.2007

ответчика – Кузнецовой М.С. – доверенность от 28.12.2007 № 01-04-20/20050;

- Киселевой Т.А. – доверенность от 04.02.2008 № 01-04-20/1030

иных участников процесса – свидетеля: Качановой Р.С. – паспорт серии 47 01 № 311542 выдан 22.02.2002 ГОВД г. Апатиты Мурманской области

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Санаторно-гостиничный комплекс «Изовела» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России (далее – ответчик, налоговый орган, Инспекция) по городу Апатиты Мурманской области о признании недействительным решения от 24.08.2007 № 26.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что налоговый орган сделал неправомерный вывод об отсутствии у Общества права на применение льготы, предусмотренной подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), а также о нарушении Обществом порядка ведения раздельного учета операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) и не подлежащих налогообложению.

Общество является организацией, реализующей санаторно-курортные услуги. Данные вид деятельности является основным и реализация санаторно-курортных услуг осуществляется посредством оформления санаторно-курортных путевок.

Предприятие оформляло путевки на бланках строгой отчетности, изготовленных по форме, утвержденной с приказом Министерства финансов РФ от 10.12.1999 № 90н, с заполнением всех необходимых реквизитов.

Нумерация бланков работниками бухгалтерии, а не типографским способом не противоречит данному Приказу. Бланки санаторно-курортных путевой являются бланками строгой отчетности независимо от способа их нумерации.

Порядок нумерации бланков строгой отчетности был установлен Приказом Общества от 27.12.2005 № 55, который предусматривал возможность нумерации отрывных талонов к путевкам порядковыми номерами без первых нулей.

Инспекция в оспариваемом решении ссылается на Письмо Министерства Финансов РФ от 23.08.2001 № 16-00-24/70, которое не является нормативным актом и носит рекомендательный характер, в связи с чем заявитель не обязан руководствоваться данным документом.

Реализация путевок осуществлялась юридическим лицам, денежные расчеты производились с юридическими лицами, а не с населением, в то время как положения письма Минфина РФ распространяются на расчеты с населением.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему (л.д. 3, 84 т. 1).

Представители ответчика в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 92 т. 1).

В обоснование своих возражений ответчик приводит следующие доводы.

Заявитель неправомерно при­менял льготу по налогу на добавленную стоимость, предусмотренную подпунктом 18 пункта З статьи 149 НК РФ, в отношении реализованных услуг на сумму 5 074 108 руб., что повлекло неуплату сумм налога на добавленную стоимость.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение Приказа Министерства финансов РФ от 10.12.1999 № 90н, Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете от 29.07.1983, Письма Министерства финансов РФ № 16-00-24/70, Общество в 2003 году реализовывало санаторно-курортные путевки, оформленные с нарушением установленного порядка оформления документов строгой отчетности.

Все путевки имеют двойную запись номера: один проставлен вручную и состоит из двух-, трех-, четырех знаков, другой шестизначным нумератором; на 30-ти путевках не указана серия; отрывные талоны к путевкам содержат номера, проставленные вручную, состоящие из двух-, трех-, четырех знаков, а не шестизначный номер, проставленный нумератором; 17 отрывных талонов не имеют серии.

Нарушение порядка ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и не подлежащих налогообложению, выразилось в неправомерном завышении налоговых вычетов на 456 142 руб., связанном с неправомерным применением льготы.

Как следует из материалов дела, в период с 20.11.2006 по 14.06.2007 Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2003 по 31.12.2003.

По результатам выездной налоговой проверки был составлен Акт от 15.06.2007 № 12 (л.д. 28 т. 1).

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений Общества начальником Инспекции 24.08.2007 было принято решение № 26 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 52 т. 1).

Данным решением заявителю доначислен НДС в сумме 558 680 руб. и пени в сумме 325 420 руб. 80 коп.

