ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7414/16 от 21.12.2016 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

улица Книповича, дом 20, город Мурманск, 183049

http://www.murmansk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Мурманск Дело № А42-7414/2016

«27» декабря 2016 года

Резолютивная часть решения вынесена 21 декабря 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2016 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Ярец Н.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ефремовой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (197022, ул.Инструментальная, д.3, литер П, г.Санкт-Петербург; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Мурманской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (183032, ул. Гвардейская, д. 21, г.Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>) и в лице Министерства финансов Мурманской области (183032, пр.Кольский, д.1, г.Мурманск; ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 1 566 000 руб. убытков,

третьи лица: Правительство Мурманской области, Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» – Октябрьская железная дорога,

при участии в судебном заседании представителей:

истца – ФИО1, доверенность от 18.12.2015 № 175 Д;

ответчика Минтранса МО - ФИО2, доверенность от 14.09.2015 № 22.03/12Д;

ответчика Минфина МО – ФИО3, доверенность от 15.08.2016 № 02-11-7;

Правительства МО – ФИО4, доверенность от 27.05.2016 № 01/1695-МК;

третьего лица КТР МО– Погудиной Н.А., доверенность от 23.05.2016 № 15,

третьего лица ОАО «РЖД» - не участвовал,

установил:

открытое акционерное общество «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Мурманской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области (далее - Минтранса МО) и в лице Министерства финансов Мурманской области (далее - Минфин МО) о взыскании 1 566 000 руб. убытков в виде недополученных доходов, возникших в результате осуществления в 2013 году перевозок пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по территории Мурманской области с применением тарифа на перевозку, установленного Правительством Мурманской области.

Исковое требование заявлено на основании статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статей 85, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

В обоснование иска истец указал на наличие обязанности у Мурманской области в лице главных распорядителей бюджетных средств по возмещению убытков, возникших при регулировании тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В отзывах на исковое заявление ответчики Минфин МО и Минтранс МО, а также третьи лица Правительство МО и Комитет по тарифному регулированию Мурманской области с исковыми требованиями не согласились.

Третье лицо ОАО «Российские железные дороги» поддержало исковые требования в полном объеме. Заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

На основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ОАО «Российские железные дороги».

В судебном заседании представитель истца на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика и третьих лиц против исковых требований возражали, поддержал доводы отзывов на исковое заявление.

По материалам дела судом установлено следующее.

Отношения в сфере организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Мурманской области регулируются Законом Мурманской области от 13.07.2009 № 1133-01-ЗМО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области» (далее – Закон № 1133-01-ЗМО).

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 1133-01-ЗМО привлечение перевозчиков к пассажирским перевозкам железнодорожным транспортом (пригородное сообщение) осуществляется на основании договоров о транспортном обслуживании населения, заключенных с уполномоченным органом.

Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Мурманской области утвержден постановлением Правительства Мурманской области от 27.06.2008 № 300-ПП «Об обеспечении обслуживания населения автомобильным и железнодорожным транспортом на территории Мурманской области» (далее – Порядок № 300-ПП).

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 300-ПП субсидии предоставляются организации железнодорожного транспорта на основании договора на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Мурманской области, заключенного с исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения, по тарифам, регулируемым Правительством Мурманской области, с предоставлением всех льгот на проезд, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Мурманской области.

Тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении были установлены постановлением Правительства Мурманской области от 17.12.2012 № 642-ПП.

Согласно пунктам 4, 5 Порядка № 300-ПП главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление субсидий, является исполнительный орган государственной власти Мурманской области, уполномоченный в сфере организации транспортного обслуживания населения (далее - Распорядитель). Предоставление субсидий осуществляется на основании и в соответствии с условиями договора на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Мурманской области, заключенного между Распорядителем и организацией железнодорожного транспорта.

На основании пункта 6 Порядка № 300 –ПП объем субсидий определяется как разница между фактически произведенными расходами и фактически полученными доходами, в том числе на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по провозной плате в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Мурманской области, в размере суммы договора.

Субсидии предоставляются за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели Распорядителю на соответствующий финансовый год (пункт 7 Порядка № 300-ПП).

Руководствуясь Законом № 1133-01-ЗМО Министерство Минтранс МО (Заказчик) и Общество (Исполнитель) 21.11.2011 заключили договор № 233 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Мурманской области в 2012 – 2014 годах, в соответствии с которым Заказчик поручил, а Исполнитель обеспечивал транспортное обслуживание пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Мурманской области согласно размеров движения пригородных поездов по территории Мурманской области и по тарифам, установленным Правительством Мурманской области (пункт 1.1. договора на организацию транспортного обслуживания от 21.11.2011 № 233).

