АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20, тел.44-49-16
http://murmansk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Мурманск Дело № А42-7556/2012
10 июня 2013 года
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 03 июня 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 июня 2013 года.
Судья Арбитражного суда Мурманской области Алексина Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбач Я.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представителя по доверенности ФИО1,
от ответчика – не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» (адрес места нахождения – <...>; далее – заявитель, Общество, ООО «ЖЭК») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (адрес места нахождения: 183038, <...>; далее – ответчик, Инспекция) о признании незаконными действий по установлению фактов нарушения порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений о выборе управляющей организации, отраженных в акте № 1419 от 03.08.2012 (уточнения от 29.05.2012).
В обоснование заявленного требования Общество указало, что выводы, сделанные Инспекцией в ходе проверки, противоречат нормам жилищного законодательства и судебной практике.
Инспекция представила письменный отзыв (л.д. 152), в котором с заявленным требованием не согласилась, указав на законность и обоснованность оспариваемых действий.
Распоряжением от 03.06.2013 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело передано на рассмотрение судье Алексиной Н.Ю.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении уточненных требований.
Ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
С учетом обстоятельств дела, мнения представителя заявителя, на основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании распоряжения от 17.07.2012 № 1298 проведена проверка соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, по вопросу правомерности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, решения о выборе в качестве управляющей компании ООО «ЖЭК» (л.д. 126).
В ходе проверки ответчик истребовал у Общества необходимые для проведения проверки документы, которые были направлены заявителем в Инспекцию 20.07.2012 (л.д. 124-125, 127).
По результатам проверки Инспекция составила акт от 03.08.2012 № 1419, в котором, в том числе пришла к выводу, что при проведении общего собрания собственников помещений были нарушены обязательные требования части 1 статьи 46, часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д. 128-129).
Не согласившись с выводами Инспекции, изложенными в акте проверки, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Часть 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно статье 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе имеют право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.12.2011 № 723-ПП утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Мурманской области (далее – Порядок № 723-ПП).
Пунктами 3, 4.6 указанного порядка установлено, что региональный государственный жилищный надзор на территории Мурманской области осуществляется Государственной жилищной инспекцией области, которая вправе обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований ЖК РФ, и о признании договора управления данным домом недействительным, или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения.
Таким образом, Инспекция обладала полномочиями по проведению проверки указанного выше обращения собственников помещений многоквартирного дома.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
Согласно статье 18 Закона № 294-ФЗ должностные лица государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны, в том числе проводить проверку на основании распоряжения или приказа о ее проведении в соответствии с ее назначением.
В имеющемся в материалах дела распоряжении о проведении проверки от 17.07.2012 № 1298 в нарушение пунктов 3-9 части 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ не указаны цели, задачи, срок проверки; лицо, в отношении которого проводится проверка; правовые основания проведения проверки; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
Таким образом, проверка фактически была проведена в отсутствие надлежащим образом оформленного распоряжения, что не позволяет проверить ни полномочия органа на проведение проверки, ни порядок ее проведения и в силу пункта 4 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ является грубым нарушением процедуры проведения проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В рассматриваемом случае по результатам проверки каких-либо предписаний или протоколов по делу об административном правонарушении Инспекцией не составлялось.
Вместе с тем на момент рассмотрения дела в арбитражном суде решением Октябрьского районного суда от 17.04.2013 подтверждена правомерность принятия решения общего собрания собственников многоквартирного дома № 4 по ул. Егорова, оформленного протоколом от 25.06.2012.
Таким образом, выводы о нарушениях, допущенных при проведении собрания, изложенные в акте проверки, опровергаются вступившим в законную силу решением суда.
Письмами от 31.07.2012 № 02/3-03-02/9544 ОАО «Колэнергосбыт» и от 18.04.2013 № 08/2105 ГОУП «Мурманскводоканал» ресурсоснабжающие организации отказали заявителю в заключении договоров на оказание услуг по дому на улице Егорова д. 4 (л.д. 177-178). При этом ОАО «Колэнергосбыт» сослалось на отсутствие документа, подтверждающего проверку Инспекцией соблюдения требований законодательства РФ к созданию и деятельности ООО «ЖЭК» в отношении спорного дома.
Поскольку сведения, содержащиеся в акте проверки были основаны на результатах проверки, проведенной с грубым нарушением закона и в отсутствие вступившего в законную силу решения суда, указание в акте проверки Инспекции на наличие нарушений, допущенных при проведении собрания собственников многоквартирного дома, не соответствуют действительности, в том числе выводам суда по делу № 2-1269/2013, и влекут для заявителя неблагоприятные последствия для его предпринимательской деятельности в виде неоформления договоров с организациями, оказывающими услуги и выполняющими работы по спорному многоквартирному дому.
С учетом изложенного суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
За рассмотрения заявления с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
На основании статьи 104 АПК РФ государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 104, 110, 150, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
Р Е Ш И Л:
признать незаконными действия Государственной жилищной инспекции Мурманской области по установлению фактов нарушения порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений о выборе управляющей организации, отраженных в акте № 1419 от 03.08.2012, как противоречащие Жилищному кодексу Российской Федерации.
Обязать Государственную жилищную инспекцию по Мурманской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания».
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Мурманской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» судебные расходы в сумме 2 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную по платежному поучению № 648 от 23.11.2012.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня вынесения.
Судья Н.Ю. Алексина