Заявитель, не согласившись с решением Инспекции № 26от 24.08.2007, оспорил его в судебном порядке.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организа­ций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лаге­рей, расположенных на территории РФ, оформленные путевками и курсовками, являющимися блан­ками строгой отчетности.

Приказом Министерством финансов РФ от 10.12.1999 № 90н «Об утверждении бланков строгой отчетности» (далее - Приказ Минфина РФ № 90н) в качестве документов строгой отчетности утверждены бланки санаторно-курортных путевок.

Судом установлено, что представленные заявителем в налоговый орган копии санаторно-курортных путевок оформлены на бланках строгой отчетности, утвержденных Приказ Минфина РФ № 90н, и содержат предусмотренные данной формой реквизиты (л.д. л.д. 81-114 т. 5, тома 6-11, л.д. 1-72 т. 12).

Как следует из оспариваемого решения, основанием для исключения стоимости санаторно-курортных услуг из стоимости услуг, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии с подпунктом 18 пункта З статьи 149 НК РФ, послужили выводы налогового органа об оформлении санаторно-курортных путевок с нарушением порядка оформле­ния документов строгой отчетности.

Перечень санаторно-курортных путевок, стоимость которых исключена налоговым органом их стоимости услуг, освобожденных от налогообложения, содержится в Приложении № 30 к Акту (л.д. 13 т. 5).

Пунктом 2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвер­жденного Министерством финансов СССР от 29.07.1983г. №105, установлено, что бланки форм пер­вичных документов, отнесенных к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в по­рядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом).

Письмом Министерства финансов РФ от 23 августа 2001г. № 16-00-24/70 «О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением» предусмотрено обязатель­ное наличие на бланке строгой отчетности реквизитов, в том числе, шестизначного номера и серии.

При проведении проверки было установлено, что в нарушение данных положений представленные для проверки копии 1678 санаторно-курортных путевок, реализованных в 2003г., имеют двойную запись номера:

один - проставлен вручную и состоит из двух-, трех- и четы­рех знаков,

другой- шестизначным нумератором.

Путевки имеют серии «Д», «Т», «В», «С», «И», «и/в».

При проведении встречных проверок контрагентами Общества представлены в налоговый орган копии отрывных талонов к санаторно-курортным путевкам, в которых содержатся двух-, трех- и четырехзначные номера, выполненные не нумератором или типо­графским способом, а вручную.

Не имеют серии отрывные талоны к санаторно-курортным путевкам, полученные от:

- Отдела по социальной защите населения Администрации г. Апатиты №№ 1165, 1162, 1160, 1156, 1163, 1157, 1159, 1161, 1164, 1158, 282, 281, 283 всего на сумму 138 240 тыс. руб. (л.д. 118, 119, 126, 127 т. 1);

- Областного специализированного дома ребенка №№ 883/1134, 1280 на сумму 20 160 тыс.руб. (л.д. 19 оборот т. 2);

- Открытого акционерного общества «Индустрия» №№ 366, 367 всего на сумму 21 344 тыс. руб. (л.д. 6 оборот, 7 т. 2).

Не имеет ни номера ни серии копия отрывного талона на сумму 10 800 руб., полученного от Отдела по социальной защите населения Администрации г. Апатиты, (л.д. 127 оборот).

В копии санаторно-курортной путевки и отрывного талона к ней № 1817 серии «Д» на сумму 12 960 руб., полученные от Горного института КНЦ РАН, четырехзначный номер проставлен вручную (л.д. 24 оборот т. 2).

Копии 210 отрывных талонов к сана­торно-курортным путевкам на общую сумму 3 485 568 руб., полученные от Филиала №2 (в г. Апатиты) МРО ФСС РФ, содержат один, два, три и четыре знака, которые проставлены вручную. Копии отрывных талонов имеют серию «Т» (л.д. 24 т. 5).

По данным основаниям стоимость реализованных путевок на сумму 5 074 108 руб. исключена налоговым органом из стоимости товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложениию (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, за 2003 год и включена в налоговую базу по НДС.

