ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7318/20 от 08.12.2020 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД   МУРМАНСКОЙ   ОБЛАСТИ

ул. Академика Книповича, 20, г. Мурманск, 183038 http://murmansk.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск                                                                                    Дело №А42-7318/2020

15 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения вынесена 08 декабря 020 года.

Решение в полном объеме  изготовлено 15 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Зыкиной Е.А., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комягиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального казённого предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (пер. Большой ФИО1, д.8, корп.3, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>)

к 182 Отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (ул. Северная, д.6а г.Североморск, Мурманская обл., 184600; ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления от 11.08.2020 № 182/2020/37,

при участии представителей:

от заявителя – не явился, извещен;

от ответчика – не явился, извещен;

установил: 

Федеральное казённое предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее- заявитель,   ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным  и отмене постановления 182 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее- ответчик, административный орган, Минобороны России) от 11.08.2020 № 182/2020/37 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Определением суда от 02.09.2020 заявление принято к производству с рассмотрением в порядке упрощенного производства.

Ответчик, в установленный судом срок, представил отзыв, в котором указал на законность и обоснованность оспариваемого постановления, просил в удовлетворении требований отказать, представил материалы проверки.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства, предусмотренное частью 5 статьи 227 АПК РФ.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, дате и времени предварительного судебного заседания и  судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, представил ходатайство в котором просил об изменении даты судебного заседания.

Как следует из части 5 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд вправе отказать в удовлетворении заявления или ходатайства в случае, если они не были своевременно поданы лицом, участвующим в деле, вследствие злоупотребления своим процессуальным правом и явно направлены на срыв судебного заседания, затягивание судебного процесса, воспрепятствование рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта, за исключением случая, если заявитель не имел возможности подать такое заявление или такое ходатайство ранее по объективным причинам.

Учитывая, что отложение судебного заседания приведет к дальнейшему неоправданному затягиванию арбитражного процесса,  в отсутствие  намерения заявителя представить какие-либо иные доказательства, суд не усмотрел оснований для отложения судебного разбирательства или объявления перерыва в судебном заседании в виду чего отказал заявителю в удовлетворении заявленного ходатайства.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о начавшемся судебном процессе, дате и времени предварительного судебного заседания и судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, каких-либо заявлений или ходатайств не представил.

С учетом обстоятельств дела, в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело без участия представителей сторон.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки объекта капитального строительства «Реконструкция специального сооружения № 20/1 войсковой части 69273 г. Гаджиево-1», проведенной на основании приказа (распоряжения) от 27.05.2020 №69 установлен факт невыполнения строительного контроля генеральным подрядчиком допущены нарушения требований проектной документации и технических регламентов  при строительстве объекта капитального строительства, а именно:

- на выезде из строительной площадки не организована мойка колес строительной техники и автомобилей, не установлен информационный стенд (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, лист 8, раздел 2.2).

- в специальном сооружении 20/1 не выполнены временные приточная и вытяжная вентиляции (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, лист 9, раздел 2.2).

- в сооружениях № 1, № 2, № 3 фундаменты стен и колонн выполнены на скально-насыпном грунте, проектом предусмотрено, что фундаменты выполняются по скале (нарушение требований проекта 2545П-КР.ПЗ альбом КР, лист 10).

- при бетонировании стен в сооружении № 1 и № 2 величина защитного слоя бетона составляет менее 20 мм, проектом предусмотрен защитный слой бетона 45 мм и 60 мм (нарушение требований проекта 2545П-КР.66 альбом КР, лист 6; рабочей документации 2545Р-КЖ1.3 альбом КЖ, лист 2).

- толщина бетонных стенок дренажного приямка в сооружении № 1 составляет менее 80 мм проектом предусмотрено 100 мм (нарушение требований проекта 2545П-КР.ПЗ альбом КР, лист 15).

- при устройстве полов в сооружении № 1 уложена не предусмотренная проектом полиэтиленовая пленка (нарушение требований проекта 2545П-КР.ПЗ альбом КР, стр. 61).

- при устройстве полов в сооружении № 3 подбетонка под монолитные полы выполнена из бетона маркой В30, проектом предусмотрен бетон В7.5. Бетон не провибрирован, не выровнен, не уложен в проектные отметки (нарушение требований проекта 2545П-КР.ПЗ, альбом КР, стр. 61; СП 70.13330.2012 п. 5.18.3, таблица 5.12, п. 3, п. 4).

- не организовано хранение пожарных рукавов необходимой длины у пожарного гидранта, строительная площадка не оборудована первичными средствами пожаротушения на щитах, отсутствует оперативная телефонная связь (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, листы 9, 72-73, разделы 2.2, 9.14).

- у въезда на строительную площадку отсутствует план с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, листы 72-73, раздела 9.14; Постановления правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390, п. 364).

- территория строительной площадки не обеспечена первичными средствами пожаротушения, немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, листы 72-73, раздел 9.14; Постановления правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, п. 364).

- устройство временной электропроводки выполнено на сгораемых материалах (доски, утеплитель), временная электропроводка проложена с большими провисами (не закреплена), соединения электрических проводов выполнены на скрутках вне ответвительных коробок, часть токоведущих соединений не изолированы (нарушение требований ПУЭ, п. 2.1.20, п. 2.1.21, п. 2.1.24, п. 2.1.26; Постановления правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390, п. 42 (а, б)).

- горючие и легковоспламеняющиеся материалы, лакокрасочная продукция хранятся на путях эвакуации людей  (в проходах)  (нарушение требований Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» п. 367).

- геодезические знаки на объекте не закреплены (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ альбом ПОС, листы 14-15; СП 126.13330.2017, п. 4.1, п. 4.2, п. 5.1, приложение «К»).

