Арбитражный суд Мурманской области
Ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42- 7469/2005 “ 15 “ ноября 2006 года
Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена 10 ноября 2006 года.
Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2006 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Галко Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Галко Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Путина»
к Инспекции ФНС России по г. Мурманску
о признании недействительными в части решения № 9095 от 29.07.2005
при участии в заседании представителей:
заявителя – ФИО1 – доверенность от 10.01.2006 № 005;
- ФИО2 – доверенность от 10.01.2006
ответчика – ФИО3 – доверенность от 02.10.2006 № 01-14-31-06/120601
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Путина» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Мурманску (далее – Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительными в части решения № 9095 от 29.07.2005.
В судебном заседании представители заявителя уточнили заявленные требования и просят признать недействительным решение в части:
- доначисления единого социального налога (далее – ЕСН) в сумме 1 155 543 руб. и пеней по ЕСН в сумме 239 551 руб.;
- доначисления пеней по налогу на доходы в сумме 170 779 руб.;
- предложения доудержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 418 836 руб.;
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), в виде взыскания штрафа в сумме 83 767 руб. 20 коп.;
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 231 109 руб.;
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 500 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что выплаты иностранной валюты взамен суточных в соответствии с п.3 Распоряжения Правительства РФ от 01.06.1994г. № 819-р производятся членам экипажей судов за счет средств предприятий-судовладельцев, т.е. работодателя, как указано в статье 165 ТК РФ. Указанные выплаты по свое правовой природе являются компенсационными выплатами, установленными в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей в период нахождения в море, что полностью соответствует понятию компенсаций, данному в статье 164 ТК РФ.
Согласно пункту 42 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.
Кроме того, актом выездной налоговой проверки установлено и в оспариваемом решении не отрицается, что выплаты взамен суточных производятся членам экипажей судов наряду с заработной платой, получаемой в Обществе.
Таким образом, выплаты взамен суточных относятся к компенсационным выплатам, которые освобождаются от налогообложения, в связи с чем у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления единого социального налога в сумме 1 155 543 руб., пеней в сумме 239 551 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), налога на доходы физических лиц в сумме 418 836 руб., пеней в сумме 170 779 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 123 НК РФ.
Заявитель также считает неправомерным привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, поскольку в соответствии со статьями 227 и 230 НК РФ частные нотариусы признаются самостоятельными плательщиками налога. Общество не является налоговым агентом в отношении этих лиц, в связи с чем не обязано представлять в налоговый орган сведения о доходах, выплаченных частным нотариусам.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и уточнении к нему.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В обоснование своих возражений ответчик приводит следующие доводы.
Установленные распоряжениями Правительства РФ от 01.06.1994г. № 819-р и от 03.11.1994г. № 1741-р предельные нормы выплат в иностранной валюте взамен суточных членам судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности не являются компенсацией командировочных расходов, а включаются в заработную плату повышенного размера за особые условия труда в соответствии со статьей 146 ТК РФ.
Нахождение экипажа на судне в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой и, соответственно, выплата иностранной валюты взамен суточных не является возмещением командировочных расходов.
Выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, являются выплатами, связанными с особыми условиями труда в море и выполнением работником трудовых обязанностей.
Кроме того, поскольку частные нотариусы не проходят государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, норма пункта 2 статьи 230 НК РФ на них не распространяется, в связи с чем сведения о доходах, выплаченных частным нотариусам, предоставляются налоговыми агентами в налоговый орган по месту своего учета в общеустановленном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц; правильности исчисления и уплаты единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2004; соблюдения формы, полноты и своевременности представления в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам, и об удержанных суммах налога за 2002 – 2003 годы).
По результатам выездной налоговой проверки был составлен Акт от 11.07.2005 (л.д.53 т.1).
Акт выездной налоговой проверки был вручен генеральному директору Общества лично 11.07.2005 (л.д.67 т.1).
На основании Акта налоговой и.о. руководителя Инспекции 29.07.2005 было принято решение № 9095, которым заявитель привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных:
- статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в бюджет сумм налога на доходы физических лиц за 2002 – 2004 годы, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 84 119 руб.;
- статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, удержанного налоговым агентом с конкретных физических лиц, в виде взыскания штрафа в размере 345 055 руб.;
- пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату единого социального налога в результате занижения налоговой базы, в виде взыскания штрафа в размере 231 109 руб.;
- пунктом 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление в установленный законодательством срок в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ о доходах, выплаченных частным нотариусам за 2002 год по сроку представления не позднее 01.01.2003 года в количестве 4-х документов и за 2003 год по сроку представления не позднее 01.01.2004 года в количестве 6-ти документов, в виде взыскания штрафа в сумме 500 руб. (л.д.27 т.1).