Изложенные налоговым органом доводы не являются основанием для отказа заявителю в применении освобождения от налогообложения, предусмотренного подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Форма бланка строгой отчетности «Санаторно-курортная путевка» утверждена Приказом Минфина РФ от 10 декабря 1999 г. № 90н.

Данная форма утверждена во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин" (далее – Постановление Правительства РФ № 745).

Как Постановление Правительства РФ № 745, так и Приказ № 90н не содержат требования заполнения графы «номер путевки» шестизначным номером типографским способом или нумератором.

Шестизначный номер отнесен к обязательным реквизитам бланка строгой отчетности «Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171, вступившим в силу 12.04.2005.

Следовательно, в проверяемом периоде (2003 год) указание в санаторно-курортной путевке шестизначного номера не относилось к обязательным реквизитам данного бланка строгой отчетности.

Федеральные органы государственной власти не вправе дополнять действующее законодательство.

Отнесение Письмом Минфина РФ от 23.08.2001 № 16-00-24/70 к числу обязательных реквизитов указания в документах строгой отчетности шестизначного номера, не предусмотренного Постановлением Правительства № 745 и Приказом Минфина России № 90н, дополняет данные нормативные акты.

Следовательно, шестизначный номер на бланке строгой отчетности «Санаторно-курортная путевка» не относился в проверяемом периоде к обязательным реквизитам.

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Приказом Минфина СССР от 29.07.83 № 105 (далее – Положение № 105), на которое имеется ссылка в оспариваемом решении, устанавливает порядок бухгалтерского учета первичных документов, а не порядок утверждения и применения бланков строгой отчетности.

Данное Положение издано ранее даты издания Приказа Минфина РФ № 90н и содержит отсылочную норму о нумерации бланков форм первичных документов, отнесенных к бланкам строгой отчетности, «в порядке, установленном министерствами и ведомствами».

Данный порядок (нумерации исключительно типографским способом или нумератором) Постановлением Правительства РФ № 745 и Приказом Минфина РФ № 90н установлен не был.

Следовательно, министерством, уполномоченным определять требования к оформлению бланков строгой отчетности, такой порядок не был установлен и на нормативном уровне не определен, в связи с чем проставление номера типографским способом или нумератором не является обязательным способом нумерации документов строгой отчетности.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, все представленные Обществом санаторно-курортные путевки оформлены в соответствии с требованиями п. 2.16 Положения № 105 и Письма Минфина РФ от 23.08.2001 № 16-00-24/70, пронумерованы нумератором и содержат шестизначный номер.

Данные путевки учитываются Обществом в Книге по учету документации строгой отчетности, что свидетельствует об учете бланков путевок, исключающем дублирование номеров, и соблюдении заявителем строгого учета названных документов (л.д. 22-27 т. 1).

Наличие в санаторно-курортной путевке № 1817 серии «Д» шестизначного номера, пронумерованного нумератором, подтверждается представленной заявителем копией путевки (л.д. л.д. 75 т. 12).

Отсутствие данного номера на копии данной путевки, полученной от Горного института КНЦ РАН, может свидетельствовать о некачественном исполнении его ксерокопии (л.д. 24 оборот т. 2).

Наличие в санаторно-курортных пу­тевках двойной записи номера, один из которых проставлен шестизначным нумератором, а другой – выполнен вручную в виде порядкового номера, состоящего из двух- , трех- , и четырех знаков (без первых нулей), не свидетельствует об оформлении путевки ненадлежащим образом.

Приказом от 27.12.2002 № 55 Обществом был установлен порядок нумерации бланков строгой отчетности «Санаторно-курортная путевка» (л.д. 20 т. 1).

Пунктом 1.1 данного приказа предусмотрена нумерация данных бланков в виде шестизначного номера, начиная с 000001, а также серии путевок: Серия В – для лечения взрослой категории, Серия Д – для лечения и оздоровления детей.