Согласно пункту 2.2. договора на организацию транспортного обслуживания от 21.11.2011 № 233 Заказчик обязан возместить Исполнителю в 2012-2014 годах потери в доходах, возникающие в результате установления тарифов на перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на территории Мурманской области в Порядке, установленном Правительством Мурманской области на основании отдельных договоров с Исполнителем.

Исполнитель имеет право требовать от Заказчика субсидию на возмещение потерь в доходах, возникающих в результате установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня в случаях, предусмотренных настоящим договором (пункт 5.2. договора на организацию транспортного обслуживания от 21.11.2011 № 233).

11.03.2013 Минтранс МО (Заказчик) и Общество (Исполнитель) заключили договор № 71 предоставления субсидии из областного бюджета на возмещение затрат в связи с пассажирскими перевозками населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения, предметом которого являлось осуществление Исполнителем регулярных перевозок в соответствии с договором на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения по территории Мурманской области и предоставление Заказчиком субсидий Исполнителю в целях возмещения затрат, в связи с организацией пассажирских перевозок, в соответствии с Порядком № 300-ПП (пункты 1.1., 1.2. договора предоставления субсидии из областного бюджета от 11.03.2013 № 71).

Разделом 2 договора стороны определили порядок расчетов, в соответствии с которым Исполнитель представляет Заказчику плановые объемы субсидий на возмещение затрат в связи с осуществлением пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения, указанным в пункте 1.1., договора на 2013 год в стоимостном выражении с разбивкой по кварталам, являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение № 1) (пункт 2.1. договора предоставления субсидии из областного бюджета от 11.03.2013 № 71).

На основании пункта 2.2. договора субсидии предоставляются за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели Заказчику на соответствующий финансовый год.

Для получения субсидии Исполнитель ежеквартально, в срок не более 25 дней, следующих за отчетным, представляет Заказчику заверенный руководителем и главным бухгалтером отчеты по объемам выполненной работы, фактически полученным доходам и затратам при осуществлении пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения (Приложения № 2, 3, 4) и счет (пункт 2.3. договора предоставления субсидии из областного бюджета от 11.03.2013 № 71).

Согласно пункту 2.5. договора объем субсидий определяется как разница между фактически произведенными расходами и фактически полученными доходами, в том числе на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по провозной плате в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Мурманской области.

Заказчик в течение пяти рабочих дней после поступления денежных средств из Министерства финансов Мурманской области на счет Заказчика переводит денежные средства на счет Исполнителя (пункт 2.6. договора предоставления субсидии из областного бюджета от 11.03.2013 № 71).

Согласно пункту 3.1. договора Заказчик должен был возмещать Исполнителю затраты в связи с перевозками железнодорожным транспортом пригородного сообщения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в приложении № 1 к договору в соответствии с Порядком № 300-ПП.

На основании пункта 3.4 договора Исполнитель имел право подавать Заказчику предложения по вопросам уточнения и изменения порядка выделения денежных средств.

Договор вступал в силу с момента его подписания и действовал по 31 декабря 2013 года. В части взаиморасчетов договор действовал до полного исполнения сторонами своих обязательств. Действие договора распространялось на отношения сторон, возникшие с 01 января 2013 года (пункт 6.1. договора предоставления субсидии из областного бюджета от 11.03.2013 № 71).

Приложением № 1 к договору стороны согласовали план объемов субсидий в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения на 2013 год в размере 9 000 тыс. руб.

Дополнительным соглашением № 2 от 18.11.2011 к договору предоставления субсидии из областного бюджета от 11.03.2013 № 71 стороны согласовали Приложение № 1 к договору в новой редакции, изменив объем субсидий на 2013 года до 28 681, 5 тыс. руб.

Общество направляло Министерству МО отчеты за 1 квартал 2013 года, за второй квартал 2013 года, за 1 полугодие 2013 года, за 9 месяцев2013 года, за 2013 год об объемах выполненной работы по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по территории Мурманской области (Приложение № 2 к договору); о доходах от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по территории Мурманской области и суммах штрафов за безбилетный проезд в железнодорожном транспорте пригородного сообщения (Приложение № 3 к договору); сведения о фактических затратах, сложившихся по Мурманской области от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (Приложение № 4 к договору).

Для возмещения затрат в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Мурманской области Общество направило Минтрансу МО счета на оплату № 204 от 25.04.2013 в сумме 2 250 000 руб., № 444 от 24.07.2013 в сумме 2 250 000 руб., № 723 от 23.10.2013 в сумме 2 250 000 руб., № 793 от 15.11.2013 в сумме 21 931 500 руб., всего на сумму 28 681 500 руб.

