ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-7435/15 от 08.12.2015 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049

http://murmansk.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Мурманск                                                                                 Дело  №А42-7435/2015

15 декабря 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 декабря 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2015 года.

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Кушниренко В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания     Свистуновой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр бюджетного учета «Интеркомп», Сретенский тупик, д. 2, ком. 1, г.Москва (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, ул.Книповича, д. 9А, г. Мурманск (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо – Министерство образования и науки Мурманской области, ул. Трудовые резервы, д. 4, г. Мурманск (ОГРН <***>; ИНН <***>)  

о признании незаконным решения от 20.07.2015 по делу № 06-10/15-200 в части и признании незаконным бездействия

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – не явился, извещен,

ответчика – ФИО1, доверенность от 19.01.2015 № 01-17-7,

третьего лица – ФИО2, доверенность от 17.11.2015 № 17-08/8701-НК,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Центр бюджетного учета «Интеркомп» (далее – Общество, ООО «ЦБУ «Интеркомп», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган), в котором просит:

- признать частично незаконным и изменить решение УФАС от 20.07.2015 по делу            №06-10/15-200, а именно признать незаконным установление требований к исполнителю в рамках заказа №0149200002315001983, предмет закупки «Право заключения государственного контракта Мурманской области на оказание услуг по внедрению автоматизированной информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде в организациях дополнительного образования Мурманской области в 2015 году», лицензий Федеральной службы по техническому заданию и экспортному контролю (далее – ФСТЭК) и Федеральной службы безопасности (далее – ФСБ);

- признать незаконным бездействие УФАС по не рассмотрению жалобы заявителя о нарушении Министерством образования и науки Мурманской области (далее – Министерство) антимонопольного законодательства;

- обязать УФАС возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Министерства.

В обоснование своей позиции Общество указало, что предметом рассматриваемой закупки являлось право заключения государственного контракта Мурманской области на оказание услуг по внедрению автоматизированной информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде в организациях дополнительного образования Мурманской области в 2015 году. В рамках данного заказа Министерство установило требования к участникам закупки, касающиеся наличия у них действующих лицензий на право осуществления видов деятельности, выданных соответствующими федеральными органами исполнительной власти – ФСТЭК и ФСБ. Затребованные у исполнителя лицензии по указанным видам деятельности не относятся к предмету закупки и наличие их для выполнения указанных работ не требуется. Более того, аукционной документацией предусмотрено привлечение к работам по контракту третьих лиц, имеющих соответствующие лицензии на указанные виды деятельности. Следовательно, для выполнения работ в рамках контракта наличие затребованных лицензий непосредственно у исполнителя не требуется.

Общество полагает, что в рамках требований технического задания создается канал связи для собственных нужд исполнителя по контракту, чтобы иметь возможность обеспечить защищенное соединение с заказчиком, то есть предполагается осуществление работ по защите информации для собственных нужд, выполнение которых не требует лицензии.  

По мнению заявителя, действия Министерства в рамках осуществления закупки №0149200002315001983 по установлению излишних требований наличия лицензий для выполнения работ, приводят к ограничению (вплоть до полного устранения) конкуренции на рынке услуг по разработке программного обеспечения и нарушают положения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ). При этом, в нарушение статьи 39 Закона № 135-ФЗ УФАС не только не возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства, но и не рассмотрело в этой части заявление ООО «ЦБУ «Интеркомп».