Пунктом 1.2 приказа установлено считать шестизначный номер 000001 идентичным номеру 1.

Проставленные вручную порядковые номера санаторно-курортных путевок, состоящие из двух- трех- четырех знаков (без первых нулей), соответствуют порядковым номерам, которые являются составной частью шестизначного номера (с первыми нулями), проставленного нумератором.

Например, санаторно-курортная путевка № 52, проставленный вручную, содержит шестизначный номер 000052 (л.д. 105 т. 5).

Таким образом, номера путевок, проставленные вручную без первых нулей, идентичны шестизначным номерам путевок, проставленным нумератором.

Номера на санаторно-курортных путевках проставлены с соблюдением хронологии, исключающем дублирование номеров, и зарегистрированы в Книге по учету документации строгой отчетности.

Утвержденная Приказом Минфина № 90 форма санаторно-курортной путевки предусматривает наличие отрывного талона с указанием реквизитов, аналогичных реквизитам самой путевки.

Реквизиты имеющихся в материалах дела отрывных талонов к санаторно-курортным путевкам идентичны реквизитам представленных заявителем санаторно-курортных путевок.

Отсутствие в отрывных талонах к санаторно-курортным путевкам шестизначных номеров, проставленных типографским способом или нумератором, которые не относятся к обязательным реквизитам бланков строгой отчетности, не препятствует применению льготы, предусмотренной подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ, по изложенным в настоящем решении основаниям.

Пунктом 1.2 Приказа от 27.12.2002 № 55 для целей учета и контроля за движением бланков строгой отчетности в ряде документах, в том числе в отрывных талонах   к санаторно-курортной путевке, разрешено производить запись нумерации без первых нулей   (л.д. 20 т. 1).

В соответствии с данным приказом нумерация в отрывных талонах производилась порядковыми номерами без первых нулей, которые соответствуют порядковым номерам санаторно-курортных путевок.

Кроме того, отрывной талон к путевке не является документом строгой отчетности, подтверждающим право заявителя на освобождение от налогообложения по НДС.

Из положений подпункта 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ следует, что условием освобождения от уплаты налога является оформление услуг путевками  , оформленными на бланках строгой отчетности.

Бланком строгой отчетности, утвержденным Приказом Минфина РФ № 90н, является бланк санаторно-курортной путевки, а не отрывной талон к санаторно-курортной путевке.

Услуги санаторно-курортных организаций оформляются санаторно-курортными путевками, а не отрывными талонами к ним.

Следовательно, отрывной та­лон к санаторно-курортной путевке не является документом строгой отчетности, служащим основанием для предоставления санаторно-курортных услуг и применения освобождения от налогообложения в соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В соответствии с пунктом 10 «Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», утвержденного Постановлением Правительства от 21.04.2001 № 309, отрывной талон к санаторно-курортной путевке является документом, подтверждающим пребывание работника в санаторно-курортном учреждении.

Отрывной талон к путевке возвращается работником страхователю, выдавшему путевку, для подтверждения расходов по их оплате за счет средств обязательного социального страхования.

Следовательно, отрывной талон не является документом строгой отчетности, подтверждающим право заявителя на применение предусмотренной подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ льготы, в связи с чем отсутствие в ряде отрывных талонов серии путевки, а также указание в них порядкового номера вручную без первых нулей не свидетельствует об оформлении ненадлежащим образом санаторно-курортной путевки.

Все санаторно-курортные путевки содержат шестизначный номер, пронумерованный нумератором.

Номера санаторно-курортных путевок (без первых нулей), соответствуют порядковым номерам на отрывных талонах к данным путевкам.

Как следует из материалов дела, сана­торно-курортные путевки, реализованные Филиалу № 2 (в г. Апатиты) МРО ФСС РФ, содержат шестизначный номер, проставленный нумератором, которые соответствуют порядковым номерам на отрывных талонах (без первых нулей) (л.д. 24, 84-104 т. 5).