Одновременно указанным решением Обществу предложено:
- уплатить единый социальный налог в сумме 1 155 543 руб., пени по ЕСН в сумме 239 551 руб.,
- уплатить задолженность по налогу на доходы физических лиц, установленной на 01.01.2005, в сумме 1 725 273 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 487 549 руб.,
- доудержать в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24, пунктом 2 статьи 231 НК РФ сумму налога на доходы физических лиц, не удержанный с конкретных физических лиц и перечислить в бюджет полностью в размере 420 596 руб.
Заявитель, не согласившись решением налогового органа в части доначисления единого социального налога в сумме 1 155 543 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 418 836 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ, по статье 123 НК РФ и по пункту 1 статьи 126 НК РФ, оспорил его в судебном порядке.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 НК РФ предусматривается обязанность налоговых агентов по своевременному и правильному исчислению, удержанию и внесению в бюджет сумм налога с доходов физических лиц.
Согласно статьям 209-210 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход налогоплательщика, полученный им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которым у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 НК РФ.
В соответствии со статьёй 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Случаи предоставления компенсационных выплат, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей, предусмотрены главой 23 Трудового кодекса РФ.
Согласно статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных названным Кодексом (гарантии при приёме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счёт средств работодателя.
Выплата иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания российских судоходных компаний осуществляется в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 01.06.1994г. № 819-р и от 03.11.1994г. № 1741-р (далее – Распоряжения № 819-р и № 1741-р).
В соответствии с п. 3 Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 01.06.1994г. № 819-р установленные в пункте 1 настоящего распоряжения выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся за счет средств предприятий - судовладельцев.
Выплаты иностранной валюты взамен суточных производятся членам экипажей судов за период пребывания в рейсе и по своей правовой природе являются компенсационными выплатами, установленными в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей в период нахождения в море, что соответствует понятию компенсаций, данному в статье 164 ТК РФ.
Данные выплаты производятся членам экипажей судов помимо заработной платы и заработной платой не являются.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработной платой является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренные главой 21 Кодекса «Заработная плата».
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
Таким образом, оплата труда в особых условиях, предусмотренная ст. 146 ТК РФ, на которую ссылается налоговый орган, также устанавливается коллективными или трудовыми договорами.
Выплата работникам иностранной валюты взамен суточных коллективным и трудовыми договорами не установлена, что не оспаривается ответчиком, в связи с чем заработной платой не является.
В соответствии с пунктом 42 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера, утверждённой постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 10.07.1995г. № 89 и согласованной с министерствами экономики, финансов и труда России, Центральным банком Российской Федерации, расходы, выплаченные взамен суточных, не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.
В состав фонда заработной платы Общества выплаты взамен суточных не включены, что не оспаривается ответчиком.
Доводы налогового органа о том, что данные выплаты не являются компенсацией командировочных расходов, не влияют на компенсационный характер данных выплат.
В соответствии со статьёй 166 Трудового кодекса Российской Федерации, служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Таким образом, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой.
Вместе с тем, статьей 165 ТК РФ помимо перечисленных в данной статье компенсаций, в т.ч. при направлении в служебные командировки, предусмотрено предоставление компенсаций в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с данным Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В соответствии со статьей 4 Кодекса законов о труде Российской Федерации, который действовал в период принятия распоряжений Правительства РФ, к актам законодательства о труде относились распоряжения Правительства Российской Федерации.
Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, в том числе постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Под нормативным актом, входящим в систему законодательства Российской Федерации, понимается документ, принятый соответствующим органом в пределах компетенции и содержащий предписания, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, Постановлением Правительства РФ от 13.08.97г. № 1009 распоряжения Правительства РФ являются нормативными правовыми актами.
Статьей 12 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с истечением срока его действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием, утратившим силу) данного акта актом равной или вышестоящей юридической силы.
Распоряжения Правительства Российской Федерации № 819-р, 1741-р. являются действующими нормативными правовыми актами, не противоречат нормам трудового законодательства, а следовательно, подлежат применению в полном объеме.
Предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний установлены Распоряжением № 819-р, действие которого распространено на членов экипажей заграничного плавания флота рыбной промышленности Распоряжением № 1741-р.
Выплаты произведены Обществом в пределах норм, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации, поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 238 НК РФ и статьей 217 НК РФ не подлежат обложению ЕСН и налогом на доходы физических лиц.
Таким образом, доначисление Обществу оспариваемым решением ЕСН и налога на доходы физических лиц, соответствующих пеней и налоговых санкций, связанного с включением в налоговую базу сумм выплат иностранной валюты взамен суточных, является необоснованным.