УФАС представило отзыв, в котором с требованиями заявителя не согласилось, указав, что в соответствии с документацией об аукционе потребностью заказчика является получение услуги по внедрению автоматизированной информационной системы, обеспечивающей оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде в организациях дополнительного образования Мурманской области в 2015 году. Согласно пункту 2 Раздела 2 тома 2 аукционной документации обеспечение безопасности информации конфиденциального характера, обрабатываемой в автоматизированной информационной системе (далее – АИС) (персональных данных), осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами и руководящими документами, регламентирующими отношения в сфере обращения и защиты персональных данных. Подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) установлено, что деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию. Учитывая наименование услуг по внедрению АИС Дополнительное образование в Мурманской области, а также требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) работ (услуг), указанных в пункте 3 Раздела 2 тома 2 аукционной документации, Управление пришло к выводу, что действия заказчика по включению в состав аукционной документации требования к участникам Электронного аукциона о представлении в составе заявки копии лицензии ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации на определенные виды деятельности являются обоснованными. Отсутствие у ООО «ЦБУ «Интеркомп» возможности выполнения работ в соответствии с требованиями, установленными заказчиком, по мнению УФАС, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников закупки.

Относительно вменяемого бездействия Управление указало, что жалоба Общества подана в антимонопольный орган в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Порядок рассмотрения таких жалоб регламентирован статьей 106 Закона № 44-ФЗ. Решение о передаче материалов должностному лицу антимонопольного органа для решения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях заказчика нарушения антимонопольного законодательства принимается в случае, если Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд усмотрит признаки нарушения Закона № 135-ФЗ. В рассматриваемом случае Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила со стороны заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и выдала предписание об устранении допущенного нарушения.    

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство.

Министерство представило отзыв, в котором со ссылкой на статьи 31, 33 Закона №44-ФЗ указало, что содержание объекта закупки раскрывается в техническом задании, и в том случае, если техническим заданием предусмотрено осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию, заказчик обязан затребовать у участника закупки подтверждение о наличии у него необходимых лицензий. В рассматриваемом случае техническим условием предусмотрено оказание услуг, подлежащих лицензированию. Требования о наличии лицензий на осуществление определенных видов деятельности, являющихся предметом закупки, осуществление которых подлежит лицензированию в соответствии с Законом № 99-ФЗ, устанавливаются именно к участнику закупки и подтверждаются им во второй части заявки путем приложения документов, подтверждающих соответствие участника аукциона установленным требованиям. Исполнитель имеет право на привлечение третьих лиц для исполнения взятых на себя обязательств, вместе с тем, Законом № 44-ФЗ применительно к рассматриваемому случаю не установлена обязанность исполнителя уведомлять заказчика о привлечении соисполнителей по контракту и соответствии их требованиям, установленным техническим заданием и действующим законодательством. Техническим заданием на оказание услуг по внедрению автоматизированной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования и науки в электронном виде в организациях дополнительного образования Мурманской области в 2015 году предусмотрено создание защищенного канала от центральной точки ведомственной сети заказчика до программно-аппаратной платформы исполнителя, на которой должна быть размещена информационная система заказчика. Данный канал создается для нужд заказчика, которым является Министерство.   

До начала судебного заседания  ООО «ЦБУ «Интеркомп» представило возражения на отзыв УФАС, в которых поддержало позицию, изложенную в заявлении.

В судебном заседании представители ответчика и третьего лица с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.

Общество, извещенное о времени и мессе рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.

С учетом мнения представителей ответчика и третьего лица, обстоятельств дела и в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.  

Как установлено материалами дела 29.06.2015 уполномоченным органом - Комитетом государственных закупок Мурманской области,  на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг опубликовано извещение о проведении Электронного аукциона (номер 0149200002315001983). Объектом закупки является: право заключения государственного контракта Мурманской области на оказание услуг по внедрению автоматизированной информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования и науки в электронном виде в организациях дополнительного образования Мурманской области в 2015 году. Заказчик – Министерство образования и науки Мурманской области. Начальная (максимальная) цена контракта – 3 359 105 руб.   

Окончание срока подачи заявок – 15.07.2015. Окончание срока рассмотрения первых частей заявок – 17.07.2015. Дата проведения аукциона – 20.07.2015.

Пунктом 1.1. Раздела 2 тома 2 аукционной документации заказчик определил объем услуг. Согласно данному пункту, от исполнителя по контракту требуется оказать услуги по внедрению автоматизированной информационной системы, обеспечивающей оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде в организациях дополнительного образования Мурманской области в 2015 году.