Санаторно-курортная путевка № 000271 Серии И, копия которой представлена к проверке, содержит и номер и серию. Данная путевка зарегистрирована в Книге по учету документов строгой отчетности (л.д. 55 т. 11, л.д. 137 т. 4).

Отсутствие номера и серии на копии отрывного талона к путевке № 000271 Серии И, представленной Отделом по социальной защите населения Администрации г. Апатиты, может являться следствием некачественного изготовления его ксерокопии и не свидетельствует о ненадлежащем оформлении санаторно-курортной путевки (л.д. 127 оборот).

Санаторно-курортные путевки № 282, 281, 283 содержат серию «И» и зарегистрированы в Книге по учету документации строгой отчетности (л.д. 26 оборот, 124 т. 1, л.д. 137 т. 4, л.д. 65, 66 т. 11).

В санаторно-курортных путевках, реализованных Областному специализированного дома ребенка, №№ 883/1134, 1280 указана серия «Д» (л.д. 89 т. 7, л.д. 78 т. 9).

На накладной содержится ссылка о приобретении данных путевок серии «Д». Данные путевки зарегистрированы в Книге по учету документации строгой отчетности также под серией «Д» (л.д. 18, 18 оборот т. 2, л.д. 129, 130 т. 4).

Отсутствие серии на отрывных талонах к данным путевкам не свидетельствует о ненадлежащем оформлении санаторно-курортных путевок, которые содержат серию.

Отсутствие серии на отрывных талонах к путевкам №№ 366, 367, полученных от ОАО «Индустрия», на которые имеется ссылка в решении, не повлекло доначисление налога (л.д. 6 оборот, 7 т. 2).

В приложении № 30 к Акту в перечне путевок, стоимость которых исключена из льготируемого оборота, данные путевки не указаны (л.д. 13 т. 5).

Изложенное свидетельствует о надлежащем оформлении перечисленных в решении санаторно-курортных путевок, которые содержат все необходимые реквизиты, в том числе проставленный нумератором шестизначный номер и серию.

Как следует из материалов дела, путевки, реализованные Отделу по социальной защите населения Администрации г. Апатиты №№ 1165, 1162, 1160, 1156, 1163, 1157, 1159, 1161, 1164, 1158, не содержат серию (л.д. 13-17 т. 8, л.д. 22 т. 9).

Суд считает, что отсутствие серии на данных санаторно-курортных путевках не является основанием для исключения стоимости данных путевок из стоимости услуг, освобожденных от налогообложения в соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

В утвержденном Приказом № 90н бланке строгой отчетности предусмотрен реквизит «Серия».

Однако в письме Минфина РФ от 23 августа 2001г. № 16-00-24/70, на которое ссылается налоговый орган, указано на возможность незаполнения той или иной строки, предусмотренной в утвержденной форме документа строгой отчетности, ввиду отсутствия у организации соответствующих показателей.

Приказом от 27.12.2002 № 55 предусмотрены серии путевок: Серия В – для лечения взрослой категории, Серия Д – для лечения и оздоровления детей (л.д. 20 т. 1).

В соответствии с данным приказом в Книге по учету документации строгой отчетности путевки регистрируются под сериями «В» и «Д».

Как следует из пояснений представителя заявителя, данных в предварительном судебном заседании и  показаний бухгалтера Общества Качановой Р.Г., допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, серия путевок зависит от категории граждан, которым они будут предоставлены организациями, приобретающими путевки.

Путевки для инвалидов обозначались Обществом серией «И», для инвалидов Великой Отечественной Войны - серией «и/в», для лечения травм - серией «Т», для сирот – серией «С», для взрослых - серией «В», для детей - серией «Д».

Вопрос о том, какую серию надлежит ставить на путевках для детей инвалидов («И» или «Д»), в проверяемом периоде урегулирован не был.