Кроме того, суд также считает не основанным на законе оспариваемое решение налогового органа в части доначисления и уплаты неудержанного налога на доходы физических лиц с соответствующими пенями по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
Требование Инспекции о перечислении налоговым агентом за счет собственных средств сумм налога, не удержанных у налогоплательщика, не основано на нормах Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из содержания статьи 8 НК РФ, налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. То есть взимание налога - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам.
Согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц.
Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Таким образом, взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит положениям статьи 8, пункта 9 статьи 226 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в пункте 2 этой статьи.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абзац третий пункта 2 статьи 45 НК РФ). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.
Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.
В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент. Только в этом случае с него может быть взыскана сумма удержанного налога и на него будут распространяться положения статьи 75 НК РФ о начислении пеней за просрочку уплаты налога (удержанного, но не перечисленного).
Таким образом, нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Поскольку доначисленные налоговым органом суммы налога на доходы физических лиц, заявителем удержаны не были, отсутствует и его обязанность по ихуплате в бюджет, а также возможность начисления пеней за просрочку уплаты (перечисления) налога.
Суд также считает не основанным на законе оспариваемое решение налогового органа в части привлечения заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ явилось непредставление Обществом в налоговый орган сведений по форме 2-НДФЛ о доходах, выплаченных частным нотариусам за 2002 год по сроку представления не позднее 01.01.2003 года в количестве 4-х документов и за 2003 год по сроку представления не позднее 01.01.2004 года в количестве 6-ти документов.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Как следует из пункта 1 статьи 226 НК РФ налоговыми агентами по налогу на доходы являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 названной статьи, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с названной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Статьей 227 НК РФ установлено, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Таким образом, из содержания данных положений Налогового кодекса РФ следует, что частные нотариусы, являясь налогоплательщиками, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы, полученный от частной практики. Исчисление, удержание и перечисление таких налоговых платежей осуществляется ими без участия налоговых агентов.
Поскольку в соответствии с налоговым законодательством (пункт 1 статьи 24 и пункт 1 статьи 226 НК РФ) на Общество не возложена обязанность по исчислению и удержанию у занимающихся частной практикой нотариусов (налогоплательщиков) и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц, оно не может быть признано налоговым агентом.
Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. При этом не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары (оказанные услуги) в том случае, если индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговый орган.
В соответствии со статьей 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
Следовательно, для целей Налогового кодекса Российской Федерации к индивидуальным предпринимателям относятся и частные нотариусы.
С учетом изложенного Общество в данном случае не обязано было исчислять налог на доходы физических лиц с данных сумм и представлять сведения о доходах, выплаченных частным нотариусам, поскольку не является налоговым агентом в отношении этих лиц, обязанным в соответствии со статьей 230 НК РФ представлять данные сведения.
Кроме того, с выплаченных Обществом частным нотариусам сумм за оказанные услуги невозможно определить налоговую базу и исчислить налог на доходы физических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
Таким образом, доходы, выплаченные заявителем частным нотариусам, подлежат налогообложению с учетом произведенных ими расходов и налоговых вычетов. Налог на доходы данных лиц исчисляется и уплачивается налогоплательщиками самостоятельно.
Общество не является налоговым агентом, обязанным исчислять и удерживать налог по отношению к частным нотариусам, получившим денежные средства за оказанные услуги, а, следовательно, не обязано вести учет доходов таких лиц и представлять в налоговый орган сведения об их доходах.
При таких обстоятельствах суд считает привлечение заявителя к ответственности, предусмотренной пункту 1 статьи 126 НК РФ, за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ о доходах, выплаченных частным нотариусам за 2002 год по сроку представления не позднее 01.01.2003 года и за 2003 год по сроку представления не позднее 01.01.2004 года, неправомерным.
С учетом изложенного решение Инспекции № 9095 от 29.07.2005 в части доначисления и уплаты налога на доходы физических лиц в сумме 418 836 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций по статье 123 НК РФ, единого социального налога в сумме 1 155 543 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ уплаченная при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным и не соответствующими положениям Налогового кодекса РФ решение Инспекции ФНС РФ по г. Мурманску от 29.07.2005г. № 9095 в части доначисления и предложения уплатить
- ЕСН в сумме 1 155 543 руб. и пеней по ЕСН в сумме 239 551 руб.;
- пеней по налогу на доходы в сумме 170 779 руб.;
- предложения доудержать и перечислить в бюджет налог на доходы в сумме 418 836 руб.;
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 83 767,20 рублей;
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 231 109 руб.;
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 500 руб.
Обязать Инспекцию ФНС РФ по г. Мурманску устранить допущенные нарушения.
Возвратить ООО «Путина» из средств федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 26.07.2005г. № 458.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.
Судья Е. В. Галко