Наименование услуг: внедрение информационной системы Дополнительное образование, обеспечивающей оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде в 139 организациях дополнительного образования Мурманской области, Министерстве  образования и науки Мурманской области и 17 администрациях муниципальных образований:

- заполнение данных об организациях дополнительного образования, их сотрудниках, обучающихся, родителях (законных представителях) обучающихся;

- обучение муниципальных операторов и администраторов ведению информационной системы Дополнительное образование.              

В целях оказания услуги исполнитель имеет право привлекать третьих лиц.

Пунктом 1.1 Раздела 4 тома 2 аукционной документации установлено, что участник Электронного аукциона должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки. Обязательно наличие действующих лицензий на право осуществления видов деятельности по предмету аукциона, выданных соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области оказания услуг, являющихся объектом закупки:

- лицензии ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации на следующие виды деятельности:

1. Контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации.

2. Проектирование в защищенном исполнении:

- средств и систем информатизации;

- помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;

- защищаемых помещений.

3. Установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации);

- лицензии ФСБ на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется доя обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) на следующие виды деятельности:

1. Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств.

2. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.

3. Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

10.07.2015 ООО «ЦБУ «Интеркомп» обратилось в УФАС с жалобой на действия заказчика (Министерства), в которой указало, что затребованные у исполнителя лицензии по указанным видам деятельности не относятся к предмету закупки и наличие их для выполнения указанных услуг не требуется. Действия Министерства в рамках осуществления закупки № 0149200002315001983 по установлению излишних требований наличия лицензий для выполнения работ приводят к ограничению (вплоть до полного устранения) конкуренции на рынке услуг по разработке программного обеспечения и нарушают положения статьи 15 Закона № 135-ФЗ.

В связи с поступлением жалобы УФАС провело внеплановую проверку размещения спорного заказа и вынесло решение от 20.07.2015 по делу №06-10/15-200, которым заказчик – Министерство образования и науки Мурманской области – признан нарушившим часть 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при установлении требования к участникам Электронного аукциона о наличии в составе заявки копии лицензии ФСБ на определенные виды деятельности.

            На основании данного решения УФАС 20.07.2015 выдано предписание, в соответствии с которым заказчику и уполномоченному органу предписано устранить  нарушения части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Электронного аукциона, и внесения изменений в документацию об Электронном аукционе либо аннулирования определения поставщика.

В установленный УФАС срок допущенные нарушения Министерством устранены; в документацию об Электронном аукционе внесены изменения.   

Не согласившись с выводом УФАС об обоснованности действий заказчика по включению в состав аукционной документации требования к участникам Электронного аукциона о предоставлении в составе заявки копии лицензии ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации на определенные виды деятельности, а также посчитав незаконным бездействие Управления, выразившееся в оставлении без удовлетворения жалобы Общества в части привлечения Министерства к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, ООО «ЦБУ «Интеркомп» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд вцелях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно статье 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть1).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть2).

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы (часть 5).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии счастями 3 - 6 статьи 66настоящего Федерального законаи инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержатьдокументы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленнымпунктом 1 части 1,частями 2и2.1 статьи 31(при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленнымпунктами 3 - 9 части 1 статьи 31настоящего Федерального закона.

Пунктом 1.1 Раздела 4 тома 2 аукционной документации установлено, что участник Электронного аукциона должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки. У участника Электронного аукциона обязательно наличие действующей лицензии ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации на следующие виды деятельности:

1. Контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации.

2. Проектирование в защищенном исполнении:

- средств и систем информатизации;

- помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;

- защищаемых помещений.

3. Установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации);

В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, применительно к рассматриваемому случаю, требования к участникам закупки должны быть обусловлены содержанием (наименованием) услуг, являющихсяобъектом закупки, и требованиями, установленными к лицам, оказывающим такие услуги, законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Требования к объему услуг установлены пунктом 1.1 пункта 1 Раздела 2 тома 2 аукционной документации: оказать услуги по внедрению автоматизированной информационной системы, обеспечивающей оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде в организациях дополнительного образования Мурманской области в 2015 году.

Наименование услуг: внедрение информационной системы Дополнительное образование, обеспечивающей оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде в 139 организациях дополнительного образования Мурманской области, Министерстве  образования и науки Мурманской области и 17 администрациях муниципальных образований:

- заполнение данных об организациях дополнительного образования, их сотрудниках, обучающихся, родителях (законных представителях) обучающихся;

- обучение муниципальных операторов и администраторов ведению информационной системы Дополнительное образование.               

Требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) работ (услуг) установлены в пункте 3 Раздела 2 тома 2 аукционной документации.

Услуга по внедрению АИС Дополнительное образование включает в себя: предпроектное обследование (пункт 3.1.1), внедрение АИС Дополнительное образование в 139 ОДО, 17 АМО, МОиНМО (пункт 3.1.2), обучение пользователей (пункт 3.1.3), интеграция АИС с единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) (пункт 3.1.4), перевод в электронный вид услуги «Подача заявления и зачисление в ОДО» и реализация возможности предоставления услуги в электронной форме на ЕПГУ/РПГУ (пункт 3.1.5), подготовка эксплуатационной документации (пункт 3.1.6), сопровождение внедренной АИС Дополнительное образование (выделение вычислительных мощностей на Платформе исполнителя дл размещения серверных компонентов АИС Дополнительное образование; предоставление в пользование АИС Дополнительное образование со дня заключения государственного контракта по 31.12.2015 включительно; обеспечение работоспособности в соответствии с техническими требованиями; техническая, консультационная, методологическая поддержка) (пункт 3.1.7).

В соответствии с подпунктом 3.22 пункта 3 Раздела 2 тома 2 аукционной документации услуги по внедрению АИС должны включать в себя:

1. Сбор данных о внедряемых объектах. В ходе сбора данных образовательным организациям необходимо предоставить заказчику заполненные шаблоны, выданные исполнителем. Анализ данных для загрузки в АИС. Исполнитель обязан провести полный анализ заполненных шаблонов, предоставленных заказчиком, и при выявлении ошибок в формате данных исправить их, для возможности корректной загрузки информации в АИС.

2. Установка АИС на оборудовании исполнителя.

3. Импорт выверенных данных по объектам в АИС.

4. Обучение сотрудников органов управления образования и образовательных организаций.

Согласно подпункту 3.20.1 пункта 3 Раздела 2 тома 2 аукционной документации исполнитель должен обладать Платформой, на которой размещена АИС, соответствующей требованиям нормативной документации по организационно-технической защите информации, по защите информации от несанкционированного доступа по классу защищенности 1Г для автоматизированных систем, на платформе возможно обрабатывать персональные данные до класса К1 включительно.

Исполнитель должен  течение 20 дней представить документ, подтверждающий соответствие Платформы требованиям технического задания документации об Электронном аукционе. От платформы исполнителя должен быть организован канал передачи данных до центральной точки ведомственной сети передачи данных заказчика. Криптозащита канала передачи данных должна быть организована от Платформы исполнителя до центральной точки заказчика: <...>.

Таким образом, потребностью заказчика является получение услуги по внедрению автоматизированной информационной системы, обеспечивающей оказание государственных услуг и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде в организациях дополнительного образования Мурманской области в 2015 году, и обеспечению организационно-технической защиты информации от несанкционированного доступа по классу защищенности 1Г для автоматизированных систем, с возможностью обрабатывать персональные данные до класса К1 включительно.    