Из полученных заявок на путевки не всегда понятно, для какой категории граждан организацией приобретается путевка, что исключает возможность указания в них серии.

Заявителем представлена заявка Комитета по социальной защите населения на путевки для инвалидов Великой Отечественной Войны и лиц, приравненных к ним по льготам. При этом в заявке не указана категория граждан, которым они будут предоставлены (л.д. 73, 74 т. 12).

В санаторно-курортных путевках №№ 1165, 1162, 1160, 1156, 1163, 1157, 1159, 1161, 1164, 1158 в графе «получатель» рядом с фамилией, именем, отчеством указано «ИР», означающее «инвалид ребенок» и свидетельствующее о возможности отнести данные путевки как к серии «И», так и к серии «Д» (л.д. 13-17 т. 8, л.д. 22 т. 9).

В отчете о выдаче санаторно-курортных путевок указана категория «дети-инвалиды» (л.д. 117 т. 1).

Данные путевки зарегистрированы в Книге по учету документации строгой отчетности под серией «Д» (л.д. 22 оборот т. 1, л.д. 128 т. 4).

Незаполнение в вышеназванных бланках путевок графы «Серия» при наличии в них указания на категорию граждан, которым они будут предоставлены (ИР – инвалид ребенок), не свидетельствует о несоответствии путевок утвержденным бланкам строгой отчетности и не является основанием для отказа налогоплательщику в освобождении от налогообложения.

Все путевки оформлены на бланках строгой отчетности, утвержденных Приказом № 90н, содержат реквизиты, позволяющие установить характер оказанных услуг, их стоимость и данные о лице, оказывающем услуги, а также о категории лиц, которым они предоставлены (дети-инвалиды), характеризующей серию путевки.

Данное обстоятельство свидетельствует о соблюдении предусмотренных подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ условий освобождения от налогообложения.

Санаторно-курортные путевки пронумерованы и зарегистрированы в Книге по учету документации строгой отчетности в хронологическом порядке, исключающем дублирование номеров (л.д. 22-27 т. 1).

При этом порядок нумерации путевок не зависит от серии путевки.

Отсутствие на путевке серии при наличии указания на категорию лиц, которым предоставлены путевки, характеризующей серию путевки, является формальным нарушением и не может служить основанием для отказа налогоплательщику в применении освобождения от налогообложения.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что отсутствие в вышеназванных путевках, оформленных на бланках строгой отчетности, серии путевок не является основанием для отказа заявителю в применении предусмотренной подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ льготы.

Оспариваемое решение не содержит выводов о нарушении заявителем порядка ведения раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, а также сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), предусмотренного пунктом 4 статьи 149 и пунктом 4 статьи 170 НК РФ.

Распределение сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) производилось налогоплательщиком в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ и приказом об учетной политике на 2003 год исходя их пропорции (л.д. 14-19, 95 т. 1).

Выводы о завышении налоговых вычетов на сумму 456142 руб. сделаны налоговым органом в связи с перерасчетом налоговых вычетов, произведенным налоговым органом в связи с исключением спорных сумм из стоимости услуг, не подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Данный перерасчет произведен налоговым органом также исходя из пропорции в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ и принятой заявителем учетной политикой на 2003 год.

Как следует из оспариваемого решения и пояснений представителей ответчика в судебном заседании, доначисление налога в связи с отсутствием раздельного учета, предусмотренного пунктом 4 статьи 149 и пунктом 4 статьи 170 НК РФ, налоговым органом не производилось.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

Р Е Ш И Л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным и не соответствующим положениям Налогового кодекса РФ решение Инспекции ФНС России по г. Апатиты Мурманской области от 24.08.2007 № 26.

Обязать Инспекцию ФНС России по г. Апатиты Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Инспекции ФНС по г. Апатиты Мурманской области в пользу ООО Санаторно-гостиничный комплекс «Изовела» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., уплаченной по платежному поручению от 13.12.2007 № 1599.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.

Судья Е. В. Галко