Платежными поручениями № 4084060 от 14.05.2013 на сумму 2 250 000 руб., № 4641768 от 07.08.2013 на сумму 2 250 000 руб., № 5231751 от 06.11.2013 на сумму 2 250 000 руб., № 5478755 от 26.11.2013 на сумму 14 947 000 руб., № 5614633 от 09.12.2013 на сумму 6 984 500 руб. Минтранс МО перечислило Обществу 28 681 500 руб. субсидии на возмещение затрат, связанных с организацией пассажирских перевозок.

По итогам финансового результата, определенного исходя из фактических расходов Исполнителя, уменьшенных на сумму полученных доходов и сумму, выплаченной Заказчиком субсидии, сумма недополученных доходов Общества, возникших при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Мурманской области за 2013 год составила 1 566 000 руб.

05.05.2014 Общество направило Минтрансу МО, Минфину МО и Правительству МО претензию (исх. № 1139) с просьбой в срок до 01.06.2014 возместить убытки в сумме 1 566 000 руб., возникшие вследствие государственного регулирования тарифа на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Мурманской области в 2013 году.

В ответ на претензию Заместитель Губернатора Мурманской области 30.05.2014 направил Обществу письмо (исх. № 01/1756-ГС), в котором указал, что в соответствии Порядком № 300-ПП субсидии предоставляются за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели на соответствующий финансовый год. На основании договора от 11.03.2013 № 71 и в соответствии с Порядком № 300-ПП обязательства по перечислению Обществу субсидий в 2013 году Минтрансом МО выполнены полностью.

Не согласившись с суммой возмещения и недополучением, по мнению Общества, дохода в размере 1 566 000 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 БК РФ).

Законом Мурманской области от 18.12.2012 № 1544-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено, что производителям товаров (работ, услуг) субсидии предоставляются в порядке, установленном Правительством Мурманской области, в случае включения данных расходов в целевые программы, бюджетные ассигнования на реализацию которых предусмотрены данным Законом (пункт 3 статьи 10).

Согласно Порядку предоставления организации железнодорожного транспорта субсидий на возмещение разницы в стоимости полного и льготного разового проездного билета при предоставлении отдельным категориям граждан льгот на проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения, утвержденному постановление Правительства Мурманской области от 16.11.2007 № 549-ПП (в редакции, действующей в спорный период), предоставление субсидий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, кассовым планом, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели (пункт 5); возмещение разницы в стоимости полного и льготного проездного билета осуществляется на основании и в соответствии с условиями договора, заключенного с организацией железнодорожного транспорта за фактически реализованные льготные проездные билеты (пункт 6).

В соответствии с Порядком № 300-ПП предоставление субсидий осуществляется на основании и в соответствии с условиями договора на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, заключенного между исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченный в сфере организации транспортного обслуживания населения, и организацией железнодорожного транспорта (пункт 5); субсидии предоставляются за счет и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели на соответствующий финансовый год (пункт 7).

Порядок возмещения убытков, причиненных государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами этих органов, определяется статьями 15, 16 ГК РФ.

Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьями 15 и 1069 ГК РФ лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.

Возможность взыскания убытков закон связывает с доказыванием наличия и размера убытков, противоправного поведения лица, причинившего убытки, и наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и наступившими отрицательными последствиями в виде убытков у истца. Недоказанность хотя бы одного из этих условий может служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Из материалов дела следует, судом установлено, что в спорном 2013 году на территории Мурманской области предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с организацией пассажирских перевозок пассажирским транспортом пригородного сообщения производился в соответствии с Порядком № 300-ПП.

Согласно пункту 6 Порядка № 300-ПП объем субсидий определялся как разница между фактически произведенными расходами и фактически полученными доходами, в том числе на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по провозной плате в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Мурманской области, в размере суммы договора.

Расчет разницы, подлежащей возмещению ОАО «СЗППК» производился, исходя из утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 17.12.2012 № 642-ПП тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Указанный нормативный акт истцом оспорен не был.

Приложением № 1 к договору предоставления субсидии из областного бюджета от 11.03.2013 № 71 (в редакции дополнительного соглашения № 2 от 18.11.2013) стороны согласовали план объемов субсидий в связи с организацией пассажирских перевозок железнодорожным транспортом пригородного сообщения на 2013 год в размере 28 681 500 руб.

Согласованная договором предоставления субсидии из областного бюджета от 11.03.2013 № 71 в соответствии с Порядком № 300-ПП разница возмещена Обществу Минтрансом МО за счет средств областного бюджета в полном объеме.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что истцом не доказан факт противоправного поведения ответчика.

При изложенных обстоятельствах не имеется оснований для признания доказанным наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у истца убытками в заявленном размере с учетом положений статей 15, 1069 ГК РФ.

При указанных обстоятельствах исковое требование удовлетворению не подлежит.

На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с тем, что в удовлетворении иска отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

решил:

в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения.

Судья Н.Н. Ярец