Пунктом 2 Раздела 2 тома 2 аукционной документации установлено, что обеспечение безопасности информации конфиденциального характера, обрабатываемой в АИС (персональных данных), осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами и руководящими документами, регламентирующими отношения в сфере обращения и защиты персональных данных.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит лицензированию.

Согласно подпунктам «б», «д», «е» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 № 79, при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации лицензированию подлежат следующие виды работ и услуг:

- контроль защищенности конфиденциальной информации от несанкционированногодоступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;

- проектирование в защищенном исполнении: средств и систем информатизации;помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;защищаемых помещений;

- установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средствзащиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).

Учитывая наименование услуг по внедрению АИС Дополнительное образование в Мурманской области, требования к техническим, функциональным характеристикам и эксплуатационным характеристикам (потребительским свойствам) работ (услуг), действия заказчика по включению в состав аукционной документации требования к участникам Электронного аукциона о предоставлении в составе заявки копии лицензии ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации на определенные виды деятельности являются обоснованными.   

В этой связи вывод УФАС о соответствии действий заказчика в указанной части требованиям Закона № 44-ФЗ суд находит правомерным.

В своем заявлении Общество указывает на то, что в соответствии с пунктом 1.1 Раздела 2 тома 2 аукционной документации в целях оказания услуги исполнитель имеет право привлекать третьих лиц. По мнению заявителя, наличие необходимой лицензии у соисполнителя по контракту освобождает исполнителя от необходимости иметь такую лицензию.

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ единые требования устанавливаются именно к участникам закупки; соответствие указанным требованиям подтверждается путем приложения необходимых документов.  

Законом № 44-ФЗ, применительно к рассматриваемому случаю, не установлена обязанность исполнителя уведомлять заказчика о привлечении соисполнителей по контракту и соответствии их требованиям, установленным техническим заданием и действующим законодательством, в частности о наличии у соисполнителей лицензий на осуществление лицензируемых видов деятельности. При этом ответственность за качество и объем оказанных услуг перед заказчиком несет исполнитель по контракту.

Суд также находит необоснованным довод Общества о бездействии УФАС, выразившемся в оставлении без рассмотрения жалобы ООО «ЦБУ «Интеркомп» о нарушении Министерством антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.   

Частью 8 статьи 106 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона № 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По результатам рассмотрения поступившей от ООО «ЦБУ «Интеркомп» жалобы (исх. № 58 от 10.07.2015) Управление вынесло решение от 20.07.2015 по делу                       №06-10/15-200, которым Министерство признано нарушившим часть 6 статьи 31 Закона №44-ФЗ при установлении требования к участникам Электронного аукциона о наличии в составе заявки копии лицензии ФСБ на определенные виды деятельности. На основании данного решения УФАС 20.07.2015 выдано предписание, в соответствии с которым заказчику и уполномоченному органу предписано устранить  нарушения части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Материалы дела № 06-10/15-200 переданы должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях Министерства признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ. В ходе проведения проверки, с учетом устранения Министерством нарушения части 6 статьи 31 Закона       №44-ФЗ, факты, влияющие на ограничение конкуренции, установлены не были. В связи с чем на основании статьи 44 Закона № 135-ФЗ Управление приняло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства ввиду отсутствия в действиях Министерства признаков нарушения Закона № 135-ФЗ. 

О принятом решении УФАС уведомило ООО «ЦБУ «Интеркомп» письмом от 11.08.2015 № 07-06/15-4392/1.

Таким образом, заявление Общества о бездействии УФАС, выразившемся в оставлении без рассмотрения жалобы ООО «ЦБУ «Интеркомп» о нарушении Министерством антимонопольного законодательства, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. 

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение УФАС соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя; жалоба Общества была рассмотрена в полном объеме; оснований для удовлетворения требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Центр бюджетного учета «Интеркомп» о признании частично незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 20.07.2015 по делу  №06-10/15-200 и о признании незаконным бездействия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Мурманской области.

Судья                                                                                                  В.Н. Кушниренко