- на строительной площадке отсутствует рабочая документация, допущенная заказчиком к производству работ с подписью ответственного лица и простановки штампа на каждом листе (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, лист 55, раздел 8; СП 48.13330.2019, п. 5.4).

- нарушения (пункты 1-13 настоящего акта), выявленные в ходе текущей проверки не отражены в актах строительного контроля генерального подрядчика и в разделе № 5 общего журнала работ № 1, № 2 акты строительного контроля №2 от 26.04.2019 г., №3 от 30.04.2019 г., № 4 от 20.06.2019, № 6 от 08.08.2019 г., №7 от 14.08.2019 г., № 10 от 21.10.2019 г. (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, лист 55, раздела 8).

Результаты проверки зафиксированы в соответствующем акте № 62/1 от 19.06.2020.

Установив, в действиях заявителя, нарушение действующего законодательства начальником отделения 182 отдела государственного архитектурного-строительного надзора16.07.2020  в отношении ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России»  составлен протокол № 182/2020/37 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Постановлением от 11.08.2020 № 182/2020/37 по делу об административном правонарушении ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России»  привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Объектом посягательства является установленный порядок осуществления государственного строительного надзора в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства при поэтапном завершении определенного вида работ, подлежащего проверке, в целях которого и возлагается на лиц, осуществляющих строительство, обязанность по предоставлению уполномоченному органу информации о сроках завершения данных видов работ.

Под объектом капитального строительства в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Министерство обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) от имени Российской Федерации заключило государственный контракт № 1719187375822554164000000 от 22.12.2017 (далее - Контракт) с Генподрядчиком в лице Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» на завершение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция специального сооружения № 20/1 войсковой части 69273 г. Гаджиево-1».

Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 03.03.2010 № 272-р ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.

В соответствии с Уставом ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 290-р от 11 марта 2008 года с изменениями № 1119-р от 29 июня 2011 года оказание услуг Минобороны России в сфере организации строительства объектов, обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией является одной из целей деятельности предприятия. В соответствии с Уставом, Региональное управление заказчика капитального строительства Западного военного округа (далее - РУЗКС ЗВО), является филиалом ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» (пункт 9).

Пунктом 11 данного распоряжения установлено, что для достижения цели, указанной в пункте 10 устава, предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе обеспечение проектно-сметной и разрешительной документации в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства.

Согласно подпункту «д» пункта 12 Устава предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ, выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.

Пунктом 2.5 государственного контракта «Государственный заказчик» в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с «Генподрядчиком», передал исполнение части своих функций ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России, именуемое «Заказчик».

Обязанности ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» по осуществлению строительного контроля и технического надзора за строительством объекта закреплены в разделе 7 государственного контракта.

В силу требования Контракта для осуществления технического надзора за выполнением работ Заказчик соответствующим приказом назначает на строительной площадке своих уполномоченных представителей и в срок не позднее 5 рабочих дней после подписания Контракта направляет копию этого приказа Генподрядчику. Уполномоченные представители Заказчика от его имени и в пределах своих полномочий обязаны осуществлять технический надзор и контроль выполнения Генподрядчиком работ, а также проверку соответствия используемых Генподрядчиком материалов, изделий, конструкций и оборудования условиям Контракта и рабочей документации, строительным нормам и правилам, и другим нормативным актам Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В силу пункта 4 статьи 53 ГрК в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Предприятие при осуществлении деятельности Заказчика в рамках государственного контракта, являясь уполномоченным лицом Государственного заказчика, выполняя функции Заказчика при строительстве объекта капитального строительства, допустило нарушение требований градостроительных норм и правил, а также не обеспечило соблюдение условий проектной документации, допустив нарушения требований проектной документации, а также пункта 6 статьи 52, пункта 4 статьи 53 ГрК РФ, пунктов 6, 12 Положения о проведении строительного контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 468 от 21.06.2010, что образует событие вменяемого Предприятию правонарушения.

Совершенное правонарушение посягает на установленный законом порядок в сфере обязательных требований к градостроительной документации и контроля за деятельностью в сфере строительства, может создать неблагоприятные последствия, влияющие на надежность и безопасность строительства, и, следовательно, несет существенную угрозу охраняемым правоотношениям.

Доказательств объективной невозможности соблюдения требований градостроительного законодательства заявителем  в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины последнего.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что установленное нарушение образует объективную сторону правонарушения, вменяемого ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России», имеющимися в деле доказательствами подтверждается наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а равно заявителю реализовать права на защиту по административному производству, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в пределах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.

Учитывая, что совершенное правонарушение посягает на установленный законом порядок в сфере обязательных требований к градостроительной документации и контроля за деятельностью в сфере строительства, может создать неблагоприятные последствия, влияющие на надежность и безопасность строительства, и, следовательно, несет существенную угрозу охраняемым правоотношениям, а также отсутствие исключительности, суд не усматривает оснований для освобождения в порядке статьи 2.9. КоАП РФ заявителя от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии  с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ предусмотрена санкция в виде наложения штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Исходя из характера допущенного нарушения, суд не усматривает оснований для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и считает обоснованным назначение ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Указанный штраф является минимальной санкцией, предусмотренной частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, соответствует тяжести совершенного правонарушения, является соразмерным. Оснований для снижения штрафа ниже низшего предела судом не установлено.

Таким образом, суд считает законным и обоснованным оспариваемое постановление, в связи с чем, в удовлетворении заявления ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России»  следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

в удовлетворении заявления Федерального казённого предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации»  о признании незаконным отмене постановления 182 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации от 11.08.2020 № 182/2020/37о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 100 000 руб.отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья                                                                                                           Е.А. Зыкина